Fallout: Хроники создания легендарной саги. Если хочется почитать про вселенную и разработку серии

Хорошие экранизации игровых серий — редкое явление, отчего выход сериала Fallout стал сродни землетрясению. За ним последовали внезапные «афтершоки»: старые фанаты обращаются к играм, чтобы провести в этом мире ещё немного времени, а споры, какая игра лучше, разгораются с новой силой. Новички тоже не отстают и уже делают первые неуверенные шажки из Убежища. Но если поиграть нет возможности, а сериал просмотрен — рекомендуем что почитать, если вы любите вселенную Fallout или хотите больше узнать о ней.

Книги от французского издательства Third Editions ведут активную кампанию по захвату полок отечественных книжных магазинов не первый год. Не стала исключением и «Fallout. A Tale of Mutation» от Эрвана Лафлериэля, в русской локализации получившая название «Fallout. Хроники создания легендарной саги». 

Книга была выпущена в 2023 году издательством «Бомбора», однако не вызвала особого интереса у широких масс, оставшись, как и многие подобные произведения, просто неплохим подарком для фанатов франшизы. Однако сейчас, благодаря сериалу Fallout, интерес ко вселенной «ядерных осадков» переживает ренессанс, а потому мы решили поговорить о книге подробнее.

Источник изображения: сайт издательства «Бомбора»

Об авторе

Эрван «Fumble» Лафлериэль работает игровым журналистом уже более двадцати лет и на текущий момент является главным редактором французского отделения IGN. Вы могли слышать о нём совсем недавно: именно он извинялся за скандальное превью Stellar Blade, где разработчиков из Shift Up обвинили в том, что они никогда не видели живую женщину. Его любовь к громким высказываниям прослеживается и в «Fallout. Хроники создания легендарной саги».

Fallout: 20 лет мутаций

Через меня прошли многие произведения об игровых сериях, но зачастую они ценны тем, что содержат уникальные комментарии разработчиков, нигде ранее не встречавшиеся и проливающие свет на устройство внутренней кухни разработки. Как оригинальное название, так и отечественные «хроники» намекают, что в книге нас ждёт исторический экскурс, посвящённый зарождению, разработке и развитию серии с 1994 года до наших дней. Первым делом я ознакомился с предисловием от одного из «отцов» серии Брайана Фарго и заглянул в «источники». Как правило, это позволяет дать предварительную оценку уровню экспертности, которого следует ожидать от книги. Ничто не предвещало беды...

«Парни дурачились и задавались вопросом: «Будь у нас возможность, какой бы мы сделали игру мечты?» Все шутили и смеялись, представляя, насколько классной она получилась бы. А потом нам выдали на неё бюджет». (Леонард Боярский)

Первая часть книги посвящена истории разработки разных частей серии. Вы узнаете, как жадность Electronic Arts и лень Тима Кейна поспособствовали тому, что свет увидела именно Fallout, а не Wasteland 2 или что-либо иное. После чего одним глазком заглянете в светлые головы разработчиков и увидите там «Fallout, который мы потеряли». С путешествиями во времени, пришельцами и типичной историей любви. И, наконец, узнаете, что Fallout - это не просто ядерные осадки послевоенного мира, но и последствия выборов, которые мы совершаем по жизни. Как и ядерный пепел, оседая, они оставляют невидимые на первый взгляд последствия.

«Эй, кто хочет собраться после работы? С меня пицца, обсудим разные штуки». Пришли пятеро. Так начинался Fallout. (Тим Кейн)

Источник изображения: Steam

Глава, рассказывающая о разработке Fallout 2, для многих может стать откровением. Особенно для тех, кто подвержен «синдрому утёнка» и всецело уверен, что раньше игры выходили в идеальном состоянии и им не требовался «патч первого дня».

Ни одна часть серии Fallout не может похвастать идеальным запуском, однако Fallout 2 — особый случай. Разработанная всего за один год, она в своей структуре имела множество механик, не все из которых адекватно взаимодействовали между собой. Жертвой сжатых сроков стало не только техническое состояние — до самого конца разработки у команды отсутствовало видение проекта, как единого целого. 

«Крис Авелон не слишком мягко отзывается о работе над второй частью саги. Он называет её «неорганизованной», а руководство и дизайн — просто плохими». (Крис Авелон, в интервью Эрвину Лафрелиэлю)

В книге отлично передана атмосфера хаоса, царившая во время разработки Fallout 2. На создание игры был отведён всего год, а происходила она на фоне «падения империи» - из студии один за другим уходили ключевые разработчики. Всё это привело к тому, что на релизе игра больше походила на заготовку второй части. Раздел, посвящённый Fallout 2, по-настоящему драматичный и интересный. История о том, как из хаоса рождается шедевр, не может быть скучной.

Источник изображения: Steam

Главы с историей первых двух частей серии дают отличное представление о том, как всё начиналось и какое влияние на индустрию оказало. Но, чем дальше в лес, тем злее партизаны. По мере движения повествования от Fallout 3 к New Vegas и Fallout 4, интересная информация иссякает, как пересыхающий ручей. О чем речь, если история разработки 3 и 4 части по объёму близка к рассказу о спин-оффах. Возможно, автор, как и некоторые фанаты, предвзято относится к «поделкам Тодда Говарда» и ему неинтересно о них рассказывать, но в разрезе всей работы им уделено слишком мало внимания. Не слишком удачное решение, чтобы считаться «хроникой».

Середина книги отведена под описание устройства мира Fallout и пересказ основных событий истории. Это отличный способ для новичков серии ознакомиться с историей мира, не прибегая к прохождению первых игр серии. Все же, новое поколение игроков не так просто убедить в том, что такие игры, как хорошее вино. «Старая гвардия» может и пустит скупую слезу при прочтении, но скорее самостоятельно отправится покорять Пустоши, накатив современные модификации.

После пересказа сюжета игр, автор решает выдать «базу». Вам расскажут, что такое ролевая игра, какие бывают виды квестов, про прокачку и характеристики, а также объяснят иные игровые механики. Вы не найдёте здесь ничего нового, если хотя бы мельком знакомы с ролевыми играми.

Источник изображения: Steam

Отдельного упоминания заслуживает лишь главка о музыке в серии Fallout. Музыка в играх способна на многое. Она может превратить безжизненную пустошь в живое и эмоциональное пространство. Задать тон повествованию или подчеркнуть ключевые события в сюжете. Ослабить или усилить напряжение и всецело управлять вниманием и погружением игрока. Мир Fallout — это мир контрастов и именно музыка играет в этом большую роль. И главка о музыке в Fallout способна рассказать вам несколько интересных историй. 

«Это может показаться удивительным, но подавляющее большинство песен последних Fallout говорят совсем не о войне. Они говорят о любви». (цитата из книги)

В конце книги автор кратко проходится по наследию Fallout, рассказывая о студиях и играх, созданными выходцами из Interplay и Black Isle. Настолько кратко, что кажется, это уже совсем другая история. 

В итоге отнести это произведение к хронике можно лишь с натяжкой, в основном, благодаря истории разработки первых двух частей. Гораздо больше под это определение подходят различные энциклопедии, созданные фанатами.  Отдельного упоминания достойна «Библия Fallout», созданная сообществом и дополненная Крисом Авелоном.

Источник изображения: Steam

Diagnosis

Автор презентует книгу как увлекательное погружение в историю становления одной из самых культовых серий видеоигр, которая оказала влияние на развитие всей игровой индустрии в дальнейшем. Но это справедливо лишь отчасти. 

Если вы только начинаете своё знакомство со вселенной Fallout — эта книга станет отличным дополнением. Особенно, если вы не готовы самостоятельно погрузиться в прохождение первых двух частей и желаете знать, что же происходило на западном побережье США до событий сериала. «Старая гвардия» не найдёт здесь практически ничего нового.  

К самостоятельному прочтению я бы не рекомендовал, а вот ознакомиться с аудиоверсией станет хорошей идеей. Благо, что озвучил книгу Александр Гаврилин — его голосом говорит Локи из киновселенной Marvel, Хиггс Монаган из Death Stranding и многие другие.  

«Fallout. История создания легендарной саги» — хорошая заготовка для ролика из разряда «История серии Fallout» или побудитель желания ознакомиться с игровой серией лично. Но как полноценной хронике ей не хватает выверенной структуры, глубины и этой самой хроники. 

***

Источник обложки материала: igdb.com

Небольшой бонус: если одной книги мало!

Fallout. Официальная поваренная книга жителя Убежища

Вселенной Fallout уже 27 лет. За это время многие культовые игровые миры обзавелись собственной литературной версией: Warcraft, Diablo, Assasin’s Creed, Warhammer и многие другие. Однако Fallout не имеет даже собственной официальной новеллизации. За время, что права на франшизу находятся в руках Bethesda, мы получили лишь сборник рецептов — «Fallout. Официальная поваренная книга жителя убежища» от Виктории Розенталь. Российское издание книги вышло в 2020 году и содержит в себе рецепты различных блюд из мира игры, адаптированных под наши реалии.

Источник изображения: Читай-Город

Комикс Fallout: New Vegas. All Roads

Это небольшой комикс, ставший приквелом к событиям Fallout: New Vegas. Комикс расширяет предысторию Бенни — одного из антагонистов игры от Obsidian Entertainment. Автором комикса стал Крис Авелон, поэтому справедливо считать его официальным каноном. События комикса происходят за неделю до встречи с Курьером и расскажут о его поисках.    

Источник изображения: Fallout Fandom

Рука Анклава. Виталий Егоров

«Рука Анклава» является фанатской работой, вышедшей из-под пера отечественного автора. Книга Виталия Егорова рассказывает о событиях, происходящих в «перерывчике» между первой и второй Fallout. Автору на достойном уровне удалось передать атмосферу классических игр серии, однако заигрывание с игровыми условностями и пресные диалоги характеризуют произведение не с лучшей стороны. 

«Лет дцать» назад ходили слухи, что Егоров планировал издать эту книгу с названием «Fallout», но ему «вежливо» отказали. Тем не менее кроме названия в итоговом варианте мало, что изменилось. Можно ознакомиться, если вы испытываете сильную жажду и тоску по вселенной, но для современного читателя уровень, мягко говоря, спорный. 

Источник изображения: нейросеть Kandinsky


Сейчас на главной

Публикации

Во что поиграть в мае. Работа в цехах, безумие, кислотные цвета, электронная музыка и не только

Итоги 03 мая 11:07 0

Такой концентрации необычных, в чем-то психоделических, проектов не было давно. В этом мае отличилась даже AAA-индустрия. Фанаты Xbox дождались релиза сумасшедшей Senua’s Saga: Hellblade II, а градус безумия поддерживают: триллер с лазерами из глаз, скоростной боевик в стилистике аниме 90-х и психоделический ритм-шутер. На этом фоне «Игра престолов» в стиле Dwarf Fortress и Factorio, от Paradox Interactive, выглядят совсем невинно, а F1 от EA слишком обыденно.

Прекрасный слэшер красивой героиней не испортишь. «Некстген» пришёл? Обзор Stellar Blade

Обзоры 02 мая 10:10 0

В этом мире есть всего три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как Microsoft пытается продать вам Xbox и как героиня Stellar Blade Ева лазает по лестницам. Если же отбросить шутки в сторону, то новый экшен от корейской студии SHIFT UP может предложить игрокам куда больше, чем просто эффектную героиню — это один из лучших представителей жанра слэшер сегодня!

«Мир! Труд! Май!» — подборка игр, в которых можно попробовать необычные профессии

Статьи 01 мая 10:00 0

Первого мая во многих странах отмечают международный день солидарности трудящихся. Некоторые игры предлагают интересный взгляд на трудовые будни различных профессий. Предлагаем вам ознакомиться с подборкой проектов, где можно прочувствовать на себе тонкости самых разных работ и призваний — в том числе, не всегда обычных.

Во что поиграть на смартфоне. Отчаянный картофель, таинственные шкатулки, тактика для олдов, хэдшоты для зомби

Итоги 30 апреля 11:00 0

Крупные релизы обошли мобильные платформы в апреле стороной. Но это не означает, что интересных игр не было. Помимо традиционных для смартфонов головоломок, разработчики порадовали играми в духе старой школы, а новый шутер от первого лица оказался не королевской битвой — и в нем есть даже одиночная кампания.

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.