Человек, создавший империю Nintendo

Нынешняя Nintendo прошла непростой путь. Её создавали настоящие таланты и гении в разных областях, давайте о них вспомним.

Nintendo. Когда мы слышим это слово, наверняка вспоминаем Super Mario, Zelda, Donkey Kong, Metroid. Но за играми и франшизами стоят люди. Нынешняя Nintendo прошла непростой путь. Её создавали настоящие таланты и гении в разных областях, давайте о них вспомним.

Хироси Ямаути

Прежде чем рассказать о герое нашей статьи, вспомним об основателе компании и его прадеде Фусадзиро Ямаути. Nintendo Koppaii появилась в Киото в 1889 году и занималась производством игральных карт «Ханафуда». Нарисованные карты отлично продавались, что привело к росту и изменению названия бизнеса на Nintendo Cards Company в 1951 году.

В 1949 году заболел второй руководитель Nintendo Сэкирё Ямаути, дедушка Хироси, и 21-летний парень бросил учёбу и взял на себя управление компанией.

Хироси Ямаути вырос без отца, так как Сиканодзо Инаба бросил жену и мальчика в 1933 году. Судя по воспоминаниям работников, молодой Хироси – человек с высоким чувством ответственности, который смотрел не только на цифры. Если ему что-то не нравилось, то продукт изменялся или не поступал в продажу. Свежий взгляд на вещи и правильные изменения в компании заставили старожил с уважением посмотреть на юнца и признать в нём не просто наследника, но и проницательного управленца. Таким запомнили третьего президента компании в начале пути.

Поворотным моментом для компании стал визит Хироси в Соединённые штаты в 1959 году, после чего Nintendo изменила курс. Здесь он заключил контракт с «Walt Disney», начал выпускать карты с известными персонажами и стал обдумывать перспективы технологических развлечений. Название изменили на Nintendo Co., которое компания сохраняет и сегодня. 60-е и 70-е стали годами для тестирования новых идей.

1964 год – отправная точка Nintendo в игровом бизнесе вне карточных игр. Именно в это время Ямаути дал добро на такие игры, как Ultra Hand или Rabbit Coaster, которые пользовались успехом и привели к постепенному доминированию в индустрии развлечений. 

Шесть лет спустя руководители Nintendo совершили революционный поворот, начав сотрудничество с Sharp. Одним из первых верных кадровых решений в развитии бренда стало включение в команду Масаюки Уэмуру. Ямаути смог разглядеть в инженере потенциал во время переговоров с Sharp. Это первый шаг к созданию домашней консоли NES (или Famicom), которая долгое время была в голове у президента. Компания с его благословения начинает производить игровые автоматы Bomb-Bee N, Sheriff и Space Fever.

Идею с созданием устройств для семейного досуга решели развивать. Команда изобретателя Гумпэя Ёкои начала производить прародителя портативных консолей и игровых ноутбуков – устройства c жидкокристаллическими экранами «Game & Watch».

В 1983 году святая троица Ямаути, Ёкои и Уэмура подарила миру Famicom (японское название консоли NES), которая стремительно ворвалась в жизни японских семей и вскоре начала продаваться по всему миру. Её успех во многом был связан с правильным подбором персонала в Nintendo. И она была такой, какой её когда-то и задумал Ямаути.

Восьмидесятые прославились отличными играми. Внимательный глаз президента следил и за ними. Такие жемчужины NES, как Super Mario, The Legend of Zelda и Donkey Kong, появились благодаря гению геймдизайна Сигэру Миямото. Более 60 миллионов проданных консолей и создание собственной армии «консольных магов» говорят о том, что Хироси – дальновидный руководитель.

Ещё одним ярким успехом стал знаменитый Game Boy, продажи которого превысили 100 миллионов. Nintendo доминировала на рынке видеоигр Японии и Северной Америки, и, несмотря на обвинения в монополистических практиках, компания стала известна как Disney от мира видеоигр.

Nintendo был не страшен кризис индустрии видеоигр, который привёл к банкротству многих производителей домашних консолей, и в начале 90-х она на полных оборотах выпустила Super Nintendo. Консоль превосходила конкурента Sega Mega Drive по техническим характеристикам и стала самой продаваемой 16-битной консолью – 49 миллионов реализованных устройств. Благодаря SNES появились такие игры, как Super Mario World, Super Mario Kart и незабываемая The Legend of Zelda: A Link to the Past. Выход этих простых игр с великолепным дизайном – веха карьеры Ямаути.

Поскольку Super Nintendo отлично продавалась, Хироси попросил Гумпэя Ёкои начать производство Virtual Boy. Это первая попытка компании войти в трёхмерное измерение и поворотный момент с точки зрения лидерства. Маленькая библиотека и холодный приём аудитории значили провал и крупные финансовые потери. Virtual Boy – ценная вещь для коллекционеров сейчас и сильная головная боль для Nintendo тогда.

Во время схватки следующей консоли Nintendo 64 с PlayStation и Sega Saturn отношения со сторонними разработчиками ухудшились, количество игр уменьшилось и консоль потеряла доминирующую позицию на долгие годы. Несмотря на это, индустрия получила революционные трёхмерные игры Mario 64 или The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Однако с точки зрения популярности произошло падение: было продано лишь 33 миллиона Nintendo 64.

Последние решения великого президента Nintendo были связаны с GameCube. Жёсткая конкуренция с PlayStation 2 и появление нового участника консольной гонки Xbox от Microsoft были неблагоприятными для Ямаути. Продажи консолей упали ещё больше – 21 миллион реализованных GameCube.

31 мая 2002 года отмечается в компании до сих пор. Хироси Ямаути оставляет «Большую N» в руках Сатору Ивата. 

Хироси Ямаути умер 19 сентября 2013 года от пневмонии в возрасте 85 лет.

Любопытно, что Ямаути владел американским бейсбольным клубом «Сиэтл Маринерс». В 1992 году, когда клуб выставили на продажу, мэр Сиэтла попросил Nintendo (чья американская штаб-квартира находится в городе) найти японского инвестора. Президент Nintendo, который никогда не посещал бейсбольные матчи, стал первым иностранным владельцем американской бейсбольной команды, и это позволило японским игрокам играть в Высшей лиге бейсбола. В 2004 году Ямаути продал свои доли в клубе самой Nintendo. Ямаути владел бейсбольным клубом на протяжении 12 лет и скончался, не посетив ни одной игры этого вида спорта.

Ямаути – цепкий бизнесмен, который умел командовать. Он делал игральные карты, создал бренд лапши быстрого приготовления, держал таксомоторную компанию и даже сеть «отелей любви». Всё это было частью империи Nintendo, которую он построил. Затем Ямаути увидел большое будущее в видеоиграх и изучил горизонты для роста.

Некоторые его идеи привели к неудачам, но большинство было реализовано с оглушительным успехом. Благодаря железному кулаку Хироси Ямаути, Nintendo из маленького производителя карт выросла в крупную международную компанию. Он стал одним из богатейших людей Японии. Некоторые считали его императором, а подчинённые просили разрешения, прежде чем говорить. Даже Миямото утверждает, что Ямаути управлял компанией как диктатор, но обычно был прав.

«Теперь, когда я покидаю компанию, я хотел бы попросить кое о чём: чтобы Nintendo генерировала новые идеи и создавала устройства, которые помогают реализовывать эти идеи на практике».

Под его руководством любители видеоигр получили лучшие подарки детства. С такими продуктами, как Game & Watch, NES, Game Boy, Super Nintendo, Nintendo 64 или GameCube, у многих из нас ассоциируются одни из лучших воспоминаний.

Продолжение следует…


Сейчас на главной

Публикации

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Обзоры 27 апреля 11:18 0

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Статьи 24 апреля 16:43 0

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.