Кто танцует Blizzard — Часть 1: свидетели Doka 2

Куда катится старейшая игровая компания, почему она перестала делать AAA-проекты и перешла на условно-бесплатные игры для смартфонов? Давайте разберёмся.

Что происходит с Blizzard? Куда катится старейшая игровая компания, почему она перестала делать AAA-проекты и перешла на условно-бесплатные игры для смартфонов? Давайте разберёмся.

Часть 1: свидетели Doka 2

Компания Blizzard удивительная. Она всегда каким-то чудом оказывалась на острие прогресса, выпускала игры, которые становились примерами для подражания, чуть ли не с самого начала делала ставку на онлайновый мультиплеер и годами поддерживала интерес к старым проектам, пусть даже 20-летней выдержки.

У всех на слуху StarCraft, WarCraft и Diablo. Многие помнят The Lost Vikings и Rock’n’Roll Racing. Blizzard завоевала репутацию компании, которая выпускает только хорошие игры и безжалостно отменяет проекты, если они не удовлетворяют высоким стандартам качества. Фанаты много слёз пролили над почившими WarCraft: Adventures, StarCraft: Ghost и неведомым и оттого прекрасным Titan. Горевали они недолго, поскольку взамен Blizzard подарила им много дополнений для World of WarCraft, целых три части StarCraft II и собранный из останков «титана» Overwatch.

WarCraft III

Однако в последние годы структура игрового рынка начала меняться. Сначала PC резко потерял былую значимость, уступил консолям. Потом мобильный сектор заявил о себе, и разработчики на других платформах увидели новые способы монетизации игр. Сразу после этого дела на PC пошли в гору, ожил киберспорт, производители компьютерного железа выдохнули с облегчением. Но самое главное — стало понятно, что драйверами игрового рынка являются больше не AAA-блокбастеры, а так называемые «игры-сервисы».

Отпала необходимость в глубоких сюжетах, красивых роликах и ярких героях. Оказалось, что достаточно выпустить полуфабрикат и постепенно доводить его до ума, если он найдёт свою аудиторию. Не найдёт — ну и шут с ним, невелика потеря. Начнём ещё несколько, авось хоть один да выстрелит. 

Blizzard некоторое время пыталась бороться с системой и действовала по старинке. Она выпускала проекты, которые удивляли масштабом и качеством проработки. World of WarCraft и его последующие дополнения, амбициозный StarCraft II и даже Diablo III — они рассказывали интересные истории и заставляли переживать за персонажей. Что немаловажно, они демонстрировали хорошие продажи. И всё бы хорошо, но была одна загвоздка. На сцене одна за другой вспыхивали условно-бесплатные «звёзды».

StarCraft II

Аудитория всяких League of Legends и World of Tanks составляет сотни тысяч игроков. Энтузиасты придумывают новые жанры и становятся миллиардерами (Minecraft, PUBG). Небольшие студии запускают условно-бесплатные аналоги крупнобюджетных блокбастеров и добиваются успеха (Warframe, Path of Exile). 

На этом фоне «старая Blizzard» выглядела ещё не динозавром, но уже неандертальцем с огромной дубиной. Сила есть, а вот ловкости для маневров в быстро изменяющихся условиях уже не хватало. Того и гляди на повороте обойдут привыкшие рисковать независимые разработчики — и останется от Blizzard лишь воспоминание. Увы, рынок безжалостен и не признает авторитетов. Его интересует только прибыль.

В 2012 году после выхода Diablo III компания раз и навсегда изменила привычную стратегию. AAA-блокбастерами пусть занимаются всякие Ubisoft и Bethesda. Они богатые, им можно (сарказм, если что). Blizzard нацелилась на освоение нового для себя рынка «игр-сервисов». 

В 2014 году выстрелил Hearthstone. Эта игра начала приносить сумасшедшую прибыль и спустя 4 года остаётся одной из самых успешных игр Blizzard. 

Hearthstone

В 2015 году уже не так повезло, свет увидела Heroes of the Storm. Игра с тяжёлой судьбой, которую долго мучали, переделывали и выпустили слишком поздно. На тот момент любители MOBA уже разбились на два противоборствующих лагеря — кто за League of Legends, кто за Dota 2 — и подавляющее большинство не видело смысла обращать внимание на их упрощённое подобие. 

Overwatch на старте, в 2016 году, была по сути заготовкой, но Blizzard решила рискнуть и продавать её за полную стоимость. Сегодня же это совсем другая игра, но ей потребовалось пройти долгий путь. Её мяли, как глину, на наших глазах, пока она не приняла завершённую форму. Однако первые покупатели стали участниками масштабного бета-тестирования за свои же деньги.

Немыслимый для «старой Blizzard» шаг — выпустить подобный продукт. Однако это вполне укладывается в парадигму современного игрового рынка: дешёвый в разработке мультиплеерный проект с прицелом на долгое развитие. Об этом мечтают все крупные компании, и трудно удержаться от соблазна: получить много, вложив так мало. Риски минимальны, прибыли огромны, инвесторы счастливы.

Важно лишь избегать скандалов, что в современном мире очень сложно делать. Разные страны имеют своё видение на то, что и как можно показывать. В одних тебя будут поносить за шовинизм, расизм и гомофобию. В других попросят отказаться от насилия и сексуального контента. В третьих, стиснув зубы, поинтересуются, не пропагандируете ли вы, батенька, это самое среди молодежи. А работать приходится со всеми. Даже с теми странами, где в качестве экспертов выступают «свидетели Doka 2» — упоротые активисты, которые с умными лицами несут придуманную ими же чушь о «вреде компьютерных игр».

Современные разработчики бегут по лезвию бритвы, каждое мгновение рискуя оказаться в эпицентре скандала и попасть под пристальное внимание государственных регуляторов. Именно поэтому сегодня так мало провокационных игр.

Overwatch

Посмотрите на Call of Duty 4: Modern Warfare и сравните с Call of Duty: Black Ops 4. Серия вроде бы одна, но как будто делалась людьми из разных вселенных. Одни не боялись поднимать острые темы и шокировать публику, изобретали свежие механики; вторые же просто копируют проверенные наработки предшественников, делают ставку на чистый мультиплеер. Первые сильно рисковали, у вторых всё просчитано, риски сведены к минимуму.

Посмотрите на «старую Blizzard», которая стала популярна благодаря мрачным играм. Первый Diablo очаровывал кровавой и жестокой вселенной. StarCraft шокировал чудовищным столкновением разных рас, где союзники через минуту становились врагами, никому нельзя было доверять, велась война на уничтожение. WarCraft с виду веселенький, но стоит погрузиться в сюжет и ближе познакомиться с героями, и пробирает до дрожи, насколько они друг друга ненавидят. Именно тогда мы полюбили игры Blizzard. За то, что разработчики пытались вывести нас из зоны комфорта и показать, что герои и злодеи далеко не всегда однозначны. Даже прямолинейный Diablo в финале удивлял неожиданным вывертом, когда герой после убийства демона занимал его место. Жуть!

Diablo II

Сколько ярких героев с тех пор породила Blizzard? Не фигуристых кукол для Overwatch, популярных среди посетителей порносайтов, а героев, которыми можно восхищаться? То-то и оно.

Blizzard перестала делать вселенные, ловко приспособившись к изменившимся условиям, и перешла к недорогим мультиплеерный играм. Коллекционная карточная игра, «героический» мультиплеерный шутер, клон DOTA (поначалу Blizzard и вовсе хотела наложить лапу на созданный фанатами бренд, да не успела, Valve оказалась проворнее) — это самые яркие проекты компании за последние годы! 

Почему это произошло? Во многом виноваты мы с вами. Не я и ты, мой читатель, а общество: острая политическая ситуация, орущие со всех углов борцы с социальной несправедливостью. Дальновидная компания постарается обойти всё это по широкой дуге, и самый простой вариант — вообще не касаться этих тем. Другими словами, делать чисто мультиплеерные игры с написанным на коленке сюжетом, а то и без него, чтобы все вокруг были довольны: демократы и республиканцы, феминистки и националисты, геи и пока ещё натуралы. Кто-то с кем-то из-за чего-то воюет — и этого достаточно. Чем меньше вопросов, тем больше аудитория и выше доходы.

Игры стали такими беззубыми, что зубы сводит от патоки.

Heroes of the Storm

Часть 2: друзья из Поднебесной

Читайте и подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен !
 
Обратная связь: читайте нас, пишите нам и общайтесь в Telegram!  @gametechruchat
Наш новостной канал в Telegram. Присоединяйтесь! @gametechru


Сейчас на главной

Публикации

Как Sony чуть не убили самую популярную игру 2024 года, а игроки победили корпорацию. Хронология скандала вокруг Helldivers 2

Итоги 07 мая 18:07 0

Судьба Helldivers 2 воистину уникальна — за 3 месяца существования проект прошёл путь от самой востребованной до самой презираемой игры года. А сейчас, похоже, вновь вернёт себе популярность. И всё из-за самодурства компании Sony! А вот памятник стоит поставить храбрым игрокам, вставшим на защиту любимого проекта и борьбу с корпорацией самодуров.

Майский гейминг: подборка игр для слабых компьютеров и ноутбуков, которые завалялись на даче

Статьи 07 мая 11:11 0

Майские праздники — не повод отлынивать от видеоигр! Как и в литературе, в игровой индустрии полно «нестареющей классики», а импровизированные каникулы, как никогда лучше подходят для погружения в неё. Сделали для вас подборку игр, которые потянет даже слабенький компьютер, пылящийся на вашей даче.

Претенциозная «пустышка» с намёком на глубину. Обзор INDIKA

Обзоры 06 мая 17:07 0

2 мая состоялся релиз игры INDIKA от Odd Meter и 11 bit studios. Проект привлёк к себе внимание множеством различных способов, одним из которых был необычный и незаезженный сеттинг альтернативной России конца XIX века, с элементами мистики и философии. Мы отбросили все витающие вокруг проекта разговоры и погрузились в продукт, дабы оценить его как игру. Что из этого вышло — читайте в нашем обзоре.

Данный обзор «на доработке»! Мнение о Manor Lords [ранний доступ]

Обзоры 06 мая 10:00 0

Сделать видеоигру — очень сложно. Создатели Manor Lords прошли долгий путь до раннего доступа. Да, проект ждал тёплый приём, миллион проданных копий и всеобщее признание. Но есть ли за что игру хвалить в отрыве от байки, что её сделал один человек?

Во что поиграть в мае. Работа в цехах, безумие, кислотные цвета, электронная музыка и не только

Итоги 03 мая 11:07 0

Такой концентрации необычных, в чем-то психоделических, проектов не было давно. В этом мае отличилась даже AAA-индустрия. Фанаты Xbox дождались релиза сумасшедшей Senua’s Saga: Hellblade II, а градус безумия поддерживают: триллер с лазерами из глаз, скоростной боевик в стилистике аниме 90-х и психоделический ритм-шутер. На этом фоне «Игра престолов» в стиле Dwarf Fortress и Factorio, от Paradox Interactive, выглядят совсем невинно, а F1 от EA слишком обыденно.