The Stanley Parable — игра Шрёдингера

Это не та игра, в которую играют. Это та игра, которая играет с вами. И это гениально.

Надоело, что выборы в играх не имеют особого значения? Тогда The Stanley Parable создана специально для вас. Хотя эта игра не только про выборы и последствия. Это про возможность почувствовать себя и королём положения, и безвольной пешкой.

Изначально The Stanley Parable, вышедший в 2011 году, был любительской модификацией, созданной одним человеком. Однако спустя два года эксперимент вырос до полноценной игры, которая благодаря неординарной модели повествования превратилась в инди-шедевр.

День в офисе начался для работника с порядковым номером 427, также известного как Стэнли, непривычно. Он должен был сидеть за своим компьютером и выполнять команды, нажимая указанные кнопки на клавиатуре, но в этот раз никаких приказов не поступало. Герой выглянул из кабинета и с удивлением обнаружил, что сотрудники исчезли. Стэнли отправляется выяснять причины произошедшего. 

Герой изучает здание в одиночку, но в его голове постоянно звучит голос рассказчика. Он описывает чувства и эмоции Стэнли, комментирует каждый шаг. Незнакомец говорит, куда и зачем нужно идти, как будто знает всё наперёд. Однако подчиняться Стэнли не обязан. Если голос утверждает, что герой дошёл до двух открытых дверей и пошёл в левую, то никто не запрещает пойти в правую.

Впоследствии перед нами появляются новые развилки, и мы сами решаем, в каком направлении двигаться. При этом рассказчик протестует и даёт понять, что Стэнли не прав и такое развитие событий не было задумано.

Каждая из возможных тропинок представляет собой, на первый взгляд, отдельную историю с уникальным развитием событий. Стэнли точно следует инструкциям и узнаёт правду или делает шаг в сторону и сталкивается с ужасными последствиями, пытается сбежать и попадает в смертельную ловушку. 

Узнать один из нескольких финалов можно минут за десять, но вся суть The Stanley Parable кроется в многократном прохождении. Рассказчик в курсе, что Стэнли уже не в первый раз отправляется в путешествие. Он выстраивает своё повествование, исходя из этого, многие комментарии меняются, а некоторые моменты упрощаются.

Многие фразы рассказчика воплощаются в жизнь. Мир перестраивается на глазах. Герой попадает в последовательность необъяснимых с позиции привычной логики ситуаций, вызванных странным поведением всесильного покровителя. Тут можно даже «сломать» игру!

Отдельные ситуации заставляют поверить, что игрок здесь — это всего лишь передаточный механизм, безвольно выполняющий команды рассказчика. Тобой манипулируют, ты просто следуешь приказам, нажимая определенные кнопки, и чувствуешь себя счастливым. Прямо как офисный работник Стэнли. Иногда складывается ощущение, что  Стэнли на самом деле не существует, а игрок попал в сознание рассказчика.  

Поэтому очередной забег воспринимается как совершенно новое приключение. Хочется найти все варианты прохождения, чтобы почувствовать себя свободным человеком или смириться с участью раба. Количество концовок ограничено, но желание выслушать все перлы рассказчика и увидеть метаморфозы окружения гонят вперёд, даже когда кажется, что вариантов уже не осталось.

Diagnosis

The Stanley Parable — это насмешка над привычными в играх «выборами», которых на самом деле не существует. Здесь нет невидимых стен, а сама концепция проекта постоянно подталкивает к новым экспериментам, поскольку каждый неисследованный поворот сулит новые приключения. Однако надо понимать, что это не та игра, в которую играют. Это та игра, которая играет с вами. И это гениально. 

Pro:

  • Выбор пути приводит к непредсказуемым последствиям
  • Искромётные пародии на особенности геймдизайна и популярные игры
  • Неожиданные метаморфозы вселенной
  • Скрупулёзный дизайн офисного здания

Сейчас на главной

Публикации

Как Sony чуть не убили самую популярную игру 2024 года, а игроки победили корпорацию. Хронология скандала вокруг Helldivers 2

Итоги 07 мая 18:07 0

Судьба Helldivers 2 воистину уникальна — за 3 месяца существования проект прошёл путь от самой востребованной до самой презираемой игры года. А сейчас, похоже, вновь вернёт себе популярность. И всё из-за самодурства компании Sony! А вот памятник стоит поставить храбрым игрокам, вставшим на защиту любимого проекта и борьбу с корпорацией самодуров.

Майский гейминг: подборка игр для слабых компьютеров и ноутбуков, которые завалялись на даче

Статьи 07 мая 11:11 0

Майские праздники — не повод отлынивать от видеоигр! Как и в литературе, в игровой индустрии полно «нестареющей классики», а импровизированные каникулы, как никогда лучше подходят для погружения в неё. Сделали для вас подборку игр, которые потянет даже слабенький компьютер, пылящийся на вашей даче.

Претенциозная «пустышка» с намёком на глубину. Обзор INDIKA

Обзоры 06 мая 17:07 0

2 мая состоялся релиз игры INDIKA от Odd Meter и 11 bit studios. Проект привлёк к себе внимание множеством различных способов, одним из которых был необычный и незаезженный сеттинг альтернативной России конца XIX века, с элементами мистики и философии. Мы отбросили все витающие вокруг проекта разговоры и погрузились в продукт, дабы оценить его как игру. Что из этого вышло — читайте в нашем обзоре.

Данный обзор «на доработке»! Мнение о Manor Lords [ранний доступ]

Обзоры 06 мая 10:00 0

Сделать видеоигру — очень сложно. Создатели Manor Lords прошли долгий путь до раннего доступа. Да, проект ждал тёплый приём, миллион проданных копий и всеобщее признание. Но есть ли за что игру хвалить в отрыве от байки, что её сделал один человек?

Во что поиграть в мае. Работа в цехах, безумие, кислотные цвета, электронная музыка и не только

Итоги 03 мая 11:07 0

Такой концентрации необычных, в чем-то психоделических, проектов не было давно. В этом мае отличилась даже AAA-индустрия. Фанаты Xbox дождались релиза сумасшедшей Senua’s Saga: Hellblade II, а градус безумия поддерживают: триллер с лазерами из глаз, скоростной боевик в стилистике аниме 90-х и психоделический ритм-шутер. На этом фоне «Игра престолов» в стиле Dwarf Fortress и Factorio, от Paradox Interactive, выглядят совсем невинно, а F1 от EA слишком обыденно.