Shadow of the Tomb Raider — прирождённая хищница

Беда игры в том, что она получилась… плоской, а серия так и не взяла новую для себя высоту.

Shadow of the Tomb Raider формально можно назвать вершиной эволюции перезапуска серии, поскольку разработчики уделили особое внимание гробницам и сместили акценты в сторону приключенческой части. Загвоздка в том, что многие аспекты, включая сюжет и сражения, в лучшем случае застряли на прежнем уровне, а в худшем — оказались испорчены неудачными изменениями. 

Древние здания, куда мисс Крофт заглядывает в рамках кампании, и необязательные гробницы испытаний в состоянии оправдать визит в перуанские джунгли. Лару поджидают и громадные механизмы, и несложные загадки, и серии препятствий. Где-то героиня остаётся один на один с оглушающей тишиной и воющим ветром, где-то её сопровождают странные звуки, отчего нервничаешь и ждёшь атаки. Иногда для успеха достаточно смекалки, а потом приходится стрелять.

Потрясающая игра света и тени вкупе с разнообразными декорациями дополняют всепоглощающую атмосферу неизведанности. Чувствуешь себя первооткрывателем, которому посчастливилось прикоснуться к тайнам прошлого. Важным штрихом является великолепное оформление локаций, а желание увидеть величественные статуи и последствия ритуалов оказывается весомым стимулом, чтобы осмотреть все углы.

Казалось бы, перед нами высшая точка развития современной Лары Крофт! Однако не торопитесь с бурными овациями. Как только прекращаешь наслаждаться трудами декораторов, становится понятно, что головоломки в большинстве своём поверхностны и сводятся к необходимости заметить несколько неочевидных ходов. Иной раз достаточно выполнить серию незамысловатых действий. Процесс растягивается за счёт эффектного воплощения простых вещей — красиво, но не всегда увлекательно. В качестве награды за расхищение гробниц выдают умения, призванные помочь героине справиться с опасностями.

Покорение высот хоть и разбавляется применением аналога крюка-кошки, но остаётся простой мини-игрой. Карабкаться приходится часто, а чуть ли не единственным источником веселья является поиск очередного выступа. Постановочные отрезки пытаются удивить разрушениями и взрывами, но на яркой пиротехнике все достоинства подобных моментов заканчиваются.

На консолях есть так называемый инпут-лаг — между нажатием кнопки на геймпаде и реакцией персонажа проходит пару мгновений. Долей секунды хватает, чтобы система засчитала падение. Вроде бы успел среагировать, но высшие силы с тобой не согласились и отправили к ближайшей контрольной точке. Такое поведение Лары приводит к тому, что стараешься прыгать чуть раньше, чем надо, но тогда не дотягиваешься до спасительного выступа. Перспектива многократно погибать в простейших ситуациях не радует. На РС такой проблемы нет.

Со сражениями всё ещё хуже. Арены слегка прибавили в размерах, сохранилась вариативная механика. Лара теперь прижимается к стенам с густой растительностью, обмазывается грязью и подвешивает противников на ветки. Однако наёмники и сектанты ведут себя донельзя предсказуемо, легко ведутся на любой обман и быстро теряют девушку из виду. В прошлых частях враги не блистали умом, но героиня не успела эволюционировать до хищницы, способной дать бой даже отряду майора Алана «Датча» Шефера. Из-за непроходимой тупости злодеев и малого количества поединков в кампании значительная часть навыков и приёмов, будь то отравленные стрелы или создание коктейля Молотова на ходу, остаются бесполезными игрушками для любителей экспериментировать.

На локациях полно артефактов и записок, причём зачастую они в буквальном смысле лежат на поверхности. Лара при желании изучает древние фрески и осваивает неизвестные языки, чтобы прочитать подсказки на монолитах и узнать расположение тайников. Сундуки с сокровищами манят искателей ценностей. Увы, призы, как правило, ограничиваются ресурсами, совершенно необязательными для выживания, и горсткой опыта. Закономерно, что подобные занятия воспринимаются как пустая трата времени.

Игра периодически переступает грань, отделяющую размеренность от скуки. Происходит это, в частности, потому, что большие локации забиты бестолковыми, по сути, значками. Предсказуемый результат забегов и заплывов, а также минимум стоящих находок с особым цинизмом убивают дух исследования, стоит выйти из гробницы или склепа. Последний, заметим, представляет собой укороченные версии гробниц без продуманных испытаний, но выделяется на фоне собирательства дизайном и возможностью завладеть бронёй, повышающей характеристики.

Предусмотрено и более десятка побочных заданий. Правда, позитивные эмоции вызывают от силы два-три поручения, да и то лишь благодаря сюжетной части и разговорам об обычаях местного населения и их отношении к жертвоприношению людей. Что касается непосредственно выполнения поручений, то Лару заставляют метаться из угла в угол по карте и убивать болванчиков.

Складывается впечатление, будто авторы боялись, что путешественники не оценят по достоинству скрупулёзно проработанные декорации, пропустят живописные виды джунглей и не заметят величие местной архитектуры. Иначе трудно объяснить переизбыток показательно спокойных ситуаций, когда игра подталкивает тебя к созерцанию окружения.

В защиту проекта следует сказать, что он не превращается в мучение. На выручку приходит смена обстановки и отсутствие непростительно долгих сцен в основной программе. Если абстрагироваться от сомнительной возни с отметками на карте и недостатками акробатики на консолях, то игра не утомляет однотипными занятиями. Героиня и тихо противников режет, и с автоматом наперевес укрепления штурмует, и на крохотной арене отбивается от местных берсерков, и ползёт по отвесной стене, и осваивает новые навыки. Да, периодически невольно зеваешь, но заснуть не успеваешь.

Отношение к Shadow of the Tomb Raider было бы более позитивным, реализуй авторы грамотно настройку сложности. На бумаге идея смотрится превосходно. Можно подобрать сложность трёх элементов: исследование мира, загадки и сражения. Разрешено убрать подсказки либо сделать врагов более зоркими и сильными. Вот только на высокой сложности трудностей нет, ресурсов с лихвой хватает на все нужды, а неприятели всё равно напоминают подслеповатых остолопов. Отсутствие подсветки важных объектов не преображают головоломки и перестрелки, которые по-прежнему страдают от усыпляющего примитивизма. Механика не раскрывается с новой стороны, и даже финальный босс не вынуждает напрягаться.

На максимальной сложности всё портит тот факт, что после смерти Лара возвращается к костру либо в начало долгой постановочной сцены. В игре реально умереть от одного неосторожного шага. Меньше всего хочется повторять серию рутинных действий снова и снова. Поставить максимальную сложность боёв, но убрать ограничение с сохранениями нельзя. Бросаете вызов джунглям? Терпите все перегибы разработчиков, включая откровенные глупости!

Кстати, о глупостях. Вопреки надеждам, уход Рианны Пратчетт не оказал на повествование положительного влияния. На экране разыгрывается вроде как драма об ужасных последствиях поступков Лары и её конфликте с неоднозначным антагонистом. Суровый настрой разбивается о невыразительных персонажей, коим свойственны внезапные истерики. Героиня то изображает машину смерти, то внезапно становится девушкой с тонкой душевной организацией. Неизменная для всего перезапуска напускная мрачность плохо уживается с условностями, переходящими в идиотию. Отдельные кадры логично бы смотрелись в пародийной комедии «Агент Лара Инглиш: миссия в Перу», но их подают с серьёзным лицом.

Diagnosis

Сколько ни перечисляй проблемы Shadow of the Tomb Raider, а непростительных проколов за пределами истории и неудачной реализации настройки сложности среди них нет. Тем более многие недостатки легко оправдать. Сражения с тупоголовыми противниками лёгкие? Так они быстро заканчиваются. Переизбыток скучных прогулок взад-вперёд? Зато по пути можно наслаждаться потрясающими декорациями. Гробницы не вызывают восторг свежими решениями? Тем не менее каждая такая локация удивляет. Приключение неравномерное, но и не мучительно долгое, за 18-19 часов не утомляет. Беда игры в том, что она получилась… плоской, а серия так и не взяла новую для себя высоту.

Pro:

  • Хорошо проработанные гробницы с разнообразными испытаниями и притягательной атмосферой
  • Потрясающие декорации
  • Нет затянутых моментов в кампании

Contra:

  • Посредственный сюжет, в котором неудачно сочетаются глупости и напускная серьёзность
  • Никудышная реализация отличной идеи с гибкой настройкой сложности
  • Игра перегружена собирательством вещей сомнительной ценности
  • Проблемная акробатика (консольные версии)

Читайте и подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен
 
Обратная связь: читайте нас, пишите нам и общайтесь в Telegram!  @gametechruchat
Наш новостной канал в Telegram. Присоединяйтесь! @gametechru


Сейчас на главной

Публикации

Во что поиграть в мае. Работа в цехах, безумие, кислотные цвета, электронная музыка и не только

Такой концентрации необычных, в чем-то психоделических, проектов не было давно. В этом мае отличилась даже AAA-индустрия. Фанаты Xbox дождались релиза сумасшедшей Senua’s Saga: Hellblade II, а градус безумия поддерживают: триллер с лазерами из глаз, скоростной боевик в стилистике аниме 90-х и психоделический ритм-шутер. На этом фоне «Игра престолов» в стиле Dwarf Fortress и Factorio, от Paradox Interactive, выглядят совсем невинно, а F1 от EA слишком обыденно.

Прекрасный слэшер красивой героиней не испортишь. «Некстген» пришёл? Обзор Stellar Blade

Обзоры 02 мая 10:10 0

В этом мире есть всего три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как Microsoft пытается продать вам Xbox и как героиня Stellar Blade Ева лазает по лестницам. Если же отбросить шутки в сторону, то новый экшен от корейской студии SHIFT UP может предложить игрокам куда больше, чем просто эффектную героиню — это один из лучших представителей жанра слэшер сегодня!

«Мир! Труд! Май!» — подборка игр, в которых можно попробовать необычные профессии

Статьи 01 мая 10:00 0

Первого мая во многих странах отмечают международный день солидарности трудящихся. Некоторые игры предлагают интересный взгляд на трудовые будни различных профессий. Предлагаем вам ознакомиться с подборкой проектов, где можно прочувствовать на себе тонкости самых разных работ и призваний — в том числе, не всегда обычных.

Во что поиграть на смартфоне. Отчаянный картофель, таинственные шкатулки, тактика для олдов, хэдшоты для зомби

Итоги 30 апреля 11:00 0

Крупные релизы обошли мобильные платформы в апреле стороной. Но это не означает, что интересных игр не было. Помимо традиционных для смартфонов головоломок, разработчики порадовали играми в духе старой школы, а новый шутер от первого лица оказался не королевской битвой — и в нем есть даже одиночная кампания.

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.