Например

Особое мнение: инсталляции, патчи, платный мультиплер и прочие «радости» современных консолей

 
Удобство использования являлось одним из ключевых достоинств консолей на протяжении чуть ли не всей истории их существования. Проблемы если и возникали, то в абсолютном большинстве случаев были обусловлены механическими повреждениями диска/картриджа или поломкой устройства. Это стало далеко не последней причиной популяризации этих устройств — концепция «вставил и играй». Не требовалось никаких лишних знаний. 
 
 
Однако консоли текущего поколения отличаются от своих предшественников не только продвинутой графикой и наличием развитых сетевых сервисов. У нынешних консолей уже нет некоторых, как казалось ранее, незыблемых составляющих. PS4 и Xbox One всё больше и больше напоминают персональные компьютеры. Такой процесс позволяет реализовать в играх недоступные в прошлом возможности, но также он сопряжён с усложнением ряда аспектов и появлением раздражающих факторов.
 
Ещё в прошлом поколении в фундаменте консольной философии появилась трещина. Многие игры для PS3 требовали обязательной инсталляции на жёсткий диск. Обусловлено это было, в частности, особенностями работы медленного привода Blu-ray. А вот на Xbox 360 долгое время игры работали с DVD-дисков, что объяснялось наличием в продаже Arcade-версии консоли без HDD. Впрочем, к концу поколения определённые проекты, в том числе Grand Theft Auto V, не запускались на консолях без установки части данных на жёсткий диск.
 
Сегодня все игры на PS4 и Xbox One инсталлируются на жёсткий диск. Прямо как на РС. Теперь на консолях надо ждать, пока закончится установка игры и только после этого приступать к прохождению… Хотя нет! Зачастую необходимо ещё подождать, пока загрузится обновление «первого дня» — неотъемлемая составляющая многих современных проектов. В концепции «вставил и играй» появились промежуточные этапы.
 
 
В ходе анонса PS4 и Xbox One компании Sony и Microsoft делали акцент на возможности Play Now. Она, согласно заявлениям, позволяла начать проходить игру до окончания установки или закачки из сетевого сервиса. Звучит красиво. Но внятно реализовать эту удобную, в теории, возможность у студий не получается. В итоге в большинстве случаев всё сводится к знакомству с демоуровнем или главным меню. Но формально игра запустилась до завершения инсталляции. В цифровой версии Gears of War 4, например, нельзя попасть дальше главного меню. В Star Wars: Battlefront есть только крохотный демоуровень.
 
Известный YouTube-блогер Джим Стерлинг затрагивал тему реализации Play Now. Он, со ссылкой на источники в среде разработчиков, говорил о том, что Sony и Microsoft заставляют компании добавлять поддержку Play Now в игры в любом виде. Не исключено, что платформодержатели боятся обвинений в недобросовестном маркетинге. Хотя в таком виде, в каком она есть сейчас, Play Now в большинстве случаев бесполезна.
 
Кроме того, игры «весят» десятки гигабайт, а Call of Duty: Infinite Warfare в комплекте с переизданием Modern Warfare — 130 гигабайт. При этом самые дешёвые и, соответственно, самые популярные версии консолей оснащены жёстким диском объёмом 500 гигабайт. Рядовые пользователи, не желающие покупать дорогие ревизии консолей, быстро сталкиваются с нехваткой свободного места. Да, на PS4 жёсткий диск можно заменить, а на Xbox One — подключить внешний HDD. Однако это дополнительные манипуляции. 
 
С недавних пор в сети всё громче и громче слышны голоса пользователей, недовольных наличием абонентской платы за право пользоваться всеми благами сервисов PSN и Xbox Live. Люди, желающие получить доступ к мультиплееру в играх, обязаны платить. Загвоздка в том, что оба сервиса не радуют качеством — высокими скоростями загрузки игр и стабильной работой. Особенно выделяется PSN, который легко поддаётся хакерским атакам — в последний раз проблемы были совсем недавно, во время бета-теста Call of Duty: Infinite Warfare. 
 
Игроки небезосновательно кивают в сторону того же Steam или Battle.net на РС. На персональных компьютерах в избытке своих неприятностей. В первую очередь это читеры. РС, будучи открытой платформой, предоставляет безграничные просторы для любителей нечестной игры. Тут всё зависит от расторопности разработчиков и качества поддержки. На консолях эта проблема практически отсутствует.
 
Тем не менее люди в праве требовать от платных сервисов высокого качества. Они видят, что на другой платформе есть аналогичные или более продвинутые сервисы с интересными возможностями. Главное — они бесплатны. Платформодержателям становится всё труднее оправдывать «платный мультиплеер».
 
 
Ежемесячная раздача бесплатных игр подписчикам PS Plus и Xbox Live Gold — палка о двух концах. С одной стороны, игроки получают по две (на Xbox One — сразу четыре) игры безвозмездно. С другой — это чистой воды лотерея. 
 
Steam отвечает на это выгодными распродажами. Там не всегда бывают интересные всем без исключения и актуальные игры. Зато на распродаже каждый человек может купить нужные ему игры по бросовой цене, а не ждать милости от платформодержателей и регулярно разочаровываться от предложений сыграть в очередной «инди-шлак». К слову, на консолях нет аналога простой и общедоступной системы возврата средств за цифровые версии игр, как в Steam. Наконец, нельзя забывать и то, что немало увлечённых игроков предпочитают покупать интересные им проекты без утомительных ожиданий «халявы».
 
Консоли переходят к концепции «промежуточных поколений». У Sony и Microsoft разный взгляд на идею выпуска мощных версий PS4 и Xbox One. Но обе кампании уделяют немало внимания поддержке разрешения 4К, в случае с Sony — с различными оговорками. Погоня за 4К, вне зависимости от уровня его «полноценности», выглядит сомнительно. Слишком большие мощности нужны для того, чтобы запустить игру в разрешении 4К и сохранить высокое качество графики. Однако это не единственная причина для опасений.
 
После релиза PS4 Pro и Xbox Scorpio в консольных играх появятся несколько режимов с разными настройками графики. Вроде бы всё логично: авторы сделают специальный режим для каждой консоли, и все будут счастливы. Однако не факт, что в условном режиме «1080р с красивой графикой» картинка будет ощутимо красивее, чем в разрешении 4К. Могут появиться косметические эффекты для производительных консолей, которые почти не влияют на общее восприятие внешнего вида, но негативно отражаются на производительности. С оптимизацией нынче дружат далеко не все студии. Да и отладка всех режимов графики сопряжена с дополнительными расходами, что вряд ли понравится издателям.
 
Многие вышеперечисленные неприятности имеют место на РС. Вот только на РС, как правило, присутствуют гибкие настройки графики. Консоли же в обновлённом формате всё больше напоминают упрощённые версии персональных компьютеров. Причём в ближайшем будущем консоли, начиная с семейства PS4, лишатся единого для всех стандарта графики. Взамен они получат ограниченный набор режимов без «глубокой» настройки. Хуже всего, что игроки не застрахованы от наличия в каждом из режимов своих проблем. 
 
 

Analysis

Развитие консолей, как и многих других устройств, неразрывно связано с изменениями, в том числе в фундаментальных аспектах. Само собой, ни о каком «закате» консолей говорить не приходится. Выгодная стоимость, особенно самых дешёвых ревизий PS4 и Xbox One, а также всё ещё ощутимый разрыв в удобстве использования в сравнении с РС делает консоли предпочтительной покупкой для огромного количества пользователей.
 
Несмотря на это, платформодержателям стоит задуматься насчёт развития платных сервисов. Желательно подойти к вопросу «полупоколений» со всей ответственностью и вместо попытки «объять необъятное» сконцентрироваться на самом важном — на комфорте для пользователя. 
 

Небольшое дополнение от Виталия Казунова

Основанная проблема современных консолей заключается именно в отсутствии прежнего комфорта. Ты пришел с работы уставший, сел на диван, тебе просто хочется отдохнуть. Ты берёшь геймпад, включаешь консоль, и… она рекомендует тебе незамедлительно обновить ПО ради «исправления ошибок и повышения стабильности». Минус пять минут. Заварив за это время чай, ты возвращаешься к телевизору, запускаешь любимую игру… и как баран на новые ворота смотришь на экран загрузки свежего обновления весом этак в 5 ГБ. Долго смотришь. Это вам не Steam. Эксклюзивный платный консольный сервис работает с расторопностью «Почты России» — внимательно проверяет каждый пакет и ставит штемпель перед отправкой. 
 
Прошел час. Чай остыл. Экран загрузки всё ещё с тобой. Вздохнув, ты выключаешь телевизор и ложишься спать, может в следующий раз повезёт. 
 
Правила «вставил и играй» сейчас придерживается ровно один платформодержатель — Nintendo. Для нее по-прежнему «графика — не главное», зато в приоритете скорость загрузки уровней, простота интерфейса, минимализм функций, удобство использования. Остальные делают доступный «компьютер для гостиной» со всеми плюсами и, увы, минусами данного устройства. Вылеты и зависания игр стали привычными на PS4.
 
А ведь прогресс и не стоит на месте. Маленькое устройство Steam Link способно превратить любой игровой компьютер в лучшую консоль на рынке. Подробности о лучшей из Steam Machines — в нашем скором обзоре. 
 
 

Герой в играх должен быть:

  • 41%
  • 2%
  • 3%
  • 24%
  • 1%
  • 20%
  • 8%
  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
2016

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.