Эксклюзивы PlayStation не для русских? Почему Sony отменяет российских ПК-игроков

Sony запрещает продавать игры в России, и вымарывает упоминание русского языка из описаний проектов. Что происходит? Почему компания, которая годами вкладывалась в российский рынок и до сих пор любимая многими игроками на просторах страны, так поступает?

Nintendo и Sony годами создавали консольный рынок в России. Эти японские компании имели локальные представительства, игры в обязательном порядке получали полноценный перевод на русский язык, геймеры имели право на гарантийный ремонт и сервисное обслуживание. Несмотря на то, что на рынке доминировали ПК-игры, Sony на начало 2022 года удалось застолбить за собой изрядную долю. В 2021 году Джим Райан говорил, что гордится проделанной компанией работой в России.

Если успех Xbox 360 в России не в последнюю очередь был связан с неофициальными модификациями, которые позволяли запускать нелицензионные игры, то рынок игр и консолей PlayStation стал успешен благодаря систематическим усилиям Sony и его местного подразделения. Консоли PlayStation были любимы игроками не только за доступную стоимость. Владение играми для «плойки» в реальности не так дорого, как это кажется ПК-боярам. Отсутствие региональных цен заменял большой вторичный рынок дисков и возможность обмена дисковых версий в некоторых небольших магазинах. Sony поддерживала рынок хорошими эксклюзивами с качественной локализацией, чего не делала Microsoft. До поры, до времени всех все устраивало.

В 2022 году, когда крупные игровые компании стремительно покинули рынок, японские разработчики и игровые компании сделали это без громких заявлений, в отличие от западных компаний и той же Microsoft. Многие игроки виртуально «релоцировались» в Турцию и продолжали играть на консоли, первое время радуясь региональным турецким ценам. Игры от внутренних студий корпорации, как и прежде, переводились на русский язык. И даже инфляция турецкой лиры и периодические повышения цен на игры не сильно огорчали игроков. В этом отношении, фанаты Sony PlayStation оказались в одной лодке с пользователями ПК.

Но недавний запрет активации ПК-версий консольных эксклюзивов на территории России и Беларуси, а также просьба убрать из описания этих проектов упоминания русской локализации, потому что это якобы плохо влияет на продажи в Европе, оставили в недоумении. Неужели после стольких усилий по развитию российского рынка в Sony решили порвать с ним раз и навсегда? А ведь с 2022 года ни одна японская игровая компания не меняла свою политику в отношении российского региона. Capcom в 2023 году даже хвасталась хорошими показателями в нашей стране, несмотря на отсутствие официальных продаж. Международная обстановка за прошедшие два года практически не поменялась, экономическая ситуация в мире ухудшилась и публично озвученное решение о запрете активации игр в России и Беларуси на этом фоне выглядит странно.

Источник изображения: Arrowhead Game Studios / Sony Interactive Entertainment

Можно, конечно, порассуждать, что рынок России и Беларуси не такой уж и большой, к тому же, уход с этого рынка частично компенсировался ростом на соседних. Но это справедливо только для собственной экосистемы Sony. К чему такие санкции на рынке ПК, на фоне кризиса увольнений в игровой индустрии и массовой отмены игровых проектов? Ведь дела у внутренних студий PlayStation не лучше: в мае прошлого года был отменен некий неанонсированный шутер, за разработку которого отвечала Final Strike — он должен был составить конкуренцию Call of Duty. Компания Bungie, приобретенная Sony в 2022-м году, ознакомившись с наработками Naughty Dog по мультиплеерному проекту во вселенной The Last of Us, выбросила их на помойку. Средства, потраченные на разработку, очевидно пришлось списать. Да и в целом, 2023 год для платформы сложно назвать удачным.

Так что рынок ПК, в том числе российский и белорусский, мог бы стать для компании неплохим подспорьем в трудные времена. Но в компании просто не умеют на нем работать. Продажи хотя и приносят неплохую прибыль, но в количественном выражении не впечатляют в сравнении с тиражами в пределах собственной платформы. Но это лишь свидетельствует о том, что есть к чему стремиться. Ведь показатели мультиплатформенных релизов на различных платформах вполне сопоставимы, а в целом рынок ПК превосходит консольный по доходам. И большинству игр не мешает ни наличие перевода на русский язык, ни продажи в России и Беларуси.

Возможно, в корпорации полагают, что смогут вернуться на российский рынок на те же позиции по щелчку пальцев. Случись это событие сейчас, наверное, так и произойдет. Но проводимая политика дискриминации российских игроков по национальному признаку со временем может все изменить. Так что условная PlayStation 6 в России может оказаться мало кому нужна. Этому также могут поспособствовать переориентация Sony на игры-сервисы, отказ в консолях от дисковода и переход на цифровую дистрибуцию. «Цифра» убьет вторичный рынок игр, а отсутствие перевода на русский язык и легкого флёра «элитности» игр-сервисов, присущей современным эксклюзивам PlayStation, добьют и первичный.

Так почему компания ведет себя так нелогично? Надевайте шапочку из фольги, будем разводить конспирологию.

Весь прошедший год для руководства Sony прошел под знаком судебных разбирательств по поводу приобретения Activision Blizzard корпорацией Microsoft. В Sony опасались лишиться доступа к главной игровой франшизе западного полушария Call of Duty. Call of Duty — это самая продаваемая серия игр на платформе PlayStation. Sony и Activision годами сотрудничали, продвигая серию на рынки. Почти каждая часть CoD содержала эксклюзивный контент для владельцев PlayStation, Количество проданных копий Call of Duty превосходит количество проданных игр любой собственной франшизы от внутренних студий Sony.

Источник изображения: Zone of Games

Сегодня серия переживает не самые лучшие времена. Игроки критикуют новые игры за безыдейность, глупый сюжет, баги и много чего еще. На релизе каждая часть сталкивается с волной негатива, и показатели продаж далеки от рекордных. Но только по меркам самой серии, ведь каждый ноябрь и декабрь, в самый горячий игровой сезон, в топе самых продаваемых игр оказывается очередная часть Call of Duty.

Не удивительно, что Джим Райан, глава игрового подразделения Sony приложил огромные усилия для того, чтобы сорвать сделку по приобретению Activision Blizzard, несмотря на то, что в Microsoft обещали не делать серию эксклюзивом платформы Xbox. В итоге Джим потерпел поражение в своей борьбе и в конце марта 2024 года покидает свой пост. Официальная причина увольнения — невозможность совмещения работы в США и жизни в Великобритании, где живет его семья.

Но скорее всего, поправьте шапочку из фольги, увольнение связано с тем, что функционерам Sony не удалось заблокировать сделку, а Джима Райана, как не справившегося с ответственным заданием, попросили на выход. Все-таки, такие совпадения, как почти одновременное успешное закрытие сделки по приобретению конкурентом крупного актива и заявление об уходе сложно назвать случайными.

Стратегия Джима Райана потерпела неудачу. Огромное количество ресурсов были потрачены впустую, а его наследие многие фанаты PlayStation называют не иначе как печальным. Как итог, вот уже полгода игровое подразделение Sony живет без нормального руководства. Сейчас компания движется по инерции, и новой внятной стратегии у компании нет и не появится, пока не будет сформирована команда нового руководителя, и уже она поведет Sony в светлое будущее.

Сейчас же поведение компании схоже с поведением курицы без головы. Тушка корпорации носится по рынку, совершая хаотичные движения, но осмысленной деятельности эта тушка уже не ведет. Отсюда и странное поведение компании на рынке ПК и в том числе запрет на продажи игр в России и сокрытие перевода на русский язык.

Источник изображения: Naughty Dog / Sony Interactive Entertainment

А что если… Что если подобные шаги были предприняты под давлением и к таким действиям причастна Microsoft? И недавнее решение о выпуске консольных эксклюзивов Xbox на платформе PlayStation это лишь первая ласточка, а вскоре мы вообще увидим PlayStation GamePass, Spider Man для Xbox и тесное сотрудничество двух корпораций, которое позволит им пережить шторм в игровой индустрии. Это уже слишком или нет? Хироки Тотоки, временно исполняющий обязанности главы Sony даёт понять, что такое будущее реально. 

Analysis

Оставим пока «безумные» теории и обратимся к фактам. А они таковы: в прошлом году Sony потерпела поражение в судах и не смогла заблокировать сделку по приобретению крупнейшей игровой франшизы конкурентом. Как бы игроки не относились к современным играм серии Call of Duty, с точки зрения глав корпораций, это безумно ценный актив и в руководстве Sony пытались сделать все, чтобы не утратить хоть какой-то контроль над ним.

На фоне судебных разбирательств, топ-менеджменту компании было не до формирования новой политики или пересмотра существующей. Похоже, не было возможности даже провести трезвую оценку текущему положению дел в компании. Многие решения принимались по инерции и сейчас компания продолжает работать в том же режиме. Рассуждать на высшем уровне еще и о российском рынке, очевидно, вообще не было ни времени ни возможности.

Вероятно, решения компании по работе на рынке ПК-игр принимается на низовом уровне и в целом, этот сегмент рынка сейчас вне фокуса внимания. Топ-менеджмент больше озабочен сохранением собственной экосистемы корпорации, нежели попыткой захвата части рынка ПК. Ситуация может измениться, когда новый постоянный руководитель компании сформирует собственную команду, стратегию развития платформы и начнет ее реализовывать. Посмотрим, что к тому времени будет представлять собой рынок PlayStation в России и сохранится ли он вообще.

***

Источник обложки: NME, Sony Interactive Entertainment


Сейчас на главной

Публикации

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Статьи 24 апреля 16:43 0

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Обзоры 23 апреля 16:48 0

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.

Наконец-то покер перестал быть... Покером? Запоздалый обзор Balatro

Обзоры 22 апреля 08:53 0

Разработчик LocalThunk взял карточную игру «Покер», добавил туда новых правил и красивые шкурки — из азартной игры на деньги получился креативный декбилдер, а результат получил огромную популярность. Заслуживает ли её Balatro? Сейчас расскажем.