Особое мнение: диванные войны, пробуждение экспертов [СПОЙЛЕРЫ]

Сюрприз! Седьмой эпизод «Звездных войн» понравился не всем. И пусть бы, люди имеют право на свое мнение, особенно когда речь заходит о продолжении культового сериала. Однако некоторые относятся к «Пробуждению Силы» прям-таки очень серьезно.

Сюрприз! Седьмой эпизод «Звездных войн» понравился не всем. И пусть бы, люди имеют право на свое мнение, особенно когда речь заходит о продолжении культового сериала. Однако некоторые относятся к «Пробуждению Силы» прям-таки очень серьезно. Диванные эксперты по джедаям и мироустройству далекой-далекой галактики готовы рвать новое произведение Дж. Дж. Абрамса, как пресловутый Тузик грелку, с остервенением разбирая чуть ли не каждый поступок героев и причитая на форумах: «Так не бывает!».

Успокойтесь, во вселенной «Звездных войн» бывает всё. Джордж Лукас ее создал, не слишком заботясь о логике происходящего (правда, потом он приложил все усилия, чтобы уничтожить собственное детище). Ну а знаменитый режиссер Дж. Дж. Абрамс был вынужден собирать все заново, по кусочкам, воссоздавая знакомое очарование классической трилогии и всеми силами стараясь дистанцироваться от унылых эпизодов жизни Энакина Скайуокера. 

Поскольку я отношусь к категории людей, которые воспринимают классическую трилогию в качестве развлекательного фильма без особой глубины — с придурковатыми дроидами, наивным сюжетом и плоскими героями, то на седьмой эпизод шел спокойно. Дж. Дж. Абрамс вернул «Стартрек» на большие экраны, так что за «Звездные войны» с их куда более простой основой я не переживал. В итоге получил то, на что примерно рассчитывал, — придурковатых дроидов, наивный сюжет и плоских героев, суть которых раскрывается в паре предложений. Поскольку все это дополняется великолепным визуальным рядом, динамичным сценарием и возвращением старых добрых персонажей (эх, время…) из кинотеатра вышел вполне удовлетворенным. Красивый, легкий боевик. Абрамс, чертяка, не подвел.

А на следующий день сходил еще раз — закрепить впечатления. Уж больно BB-8 понравился. 

Но стоило мне добраться до интернета, чтобы поделиться радостной вестью, как от диванных экспертов я узнал, что все не так. Что я видел плохих актеров, вторичный сюжет, бледную тень Дарта Вейдера и, вообще, джедаями так быстро не становятся. Вот это поворот!

Претензии к новым героям вообще непонятны. Каждый из них по-своему симпатичен. Рей и Финн всю сознательную жизнь провели в аду, но в разных филиалах. Она — мусорщица на пустынной планете, за еду таскающая хлам с разбитых кораблей. Он — штурмовик, которого ребенком забрали из дома и который с тех пор видел только казарму, муштру и смерть. И вместе они пошли наперекор системе. 

Финн постоянно на взводе, не умеет скрывать своих эмоций, но решителен и отважен. Рей живет надеждой однажды воссоединиться с родными, и только это долгое время поддерживало ее существование. Багаж их знаний невелик, но они хорошо умеют выживать. Сценарий не дает им стоять на месте и решать, куда двигаться дальше. Штурмовики идут по пятам, объявлен розыск по всей галактике, каждый наемник готов их сдать. Приходится шевелиться, убегать, сражаться. Даже шутки тут такие — быстрые, спонтанные, живые. 

Что касается вторичного сценария, мол, Дж. Дж. Абрамс просто переснял четвертый эпизод. Странно, что критиков не смущает то, что события в трилогии про Индиану Джонса развиваются по одной и той же схеме, собственно, как и в бесконечном сериале про Джеймса Бонда. Это работает. Люди приходят за тем, чтобы увидеть элегантного красавца, который пьет мартини с водкой, ездит на Aston Martin, походя меняет подружек и «типа из последних сил» разбирается со злодеями. 

Концепция «Звездных войн» предполагает существование абстрактной Империи (здесь — Первый орден) и Повстанцев (здесь — Сопротивление). У первых — острая нехватка авторитета, но есть супероружие, способное уничтожать планеты. У вторых — отважные пилоты, в последний момент предотвращающие катастрофу. Когда одна из этих составляющих исчезает, когда режиссер пытается усложнить конструкцию, получается что-то тоскливое и затянутое, в стиле эпизодов I-III, где на место веселых героев и веселой чехарде событий пришла политика, нудные переговоры, серьезные лица и несчастный Джа-Джа Бинкс в качестве шута.

Здесь же, в галактику после падения Империи пришла новая сила, и она убедительно заявила о себе. Тупо в традициях этой странной вселенной — без переговоров раздолбав целую планету и несколько ее спутников. Вполне закономерно, поскольку в подобных фильмах героями становятся поневоле, им не дают раздумывать, строить планы на будущее. Они только реагируют и даже нападая — защищаются. 

Одна из главных претензий к фильму касается Кайло Рена — внука Дарта Вейдера. Многим не понравилось, что его играет Адам Драйвер, комедийный актер, известный по сериалу «Девчонки», с очень… неоднозначной внешностью. Многим не понравилось, что он истерик, что в нем нет самодостаточной мощи деда, что он снял маску, в конце концов!

Симпатия публики к Дарту Вейдеру объясняется просто. За всю классическую трилогию он не сделал ни одного по-настоящему злодейского поступка. Ходил в черном плаще под грозную музыку, громко дышал и душил своих подчиненных — это сколько угодно. Убил Оби-Ван Кеноби? Напомню, что Оби-Ван (как мы узнали позже) отрубил ему ноги, руку, оставил гореть в жерле вулкана и украл беременную жену. А Дарт Вейдер его просто развоплотил… Добрейшей души человек. Отрубил сыну руку? Так это была единственная возможность остановить парня со световым мечом, чтобы попытаться достучаться до его разума, предложить место справа от трона Империи. Этакий благородный злодей, который в финале еще и перешел на сторону Света. За это его и любят. 

Однако эпизоды I-III здорово исказили образ Дарта Вейдера. Будучи Энакином Скайуокером, он предал всех своих друзей, свою любимую, убивал всех без разбору, даже детей, без особых причин перешел на Темную сторону и стал сеять смерть по всей галактике. Такое себе слабохарактерное ничтожество, переполненное Силой. Есть много причин, почему мне не нравятся эпизоды I-III, но за предысторию Дарта Вейдера Лукасу отдельное «фи». 

Кайло Рен проработан лучше Энакина. Он мечется между Светом и Тьмой, не может до конца определиться, наивно полагает, что самодельный красный меч и маска на лице делают его злодеем. Однако он не главный, командование не считается с его мнением и хорошо видит его сомнения. Поэтому он по глупости творит зло, когда и как попало, нерационально, словно играет в ролевую игру от BioWare, где каждый плохой поступок добавляет пару баллов к Темной стороне.

В «Пробуждении Силы» много недосказанности. Я лично не читал книг по вселенной, в глаза не видел комиксы, поскольку никогда не идеализировал ни джедаев, ни ситхов, не считал необходимым углубляться в историю и философию этих, в общем-то, поверхностных развлекательных фильмов. Сказка — она и есть сказка. Поэтому мне странно видеть сейчас даже не обсуждения героев, сюжета и Кайло Рена, а серьезные рассуждения на тему того, можно ли стартовать из ангара на сверхсветовой скорости, способен ли простой человек обращаться со световым мечом, как быстро можно научиться владеть Силой и так далее.

Странно, что этих ребят не смущают озвученные сражения в безвоздушном пространстве, конструкции кораблей, отрицающие законы аэродинамики, и новая гипертрофированная Звезда смерти, высасывающая солнце (!) за 15 минут.

«Звездные войны» — это сказка, где в мире и согласии сосуществуют разные расы, каждый робот обладает душой, а нелепые мохнатые мишки с копьями способны навалять армии штурмовиков. Здесь свои законы, которые придумал Лукас, и в его вселенной, как известно, возможно всё. Именно поэтому компания The Walt Disney и купила права на «Звездные войны» — это сказочное королевство размером с галактику и с бесконечным потенциалом. 

Заслуга Дж. Дж. Абрамса состоит в том, что он, в отличие от позднего Лукаса, понимает, почему «Звездные войны» в свое время обрели такую популярность. И если эпизоды I-III хочется просто вычеркнуть из памяти (но не получается, увы), то седьмой становится в один ряд с четвертым и пятым. 

Как и любая хорошая сказка, «Пробуждение силы» несет множество выразительных образов — забавный дроид BB-8, отважная девушка Рей, паникующий экс-штурмовик Финн, не до конца определившийся Кайло Рен, схватка в лесу на Старкиллере и прочие, и прочие. Глупо искать здесь глубину, копаться в истории, пытаться понять физику или систему прокачки джедаев. Это начало новой эры, свежий старт, причем в правильном направлении. И да, очень хочется увидеть продолжение. 


Сейчас на главной

Публикации

Инди-игры апреля. Яблоки на Марсе, восстание в королевстве, мордобой в лесу и уютные приключения краба-хардкорщика

Мордобой в лесу и уютные приключения могут соседствовать, если это подборка игр независимых студий, вышедших за прошлый месяц. А еще в этих играх можно заняться терраформированием далекой планеты, выживать в средние века и играть в Souls-like с веселой атмосферой токсичных болот.

Во что поиграть, если вас вдохновил сериал «Сёгун»: путь самурая, история через призму мифов, борьба за честь и не только

Статьи 14 мая 13:21 0

Издавна страна восходящего солнца манила своими тайнами людей «с запада». Совсем недавно завершился показ сериала «Сёгун» по одноимённому роману Джеймса Клавелла. Не желая прощаться с атмосферой феодальной Японии, мы отправились в путешествие по игровым мирам, наполненным восточной философией, мистикой и духом самураев. Приглашаем и вас в путешествие по миру современных самурайских боевиков.

2024 год как соревнование — кто из игровых издателей наломает больше дров? Провалы и ошибки крупных студий

Итоги 13 мая 12:22 0

Майские праздники в 2024 году для игровой индустрии оказались необычными — многие игровые компании словно сговорившись, решили устроить дружественное соревнование по принятию наиглупейших решений. Мы на майские не прохлаждались, а пристально следили за решениями крупных корпораций — и собрали все их промахи в одном материале.

Обзор Amazing Digital Circus 2: как инди-сериал показал опасность игр под управлением искусственного интеллекта

Статьи 12 мая 13:06 0

Amazing Digital Circus — чудо, что приковало внимание миллионов людей со всего мира. Это анимационный сериал отличного качества, с забавными шутками и постоянным ощущением зловещей долины. Вторая серия показала с интересной стороны взгляд искусственного интеллекта на создание игр.

Страшно много контента. Обзор Withering Rooms

Обзоры 10 мая 16:53 0

Сначала думаешь, что Withering Rooms не представляет собой ничего особенного — это, в конце концов, не единственный 2.5D-хоррор на рынке. Но чем дольше играешь, тем больше обнаруживаешь удивительных деталей и механик. Механик, что придутся по вкусу многим и позволят проходить проект уникальными способами.