«Элизиум: Рай не на Земле» — из князи в грязи

«Элизиум» стал разочарованием. Создатели превратили потенциально интересную вселенную в антинаучно-псевдофантастическое посмешище.

От фильма Elysium (мутировавшего стараниями отечественных локализаторов в «Элизиум: Рай не на Земле») ждали очень много. Первая полнометражная работа режиссёра-сценариста Нила Бломкампа (Neill Blomkamp) «Район №9» стала живой классикой научной фантастики. А у второй картины и бюджет 115 миллионов долларов, и голливудские звёзды в обойме, и возрастной рейтинг «от 16 лет». Кто бы знал, что со всем этим Нил заново пройдёт путь «из грязи в князи», но теперь в обратном направлении.

К 2154 году люди окончательно загадили родную планету. Власть имущие соорудили на орбите Земли космическую станцию «Элизиум» и перебрались туда. А основная часть населения продолжает копошиться в горах мусора и умирать от страшных болезней. Среди обитателей трущоб Лос-Анджелеса оказался бывший автоугонщик Макс (Мэтт Деймон), который пытается завязать с преступным прошлым и вкалывает на заводе, выполняя тупую, нудную работу за гроши. 

С первых кадров «Элизиум» вгоняет в депрессивное состояние картинами будущего: полицейский беспредел, нищета, циничные начальники, которые относятся к людям, как к скоту. Но на этом всё и заканчивается.

В фильме нет ощущения продуманной, целостной вселенной. Происходящее на экране вызывает недоумение неадекватными, даже в рамках фантастического фильма, решениями. Перегибы вперемешку с условностями рушат хрупкую конструкцию повествования и вызывают брезгливость тем, что режиссер держит зрителя за идиота. 

Главный герой тоже начинает за здравие. Он смертельно болен, а это сам по себе отличный повод, чтобы устроить переполох в «неземном раю». Окружающая обстановка располагает к революции. Кажется, всё ведет к тому, что толпа дикарей на шатлах вскоре начнет штурм Элизиума, размахивая красными флагами и лозунгами о равных правах. Но Бломкапм ударяется в мелодраму, и она тянется до самого финала. В повествовании появляются бесполезные, раздражающие персонажи. Они жалуются на судьбу, хнычут и пытаются выжать из зрителя слезу тоскливыми рассказами. Толку от этих излияний немного, поскольку сопереживать картонным героям не получается. 

Макс, в свою очередь, не походит ни на потенциального лидера «трудового класса», ни на бескомпромисного героя, которому нечего терять. Ему свойственны истерики, его поступки не всегда поддаются логическому объяснению. Даже в сценах, где стоит проявить стойкость духа, он изображает рыцаря печального образа. Второстепенные персонажи выступили и того хуже.

А вот к злодею Крюгеру (Шарлто Копли) проникаешься искренней симпатией. Он прекрасно осознаёт сложившуюся ситуацию, получает удовольствие от жизни, не боится показывать эмоции, не щадит своих врагов и фанатично преследует их. Даже жаль, что, зажатый в рамках глупого сценария, он иногда вынужден действовать вопреки своему маниакальному характеру. 

В боевых сценах камеру трясёт так, словно оператора беспрерывно расстреливают из тайзеров. Фокус выпадает, ракурсы меняются с дикой скоростью, превращая сражения в бессвязный набор фрагментов. Перестрелки с роботами (точнее, одну перестрелку с одним роботом) показали в трейлере. Позор. 

И предсказуемость... Финал картины и все ходы предугадываются с самого начала. Бломкапм не раз намекает на сюжетные повороты, раз за разом повторяет факты, на которые надо обратить внимание. Отдельные сцены настолько безыдейно и безвкусно поданы, что им самое место в фильмах вроде «Кровавый спорт 15».

Светлым пятном в этом мракобесии остаётся натуралистичность компьютерной графики. Авторы мастерски создают иллюзию реальных декораций без свойственного подобным картинам лоска и шика. Роботы, футуристические постройки, вооружение и комические корабли выглядят так, словно их рисовали не при помощи компьютерных технологий, а построили своими руками. 

Diagnosis

«Элизиум» стал разочарованием. Создатели превратили потенциально интересную вселенную в антинаучно-псевдофантастическое посмешище. На этом фоне развивается никудышная, предсказуемая мелодрама с тоскливыми персонажами. Ужасно.

Из игр сразу на ум приходит шедевр Синдзи Миками Vanquish — весь Элизиум будто с него списан. Там и хорошая политическая сатира, и много роботов, и сражения на загляденье. Также можно вспомнить другие научно-фантастические боевики, действие которых разворачивается в необычных мирах: сериал Halo, трилогия Mass Effect.


Сейчас на главной

Публикации

Во что поиграть в мае. Работа в цехах, безумие, кислотные цвета, электронная музыка и не только

Итоги 03 мая 11:07 0

Такой концентрации необычных, в чем-то психоделических, проектов не было давно. В этом мае отличилась даже AAA-индустрия. Фанаты Xbox дождались релиза сумасшедшей Senua’s Saga: Hellblade II, а градус безумия поддерживают: триллер с лазерами из глаз, скоростной боевик в стилистике аниме 90-х и психоделический ритм-шутер. На этом фоне «Игра престолов» в стиле Dwarf Fortress и Factorio, от Paradox Interactive, выглядят совсем невинно, а F1 от EA слишком обыденно.

Прекрасный слэшер красивой героиней не испортишь. «Некстген» пришёл? Обзор Stellar Blade

Обзоры 02 мая 10:10 0

В этом мире есть всего три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как Microsoft пытается продать вам Xbox и как героиня Stellar Blade Ева лазает по лестницам. Если же отбросить шутки в сторону, то новый экшен от корейской студии SHIFT UP может предложить игрокам куда больше, чем просто эффектную героиню — это один из лучших представителей жанра слэшер сегодня!

«Мир! Труд! Май!» — подборка игр, в которых можно попробовать необычные профессии

Статьи 01 мая 10:00 0

Первого мая во многих странах отмечают международный день солидарности трудящихся. Некоторые игры предлагают интересный взгляд на трудовые будни различных профессий. Предлагаем вам ознакомиться с подборкой проектов, где можно прочувствовать на себе тонкости самых разных работ и призваний — в том числе, не всегда обычных.

Во что поиграть на смартфоне. Отчаянный картофель, таинственные шкатулки, тактика для олдов, хэдшоты для зомби

Итоги 30 апреля 11:00 0

Крупные релизы обошли мобильные платформы в апреле стороной. Но это не означает, что интересных игр не было. Помимо традиционных для смартфонов головоломок, разработчики порадовали играми в духе старой школы, а новый шутер от первого лица оказался не королевской битвой — и в нем есть даже одиночная кампания.

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.