Профессия творческий директор. Что скрывается за его фигурой?

Имя «Хидео Кодзима» заставляет мгновенно вспомнить Metal Gear Solid или Death Stranding. Тодд Говард — лицо игр серии The Elder Scrolls. Сид Мейер — родоначальник стратегий Civilization. Такова роль творческого директора в проекте. Давайте разберёмся, кто это вообще такой и за что отвечает.

Вокруг фигуры творческого директора сложился определенный романтизм. Личность лидера, способного управлять командой, чтобы воплотить смелые идеи, привлекает игроков, потому что он ответственен за наши любимые истории. Такие люди становятся кумирами миллионов и вдохновляют начинающих разработчиков.

И да, творческий директор — ключевая позиция в «геймдеве», но для достижения конечной цели он нуждается в сильной команде.

Мы идём в одном направлении

Творческий или «креативный» директор (часто именуется как «Creative Director», «Game Director» и «Director») — иногда он является одновременно и директором повествования (нарративный директор или дизайнер ), или геймдизайнером. Это один из руководителей команды разработчиков и важнейшая фигура, отвечающая за общее видение продукта: игровой процесс, визуальный стиль, сюжет, аудиоресурсы, постановочные сцены, программирование игры и маркетинговые материалы. Он принимает решения, координирует коллектив, активно участвует во всех этапах разработки видеоигры. Творческому директору приходится постоянно общаться, встречаться с руководителями других отделов, работать в офисе и дома. 

Важно уточнить, что творческих директоров не следует путать с другими ответственными должностями, такими как арт-директор, главный дизайнер или сценарист. Они непосредственно командуют командой разработки и связаны с художественным и тематическим руководством. И это не продюсеры, которые управляют и распределяют ресурсы, а также требуют от творческого директора завершить продукт в установленные сроки и в определенных финансовых рамках.

Такие личности, как Масахиро Сакураи в команде Super Smash Bros.Ultimate или Сэм Лейк из Remedy – отличные примеры. Они помогают сформировать мысленный образ того, что именно реализует творческий директор в известных играх.

Не суперзвезда

«Работа творческого директора — быть пастором таланта и безумия».

Термин «пастор» — лучший способ понять ответственное положение, поскольку это связующее звено между командами разных направлений. Речь идёт не о мыслях одного человека. Роль творческого директора — в улучшении игры с помощью идей, которые существуют или придуманы разными коллективами. Он действует как лидер, следует общей цели и подпитывается творчеством всей команды. Поэтому творческий директор – не авторитарная фигура, которая решает всё и за всех. 

«Индустрия видеоигр основана на доверии. Направить всю страсть и превратить её в творчество для созидания гораздо полезнее, чем напряжённо её ферментировать, что станет разрушительным для проекта».

Рауль Рубио, творческий директор RiME

Романтизировать роль творческого директора бессмысленно, поскольку его ценность заключена в связке с остальными коллективами. Времена одиноких волков остались позади. Да, встречаются такие редкие творцы, так Тоби Фокс, автор Undertail, но они являются исключением, подтверждающим правило.

«Творчество — это хаос, который без контроля бесполезен», - говорит Рауль Рубио.

В качестве справки можно рассмотреть масштабную работу над Gears 5 от The Coalition Studios. В создании игры на разных этапах участвовало около 500 человек. Творческим директором был назначен Род Фергюссон который собрал вокруг себя профессионалов, включая Мэтью Сэрси — директора, ответственного за кампанию, Райана Кливена — директора, ответственного за многопользовательскую игру, и десятки руководителей отделов и менеджеров. Все они работали в соответствии с видением Рода Фергюссона, но это видение формировалась только из того, на что команда была способна сама по себе. Стоит напомнить, что сейчас Род Фергюссон помогает создавать Diablo IV в Blizzard.

Задача творческого директора раскрыть таланты и способности сотрудников коллектива, заставить их почувствовать власть и свободу в создании чего-то интересного, мотивировать команду, убедить её, обеспечить благоприятный климат и наилучшим способом раскрыть возможности талантливых разработчиков. 

Здесь лучше всего подойдёт громкая фраза: «Важно верить в себя, но гораздо важнее — доверять другим». Создание игр — командная работа.  

На первом этапе творческий директор собирается с небольшой командой старших разработчиков. Вместе они изучают основы игры, прорабатывают персонажей, стиль и сюжет. Он следит за производством, дизайном уровней, анимацией и фоновой музыкой – всем, что оживит игру. Это кинорежиссёр видеоигр, принимающий решения о закадровом озвучивании, записи звука, редактировании и участвует в маркетинге. Творческий директор обязан иметь представление о готовой игре, лелеять и тренировать команду для достижения общей цели, в том числе предвидеть изменяющиеся тенденции и стараться соответствовать ожиданиям аудитории. Он координирует обязанности отделов, управляет согласованным бюджетом и утверждает стадии проекта.

Креативные директора очень много общаются, проводят личные встречи, видеоконференции, записывают и презентуют демонстрационные уровни. Они планируют проверки с руководителями команд, владеют свежей информацией о ходе разработки, решают любые проблемы или опасения по поводу того, как, к примеру, новый персонаж повлияет на физику игры, или редактируют сценарий с писателями.

Хороший творческий директор развивает идеи своей команды, и для этого важно иметь четкое представление о том, какова финальная цель. Да, важно чтобы была концепция – просто крутая идея. Необходимо чётко понимать на кого нацелен продукт, как его реализовать и сколько это будет стоить. Мысли одного человека развиваются командой, разрастаются или отбрасываются. 

Как стать

Как и во многих профессиях, связанных с творчеством, не существует чётко определённого набора требований к таким людям. Однако есть одна важнейшая цель – проект должен быть хорошо проработан со всех сторон. Чтобы этого добиться, большинство творческих директоров должны уметь руководить и работать с дизайнерами видеоигр, иллюстраторами, художниками-аниматорами, 2D / 3D-аниматорами и другими профессионалами.

Нормой для таких людей является и прохождение курсов менеджмента и лидерства. Важнейшими навыками креативного директора являются лидерские качества, коммуникация и способность мотивировать сотрудников. График его работы зачастую не нормирован и для многих из них не существует понятия «обычный трудовой день».

Часто они являются бакалаврами в области искусства и дизайна объектов, но навыки приходят на должностях графического дизайнера, дизайнера видеоигр и иллюстратора. Поэтому творческий директор обычно знаком с программным обеспечением, инструментами и устройствами для выполнения работы. Он знает все визуальные аспекты разработки видеоигр, считается высшим авторитетам и обладает большим творческим талантом. Нередко креативный директор создаёт собственный метод разработки игры, чтобы производство двигалось вперёд в нужном русле и сохраняло целостность.

Если поговорить о более меркантильных и бытовых вещах, то несколько лет назад работа творческого директора в США в среднем оплачивалась в размере 93 тысяч долларов в год. Конкуренция в профессии немалая, но возможности роста и перспективы в совершенствовании себя есть. На практике же первоклассных специалистов не так много и большинство из них на устах. Скорее всего, если вы хоть чуть-чуть знакомы с игровой индустрией, то без труда назовёте пяток из них.

В завершении хочется ещё раз процитировать Рауля Рубио.

«Узнай, кем ты являешься на самом деле, и будь искренним. Мы делаем игры, и они должны доставлять удовольствие, и лично ты должен получать от этого удовольствие. Не стоит к этому относиться также же серьёзно как нейрохирург. Или становиться настолько отчуждённым, что работа станет механической и бесплодной».


Сейчас на главной

Публикации

«Мир! Труд! Май!» — подборка игр, в которых можно попробовать необычные профессии

Первого мая во многих странах отмечают международный день солидарности трудящихся. Некоторые игры предлагают интересный взгляд на трудовые будни различных профессий. Предлагаем вам ознакомиться с подборкой проектов, где можно прочувствовать на себе тонкости самых разных работ и призваний — в том числе, не всегда обычных.

Во что поиграть на смартфоне. Отчаянный картофель, таинственные шкатулки, тактика для олдов, хэдшоты для зомби

Итоги 30 апреля 11:00 0

Крупные релизы обошли мобильные платформы в апреле стороной. Но это не означает, что интересных игр не было. Помимо традиционных для смартфонов головоломок, разработчики порадовали играми в духе старой школы, а новый шутер от первого лица оказался не королевской битвой — и в нем есть даже одиночная кампания.

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Обзоры 27 апреля 11:18 0

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.