The Bureau: XCOM Declassified — история, которой лучше бы не было

Поначалу игра захватывает. Этакий Mass Effect в стиле ретро-футуризма с интересными тактическими сражениями и интригующим сюжетом в антураже «одноэтажной Америки». И смотреть приятно, и играть весело.

У этой игры две беды: сюжет и Mass Effect. История преподносится урывками, словно кто-то взял толстую книгу и надергал из нее страниц. Возможно, страницы дергали из нескольких книг, поскольку иногда связи между событиями нет никакой. То герои ведут себя как чопорные персонажи Герберта Уэллса, то вдруг превращаются в эгоцентричных нытиков из «Сумерек». Ну а Mass Effect лучше The Bureau во всём, как бы новая игра от 2K Martin ни пыжилась, как бы ни хотела казаться оригинальной. Даже «разноцветный финал» оттуда позаимствовали. И «суицидальную миссию». И про «высшую расу» не забыли. Правда, местного «капитана Шепарда» величают Уильям Картер, живет он в 60-е годы прошлого века, любит виски и США. Хоть что-то своё. 

Главное достоинство The Bureau: XCOM Declassified, целиком оправдывающее существование этой непутевой игры, — выдержанная атмосфера 60-х. Персонажи выполнены в стиле голливудских фильмов того времени. Мужчины с волевыми подбородками и залитыми гелем волосами. Женщины в облегающих костюмах, с пышными прическами и ярким макияжем. Легкая музыка, старинные автомобили, огромные компьютеры с маленькими экранами и громоздкие приборы с мигающими лампочками. Действие разворачивается в «одноэтажной Америке», в небольших городах, на фермах, иногда на природе, и каждая новая локация оказывается красивее предыдущей. Особенно когда спокойный пейзаж вдруг разрывают инопланетные конструкции. 

Атака пришельцев застигла Картера врасплох. Он предавался грустной меланхолии и заливал дыры в сердце крепким виски, как вдруг — сюрприз! — раздался гром среди ясного неба, прилетели космические корабли, а по улице побежали головастые серые человечки. Не успел Картер опомниться, отбить атаку и освоить нехитрое управление, как его записали в ряды сверхсекретной организации XCOM.

Первоначально XCOM создавалась для того, чтобы дать отпор Советскому Союзу в случае вероломного нападения коммунистов. Однако организация доказала свою эффективность и против инопланетян, поскольку ее ученые быстро освоились с чужими технологиями. Более того, они сконструировали специальные устройства для каждого члена ударной группы, позволяющие тем управлять материей на расстоянии, как это делают сами серые человечки: устанавливать энергетические поля, вызывать отвлекающие голограммы, летающих дроидов и стационарные турели. Паранормальные способности зависят от специализации члена отряда, и только благодаря им люди смогли на равных сражаться с пришельцами. 

Чтобы не будоражить общественность, правительство решило действовать тихо и скрытно, тщательно скрывая факт нашествия. В случае атаки инопланетян на населенный пункт посылается не армия с танками, а небольшой отряд из трех человек, чтобы зачистить локацию и вернуться обратно, ждать следующего вызова. В целом, примерно в таком режиме и пройдут ближайшие 10 часов жизни агента Картера.

База XCOM для Картера — все равно что «Нормандия» для Шепарда. Место, где можно пообщаться с народом, выслушать командира, хлебнуть виски и выбрать цель для новой миссии. Поначалу кажется, что в игре есть связанный сюжет с развилками, личность героя будет трансформироваться в зависимости от принятых им решений, виден намек на романтическую линию. Однако где-то к середине повествования понимаешь, что тебя просто водят за нос намеками «у нас все как в Mass Effect».

Да, диалоги оформлены в знакомом стиле, но в подавляющем большинстве случаев, какую бы реплику ни выбрал, решения ни на что не влияют. Да, на базе есть красивые женщины, отдельный кабинет, и полно времени для разговоров «о том, о сём» за закрытыми жалюзи. Но как бы Картер ни пытался угодить прекрасным дамам, ему не достанется ни одного поцелуя. Даже в щечку. И да, личность героя со временем трансформируется, но только в одном, угодном сценарию направлении — в клиента психиатрической лечебницы. Чем больше проходит времени, тем менее адекватными становятся персонажи. Инопланетяне тоже поддаются этому настроению и из абстрактного зла превращаются в опереточных ха-ха-злодеев. 

Поэтому за каждую новую миссию хватаешься, как за соломинку, — повод убраться подальше из «последнего оплота человечества». Декорации впечатляют своими умиротворяющими картинами. Графика проста, но густые эффекты освещения и динамические тени умело подчеркивают талантливую работу художников. 

Когда с фантазией оформленный коридор доходит до арены, начинается собственно игра. Точнее, начинается Mass Effect, но в сильно упрощенном виде — шутер от третьего лица с элементами тактики. Противник действует агрессивно, всегда превосходит отряд XCOM как по количеству, так и по качеству. Требуется четко контролировать двух напарников, умело выбирать для них позиции и своевременно активировать их способности. В отличие от друзей Шепарда, бойцы сами ничего толком не могут, только несутся на передовую и получают смертельные ранения. Не успел вылечить — лишился члена отряда. Смерть тут — явление перманентное. Убили напарника, значит, навсегда. Приходится брать другого, прокачивать заново.

Впрочем, прокачка незадействованных в операции членов XCOM тут происходит автоматически, без вмешательства Картера. Специально для них есть отдельные миссии, в которых командиру нельзя принимать участие. Там они и уровни себе поднимут, и что-нибудь притащат на базу. Как правило, бесполезное.

Тактические сражения поначалу радуют, несмотря на то, что почти во всех аспектах копируют Mass Effect. Картер и его напарники быстро получают способности и оружие, на арену выбегают новые виды инопланетян. Штурмовики забрасывают отряд гранатами с усердием фрицев из Call of Duty: World at War. Командиры прикрывают солдат энергетическими щитами, техники устанавливают турели и мины, снайперы не дают высунуться из-за укрытия, а бронированные роботы гоняют человечков по всему полю, не давая отдышаться и оглядеться в поисках оружия. Амуниция в таких условиях заканчивается очень быстро. 

Однако уже через три-четыре миссии приходит понимание, что игра себя полностью исчерпала. Максимальный уровень напарников пятый, а Картера — десятый. Причем их развитие линейно. Активных способностей немного, поэтому одним стандартным набором пользуешься на протяжении всей игры. Оружие не улучшается и не модифицируется. На смену человеческим винтовкам приходят лазерные, за ними плазменные. Всё. Новых видов врагов не появляется, но увеличивается их броня и количество.

Постепенно бои отнимаются всё больше времени, но не становятся интереснее. Только уничтожил одну группу, как телепортируется другая, за ней еще отряд и пара роботов, а следом рой летающих дроидов и бронированные обезьяны. Патронов не хватает, активные способности перезаряжаются болезненно долго, напарники, только оставь их без внимания, умирают. Крутись как хочешь. Никакого удовольствия от процесса. Плюс, контрольные точки расставлены далеко и неудобно друг от друга. 

Напарники по специализации делятся на четыре класса, у каждого по три активные способности, и только это позволяет как-то разнообразить сражения. Однако они — всего лишь бесхарактерные куклы, которые не принимают никакого участия в сюжете. Потери в отряде воспринимаются прохладно, на смену одному всегда есть второй.

Единственный способ усилить членов отряда — нацепить им какое-нибудь заплечное устройство разной степени бесполезности. Схем таких устройств попадается много, даже слишком, но единицы из них имеют хоть какое-то значение.

Глобальная карта на базе в теории должна пестреть от пиктограмм с призывами о помощи. А на деле хорошо, если между сюжетными миссиями обнаруживается две необязательные. Чаще одна. Да и самих миссий немного. История едва успевает раскрутиться, как уже бежишь на штурм инопланетной базы, отбросив попытки связать воедино оборванные нити и предугадать дальнейшее развитие событий.

Diagnosis

Поначалу игра захватывает. Этакий Mass Effect в стиле ретро-футуризма с интересными тактическими сражениями и интригующим сюжетом в антураже «одноэтажной Америки». И смотреть приятно, и играть весело. Но разработчики не сумели довести проект до ума. Чувствуется, что к финалу они шли впопыхах, вырезая наработки, кое-как сшивая законченные эпизоды, оставляя в мусорной корзине целые куски истории. 

Тактические сражения быстро перестают радовать из-за однообразия врагов, ограниченного количества оружия и способностей. Миссий мало, вопросы остаются без ответов, сюжет к финалу превращается в калейдоскоп выдернутых из контекста событий, герои вызывают отторжение, сражения затягиваются, о принадлежности к серии XCOM напоминают разве что головастые серые человечки. Зато проходится быстро. В данном случае это несомненный плюс. 

Pro:

  • Поначалу игра похожа на неплохой клон Mass Effect
  • Выдержанная атмосфера 60-х
  • Замечательный с художественной точки зрения дизайн локаций
  • Несмотря на провалы и пробелы в сюжете, хочется узнать, чем же всё это закончится

Contra:

  • Позже игра превращается в плохой клон Mass Effect
  • Малое разнообразие оружия, врагов и способностей быстро приводит к однообразным и монотонным сражениям
  • В напарниках не больше индивидуальности, чем в куклах серийного производства
  • Сюжет бессистемно прыгает с одного события на другое, герои нелогичны и истеричны, много вопросов остается без ответа

Сейчас на главной

Публикации

«Мир! Труд! Май!» — подборка игр, в которых можно попробовать необычные профессии

Статьи 01 мая 10:00 0

Первого мая во многих странах отмечают международный день солидарности трудящихся. Некоторые игры предлагают интересный взгляд на трудовые будни различных профессий. Предлагаем вам ознакомиться с подборкой проектов, где можно прочувствовать на себе тонкости самых разных работ и призваний — в том числе, не всегда обычных.

Во что поиграть на смартфоне. Отчаянный картофель, таинственные шкатулки, тактика для олдов, хэдшоты для зомби

Итоги 30 апреля 11:00 0

Крупные релизы обошли мобильные платформы в апреле стороной. Но это не означает, что интересных игр не было. Помимо традиционных для смартфонов головоломок, разработчики порадовали играми в духе старой школы, а новый шутер от первого лица оказался не королевской битвой — и в нем есть даже одиночная кампания.

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Обзоры 27 апреля 11:18 0

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.