Shadowrun Returns — последний тролль-самурай

Лучше бы авторы выпустили книгу-игру: печатное издание с картинками. Смысл, в общем, тот же самый, только читать было бы проще.

Примерно двадцать лет назад появилась ролевая игра Shadowrun, представившая дикое смешение стилистических жанров: научной фантастики, киберпанка и фентези. Орки бегали с дробовиками. Дварфы взламывали охранные системы в киберпространстве. Тролли с катанами наголо гонялись за эльфийскими волшебницами… Идея смелая, многим пришлась по душе. Потом последовало несколько переизданий, и популярная серия вдруг по странной причине зачахла. Казалось, что навсегда. 

Благодаря сервису Kickstarter и тысячам уже повзрослевших поклонников, в 2012 году разработчики нашли финансирование для создания продолжения — 1,8 миллионов долларов. Наконец, игра вышла. Но при виде итогового результата возникает только один вопрос: куда ушли деньги? Shadowrun Returns выглядит бедно и кустарно даже на фоне тех инди-проектов, чья разработка велась на топливе из чистого энтузиазма.

Всё, что касается визуального исполнения, в Shadowrun Returns заслуживает порицания. Мир — это небольшой набор безликих, одноэтажных локаций: плоских рисунков под линейку. Простой стиль, скучный вид, ровненькие улицы со сгорбленными, неподвижными фигурками жителей. Анимация бойцов в сражениях нелепа и однообразна. Особенно этот бездумно растянутый во времени удар катаной. 

Диалоговое окно располагается неудачно, не по центру экрана, а справа. Шрифт текста мелкий, глаза уже через час начинают уставать, поскольку чтение — это едва ли не важнейшая составляющая игрового процесса.

Если подыскивать определения, то Shadowrun Returns — это интерактивный роман. Здесь описывается всё: мимика собеседников, обстановка баре, действия героев. В тексте диалогов проскальзывают вставки: «По его лицу пробежала лукавая усмешка». А итог очередного морального выбора предстает в виде темного экрана с надписью: «Твари набросились на нее и разорвали в клочья». Нет ни роликов, ни анимированных сцен, ни озвученных фраз, ничего.

История Shadowrun Returns получилась действительно интересной. Во многом благодаря необычной вселенной, в которой смешались всесильные корпорации и тайные эльфийские ритуалы, орки с топорами и дварфы с дроидами, полицейские расследования и спиритические сеансы.

Сюжет развивается неспешно, но уверенно, согласно традициям детективного жанра. Протагонист, в прошлом наемник, получает на компьютер сообщение с чипа, вживленного в бывшего напарника. Электроника сообщила о смерти своего хозяина, попросила найти его убийцу, а в награду сулит баснословную сумму. Что ж, в мире, где люди влачат жалкое существование у ног немногих избранных, где процветает торговля воспоминаниями и человеческими органами, где полиция коррумпирована и растет напряжение между разными расами, самое время заняться расследованием преступления. С опросом свидетелей, поиском улик и разгадываем головоломок.

Преследование серийного убийцы, новоявленного Джека Потрошителя, становится первым звеном в длинной цепочке, которая тянется к тайным заговорам и глобальной катастрофе. История не стоит на месте, каждая сцена двигает сюжет вперед, показывает вселенную с разных сторон, преподносит новые факты и знакомит со странными типами, некоторые из которых в итоге оказываются добрыми друзьями, а другие — злейшими врагами. Сразу и не угадаешь. 

Путь к финалу прямой и несгибаемый, как ствол снайперской винтовки. Побочных заданий, необязательных миссий нет совсем. При всем желании отступить в сторону не получится. Посещение магазинов и общение с персонажами — строго по расписанию. 

Создание и развитие протагониста выполнено в традициях классических компьютерных ролевых игр. Выбор расы, внешности, профессии, распределение очков навыков приводит к необычным комбинациям. Здесь рождаются техномаги и кибершаманы, усиленные имплантатами воины ближнего боя и снайперы, способные улучшить свои навыки при помощи заклинаний. При развитии надо учитывать особенности разных рас и формировать узкоспециализированного бойца, способного каждый ход снимать как минимум одну вражескую пешку с поля.

Узкая специализация героя, тем не менее, позволяет в процессе прохождения познакомиться со всем расами и классами. Перед выходом на боевое задание разрешают воспользоваться услугами наемников, шэдоураннеров (shadowrunners). Чем дороже наемник, тем лучше он экипирован и прокачан. Денег поначалу выдают не так много, как хотелось бы, поэтому приходится выбирать, что лучше: хороший кибернетический имплантат или мастер-ассасин в команде, новая броня или крутой хакер.

Хакеры в реальности представляют собой жалких воинов, способных только испуганно прятаться за спинами старших братьев. Но в киберпространство они выходят в одиночку, гордо расправив плечи своих мощных виртуальных аватаров, и там сражаются с охранными системами, добираясь до важных данных. Их работа крайне важна, поэтому защита хакера приоритетна для его напарников. Подобные ситуации являются изюминкой Shadowrun Returns. Сражения идут сразу на двух аренах: в реальном мире и киберпространстве, — и чем быстрее хакер блокирует лифты и двери для наступающих сил противника, тем лучше наемникам. 

Сражения развиваются в пошаговом режиме. В течение одного хода каждый из бойцов имеет право на два-три действия (в зависимости от уровня). Например, три раза выстрелить из дробовика или же перебежать за укрытие, прочитать заклинание и употребить аптечку. Система в целом простая, но из-за нарастающего со временем количества способностей и участников такие шахматные поединки не надоедают. Еще бы противники были поумнее, баланс оружия ровнее и позволяли собирать трофеи с поверженных врагов…

В диалогах варианты ответов зависят от особенностей развития протагониста. Сильный парень может надавить авторитетом своих бицепсов, а симпатичная девушка очарует парой фраз. Впрочем, разных вариантов ответов и без этого хватает, большинство из них служит только для самовыражения и не влияет на дальнейшее развитие событий.

Diagnosis

Shadowrun Returns может стать как большим разочарованием, так и хорошим подарком. Зависит от того, насколько сильна ностальгия по ролевым играм 90-х. История интересна, но подается она в виде сотен страниц неозвученного текста. Мир необычен, но представление о нем формируется большей частью в воображении читателя. Простоватые картинки и нелепая анимация только мешают погружению. Бои повторяют традиции пошаговых тактических игр, а система развития протагониста позволяет создавать таких удивительных героев, как тролль-самурай, дварф-техномаг или эльф-хакер. Однако жуткие сохранения (строго в начале нового долгого уровня и никак иначе) вряд ли понравится поклонникам старой школы.

Shadowrun Returns предлагает всего одну кампанию на 12 часов прохождения и поддержку пользовательских модификаций. Неплохо, но лучше бы авторы выпустили книгу-игру: печатное издание с картинками. Смысл, в общем, был бы тот же самый, только читать было бы приятнее. 

Pro:

  • Необычная вселенная в которой существуют фентезийные персонажи, магия, киберимплантанты, дроиды и огнестрельное оружие
  • Увлекательная история, постоянное развитие сюжета
  • Интересные, запоминающиеся персонажи
  • Гибкая система создания и прокачки своего героя
  • Большое разнообразие оружия, заклинаний и киберспособностей

Conta:

  • Убогая анимация
  • Простой рисунок локаций, под линейку, без изюминки
  • Неудобная система сохранений — строго в начале уровня
  • Всего одна сюжетная линия без развилок, подаваемая исключительно в виде текста
  • Неудачный интерфейс

Сейчас на главной

Публикации

Во что поиграть на смартфоне. Отчаянный картофель, таинственные шкатулки, тактика для олдов, хэдшоты для зомби

Крупные релизы обошли мобильные платформы в апреле стороной. Но это не означает, что интересных игр не было. Помимо традиционных для смартфонов головоломок, разработчики порадовали играми в духе старой школы, а новый шутер от первого лица оказался не королевской битвой — и в нем есть даже одиночная кампания.

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Обзоры 27 апреля 11:18 0

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.