Расхитительница мужских сердец и героиня конвейера. Вспоминаем серию Tomb Raider. Часть первая

Привлекательная авантюристка и любительница древностей Лара Крофт в 1996 году стала секс-символом на десятилетия вперёд. Пластичные движения, два пистолета, большая грудь, а также множество интересных приключений не могли не влюбить игроков в серию про расхитительницу гробниц. В честь 25-летия Лары мы решили вспомнить, с чего начинались похождения британской аристократки и какими они были.

Серия Tomb Raider – это игры от третьего лица, где под управлением игрока ловкая Лара должна решать загадки, избегать ловушек и отстреливать недругов, чтобы добраться до очередной древности в недрах ацтекских храмов, греческих парфенонов и даже китайской стены.

Быть или не быть?

Сразу стоит оговорить несколько моментов. Играть в старые части Tomb Raider в 2021 году стоит только в двух случаях. Первый – вы большой фанат трилогии нулевых и новые игры серии вам не по душе. Второй – вам просто хочется ознакомиться с классикой и удалить после пары часов прохождения.

В остальных случаях старые проекты про Лару лучше обойти стороной, ведь нервные клетки вернуть не удастся, а вот помучаться с запуском на современных системах и управлением придётся. Про сюжетную составляющую и ценность этих игр в создании образа героини мы поговорим отдельно, при разборе каждой части.

«Танковый» тип передвижения неимоверно раздражает. Ходит и бегает Лара неточно, отзывчивость на нажатие кнопок ужасная, под каждое действие назначена своя клавиша и иногда их нужно зажимать по три-четыре, чтобы совершить подъём или пролезть под узкой расщелиной. По итогу к этому привыкаешь и раздражения становится меньше, но не выключить игру до этого момента крайне тяжело.

Невыразительная графическая составляющая является ещё одним минусом всех старых частей Tomb Raider. В то время это был прорыв, но сейчас тяжело серьёзно воспринимать треугольные горы, обрубленные выступы, а также сливающиеся друг с другом землю и болота, утопнуть в которых можно по глупой случайности. А сохранение где-то там, в начале уровня, потому что делать их нужно вручную и постоянно.

Tomb Raider (1996)

Стоит ли вообще рассказывать, какой фурор произвела Лара Крофт в 96-ом году и как прославилась студия Core Design? Игра получила множество хвалебных отзывов и было за что! Мало какой проект для PlayStation One мог соперничать с Tomb Raider, а героиня тут же стала мечтой всех мужчин-игроков во всём мире. Большая треугольная грудь, завораживающий взгляд за очками-леннонами, грация пантеры – даже грустно видеть, во что превратилась Лара Крофт впоследствии.

Начинается всё в Перу, где британской аристократке предстоит преодолеть множество ловушек и найти одну из частей артефакта Сцион. На пути героини встретится авантюрист Ларсен, который и расскажет ей о том, что частей у драгоценности несколько.

Следующая остановка Лары – Греция, а донимать её постоянными появлениями будет ещё один «археолог» с большой дороги, Пьер Дюпон. Его за второй частью артефакта послала Жаклин Натла, которая наняла и нашу мисс Крофт для поиска Сциона в Перу. Убив Дюпона и отобрав у него ещё одну часть, игроки увидят видение, где два правителя Атлантиды судят третьего, а также узнают следующую остановку – Египет.

Найдя третью часть артефакта, героиня обнаруживает что третий правитель Атлантиды и есть Жаклин Натла, которую давным-давно заморозили в ледяной тюрьме, но в современном мире её освободили. Желание злодейки завладеть всеми кусками Сциона и управлять миром Лара пресекает в одной из башен Атлантиды, разрушая специальную машину и взрывая остров.

За незамысловатым сюжетом интересно следить, решая множество логических и паркурных загадок, а также исследуя заброшенные храмы, населённые большим количеством животных – от шакалов и волков до динозавра Рекса! Всех их можно и нужно убить. Перестрелок в первой части вообще очень мало, хотя в опасность и силу расхитительницы гробниц веришь и так.

Tomb Raider 2: The Dagger of Xian (1997)

Почувствовав, что они на коне, издательство Eidos решило выпустить вторую часть приключений Лары Крофт уже через год. Главные создатели серии ушли, ведь были не согласны с видением будущего образа расхитительницы гробниц. Естественно, всё это отразилось на качестве проекта, который хоть и стал лучше в некоторых аспектах, но остался примерно тем же самым в подавляющем большинстве механик. Отечественная пресса насторожено хвалила проект, предупреждая что кроме новых локаций, сюжета, транспорта и возможности лазать по лианам на стенах ничего нового не добавилось.

История, как ясно из названия, берёт своё начало в Китае. Император использовал древний кинжал Сиань, чтобы во время войн превращаться в дракона, но хитрые тибетские монахи узнали об этом и победили его в одной из битв, вытащив оружие из сердца дракона. Спрятав артефакт, они запечатали его в хранилище, за большой дверью.

В 1997 году, исследуя Великую Китайскую стену, Лара натыкается на это хранилище, а также на враждебно настроенных защитников. Они-то и рассказывают ей легенду о кинжале, а ещё и о том, что босс итальянской мафии хочет пробраться внутрь. Мисс Крофт летит в Венецию, там её берут в плен во время слежки за мафией, и привозят на нефтяную платформу, где мафиози ищут ключ от хранилища с кинжалом.

Лара, естественно, находит его первой, но, вернувшись в храм и открыв запечатанную дверь, она видит, что босс мафии оказался не так-то прост и опередил её. Сразившись с драконом, в которого превращается мафиози, она теряет сознание, но её спасают монахи и отдают ей на хранение кинжал. Последняя сцена, где бандиты врываются в дом Лары, но она убивает их и с непринуждённым видом идёт в душ, даже была воссоздана в фильме с Анджелиной Джоли.

Как уже и было написано выше, игра не могла предложить чего-то нового, но и не отталкивала. Тот же игровой процесс, новый сюжет и возросшая детализация могли доставить удовольствие, но начали вызывать подозрения увеличенным числом врагов и перестрелок. И не зря.

Tomb Raider 3: Adventures of Lara Croft (1998) 

Конвейер по производству новых игр серии был запущен и работал стабильнее, чем выход Assassin’s Creed в наше время. Игра раз в год – это тяжелый труд, а удержать планку качества становилось всё тяжелее. Eidos и слушать не хотела Core Design и их доводы о том, что делать будущую игру нужно для новых платформ и на новом движке.

В этот раз добавилась обновленная графика, хотя геометрия уровней так и осталась на уровне треугольных и квадратных объектов, а детализация расхитительницы гробниц возросла ещё сильнее. PC-версия выглядит неплохо даже сейчас, без графических модификаций, но ведь конкуренты тоже развивались и не стояли на месте, а на их фоне Tomb Raider 3 выглядела не так привлекательно.

Добавление новых переменных в игровой процесс сделало всё только хуже. Команда новичков в стане Core Design запорола даже работающие в предыдущих частях механики. Продвигаясь дальше по сюжету, невозможно было не заметить возросшее количество смертей из-за новых треугольных поверхностей. Рассчитывать прыжки стало ещё сложнее, а новые опасности, вроде стремительного течения и болот под такими угловатыми поверхностями обнуляли все достижения игрока и заставляли перепроходить надоевшие участки уровня снова и снова.

Придумывать что-то интересное с сюжетной точки зрения не стали. У Лары на всю игру одна задача: найти 5 кусков метеорита, чтобы открыть святилище для очевидного злодея – учёного Марка Уилларда. Зона 51 с инопланетными технологиями, поездки на транспорте и последний босс паук-мутант конечно помогают разнообразить игровой процесс, но интереса всё это вызывает мало. Разработчики зачем-то решили намешать магию, генетические эксперименты и племя каннибалов в одной игре, а выглядит это всё так, будто это разные сюжеты, сходящиеся в финале. 

Tomb Raider: The Last Revelation (1999)

Имея полную творческую свободу, Core Design задумали самое страшное преступление, на которое только могли отважиться – они решили убить Лару Крофт в надежде, что это поставит точку в серии. Спойлер, не получилось. Сценаристка Tomb Raider ушла из студии после выхода третьей части, а игру решили вновь вернуть в гробницы, ведь в последних проектах студии их стало очень мало.

Увы, вернуть мисс Крофт доброе имя не удалось даже в четвёртой части. Сюжет здесь клиширован донельзя – Лара прибывает в Египет, чтобы усмирить выпущенного на свободу из-за её действий бога Сета и предотвратить апокалипсис. Ничего не напоминает? Привет, Shadow of The Tomb Raider! Заканчивалось всё тем, что Лара падала в пропасть по своей воле, отказываясь от помощи бывшего учителя. Глупая смерть. 

Однако она не помешала Eidos выпустить следующую часть через год.

Огромные локации из Tomb Raider 3 превратились в множество уровней с единой локацией-хабом, откуда можно было свободно пойти в любом направлении. Это сильно путало, а враги, среди которых появились воскресающие скелеты, назойливые призраки и мерзкие жуки просто мешали исследованию игры. Разобраться, к какой двери подойдёт только что найденный ключ, было крайне сложно. От оригинальной Tomb Raider 1996, пусть и со всеми её проблемами, не осталось ни единого достоинства.

Tomb Raider: Chronicles (2000)

Впервые в серии следующая игра являлась продолжением предыдущей. Лара Крофт мертва, а её знакомые собрались вместе и решили помянуть её добрым словом, рассказав о тех моментах жизни героини, которые застали они лично. И пусть это самая слабая часть по продажам, но именно в плане истории она одна из лучших, хотя бы потому что раскрывает расхитительницу гробниц как человека, а не беспощадную убийцу и воровку.

Большое количество интересных локаций, которые хоть и не были лишены проблем предыдущих частей, но не вызывали зевоту и не давали скучать. Во время путешествия по Ирландии у мисс Крофт и вовсе не было оружия, а потому никакого экшена – только исследование и решение головоломок. Разработчики постарались экспериментировать и это более-менее восстановило репутацию студии и издателя, а также обелило имя расхитительницы гробниц. К сожалению, ненадолго, ведь то, что ждало Лару впереди, разбило сердца тысячам фанатов.

Tomb Raider: Angel of Darkness (2003)

Вложения в рекламу и ожидания были выброшены на помойку одним единственным решением Eidos – выпустить новую часть похождений британской авантюристки аккурат к выходу второго фильма про Лару Крофт. Core Design просто не знала, куда двигать серию и какой должна быть Tomb Raider нового поколения.

Как итог: незаконченный проект выпустили «как есть», половина задуманных и обещанных механик попросту не работали, а серия обзавелась вторым протагонистом с паранормальными способностями. Лару старались подвинуть на второй план, лишив способностей и имени, но и этого не получилось сделать адекватно. Теперь мисс Крофт должна ещё и заново учиться всему, что знала ранее, а вокруг происходит какая-то мистика и неразбериха.

Лара жива, её обвиняют в убийстве старого знакомого и ей приходится прятаться от полиции и докапываться до истины. Пусть это всё и выглядит как атмосферная мистическая история, но это ни разу не Tomb Raider. Кстати, про гробницы, которые авантюристка должна грабить, исходя из названия, просто забыли. Даже с бичом серии, управлением главной героиней, умудрились ошибиться и сделали его хуже, чем в игре 1996 года. Чтобы достичь такого дна нужно было постараться, но Core Design выложились на полную! И не ясно, было ли это сделано назло издателю или же просто от того, что в студии не осталось талантливых людей.

Tomb Raider умер – да здравствует Tomb Raider!

Angel of Darkness хоть и была сделана на новом движке, попросту похоронила все ожидания игроков, доброе имя серии и надежды издателя на хорошие продажи. Разработчики передали судьбу Лары Крофт в руки Crystal Dynamics, которая уже прославилась своей Legacy of Kain.

Всего за 7 лет Tomb Raider прошла путь от одной из лучших игр для PSOne до полнейшего провала в виде Angel of Darkness. Из года в год Core Design теряла важные кадры, а также суть своей же героини. Из сильной, ловкой и хитрой авантюристки по итогу сделали сексапильную дурочку, неизвестно как вернувшуюся из мёртвых – и только для того, чтобы затащить обратно в могилу всю франшизу.

В 2006 году выйдет Tomb Raider Legend и вновь вернёт доброе имя расхитительнице гробниц, а также любовь игроков по всему миру – но это уже совсем другая история.


Сейчас на главной

Публикации

Прекрасный слэшер, красивая героиня, великолепная графика. «Некстген» пришёл? Обзор Stellar Blade

В этом мире есть всего три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как Microsoft продать вам Xbox и как героиня Stellar Blade Ева лазает по лестницам. Если же отбросить шутки в стороны, то новый экшен от корейской студии SHIFT UP может предложить игрокам куда больше, чем просто эффектную героиню — это один из лучших представителей жанра слэшер сегодня!

«Мир! Труд! Май!» — подборка игр, в которых можно попробовать необычные профессии

Статьи 01 мая 10:00 0

Первого мая во многих странах отмечают международный день солидарности трудящихся. Некоторые игры предлагают интересный взгляд на трудовые будни различных профессий. Предлагаем вам ознакомиться с подборкой проектов, где можно прочувствовать на себе тонкости самых разных работ и призваний — в том числе, не всегда обычных.

Во что поиграть на смартфоне. Отчаянный картофель, таинственные шкатулки, тактика для олдов, хэдшоты для зомби

Итоги 30 апреля 11:00 0

Крупные релизы обошли мобильные платформы в апреле стороной. Но это не означает, что интересных игр не было. Помимо традиционных для смартфонов головоломок, разработчики порадовали играми в духе старой школы, а новый шутер от первого лица оказался не королевской битвой — и в нем есть даже одиночная кампания.

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Обзоры 27 апреля 11:18 0

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.