Шутеры: мертвый жанр

Шутеры давно умерли, и никто этого не заметил только лишь потому, что им на смену пришли изобретательные гибриды. «Похитители тел» наяву.

Последний выпуск нашего «Судного дня» оставил неоднозначное впечатление. В качестве видеоряда, когда мы обсуждали тему апгрейда компьютера, я решил взять нарезку прохождения DOOM 3: BFG Edition. Для этого его пришлось установить, запустить и хорошенько так поиграть. В процессе я поймал себя на мысли, что уже давно, несколько лет точно, не видел шутеров, в которых был бы настолько грамотно реализован процесс стрельбы: все имеющееся оружие имеет смысл, враги постоянно держат на взводе, приходится беспрерывно маневрировать. Здоровье-то само не восстанавливается. За ящиком не отсидишься. А потом я понял, что шутеры давно умерли, и никто этого не заметил только лишь потому, что им на смену пришли изобретательные гибриды. «Похитители тел» наяву.

Обсудить эту тему я решил с Михаилом Шкредовым, и беседа получилась достаточно интересной. Мы проследили, что происходило с шутерами в последние годы, как они развивались и почему разработчики все дальше и дальше отходят от классической схемы. С данным подкастом (весьма продолжительным) вы можете познакомиться ниже:

Аудиоверсия (скачать MP3-файл):

Кому недосуг смотреть и слушать, выделим несколько тезисов. 2008 год был переломным для жанра шутеров. Уже тогда было видно, что студии пытаются или нащупывать новые направления, или бесхитростно подражают Call of Duty. Эту тему я достаточно подробно разобрал в статье «Шутеры 2008 года — равнение на Call of Duty», отмечая основные тенденции: создание линейной и зрелищной кампании, развитие кооперативной составляющей, обязательный мультиплеер, интеграция ролевой системы развития или приключенческих элементов.

Итогом этого направления, венцом эволюции, так сказать, стал шутер Destiny, который вобрал в себя сразу все элементы, превратившись по сути в массовую онлайновую ролевую игру. Тут есть разные классы, прокачка, охота за оружием и броней, ежедневные и еженедельные миссии, большой мир, в котором бегают игроки и сражаются с возрождающимися монстрами. Кооперативные и соревновательные режимы грамотно встроены в конструкцию и не навязываются. По этим же лекалам сделан шутер The Division, который мы вскоре увидим на прилавках. Правда, он совсем уж далеко отошел жанровой принадлежности, и ролевой элемент в нем довлеет над стрельбой. 

Что касается других шутеров, то они четко идут по двум направлениям. Во-первых, это чистый мультиплеер, с привязкой к DLC и микротранзакциям — в этом плане 2015 год был показательным. Вышло сразу три крупнобюджетных проекта — Evolve, Rainbow Six: Siege, Star Wars: Battlefront. И в них не было даже намека на кампанию. 

Ну а второе направление развития шутеров превратило их по сути в другой жанр. Помнится, наши читатели когда-то возмущались, что мы переносим такие игры, как Wolfenstein: The New Order или Far Cry 3, в категорию «приключенческих боевиков». Но это на самом деле уже никакие не шутеры. Это игры, которые предлагают многовариантное прохождение, систему развития, а стрельба в них является далеко не самым важным элементом. Часто их интереснее проходить в стелс-режиме. Логично, что разработчики Far Cry в конечном итоге решили сделать подарок любителям ножей и стрел — добро пожаловать в Каменный век в новом Far Cry: Primal! 

Чистокровных шутеров совсем не осталось. Вымерли. И вымерли они совсем не из-за того, что устарели. Это легко опровергнуть, запустив тот же DOOM 3, Painkiller или F.E.A.R. Играть интересно до сих пор, а уж процесс стрельбы в них сам по себе доставляет огромное удовольствие. Интересное оружие, разнообразные враги, сочное мясо, обилие секретов. 

Забавно, но устарел как раз другой поджанр, так называемый «постановочный тир» — игры в стиле старых Call of Duty с примитивной механикой стрельбы, но с обилием разнообразных аттракционов. Даже разработчиков Black Ops III переклинило на модную ныне тему прокачки протагониста и кооперативное прохождение, из-за чего сильно пострадала компоновка одиночной кампании. 

Благодаря Kickstarter расцветают такие некогда забытые жанры, как стратегии, тактики, ролевые и приключенческие игры. Однако вряд ли стоит рассчитывать на инди-разработчиков, когда речь идет о шутерах, поскольку этот жанр — один из самых дорогих в производстве. Хочешь не хочешь, а должен красиво и тщательно нарисовать уровни, обеспечить стилистическое разнообразие. Желательны и современные графические технологии, и хорошая анимация, и много типов врагов, и грамотный баланс оружия.

Что касается крупных издателей и подконтрольных им разработчиков, то вкладываться в создание классического шутера они не будут по прагматичным мотивам. Число ААА-проектов уменьшается, и каждый их них создатели хотят превратить в платформу для будущих DLC и микротранзакций. Как продавать контент для мультиплеерных игр — есть понимание. Как можно в дальнейшем зарабатывать на простом линейном шутере, который проходится за 5-8 часов, — никакого.

Поэтому прав Клифф Блезински, когда говорит, что на создание кампании в шутерах обычно уходит до 75% бюджета, и эти деньги просто вылетают в трубу, поскольку покупатель проходит одиночную составляющую игры за пару вечеров и потом проваливается в мультиплеер. 

Причина, из-за которой вымерли классические шутеры, заключается в том, что издателям сейчас не интересно выпустить просто хорошую игру и просто зарабатывать на ее продажах. Условно-бесплатный сектор индустрии в этом плане оказал на нее самое негативное влияние. Сейчас бизнес-модель развития игры превалирует над геймдизайном. Все для того, чтобы выкачивать деньги из игроков, продавая им пустячки. Ведь нет ничего приятнее, чем превращать воздух в доллары. 

Мне очень нравится DOOM 3, и я очень жду DOOM 4. Поэтому очень боюсь разочароваться. Разочароваться в первую очередь в том, создатели отступят от классической формулы и привнесут слишком много современных элементов. Боюсь того, что в новом DOOM мне придется ездить на машинках, решать головоломки, таскать ящики, прокачивать протагониста, терпеть рядом назойливых напарников, прятаться от демонов. Боюсь, что вместо шутера в очередной раз получится странный гибрид неопределенной ориентации и умрут все надежды на реанимацию отличного жанра, который оказался за бортом современной бизнес-стратегии.


Сейчас на главной

Публикации

Почему вокруг Assassin’s Creed Shadows случился скандал? Итоги культурной апроприации от Ubisoft

15 мая компания Ubisoft официально представила следующую игру во франшизе Assassin’s Creed. Проект получил подзаголовок Shadows — ранее он был известен под рабочим названием Codename: Red. Местом действия будущей игры станет средневековая Япония 1579 года периода Адзути-Момояма. Игроки уже давно просили Ubisoft сделать Assassin’s Creed в этом сеттинге, но издатель не может сделать даже анонса, чтобы не попасть в очередной скандал.

Assassin's Creed Shadows — всё, что известно об игре на данный момент

Статьи 17 мая 12:55 0

Анонс Assassin's Creed Shadows вызвал бурю эмоций у фанатов серии и обычных геймеров. Не в том ключе, правда, в каком ожидала Ubisoft — начались новые скандалы вокруг разработчиков из отделения в Квебеке, японцы возненавидели чернокожего самурая Ясукэ, а также акции компании начали терять позиции. Однако сегодняшний материал не об этом: мы хотели собрать всю известную информацию об игре, не касаясь ругани и скандалов.

Адреналиновое удовольствие. Обзор мобильной королевской битвы Blood-Strike

Обзоры 16 мая 16:23 0

Blood Strike еще до релиза получила известность как Call of Duty Warzone от китайцев. В реальности от Call of Duty взяли не очень много. А у других проектов и того меньше. Но в итоге — коктейль получился забористым.

Инди-игры апреля. Яблоки на Марсе, восстание в королевстве, мордобой в лесу и уютные приключения краба-хардкорщика

Итоги 15 мая 13:09 0

Мордобой в лесу и уютные приключения могут соседствовать, если это подборка игр независимых студий, вышедших за прошлый месяц. А еще в этих играх можно заняться терраформированием далекой планеты, выживать в средние века и играть в Souls-like с веселой атмосферой токсичных болот.

Во что поиграть, если вас вдохновил сериал «Сёгун»: путь самурая, история через призму мифов, борьба за честь и не только

Статьи 14 мая 13:21 0

Издавна страна восходящего солнца манила своими тайнами людей «с запада». Совсем недавно завершился показ сериала «Сёгун» по одноимённому роману Джеймса Клавелла. Не желая прощаться с атмосферой феодальной Японии, мы отправились в путешествие по игровым мирам, наполненным восточной философией, мистикой и духом самураев. Приглашаем и вас в путешествие по миру современных самурайских боевиков.