Оплёванный идол – утечка сюжета The Last of Us: Part II расстроила планы Sony

А ведь у Sony был интересный план. Компания снова отказалась от участия в выставке Е3, запланированной на середину июня, но решила выпустить свой главный проект The Last of Us: Part II 29 мая, за пару недель до Е3. 26 июня, через несколько недель после Е3, в продаже появился бы ещё один перспективный PS4-эксклюзив Ghosts of Tsushima. Оглушительный успех «Одних из нас 2» не вызывал вопросов, а «Призрак Цусимы» стал бы хорошим подспорьем в борьбе за признание публики. Sony эффектно бы утёрла нос крупным компаниям во главе с Microsoft и показала им, как надо завоёвывать сердца увлечённых пользователей и кто главный в сегменте высокобюджетных сюжетных игр. Увы, в хитрый план вмешался форс-мажор и хакеры. 

Сначала мир охватила пандемия, Е3 отменили и заменили ворохом незначительных мероприятий. Играть мускулами стало не перед кем, а над людьми нависла тень экономического кризиса. Sony под сомнительным предлогом проблем с логистикой и невозможности запустить игру должным образом во всех регионах перенесла TLOU2 на неопределённый срок, проигнорировав просьбы фанатов выпустить лишь цифровую версию. Потом произошла катастрофа: в сети оказались ключевые моменты истории игры, и они вызвали резко негативную реакцию у части сообщества. Безупречный, казалось бы, хит попал под мощнейший шквал критики, а вице-президента Naughty Dog и руководителя разработчиков проекта Нила Дракманна нарекли чуть ли не подстилкой активистки Аниты Саркисян и проводником идей социальной справедливости.

Каким бы сильным ни был скандал вокруг TLOU2, а Naughty Dog никуда не денется. Даже Дракманн, вероятно, сохранит пост. Тем не менее сложившаяся ситуация не лучшим образом влияет на Sony. 

В мощном старте TLOU2 нет сомнений. Масштабная рекламная кампания для аудитории, не следящей пристально за новостями игровой индустрии, мощная фанатская база первой части и других проектов Naughty Dog, выдающаяся графика и отсутствие серьёзной конкуренции сделают своё дело. Возможно, продажи игры и сопутствующие продажи консолей PS4 будут не настолько космическими, как хотелось бы Sony, но о провале говорить не приходится. Релиз игры состоится 19 июня и привлечёт массу внимания. Более того, хватает проектов, которые «увлечённая аудитория» и даже некоторые фанаты открыто ненавидят, что не мешает играм быть успешными.

Call of Duty и FIFA являются постоянными героями разоблачений, объектом насмешек, а Бобби Котик и Эндрю Уилсон спокойно отчитываются о миллиардных доходах. Pokemon Sword & Shield разгневал поклонников серии посредственным качеством ряда аспектов, что не помешало ему разойтись тиражом в 17 с лишним миллионов копий. К Animal Crossing: New Horizons высказывают претензии, средний пользовательский балл игры на Metacritic колеблется в районе 5/10, а продажи игру уже перевалили за 13 миллионов копий. Скандалы вокруг Bordelands 3 не помешали мощному старту проекта. Волнения, бойкоты, как правило, не оказывают на крупные бренды серьёзного влияния. Вот только в случае с TLOU2 картина иная.

В отличие от упомянутых выше игр, TLOU2 не является очередной сетевой забавой с прицелом на монетизацию, не старается привлечь детей  и лишена каких-либо признаков игры-сервиса. В сиквеле нет даже мультиплеера, хотя в первой части он присутствовал. Проект призван стать символом одиночных и, что принципиально, сюжетных игр и одним из немногих (наряду с Cyberpunk 2077) лучиков света в царстве микротранзакций. Неспроста его собирались выпустить незадолго до Е3, где компании стараются удивить пресловутую «кор-аудиторию» (увлечённые играми люди). TLOU2 должен был стать не просто хитом, а проводником Sony в новое поколение, идолом для поклонников одиночных приключений. Идеальная формула успеха: признание критиков, признание публики, сумасшедшие продажи и новый стандарт качества на годы. Увы, на идоле появились тёмные пятна.

Действия хакеров, как утверждают Sony и Джейсон Шрейер, превратили рекламную кампанию TLOU2 в цирк. Вместо того чтобы купаться в лучах обожания фанатов, Нил Дракманн собирает дизлайки под своим обращением, коих набралось уже более ста тысяч при 34 тысячах лайков – по меркам Naughty Dog не просто отвратительный показатель, а катастрофа. Sony отключает не только комментарии, что можно объяснить боязнью публикаций в них спойлеров, но и соотношение лайков/дизлайков в роликах по TLOU2 на официальных каналах PlayStation. Флагманский эксклюзив, потенциальный предмет обожания отгораживается от «ненавистников», среди которых, кстати, встречаются почитатели работ Naughty Dog и Дракманна, в частности. Доходит до маразма. Комментарии и лайки/дизлайки отключены в ролике с логотипом бренда PlayStation Studios. Это как к TLOU2 относится?

Позитива происходящему не добавляет тот факт, что скандал вокруг TLOU2 разгорелся на фоне затянувшегося молчания Sony насчёт PlayStation 5. Не всем понравилась странная презентация консоли, похожая на АСМР-сессию о SSD в исполнении Марка Церни. Над японской компанией шутит даже  журналист Джейсон Шрейер, известный своим взвешенным подходом ко многим событиям в индустрии. К слову, Sony зачем-то представляет бренд PlayStation Studios, который появится с PS5, но PS5 скрывают. К чему этот внезапный и малоинформативный анонс? Провальный майский Inside Xbox по причине излишне громких заявлений Microsoft и Ubisoft, а также эффектная демонстрация Unreal Engine 5 на PS5 качнули мятник в сторону Sony, но конкретики насчёт новой консоли маловато. 

Складывается ощущение, будто Sony с одной стороны не готова представить PlayStation 5 во всём великолепии, а с другой – хоть как-то пытается направить дискуссию о сюжете TLOU2 в другое русло. Вот вам повод обсудить, кто выкрал данные. Вот вам логотип PlayStation Studios как у Xbox Game Studios и Marvel. Вот вам Ghosts of Tsushima в подробностях, которая появится 19 июля. Только забудьте о повествовании TLOU2. В это же время Sony раскручивает рекламную кампанию TLOU2, а юристы сражаются с мемами о мужеподобной Эбби в интернете и YouTube-блогерами, обсуждающими проект. В итоге возникает эффект Стрейзанд, а вокруг игры формируется сообщество недоброжелателей. Последние в том числе строят теории заговора о том, что Sony накручивает рейтинг TLOU2 в PS Store, и ищут поводы для злорадства.

Analysis

Драма вокруг Last of Us: Part II демонстрирует не силу хакеров, не необходимость поддерживать сотрудников в условиях переработок (для тех, кто не верит в официальную версию утечки) и не власть разгневанной толпы. Это иллюстрация хрупкости современной индустрии, построенной на лжи, жадности издателей и завышенных ожиданиях игроков, а также желании разработчиков протащить в игры свои спорные идеи. Буквально пары искр хватило, чтобы практически непререкаемые авторитеты были оплёваны. 

В результате Sony оказалась в непростом положении. Last of Us: Part II, по крайне мере до релиза, могла бы быть идеальным щитом для компании. Sony готовится к непростому запуску нового поколения в условиях пандемии, хранит молчание, что не у всех находит понимание. Ролики о новых приключениях Элли стали бы приятно отдушиной и заставили бы большинство интересующихся темой людей думать о грядущем незабываемом приключении. Теперь же Last of Us: Part II напоминает красную тряпку, а Sony вынуждена и продвигать игру, и пытаться делать вид, что проблемы не существует.

Сейчас на главной