Не игра и не новелла, и даже не обучающее пособие. Тогда что это? Обзор «Смуты»

Это был самый предсказуемый релиз апреля. Где-то в глубине души была крохотная надежда, что разработчики смогут совершить чудо и выдать пусть и кривой, но хотя бы душевный проект — раньше так бывало. Увы, «Сайберия Нова», как мы и предупреждали в течении двух лет с момента анонса, не справилась ни с одной поставленной задачей.

И я сразу же признаюсь — первые три часа, несмотря на общую кривизну и стыд от происходящего, была уверенность, что зря мы «Смуту» клеветали. Да, озвучка ужасная, но чувствовалась в ней та самая «душа», как в играх 2000-х от наших студий. Постановка в стиле «так плохо, что даже хорошо». Боевая система, казалось, вот-вот раскроется и со сменой «облика» главного героя покажет зубы. Трагедия в том, что даже по истечению 15 часов — в ходе которых были выполнены все побочные задания, найдены секреты и отслушаны все диалоги, — стало только хуже!

Юрий Милославский, или русским было бы стыдно даже в 1612 году

Игра рассказывает историю литературного героя Юрия Милославского, который в 1612 году, в ходе своих путешествий и приключений, принимает сторону Второго народного ополчения и отказывается от верности королевичу Владиславу, будущего короля польского и князя литовского. Игра хочет показать как ополчение собиралось, какие цели ставили перед собой Минин и Пожарский, как поляки и шведы собирались Русь захватывать, какое настроение у народа было тогда. Но делает это настолько плохо, что диву даёшься — как подобный сценарий вообще приняли в работу? 

Герой не развивается, а меняет свои взгляды по щелчку пальца. Смотрите. Названый отец отправляет Юрия шпионить за Мининым и Пожарским, ведь их семья верна «ляхам». Главный герой прибывает в Нижний Новгород, становится мальчиком на побегушках сначала у купцов и управителей, чтобы приблизиться к лидерам ополчения, а потом становится и у исторических фигур. Всё что делает Юрий — носит письма, вымогает деньги из купцов шантажом или добрым словом, нарезает разбойников или польских агентов. Никакого развития персонажа нет: он всегда потакает словам «заказчика», всегда хватается за саблю, всегда приходит к квестодателю со словами «Нууу, они первые начали, а я рубаха-парень». 

И как только мы переходим во второй акт, главный герой начинает открыто хамить названному отцу в стиле: «Да пургу ты несёшь, окаянный, Минин и Пожарский рулят, а поляки нас захватить хотят!». По приезду в Ярославль закадровый голос рассказывает нам, что «поменял-то Юрий отношение своё к Минину и Пожарскому, сумневаться начал в целях отца своего названого». Почему начал? Где это было показано, кроме одного диалога, который произошёл без каких-либо логических подводок? Не было ни одного сюжетного задания, где Юрий засомневался в выбранном пути. И вдруг «поменял»! 

А вот насколько исправляется — или становится только хуже, — сюжет дальше сказать не могу. Не потому что спойлеры, а потому что после приезда в Ярославль, «Смута» отказалась нормально работать на моём ПК. 

Разработчики сами игру проходили?

По приезду во второй акт истории я сразу же заподозрил неладное. Оптимизация «Смуты» — вещь странная. В красивых закрытых помещениях до этого момента частота кадров всегда ровная и стабильная, ниже 60 не падала никогда. И тут вдруг бац! — и меньше 30 на мониторинге. 

Не сказать, что игра и до этого работала нормально: пришлось выделять пару часов, чтобы подобрать настройки, когда и картинка выглядит красиво, и компьютер справляется с частотой кадров в диапазоне от 40 до 60. И как только я вышел из избы Пожарского, где он спорил с предводителем казаков Иваном Заруцким, я увидел... 17 кадров. 

Я внял уговорам обзорщиков, которые хвалили игру и рассказывали что нужно «просто немножко постоять, пока всё прогрузится». Ожидание не дало никакого прироста кадров. Пройдя чуть дальше за город, по квесту, частота кадров увеличилась до 21 — и неважно, играю ли я на собственных настройках или сбросил их в минимальные, вплоть до пережатого разрешения. Как только Юрий приходил в движение, частота кадров падала до 20, даже если в статике мониторинг показывал 35-40. 

И хоть броди, хоть жди, хоть Богу молись — 20 кадров и выше я не вижу на своей машине: Intel Xeon E5-2690 v4, AMD RX 6800, 32 ГБ RAM, SSD с кучей свободного места. Не помогало ни обновление драйверов видеокарты, версии БИОСа, обновления Windows — 20 кадров и больше ни зги. При этом и оперативная память, и видеопамять были заполнены почти на максимум. Скорее всего виной тому отсутствие LOD'ов в «Смуте» — игра загружает всю локацию и всех NPC сразу в память компьютера, ничего не храня заранее в ужатом виде. 

На этом пришлось остановить прохождение — нет смысла превозмогать такой рваный и дёрганный игровой процесс, нагружать систему и ждать, когда комплектующие ПК решат отвалиться. Красивую картинку у меня отобрали, в игровом процессе нет никакого развития на протяжении 15 часов. Ну и зачем это всё?

Это даже не игра

«Смута» — это визуальная новелла от третьего лица, где основу геймплея составляет бег по обширным локациям, от одной говорящей головы с «водянистыми» диалогами к другой. Не совру, если скажу, что это 90% "игрового процесса". 

Ещё 5% составляет кривая боевая система, которая то работает, то нет: враги либо входят в ступор от ударов героя, либо полностью игнорируют удары Юрия; игроку либо позволяют парировать атаку, либо нет; пуля из мушкета либо попадает в противника, либо нет; хитбоксы врага и удара оружием либо работают, либо сабля, бердыш или копьё проходят сквозь. И таких «либо-либо» в боевой системе не счесть. 

Оставшиеся 5% игрового процесса занимает скрытное прохождение. И давно я не видел настолько убогого стелса, как в «Смуте». Игрок может вплотную подойти к противнику, пока он на него смотрит, и если не заполнена шкала заметности — телепортироваться ему за спину и нанести удар. Да, анимации убийства врага спереди просто нет. Ещё можно кидать камни и на 10-15 секунд заставить недруга встать как вкопанному, чтобы нанести удар. При этом его подельники и в паре метров не видят ни Юрия, ни камня, ни мёртвых тел. Они просто бродят по заданным заранее траекториям и молча ждут, пока их прикончат. 

Люди в Интернете справедливо начали вспоминать серии Persona и Like a Dragon (бывшая Yakuza) — ведь там тоже нужно бегать и разговаривать, а сражения и другие игровые моменты занимают малую часть времени. Только вот в упомянутых выше играх проработан сюжет, атмосфера, историческая эпоха или срез конкретного промежутка времени. А ещё они полны мини-игр или скрытых механик. В «Смуте» нет ничего из вышеперечисленного. 

По секретным документам?

«Сайберия Нова» говорили, что их игра, в первую очередь, про повествование и историчность. Но, как мы выяснили выше, сюжет в ней аховый. А что с исторической частью? 

Самое обидное, что исторические персонажи почти всегда несут какую-то пространную пургу, пытаясь пародировать древнерусскую речь. Выглядит как минимум забавно, а как максимум — утомляет уже на десятом часу прохождения. Слушать в разных формах, что Юрию нужно сходить в очередной лагерь с бандитами или отнести письмо, сильно надоедает. 

При этом вся интересная историческая информация подаётся во внутриигровом Кодексе — талмуды текста валятся на игрока, о чём «Смута» любезно сообщает в уведомлениях в правой части экрана. Но эти же записи спойлерят вообще весь сюжет и все события, которые произойдут дальше. Чёрт подери, а если человек, ну предположим школьник, не знаком с этим отрезком истории и ему было бы интересно узнать всё через основной сценарий? В итоге с сюжетом не справились, а решили запихнуть все интересные документы и тезисы в меню игры. Браво, «Сайберия Нова». 

Diagnosis

А что в итоге? Полная смута. Ни внятной истории, ни развития игрового процесса и внедрения новых механик, ни интересных персонажей. Вся суть «Смуты» спрятана в разделе «Кодекс». Но зачем тогда игру покупать? Можно послушать цикл лекций про Смутное время и успокоиться — тем более оные будут динамичнее и круче раскрывать события, чем игра от «Сайберия Нова», говорю по личному опыту.

Техническая часть — ахиллесова пята проекта. Может быть, я бы и прошёл его до конца, выстрадал все заявленные 40 часов и итоговое впечатление было бы ещё злее. Или наоборот, снисходительное. Но игра отказалась адекватно работать — и это на ПК, который превосходит системные требования. Что ж, насильно мил не будешь.  

Лучше поиграйте в Kingdome Come: Deliverence или Mount & Blade: Огнём и Мечом — они точнее передадут и быт того времени, и дух эпохи, а последняя даже погрузит в исторические события после «Смуты». 

***

Все использованные в материале изображения принадлежат ООО «Сайберия Нова» и «Институту Развития Интернета».


Сейчас на главной

Публикации

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Обзоры 27 апреля 11:18 0

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Статьи 24 апреля 16:43 0

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.