Революция VR-индустрии? Нужна ли геймеру Apple Vision Pro

2 февраля 2024 года свет увидела гарнитура Apple Vision Pro. Вне зависимости от вашего личного отношения к компании Apple, стоит признать главное — её первый опыт в нише виртуальной реальности настолько громкий, что дальше все пойдут именно туда, куда поведет Тим Кук. Даже несмотря на то, что пионеры VR уже давно сделали больше и лучше, чем Apple.

И грянул гром

Это не обзор, но попытка разобрать тот феномен, который сейчас устроила на ровном месте корпорация Apple. Феномен не просто красное слово — это суть, чем является Vision Pro. От его презентации, до возможностей. Несмотря на то, что Apple всеми силами старается отгородиться от термина Mixed Reality (MR), называя свое устройство «инновационным пространственным компьютером», на деле это все такая же гарнитура смешанной реальности. Но кто, как не «яблочная» корпорация знает простое правило капитана Врунгеля: как лодку назовешь, так она и поплывет. 

Источник фото: The Verge

Когда летом 2023 года Apple представила миру плод многолетних разработок, его не пнул только ленивый. И было, собственно, всего два вопроса: «Для кого это?» и «Почему так дорого?». Сколько не смотри роликов, складывалось ощущение, что это банальная смотрелка интернет-контента за дикие тысячи долларов, с, буквально, кастрироваными функциями. К тому же в комплекте с непонятным «катетером» — про выносную батарейку весом около 300 грамм и емкостью в 1.5-2 часа не пошутил только ленивый. 

На каждое слово Тима Кука про прорыв, опытные пользователи VR-ниши набрасывали 10 тезисов напрочь уничтожающие громкие рекламные тексты главы корпорации. Инновационные экраны на MicroLED? Их есть у меня, кричали обладатели 127-граммовой VR-гарнитуры BigScreen. 

Уникальные технологии, превращающие вашу комнату в невероятные VR-миры с возможностью организовывать ваше рабочее пространство, как душе угодно? «Подержи мое пиво!», говорили обладатели Pico 4 и будущие обладатели Quest 3. 

Вам не нужны контроллеры. Ваши руки — лучшие манипуляторы и это уникальная технология. Да, уникальная, года с 2019-го… Шутили энтузиасты VR. 

Да и просто так купить Vision Pro не выйдет. Перед покупкой сканируют лицо, подбирают необходимые аксессуары под уникальное строение черепа. А знакомые с VR-гарнитурами окрестили устройство от Apple крайне неудобным из-за конструкции крепления. 

Когда на рынок вышло устройство Meta* Quest 3, оказалось, что шлем может делать всё то же самое. А вот то, что делает Quest 3, Apple Vision Pro не может делать даже при помощи самых изобретательных умов корпорации.

Тем не менее вся индустрия интерактивных развлечений ждала выпуска этой гарнитуры, чтобы воочию лицезреть первый за долгие годы, столь желанный и оглушительный провал Apple. Ибо даже неискушенному потребителю было ясно — Apple полезла туда, где она понятия не имеет, как ведется бизнес и чего хочет аудитория этой ниши. Но «яблочники» не были бы собой, если бы не следовали тому, что хочет целевая аудитория. Нет, друзья! Apple — это та компания, которая заставляет вас думать, что вы хотите то, что она продает. И Vision Pro — наглядное доказательство этого правила.

Большая ложь

19-го января открылись предзаказы — люди купили в общей сложности около 200 тысяч штук Apple Vision Pro за считанные часы. Все ждали с нетерпением дня Х, когда устройство поступит в официальную продажу. Оно вышло, пошли обзоры. И все то, о чем шутили и иронизировали знатоки и простые пользователи VR оказалось… Правдой.

Исходя из обзоров и мнения опытных пользователей VR, Vision Pro — это невероятно красивое устройство. Шик и блеск тут правят балл: бесшовный алюминий, премиальные тканевые материалы, стекло на лицевой панели и коробка-подиум. Если Apple и говорит, что в своей продукции она добилась 1% углеродного следа, то это точно не про Vision Pro — тут сплошная упаковка в упаковке. И это самый грамотный ход, который могла сделать компания. 

Ты, как потребитель, тратишь огромную кучу денег, непонятно на что, непонятно зачем. И твоя покупка должна, буквально, кричать о том, что ты — молодец. Apple отлично знает, что твое знакомство и любовь к устройству начинается с коробки. В случае с Vision Pro — это триумф данной идеи. 

В упаковке сделано всё, чтобы ты не сомневался, что в руках у тебя скоро окажется настоящая технология из будущего. Если бы не упаковка, то пользователи бы быстро поняли, что они купили что угодно, только не «будущее». Ибо на деле Vision Pro — это тяжелое, неудобное и катастрофически НЕ автономное устройство. Выносная батарея — это финт, чтобы не делать гарнитуру весом в 1 килограм, а найти компромисс в балансе.

Источник фото: Carousell Singapore

Но выносной «катетер» — это меньшая из проблем Vision Pro. Из обзоров становится понятно, что это ограниченное устройство, явно недоработанное с инженерной точки зрения. 

С одной стороны сложно обвинить Apple во лжи. Vision Pro предлагает всё то, что показывали в ролике-презентации — это банальная гарнитура смешанной реальности, с которой на данный момент вообще мало что можно сделать: посмотреть кино, полистать фотографии, да спроецировать экраны своих устройств из экосистемы Apple. 

Безусловно у Vision Pro есть уникальные особенности, вроде технологии сканированных 3D-аватаров во время видеозвонков. То, о чем грезил Марк Цукерберг, показывая визионерские рендеры, «яблочники» взяли и сделали. И получилось где-то даже лучше. Революция ли это? Возможно. Но стоит ли возможность использовать FaceTime, не снимая шлем, $3500? И куда важный вопрос — а будете ли вы пользоваться этим на постоянной основе? 

Ответ — разумеется нет. У Vision Pro сегодня лучшая система по отслеживанию глаз и рук в пространстве, а благодаря датчику глубины, руки еще и вырезаются из 3D-пространства, накладываясь на виртуальные окна — этого лишен тот же Quest 3. И если отслеживание глаз и рук работают как часы, то вот обрезка рук по контуру не просто сырая, а явно недоработана на базовом уровне. И даже такие вещи не стоят $3500, ибо все это уже есть в шлеме Quest Pro за $1000.

Основная проблема же шлема — это физика, которую не обманешь. Когда шлем, весом в 600+ грамм, распределяет его по лицу пользователя — ему нужна поддерживающая лямка через голову. Это распределяет вес по всей голове, а не вешает на скулы и лоб. Но такие крепления выглядят бедно, не стильно и не позволяют эффектно выделяться на фоне остальных собратьев по нише. 

Именно поэтому, вплоть до выхода гарнитуры, никто и не знал, что для Vission Pro есть еще и второе классическое крепление, с которым его все и будут использовать. Но об этом знала сама Apple. Она так же понимала, что сильнее ограниченности в применении гарнитуру будут ругать за вес и плохую эргономику. Поэтому корпорация, зарабатывающая огромные деньги, в том числе и на аксессуарах, положила второе классическое крепление в комплект даже базовой версии. Магия улетучивается слабее, когда под рукой спасательный круг, да еще и в комплекте. 

А вишенкой на дурнопахнущем торте является автономность гарнитуры. Шлем, который позиционируют как передовое решение для повседневной носки и стирания границ между экраном и глазами, в сумме дает примерно… 2 часа автономной работы. И это без каких-либо сложных графических изысков.

И это лишь часть тех недоработок и существенных проблем, которыми обладает Vision Pro. И о них имеет смысл говорить только когда увидишь на личном опыте, чего пока, по понятным причинам, сделать не удается. Но все эти ошибки не помешали корпорации снова задать тренды и вовлечь в нишу миллионы глаз.

Законодатель мод

Как уже было сказано выше, вне зависимости от того, как вы относитесь к компании Apple, за последние 20 лет она первоклассно делала ровно две вещи:

  1. Заставляла потребителей поверить в то, что их продукция вам нужна;
  2. Заставляла конкурентов копировать.

Обратите внимание. Все догадки и скепсис увлекающихся VR и AR технологиями людей подтвердились. И даже многие вещи сделаны в разы хуже, чем то, что нам показывали в рекламных роликах. Помешало ли это Apple? 

Нисколько. Задумайтесь, какой хайп был в интернете, когда вышел Quest 3 за достаточно скромные (по меркам VR) $499? Самая продвинутая MR-гарнитура на рынке по сей день, предлагающая кардинально новый уровень взаимодействия с реальным окружением, где есть лучшая VR-игр в принципе Asgard’s Wrath 2. Да ещё и использовать её позволяют как беспроводной ПК шлем! Ответ очевиден. Практически нулевое. Всем было, мягко говоря, плевать. Разве хайпа дал PSVR2? Его немногие заметили, даже среди поклонников платформы Sony. 

И посмотрите, что сейчас творит с инфополем кастрированный и абсурдно дорогущий Vission Pro. Хайп и вой настолько оглушителен, что про гарнитуру даже пишут на первых полосах новостные сайты. Apple сделала с первого раза то, что когда-то пыталась троица Valve-Oculus-Playstation в далеком 2016 году и продолжает по сей день. И даже инновационная технология трекинга самим шлемом от Microsoft не позволила этому направлению выйти за рамки обеспеченных энтузиастов и пойти в народ. Ибо тогда самый продвинутый VR-комплект от HTC/Valve стоил немногим дешевле, чем Vision Pro.

Посмотрите на Vision Pro повнимательней — это устройство не для игр. На данный момент вообще сложно сказать для чего или кого оно. Но о нем говорят все — Vision Pro самая горячая новинка зимы 2024 года. Вполне возможно и всего года вообще. 

Да, можно смело сказать: «Ну, ребят, это же Apple!». И это правда — корпорация за 20 лет добилась того, что если выпускает новое устройство, то об этом трубят все и из всех щелей. Но это не iPhone, устройство первой необходимости. Это безумно дорогое устройство, применение которому затрудняются назвать даже сотрудники Apple — и оно сейчас гремит. 

Причина тут ровно одна — маркетологи Apple умеют из ничего сделать сенсацию. Ибо в штате корпорации работают рекламщики от бога, аналогов которых нет ни у кого больше. Они умеют, буквально, впаривать. Заставлять думать, что тебе это реально надо. Вне зависимости от цены. 

Источник фото: CNN

Что это значит для VR-индустрии в целом? О VR заговорили сейчас так, как никто не говорил до этого — ниша обретает уже третье рождение. Энтузиасты из отрасли относились к Vision Pro с большой долей насмешек, ожидая оглушительного провала. Но его выхода ждали, в то же время, с надеждой. Если кому и удастся перезапустить глобальный интерес и, в первую очередь, инвестиции — так это Apple. 

Но тут кроется главная опасность для всей ниши. Так как последние 20 лет поголовно все копировали успех Apple и делали все тоже самое, только в два, а то и три раза дешевле, может произойти опасная тенденция. Та же корпрация Meta* сешлжгя может взглянуть на успех максимально ограниченной в возможностях гарнитуры Apple и подумать: «А зачем нам вваливать тонны денег на разработки и придумывания велосипедов, когда вот уже всё придумано? Делаем все тоже самое, только дешевле и наращиваем базу». 

Можно сказать, что еще год назад корпорация Марка Цукерберга попыталась сломать эту стену, отказавшись от игрового направления — уйдя в бизнес-сегмент. Корпорацию ждал оглушительный провал и десятки миллиардов убытков. Но это было до выхода Vision Pro и тогда это было абсолютно никому не нужно. А сейчас это нужно массам. 

Потеряет ли Quest 25-миллионную армию пользователей? Вполне возможно. Но что такое четверть от сотни миллионов, когда в перспективе завладеть, в буквальном смысле, четвертью или половиной миллиарда, которые не будут еще и требовательными? В мире, где люди захотят Vision Pro, но не смогут его себе позволить из-за абсурдной цены, корпорация Meta* ловко подставит плечо с предложениями от 500-1000 долларов. И этот путь был уже пройден в далеком 2008 году, когда все ринулись копировать iPhone, что привело рынок мобильных телефонов к тому, чем он сейчас является. Унифицированным тач-близнецам.

Источник фото: The Wall Street Journal

Опасный итог

В чем тут возможная будущая беда для пользователей VR сегодня? В том, что все направление VR и AR пойдет по тому пути, который избрала Apple. Игры — это нишевое сословие и VR будет не для геймеров. Это будет повседневное решение на уровне умных часов. Посмотреть огромный телевизор, приклеить к голове Ютуб по время готовки или уборки, и прочие тривиальные вещи, которые приведут VR на уровень обычного бытового оргонайзера. 

Возможно нас ожидает оглушительный бум в отрасли. Возможно нише нужен был этот скачок, сделанный гигантом IT-индустрии, который умеет продавать всё. И ниша пойдет туда, куда ей укажет Купертино. А это значит никаких Half-Life Alyx, Resident Evil 4 и Village VR, а уж тем более — никаких Asgard’s Wrath 2. Ибо, как говорил Стив Джобс, лучший манипулятор — это ваши руки. А только руками в сложные и комплексные игры особо не поиграешь. 

С другой стороны, если рынку будет необходимо давать контент и для играющих потребителей, это вынудит разработчиков придумывать свои VR-шедевры на технологии безконтроллерной системы управления. В далеком 2008 году геймеры и не представляли, как играть при помощи тач-управления. Прошло 15 лет, а на телефонах и планшетах Apple, помимо таких проектов, как Genshin Impact или Honkai StarRail, выходят Divinity: Original Sin 2, Resident Evil 4 и 8, а так же Death Stranding от Хидео Кодзимы. Последняя, кстати, чувствует себя с мобильным железом и тач управлением более чем замечательно. 

Самое главное, чего удалось добиться Apple — она порождает колоссальный интерес к VR сегодня. Вне зависимости от личных впечатлений, от первой попытки «яблочников» в VR, за дальнейшим развитием ниши будет интересно наблюдать. Учитывая, какой большой игрок в нее наконец-то влился. Есть ощущение, что он с нами надолго и поведет всех за собой. Но сегодня, да и в будущем, про игры и говорить нечего — на Apple Vision Pro они вряд ли когда-то станут основным видом развлечения. 

***

*Meta признаная запрещённой экстремистской и террористической организацией на территории Российской Федерации

Источник обложки: Digitimes / AFP. Все изображения в статье, если не указано иное, принадлежат корпорации Apple.


Сейчас на главной

Публикации

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Статьи 24 апреля 16:43 0

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Обзоры 23 апреля 16:48 0

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.