God of War 3 - не до смеха

Кратос умеет возвращаться. За пять лет этот беспокойный мужчина излазил, кажется, все закоулки античного мира, отодрал стадо мифических чудовищ, уничтожил часть олимпийских богов, удовлетворил похоть десятка красоток, но так и не утолил свою жажду крови. Ярость. Ненависть. Гнев. Достаточно посмотреть на его искаженное лицо, которое нам по обычаю показывают крупным планом на заставочном экране, чтобы понять: всем конец. Хотя при рассказе о Кратосе очень хочется на время забыть о чести и приличиях и по-простому ляпнуть: [censored] настал. Полный. Всем.

Как оказалось, людям, которые по какой-то глупой причине пропустили две предыдущие части, вовсе не обязательно спешно наверстывать упущенное в сборнике God of War Collection. Всё обязательно расскажут и покажут, разжуют и на ложечке стилизованных под античную живопись роликов положат в приоткрывшийся от удивления рот: эк они крепко связали события трилогии.

 
Рекламный трейлер God of War 3 с нарезкой игровых моментов

Вторая часть God of War была логичным, но вполне самостоятельным продолжением. Низвергнутый бог Войны, стремящийся отомстить вероломному Зевсу за предательство, мало вспоминал свое прошлое и безостановочно рвал героев Мифов и Легенд, не расшаркиваясь и не утруждая себя длинными речами. Воин со стальными мускулами и тяжелым взглядом с грацией олимпийских атлетов танцевал с клинками среди врагов, карабкался по тушам циклопов и впечатывал лица сирен в холодный мрамор.

Народу нравилось. Народ восторженно шептал: «Он жесток, но справедлив» и «Цель оправдывает средства». Но народ как-то совсем забыл, что Кратос гораздо страшнее самодурства богов. Ему плевать на людей, он наслаждается насилием, походя втаптывает смертных в грязь и скидывает в пропасть нуждавшихся в помощи. Самое страшное чудовище. И в третьей части душа этого монстра стала еще чернее. Как бездна, к которой даже подойти боязно.

Титаны карабкаются на Олимп. Боги готовятся к решающей схватке. Кратос гневно потрясает кулаком и угрожает Зевсу расправой. Так закончилась вторая часть и с этого же момента начинается третья. Кажется, финита. Доползем до высокого балкона, где нервно топчется громовержец, выхватим меч и устроим владыке полную омегу. Титры, красивая музыка, мужчина в набедренной повязке усаживается на каменный трон и старательно делает умное лицо... Однако судьба Кратоса оказывает намного хитрее фантазии голливудских сценаристов. Его месть затянется на дюжину часов с полным разрушением мироздания, и только полный безумец назовет ее праведной. «В конце будет только Хаос», - утверждал он в самом первом трейлере. Мужик сказал - мужик сделал.

Теперь он убивает всех без разбору: смертных, демонов, титанов и, конечно, богов. Кто бы не находился у Кратоса на пути к горлу Зевса, без скидок на титулы, размеры, пол и последствия, тот умрет. Кому повезет - быстро. А к кому Фортуна повернется пышным задом - долго и очень болезненно. Призрак Спарты упивается чужой болью, как исхудавший вампир кровью одурманенной девы. Ломает шеи, выдавливает глаза и вспарывает животы, перемазываясь с ног до головы багряной жижей.

Летят кишки, лопаются сосуды, дробятся кости - но омерзения это зрелище не вызывает, поскольку наш любимый анти-герой, словно повар в китайском ресторане, старательно работает на публику. Каждое движение преисполнено мастерства и расчетливой уверенности. Если бы разорванные тела не развеивались после смерти, с Кратоса сталось бы их живописно укладывать друг на друга. Блюдо дня: «Запечённый минотавр под соусом из яда химеры с гарниром из сушеных зомби»!

И рядовым монстрам еще очень повезло. К ним у Кратоса особых претензий нет. Несколько точных нажатий в мини-игре - и минотавр жалобно выпускает пар из раздутых ноздрей за мгновение то того, как клинок пробьёт ему нёбо и разворотит мозг. Сатира спартанец прибивает к стене его же копьем, подтаскивает медузу за змееволосы и отсекает ей голову, насаживает лучницу на нож и с презрением отбрасывает рассыпающееся прахом тело.

А вот когда дело доходит до дичи покрупнее, когда Кратос вплотную подбирается к богам или начинает скакать по телу исполина-титана, вот тогда начинаются садистские изуверства с последовательным отсечением конечностей и кусков тел. И эти казни нам показывают со всевозможных ракурсов. Вы увидите, как вас убивает бешеный спартанец, и вы сможете вбить врага в землю его же руками, прочувствуете отчаяние жертвы и ослепляющую ярость самого страшного героя, которого когда-либо дарили нам видеоигры.

Залитый кровью своих жертв, с заострившимся носом и искаженной ненавистью линией рта, он упрямо идет вперед, из царства Аида обратно вверх на Олимп, выбивая из разорванных тел врагов капли драгоценного опыта, разыскивая хитро спрятанные сундуки и разгадывая головоломки, не слишком сложные, но местами весьма оригинальные, переворачивающие законы логики трехмерного пространства. Точно в традициях предыдущих частей, тут авторы ничего ломать не стали. Сохранили и иллюзию единого мира-песочницы. Путешествие строго линейно, но порой приходится возвращаться в уже посещенные места, чтобы пробить дверь в новую локацию при помощи обретенной способности.

Впрочем, одним из самых слабых мест сериала God of War всегда являлась боевая система. Медленная и простая, построенная на нескольких особо удачных комбинациях ударов и контратаках. Дополнительное оружие было, но не слишком интересное, еще более легкое в использовании, чем фирменные Клинки Хаоса на цепях. Четыре вида магии позволяли хоть как-то разнообразить сражения, но с ограниченным запасом маны не разгуляешься. Успех сериала строился на другом: на гармоничном сочетании множества совершенно разных элементов: загадках, истории, персонажах, антураже, прыжках по платформам, эпических битвах, нарочной жестокости и огромных боссах.

Теперь же сражения являются не просто дополнительной составляющей, а самой лакомой частью игры. Даже жалко становится, что битвы тут занимают не 100% времени, что так мало кентавров и минотавров выдали на заклание, что так редко позволяют выдрать глаз циклопу и сдавить в объятиях сирену. Поэтому не возникает пресыщения, только закончил прохождение, как сразу же отправляешься на второй круг.

Прошедшие три года после God of War 2 явно отрицательно сказались на характере Кратоса. Недовольный затянувшейся расправой, он стал много изобретательнее и подвижнее, научился мгновенно сокращать дистанцию, подтягиваясь на вонзенных в тушу клинках, подхватывать тело противника и использовать его вместо тарана, врубаясь в толпу зомби. Выпады стали быстрее, удары следуют один за другим практически без перерывов. Кратос текуче двигается среди врагов, одно движение сразу переходит в другое, атакует, расшвыривает, запрыгивает на шею циклопа или цербера и управляет громадиной, за считанные секунды отбивая или прожаривая прущее мясо.

Врагов стало действительно много. Десятки, а местами кажется, что сотни тварей на одном экране алчут лишь одного - добежать, наброситься, вцепиться, навалиться, погрести под собой тело яростного спартанца. Иногда им это даже удается, и над Кратосом возникает целый курган из шевелящихся тел. Небольшое усилие - и он взрывается от мощного удара выкрутившегося из захвата воина.

Всего Кратос найдет на пути четыре вида холодного оружия. Причем, каждое из них - это своя стихия, свой уникальный стиль боя с пятью уровнями развития и своя же магическая атака, съедающая запасы маны. Впервые в истории сериала забываешь про существование Клинков Хаоса (или Изгнанника в третьей части; название изменилось, как и многие приемы, но принцип остался тем же), отдавая предпочтения новым, таким привлекательным и необычным игрушкам массового поражения.

Также спартанец становится обладателем трех артефактов, превращающих его в автономный комплекс по уничтожению мифических чудовищ. Они требуют только выносливости, которая восстанавливается достаточно быстро, поэтому лук тут чуть ли не позволяет вытворять фокусы Данте из Devil May Cry - подбрасывать противника в воздух и утыкивать тушку в полете стрелами. Светящаяся голова поверженного бога работает не только в качестве фонаря в темных помещениях, но также ослепляет врагов, превращая их в покорные жертвы. Ну, а сапоги-скороходы станут, наверное, любимым оружием поклонников американского футбола - на дикой скорости врубиться в толпу защитников и разбросать их в стороны.

Впрочем, главный аттракцион начинается, когда на арену сваливается босс. Или когда сам босс становится огромной ареной или даже уровнем, по которому блохой скачет Кратос в поисках уязвимого нарыва. О да, масштаб God of War 3 не знает рамок и границ. Словно авторы вычеркнули слово «невозможно» из своего лексикона во время мозговых штурмов и воплощали только самые дикие и сумасшедшие идеи. «А давайте Кратос будет месить врагов на титане, который в это время будет сражаться с гигантским монстром, вцепившись в край олимпийской горы?!» Сделано! «А пусть смерть каждого бога вызывает природный катаклизм от вырвавшейся на свободу стихии?!» Запросто! «А собаками мы будем играть в футбол?!» Но только в одни ворота!

Количество игровых ситуаций воистину огромно, шокирующих чуть меньше, но надо принимать во внимание опыт предыдущих игр сериала. Сегодня заставить людей изумленно хлопать глазами, непроизвольно выдавая в эфир весь запас нецензурных слов и их сочетаний  - уже подвиг, достойный занесения в Мифы и Легенды игровой индустрии. И таких моментов ребята из студии Santa Monica приготовили достаточно.

Наверное, единственное, что может расстроить поклонников сериала - это холодные краски вместо теплого неба и природных ландшафтов второй части. Теперь с нами почти все время серый камень гор, гладкий мрамор дворцов и плачущие небеса. Мало солнца и открытого воздуха, большей частью приходится рыскать в полумраке по пещерам и коридорам.

Впрочем, такой подход выгодно подчеркивает сильные стороны игрового движка с его главным козырем - превосходным освещением и огромным количеством шейдерных эффектов. Простых текстур тут нет. Каждый камушек, каждая плита - это объемный рисунок, штучная работа. Клинки Изгнанника пылают, поэтому сражения в темных коридорах - это завораживающие танцы бликов на влажных стенах. Вылетающие из тел огоньки опыта и здоровья отражаются в гладком мраморе. Острый свет проникает через решетки и оставляет на полу витиеватые тени.

Встречаются откровенно проходные локации, впечатляющие только благодаря технологиям и динамике происходящих событий, но большинство сооружений заставляют сильно пожалеть, что камера тут фиксированная. Никак не повернуть, чтобы оценить архитектурный ансамбль с другого ракурса. Только отдельные модели персонажей слегка выделяются из общей картины мира God of War 3. Сказывается масштаб и стремление разработчиков отказаться от CG-роликов. Наверное, именно поэтому тут теперь так влажно. Богатую шевелюру Зевса в солнечную погоду сложно нарисовать, а сбитый дождем волосяной ком - запросто.

God of War 3 - это долгоиграющий проект, создатели которого обеспечили все условия, чтобы фанаты проходили его по нескольку раз. Каждый поверженный бог оставляет после себя какой-нибудь артефакт-модификатор, который можно задействовать только при повторном прохождении на том же уровне сложности. Дают бесконечную энергию или ману, понемногу убывает здоровье или снижается сила ударов - какие-то помогают, какие-то добавляют дополнительных трудностей.

Также открываются новые «шкурки», которые помимо измененного внешнего вида наделяют Кратоса новыми способностями. Владельцам коллекционной версии повезло вдвойне - у них на два костюмчика больше. Точно также у них имеется семь дополнительных испытаний, где на круглой арене необходимо решить поставленную разработчиками боевую задачу: не дать противникам расплодиться выше положенного числа, закаменеть десять раз под напором прибывающей армии, победить без единого ранения. Интересно и сложно. Хочется больше, хочется таблицы рекордов и онлайнового списка лидеров. Пока нет, но DLC-эпидемия охватила и офисы студии Santa Monica. Вряд ли нам позволят скучать.

Diagnosis

У войны только один бог, и зовут его Кратос. Третья часть его похождений стала намного суровее и мрачнее, чем предыдущие игры сериала вместе взятые. Это касается и характера спартанца, окончательно превратившегося в ослепленного яростью зверя, и сюжета, который своими цепкими когтями сумел таки проникнуть глубоко под кожу воина, чтобы вытащить наружу его истерзанную душу.

Бои наконец-то стали не добавкой, а основой. Боссы выросли, а масштабу происходящих событий порой становится тесно в рамках нашей вселенной. Тем более впечатляет, что вся игра проходится без единой загрузки и технически является одним из самых совершенных проектов на PS3. Есть шероховатости, но объясняются они желанием разработчиков выпятить наружу достоинства движка, а ничто так не подчеркивает игру света, как полумрак и гладкий мрамор.

При этом God of War 3 остался хорошо знакомым по сериалу разноплановым и долгим приключением со множеством самых неожиданных испытаний. Загадки и головоломки, полеты и головокружительные прыжки по платформам, увлекательная история и множество персонажей, каждому из которых, увы, уделено совсем немного времени. Все идут под нож. Только богиня любви избежит наказания. Но ее Призрак Спарты накажет по-своему - под завистливые вздохи спрятавшихся в уголке рабынь.

Pro:

  • Развитая, быстрая и глубокая боевая механика
  • Мощный графический движок, с превосходной системой освещения
  • Небывалый масштаб происходящих событий
  • Сногсшибательные боссы
  • Сильный визуальный дизайн, как всегда оригинальное видение античного мира
  • Возможность собственноручно разорвать на части самых ярких героев Мифов и Легенд Древней Греции
  • Сумасшедший уровень насилия
  • Сюжет крепко связывает все игры трилогии
  • Несколько весьма необычных загадок

Contra:

  • Часто приходится возвращаться в уже посещенные места
  • Отдельные модели персонажей смотрятся очень бедно на фоне Кратоса
God of War III
Приключенческий боевик