Кто танцует Blizzard — Часть 2: друзья из Поднебесной

Любая крупная компания напоминает акулу, которой для выживания требуется постоянное движение вперёд.

Любая крупная компания напоминает акулу, которой для выживания требуется постоянное движение вперед.

Часть 1: свидетели Doka 2

Часть 2: друзья из Поднебесной

Blizzard требуется наращивать прибыль, расширять библиотеку успешных проектов, привлекать как можно больше людей и монетизировать всё, до чего только можно дотянуться. Инвесторы должны быть довольны, и каждый вложенный в компанию доллар приходится умножать.

В таких реалиях стратегия развития формата «сделал игру, продал игру, заработал денег на следующую» Blizzard просто не интересна. Слишком много рисков. Стоит хоть одной игре в цепочке провалиться, и будущее компании окажется под угрозой.

Именно поэтому все крупные издатели озаботились созданием «игр-сервисов». Время AAA-игр уходит. Всё меньше остаётся студий, готовых вкладывать десятки миллионов долларов в проекты с дорогой одиночной кампанией. Сколько таких вы назовёте? Rockstar, CD Project RED, Santa Monica, Naughty Dog? Сколько их таких осталось, готовых рисковать, вкладывать душу в виртуальные миры, чтобы подарить нам новые — подчеркиваю — новые впечатления? Одна за другой они растворяются. Или меняются, или исчезают. Единичные исключения в данном случае лишь подтверждают правило.

Самые крупные компании на рынке (Tencent, Activision Blizzard, Electronic Arts) готовы вкладывать только в мультиплеерные «игры-сервисы».

Diablo: Immortal

Однако в Blizzard не дураки сидят. Они понимают, что для поддержания имиджа требуется иногда бросать кость старым фанатам. Поскольку в AAA-проектах необходимости нет, компания начала усердно делать ремейки своих старых хитов. StarCraft: Remastered, WarCraft III: Reforged, World of WarCraft: Classic — также можно вспомнить попытку вернуть нас в Diablo (1996) на движке Diablo III. Для полноты картины не хватает замкнуть цикл при помощи Diablo II, а потом понемногу подключать дополнения для World of WarCraft: Classic, доводя его до современного состояния.

Таким образом удаётся за недорого порадовать фанатов, оживить киберспорт и дать неофитам познакомиться с легендарными героями. 

Можно сказать, что Blizzard находится «в тренде», поскольку многие игровые компании делают ремейки. Так и есть, но Microsoft, создавая ремейки Gears of War и Halo 1-2, одновременно запускала в производство Gears of War 4 и Halo 4-5. За переизданиями The Last of Us и God of War 3 последовали анонсы The Last of Us 2 и God of War. 

Перевыпуск старых игр обычно служит для оживления интереса в преддверии выхода новой части. Blizzard же предпочитает путь «не вместе, а вместо». Поэтому вот вам StarCraft: Remastered и WarCraft III: Reforged вместо StarCraft III или WarCraft IV. 

Blizzard любят за то, что она не делает одну и ту же игру дважды. Каждая новая часть — это если не революция, то изменение концепции, попытка расширить привычные границы жанра. Переиздания классики — это своего рода расписка в том, что ничего лучше компания уже не в силах придумать.

WarCraft III: Reforged

Несложно заметить, что Blizzard до последнего времени игнорировала важнейшее направление бизнеса любой современной игровой компании — мобильный сектор. Там у них есть только Hearthstone, что странно, учитывая бездну возможностей. Одних «дьяблоидов» на смартфонах сколько, так что разработка Diablo: Immortal для iOS и Android — вполне закономерный, хотя и сильно запоздалый шаг. 

Для смартфонов умельцы уже не стесняются выпускать «королевские битвы», массовые ролевые игры, DOTA-клоны. Ограничений по жанрам почти нет. Blizzard всё это время неуклюже топталась в сторонке, хотя имела на руках все карты, чтобы завалить App Store мобильными хитами собственного производства. 

Понятно, что на Diablo: Immortal компания не остановится. Фанаты могут сколько угодно кричать, что «Blizzard уже не та» и «не слушает аудиторию», но это, так сказать, «неправильные фанаты», они приносят мало денег. Тоже мне, привыкли: купить игру и спокойно наслаждаться всеми её возможностями, пока не надоест. Нет-нет! Учитесь у потребителей мобильных игр, которые охотно платят за то, чтобы НЕ играть, ускоряя нудную прокачку. 

Мобильный рынок уже насквозь пропитался этой отравой. Пользователей смартфонов в несколько раз больше, чем обладателей игровых PC и консолей. Стоит ли удивляться, что Blizzard анонсировала Diablo: Immortal на Blizzcon 2018 как свою главную игру. Компания чётко видит огромные перспективы и предвкушает сумасшедшие прибыли при минимальных вложениях, а «неправильные фанаты» пусть идут на… хутор бабочек ловить.

Точнее, для них можно будет выпустить ремейк Diablo II. С ним, правда, придётся повозиться, чтобы сделать его прибыльным. Самый очевидный шаг — взять под контроль чёрный рынок, где люди торгуют внутриигровыми предметами. Если Гейб Ньюэлл может, почему Blizzard должна стоят в стороне? Хороший вопрос. Уверен, скоро мы узнаем на него ответ. 

Diablo II

Особой популярностью мобильные игры пользуются в азиатских странах. Огромная плотность населения, развивающаяся быстрыми темпами экономика — рынок растёт невиданными темпами. Не все крупные компании понимают, какой куш они упускают, не обращая внимания на китайский рынок. Работать с ним сложно, но можно, особенно если подружиться с местными.

Blizzard давно работает в азиатском регионе, но Китаю она «подмигивает» особенно часто. Чтобы не вызывать вопросы у регуляторов, игры компании вдруг резко стали сплошь мультяшными и яркими. Из старых игр вырезали весь неподобающий контент (черепа, пятна крови, кости, обнажёнку). Систематически празднуется китайский новый год, а герои получают тематические костюмы. В World of WarCraft появится целый континент с говорящими пандами. В Overwatch, чтобы довести градус «ми-ми-ми» до максимума, добавили хомяка. Наконец, в этом году китайцам целиком и полностью отдали свой бренд Diablo. 

Неужели Blizzard не могла сделать мобильную игру самостоятельно, с её-то мощностями? Конечно, могла. Но поскольку ставка в первую очередь делается на китайский рынок, то для лучшего продвижения в регионе её должна делать китайская же компания. 

Чёткий, прагматичный расчёт.

Китайский рынок имеет огромное количество уникальных особенностей. Он странный. В нем огромной популярностью пользуются условно-бесплатные игры и интернет-кафе. Люди привыкли не покупать игры, а «арендовать» их на время. Средней руки массовая онлайновая ролевая игра насчитывает десятки миллионов пользователей. Золотые прииски в сравнении с китайским игровым рынком — помойка. Тут деньги текут рекой. 

Это понимают многие западные компании и переводят свои бренды на условно-бесплатную модель распространения. Так, в 2013 году Activision Blizzard эксклюзивно в Китае запустила Call of Duty: Online с роботами вместо зомби. 

Call of Duty: Online

Да, Blizzard уже не та. Но это не признак загнивания, а совсем наоборот — компания приспосабливается к изменяющимся условиям, выходит на перспективные рынки и закрепляется на них. Компания уже упустила несколько прекрасных возможностей в прошлом и не хочет повторять ошибки в будущем. Прибыли компании год из года растут, портфолио успешных проектов увеличивается — так что всё у них хорошо, несмотря на плач и дизлайки фанатов.

Если бы вместо Китая динамично развивался американский игровой рынок, то Blizzard могла бы сохранить свой мрачный фирменный стиль. Но, увы, «кто девушку ужинает, тот её и танцует». Сейчас игровым компаниям выгодно ублажать запросы китайского министерства культуры, лениво отмахиваясь от старых и уже не слишком полезных фанатов. 

Читайте и подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен !
 
Обратная связь: читайте нас, пишите нам и общайтесь в Telegram!  @gametechruchat
Наш новостной канал в Telegram. Присоединяйтесь! @gametechru
 


Сейчас на главной

Публикации

Во что поиграть в мае. Работа в цехах, безумие, кислотные цвета, электронная музыка и не только

Итоги 03 мая 11:07 0

Такой концентрации необычных, в чем-то психоделических, проектов не было давно. В этом мае отличилась даже AAA-индустрия. Фанаты Xbox дождались релиза сумасшедшей Senua’s Saga: Hellblade II, а градус безумия поддерживают: триллер с лазерами из глаз, скоростной боевик в стилистике аниме 90-х и психоделический ритм-шутер. На этом фоне «Игра престолов» в стиле Dwarf Fortress и Factorio, от Paradox Interactive, выглядят совсем невинно, а F1 от EA слишком обыденно.

Прекрасный слэшер красивой героиней не испортишь. «Некстген» пришёл? Обзор Stellar Blade

Обзоры 02 мая 10:10 0

В этом мире есть всего три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как Microsoft пытается продать вам Xbox и как героиня Stellar Blade Ева лазает по лестницам. Если же отбросить шутки в сторону, то новый экшен от корейской студии SHIFT UP может предложить игрокам куда больше, чем просто эффектную героиню — это один из лучших представителей жанра слэшер сегодня!

«Мир! Труд! Май!» — подборка игр, в которых можно попробовать необычные профессии

Статьи 01 мая 10:00 0

Первого мая во многих странах отмечают международный день солидарности трудящихся. Некоторые игры предлагают интересный взгляд на трудовые будни различных профессий. Предлагаем вам ознакомиться с подборкой проектов, где можно прочувствовать на себе тонкости самых разных работ и призваний — в том числе, не всегда обычных.

Во что поиграть на смартфоне. Отчаянный картофель, таинственные шкатулки, тактика для олдов, хэдшоты для зомби

Итоги 30 апреля 11:00 0

Крупные релизы обошли мобильные платформы в апреле стороной. Но это не означает, что интересных игр не было. Помимо традиционных для смартфонов головоломок, разработчики порадовали играми в духе старой школы, а новый шутер от первого лица оказался не королевской битвой — и в нем есть даже одиночная кампания.

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.