Продолжение «Фоллаута», которое мы заслужили. Обзор сериала Fallout

Война. Война никогда не меняется. 11 апреля свет увидел сериал по вселенной Fallout. И повсюду тлеют пожары — фанатское сообщество вновь разделилось. Одни костерят сериал за надругательство над каноном, который заложили «отцы-основатели». Другие называют его лучшей экранизацией видеоигры. Все они по-своему правы: сериал Fallout — яркое приключение с лёгким налетом британского абсурдизма, созданное для фанатов «новой волны» Тодда Говарда. Итак, каким получился «Fallout 5» от Джонатана Нолана и Amazon?

Проект в миг окрестили «одной из лучших экранизаций видеоигр из когда-либо созданных». И знаете, с этим сложно спорить. Означает ли это, что сериал настолько хорош, или настолько плохи все остальные? Давайте вместе попробуем в этом разобраться, а также поговорим о его проблемах и перспективах.

От фанатов для фанатов

Тенденция экранизировать игровые серии в последние годы набирает обороты. Любая уважающая себя игровая студия стремится расширить влияние и привлечь «свежую кровь» в аудиторию геймеров, дабы легче было окупить раздутые бюджеты видеоигровых блокбастеров. Однако каждый раз индустрия наступает на одни и те же грабли — экранизациями занимаются люди, вообще не знакомые с играми или относящиеся к ним равнодушно. Что, зачастую, приводит к провалу. Сериал Fallout стал своего рода исключением. И вот почему.

Вселенная Fallout близка к своему тридцатилетнему юбилею — первая часть серии игр вышла в 1997 году. За это время мысли об экранизации посещали немало светлых голов, но даже во времена, когда шефство над франшизой уже было в руках Bethesda, Тодд Говард всячески отпирался от идеи экранизировать «ядерные осадки». Почему же это наконец произошло?

Источник изображения: imdb; Corey Nickols/Getty Images for IMDb - © 2024 Corey Nickols 

Ведущую роль при производстве телесериала по вселенной Fallout взял на себя Джонатан Нолан. Младший брат Кристофера Нолана известен не только по совместной работе со старшим. Среди его проектов мы можем обнаружить, например, «Мир дикого запада», «Периферийные устройства» и другие. Но главным козырем в рукаве Джонатана Нолана является любовь к вестернам и серии игр Fallout от Bethesda. В одном из интервью он даже признавался, что из-за его чрезмерной увлечённости Fallout 3 фанатам пришлось ждать «Тёмный Рыцарь: Возрождение» так долго.

К производству сериала Fallout он подошёл с большим энтузиазмом, называя экранизацию буквально «неинтерактивной» версией Fallout 5. В последствии Тодд Говард подтвердил, что события сериала входят в официальный канон вселенной Fallout. И я не зря упомянул, что Нолан является фанатом игр именно от Bethesda. 

Главным образом, сериал пытается передать дух игр «Беседки», попутно своевольно обходясь с каноном Fallout 1, 2 и New Vegas. Это стало главным камнем преткновения при обсуждении сериала в фанатском сообществе. Фанаты «новой волны» возносят его на пьедестал в то время, как «олдфаги» плюются и воротят нос от «поделок» Тодда Говарда и, соответственно, сериала. Однако даже Тим Кейн, один из создателей оригинальной Fallout, положительно высказался об экранизации и призвал фанатов быть добрее к друг другу и не спорить о том, какая игра лучше — все они хороши по-своему.

Источник изображения: Amazon

От себя скажу, что при просмотре сериала чувствуется, что он создан с любовью и вниманием к деталям, о чем мы поговорим далее.

Акт I. И из пепла ядерного взрыва возродилась новая цивилизация 

Поскольку Джонатан Нолан утверждал, что это «неинтерактивная» Fallout 5, давайте попробуем взглянуть на сериал с этой стороны.

Вступительная сцена представляет нам мир, стоящий на грани ядерной катастрофы, на фоне детского праздника. В этом вся эстетика Fallout — апокалипсис с нервной ухмылкой на лице и вздёрнутым вверх большим пальцем. Это отсылает нас во времена Холодной войны, когда похожие настроения пытались навязывать правительственные медиа в США. Впрочем, отечественной аудитории также знакомы тезисы про «попаданцев в Рай». 

2077 год. Киберпанк не случился. Энергетический кризис достиг своего пика. США и коммунистический Китай обмениваются множеством ядерных ударов и спустя несколько часов большая часть земли представляет собой выжженную пустошь. Немногие избранные выживают, укрывшись в убежищах компании «Волт-тек». Затем мы переносимся на 219 лет вперёд - в 2296 год. Отталкиваясь от официального канона, события происходят спустя 12 лет после событий Fallout 4.

Источник изображения: Amazon, Prime Video 

Одним из центральных героев является Люси Маклин в исполнении Эллы Пернелл — девушка, выросшая в Убежище 33. Она почти ничего не знает о мире за пределами Убежища, а её ключевые навыки — это «Ремонт», «Красноречие» и «Наука». Также, обладает неплохими навыками стрельбы и атлетики, а её Удача и Восприятие прокачены выше среднего.

Люси засиделась в девках, пора бы и о семье подумать. Чтобы разнообразить генофонд и избежать импринтинга, Люси подаёт заявку на брачный обмен с Убежищем 32. Однако первоклассный осеменитель, прибывающий на брачную церемонию, оказывается членом группы рейдеров с поверхности. Расхитив «убежище» Люси, новоиспечённый супруг со своей бандой, во главе которой находится женщина по фамилии Молдейвер, похищает отца Люси.

На этом моменте в журнале заданий Люси появляется главный квест: «Найти и спасти отца». Знакомо? То ли ещё будет. Девушка отправляется на исследование Пустошей, полных опасностей и неизведанных тайн. 

Источник изображения: Amazon, Prime Video 

В процессе приключений, мы знакомимся с двумя другими ключевыми персонажами, которые в разрезе игры вполне сошли бы за спутников с глубокой предысторией: незадачливый оруженосец из Братства стали и гуль-стрелок, ведомый целью отыскать свою семью.

Максимус (Ааорн Мотен) выжил после разрушения городка Шейди Сэндс и оказался в Братстве Стали. Всю жизнь он мечтал примерить на себя силовую броню, однако судьба уготовила ему иную участь - прислуживать рыцарям-паладинам. 

Источник изображения: Amazon, Prime Video

Купер Говард (Уолтон Гоггинс) - гуль-стрелок, бороздящий Пустоши с одной целью: найти свою семью. Персонаж непростой судьбы, чью предысторию нам выдают небольшими порциями во «флешбеках», показывающих мир до ядерной катастрофы. Именно он стал тем самым «Волт-боем», с широкой улыбкой показывающим большой палец на рекламных плакатах компании «Волт-тек» — его прообраз лёг в основу маскота.

Источник изображения: Amazon, Prime Video

По стечению обстоятельств, похитителям отца Люси крайне необходим некий учёный из тайной организации Анклав, но также его жаждет заполучить Братство стали и гуль-стрелок. Таким образом, пути наших героев пересекаются. Люси сможет обменять учёного на отца, а Максимус заслужит доверие членов братства. 

В процессе выполнения «главного квеста» герои то и дело общаются с разными персонажами и отвлекаются на выполнение побочных «миссий». В этом плане сериал действительно походит на «неинтерактивную» версию игры. Вот оно — «мыльное кинцо» нового поколения. 

А в качестве «DLC» мы имеем сюжетную арку брата Люси — Норма. После неудачной женитьбы сестры Норм понимает: что-то неладное творится в Убежище 32 и 31 и отправляется на собственное расследование.

Источник изображения: JOJO WHILDEN/JoJo Whilden/Prime Video - © 2024 Amazon Content Services LLC 

Что из этого получилось в итоге?

Акт II. Если война никогда не меняется – должны измениться люди

У создателей сериала получилось показать правдоподобный мир после ядерного апокалипсиса. Огрехи в общей логике и вопросы вроде: «Почему спустя столько лет мир выглядит так, словно катастрофа произошла на прошлой неделе?». Они безусловно возникают, но они были и к играм. На мой субъективный взгляд к сериалу подобных претензий меньше. Съёмочная команда успешно маневрирует между логикой и добавлением отсылок на механики из игр, например, стимуляторов и системы S.P.E.C.I.A.L. 

В результате складывается ощущение, что мир в сериале более проработан с точки зрения внутренней логики, нежели игры Bethesda — просто в рамках сезона нам не успели продемонстрировать это в полной мере. Фансервис здесь используется в качестве приправы для придания блюду дополнительных оттенков и не перетягивает всё внимание на себя.

Элла Пернел отлично справилась с ролью наивной девушки, впервые оказавшейся на поверхности. Привыкшая к строгим правилам и безопасности Убежища, девушка совершенно неприспособленна к выживанию на Пустошах. Её ограниченные знания о внешнем мире служат плодотворной почвой для возникновения комичных ситуаций, в которых чувствуется «британский след» Нолана. Многие ещё до выхода сериала увидели в образе главной героини повестку, однако я считаю, что выбор девушки на подобную роль — невероятно удачный ход. Чтобы убедиться в этом, просто поменяйте местами Норма и Люси. Вы бы не захотели такое смотреть. Элла Пернел, к слову, вполне привлекательная особа, не будьте строги к девушке.

Источник изображения: Amazon, Prime Video

Гуль-стрелок и вовсе заслуживает отдельного спин-оффа. Это «наш ответ Дедпулу» от Джонатана Нолана. Через его прошлое зрителю раскрывают предысторию мира и проливают свет на делишки корпорации «Волт-тек» в частности. Уолтон Гоггинс — это главная причина смотреть сериал в оригинале: можно вывезти актёра из Бирмингема, но Бирмингем из актёра не вывести никогда. В сериале он отвечает за все кровавые сцены и чёрный юмор, а также выступает умудрённым жизнью (очень долгой жизнью) учителем для нашей «простушки из Убежища». Между персонажами складывается особая химия, и в итоге наблюдение за дуэтом Гоггинса и Пернел приносит неподдельное удовольствие.

Источник изображения: Amazon

А вот оруженосец Максимус — ложка дёгтя в бочке мёда актерского состава (осуждаю). Его роль в истории можно разнести в пух и прах, было бы желание. Возможно дело в том, что персонаж в целом прописан недостаточно глубоко или в неопытности актёра, но в него абсолютно не веришь, а порой он только мешается. Я понимаю, что сторона Братства Стали обязана присутствовать в повествовании, но представитель для этого откровенно неудачный. Как и Люси, Максимус плохо осведомлён о том, как устроен мир вокруг. Однако, когда он попадает в комичные ситуации, кажется, это происходит только потому, что он идиот. Остается надеяться, что его персонаж получит должное развитие по ходу второго сезона и не будет вызывать ассоциации с отработкой «повестки».

Источник изображения: Amazon, Prime Video

По итогу, охота нашей тройки за местным «макгаффином» формирует собой интересное приключение, наполненное чёрным юмором, отсылками, а главное, не лишённое логики. Дополнительные эпизоды из прошлого, и расследование брата Люси, грамотно дополняют картину мира. В конце сезона даже зритель, незнакомый с играми серии, не останется в недоумении. На все вопросы, поставленные по ходу повествования, даются внятные ответы, оставляя висеть в воздухе интригу, заготовленную для продолжения.

Акт III. Охал дядя, на чужие крышки глядя

В играх серии от Тодда Говарда события происходили на восточном побережье США, в то время как западное побережье оставалось вотчиной отцов-основателей серии. Однако события сериальной адаптации разворачиваются в западной части США. Возможно, внутри Bethesda задумываются о том, чтобы следующая часть серии отправила игроков именно туда, а быть может сказалась любовь Джонатана Нолана к вестернам и эстетике Дикого запада. 

Так или иначе, мир Пустошей получился красочным и правдоподобным. Как и старший брат, Джонатан предпочитает избегать компьютерной графики там, где это возможно. По этой причине съёмки сериала проходили в заброшенном шахтёрском городке Колманскопе, расположенном посреди пустыни Намиб в Африке. Это позволило добавить реализма в общую картину, а также, по словам Нолана, актёрам проще было представить себя посреди Пустошей, ведь они фактически уже находились в пустыне.

Источник изображения: Amazon, Prime Video

Благодаря тому, что в проекте мало компьютерной графики, не возникает с ней и лишних проблем. В отличии от сериала Halo, создателям Fallout не проходится маскировать нехватку бюджета на CGI за рваным монтажом, отчего и общее впечатление только лучше. Возможно, здесь не так много боевых сцен (как будто в Halo их много), но они сделаны простенько и со вкусом. Это проявляется и в грамотном подборе ракурсов, использования «слоумоушена» там, где это уместно и, безусловно, в обилии «мяса и крови», чего здесь совершенно не стесняются.

Вопросы есть разве что к декорациям. Для описания эстетики Fallout больше подходит определение «атомпанка», нежели ретрофутуризма. Всё потому, что мир «ядерных осадков» пошёл по пути развития атомной энергетики, а не микроэлектроники, что сказалось на внешнем виде предметов обихода, электроприборов и автомобилей. Однако в сериале нас встречают обычные ретроавтомобили, а архитектурный стиль ар-деко, характерный для «атомпанка», и вовсе «микокрокодил». 

Многие декорации слишком «новые». «Пип-бои», используемые жителями убежища также выглядят так, словно только что вышли из сборочного цеха, а не передавались из поколения в поколение на протяжении двухсот лет. Рекламные щиты и металлические объекты подверглись лишь лёгкой ретуши с «эффектом старины», а где-то краска блестит так, словно была наложена всего неделю или месяц назад.

Источник изображения: Amazon, Prime Video

В свою очередь, силовая броня Братства Стали выглядит не слишком убедительно и попахивает дешёвым пластиком. Более того, в съёмках использовался буквально один комплект брони, поскольку можно заметить, что эффекты «поношенности» такие, как царапины и т.д. абсолютно идентичны на каждой броне, появляющейся в сериале.

Также немного разочаровывает образ гуля, который может и подгнил за эти годы, но регулярно продолжал наведываться к косметологу. Создатели сериала оправдывают это тем, что так проще было передать игру актёра и я даже готов согласиться с этим. И всё же, ребятам при подготовке к следующему сезону следовало бы взять пару уроков у гримёров «Ходячих Мертвецов».

Несмотря на всё вышеперечисленное, картинка в сериале приятная глазу, всё на своих местах и только совсем уж ярые фанатики станут кричать, что там и крышечки от «нюка-колы» совсем не те, что в игре. Не стоит забывать, что декорации — неотъемлемая часть бюджета и здесь его освоили на достойном уровне. Всё же Джонатан — младший из Ноланов, а потому и денег на настоящие ядерный взрывы никто не выделял.

Источник изображения: Amazon, Prime Video

Музыкальной составляющей можно только восхищаться. Рамин Джавади, будучи признанным мастером индустрии, объединил свой фирменный стиль с узнаваемыми нотками Fallout и эстетикой Дикого Запада. Всё это отлично дополняет визуальную составляющую сериала и создаёт неповторимую атмосферу. Также отлично подходит для прослушивания в фоне, во время написания обзоров (чем я сейчас и занимаюсь).

Акт IV. Скрытая угроза серого кардинала

Незадолго до релиза первого сезона стало известно, что Amazon уже дала зелёный свет производству второго. Мне очень понравилась история, которой положили начало в первом сезоне, но есть кое-что, что меня тревожит. Имя этой угрозе — Лиза Джой. Жена Джонатана Нолана известна своими симпатиями woke-культуре и не раз замечена за вбросами повестки в различные проекты. Фанаты «Мира Дикого Запада» многое могут рассказать о том, что стало с сериалом, когда руководство над ним возглавила Лиза Джой. 

Повестку сейчас нетрудно отыскать практически в любом проекте, финансируемом западными компаниями, однако, на мой взгляд, в первом сезоне она принимает крайне безобидные формы. Межрасовые отношения здесь наблюдаются во все поля, но по крайней мере, они все традиционные. Девочка с «сюрпризом» имеется, но появляется в кадре всего два раза, а отечественный зритель и не заметит этих «they/them», если будет смотреть сериал с русской озвучкой.

После успеха первого сезона хочется, чтоб Amazon выделила больший производственный бюджет, дабы съемочная команда могла реализовать всё задуманное и не снижала планку качества, а провела работу над ошибками и улучшила его.

Надеюсь, что запала Джонатана Нолана хватит и на последующую работу над сериалом, а мы не свернём по дороге к Нью-Вегасу в бар «Голубая устрица». Я бы хотел посетить встречу ясновидящих, чтобы узнать, каким получится второй сезон сериала Fallout, но её отменили из-за непредвиденных обстоятельств — придётся ждать вместе с вами.

Diagnosis

Создатели сериала приложили большие усилия, чтобы представить зрителю героев и рассказать цельную историю в рамках восьми серий. За развитием событий и отношений героев интересно наблюдать. В этот мир по-настоящему веришь. В финале все сюжетные линии сводятся в одной точке и получают логическое «троеточие», поскольку их продолжение мы ещё увидим во втором сезоне. У проекта хватает как плюсов, так и минусов, но в одном ему не откажешь — почти все его очки S.P.E.C.I.A.L. ушли в Харизму, отчего равнодушным оставаться невозможно. 

Совсем недавно у нас выходил обзор сериала Halo, который за два сезона так и не смог определиться, для какой аудитории он снят. В этом плане Fallout твёрдо стоит на ногах. Это сериал, способный захватить внимание как фанатов игр от Тодда Говарда, так и не слишком ярых сторонников оригинальных игр серии и New Vegas.

Fallout — редкий пример удачной экранизации видеоигр, который может быть интересен не только геймерам, но и любому зрителю, неравнодушному к эстетике постапокалипсиса и Дикого запада.

В первоначальном варианте обзора я писал, что мне не хочется вешать ярлык «самая лучшая экранизация видеоигры», поскольку всегда есть куда расти и развиваться. Однако, пересматривая некоторые сцены в процессе написания обзора, я просто не могу игнорировать очевидное. Fallout — это хороший, крепкий сериал на фоне всего многообразия оных сегодня. Но также, Fallout — лучшая экранизация видеоигры, как минимум за последние годы. 

***

Источник обложки: Amazon, Prime Video


Сейчас на главной

Публикации

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Обзоры 27 апреля 11:18 0

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Статьи 24 апреля 16:43 0

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.