Хидэо Кодзима: затаившийся хитрец

Гейм-дизайнер Хидэо Кодзима не просто знаменит благодаря непревзойденным работам. Он превратил свое имя в мощнейший бренд.

Гейм-дизайнер Хидэо Кодзима не просто знаменит благодаря непревзойденным работам. Он превратил свое имя в мощнейший бренд. Сложно дать однозначную оценку такому явлению. Великие игры — результат упорного труда команды, пускай и не всегда многочисленной. Тем не менее этот человек сделал то, что другим оказалось не под силу. Дело тут не столько в революционных идеях в механике, сколько в умении эпатировать публику.

В детстве Хидэо Кодзима хотел стать художником или иллюстратором. Однако пример его дяди-художника, испытывавшего финансовые трудности, негативно отразился на желании Хидэо заняться этим ремеслом. Также он писал истории в японские журналы, но они так и не были опубликованы. Изданиям нужны были рассказы объемом не более 100 страниц. Рассказы же Хидэо занимали минимум 400 страниц. Еще он вместе с приятелем, обладателем видеокамеры, снимал любительские фильмы. Именно режиссером и собирался стать Кодзима, но в колледже принял решение связать свою судьбу с видеоиграми.

Кодзима начал работать в компании Konami в далеком уже 1986 году. Он принимал участие в создании платформера Penguin Adventure (сиквел Antarctic Adventure). Первым его полноценным проектом тоже должен был стать платформер под названием Lost Warld. В нем игроку отводилась роль женщины-реслера в маске. В качестве антуража был выбран военный конфликт. Однако Konami отменила это непотребство. Вообще, многие задумки Хидэо касательно игровой механики воспринимались в штыки и кардинально пересматривались. Усугубляло ситуацию и то, что Кодзима был не силен в программировании. Из-за этого к нему относились пренебрежительно. Он даже собирался уйти из Konami.

Неприятности были забыты, когда в 1987 году на MSX2 свет увидел необычный для тех времен проект Metal Gear, разработку которого возглавлял Хидэо Кодзима. Главный герой, оперативник под кодовым именем Solid Snake, скрывался от врагов и разбирался с ними, в том числе бесшумно. Игра стала успешной, вопреки опасениям боссов Konami. Она была адаптирована для западного рынка и вышла на многих платформах. В 1990-м в продаже появился сиквел Metal Gear 2: Solid Snake. На коробке продолжения красовалась надпись Tactical Espionage Game. Удивительно, но один из основателей жанра стелс-боевиков избегал термина Stealth в наименованиях своих игр.

Общемировое признание пришло к Кодзиме и его команде вместе с релизом Metal Gear Solid на PSOne в 1998 году. Мощности и возможности консоли от Sony позволили авторам не просто перенести отличную механику прошлых частей в трехмерное пространство. Они смогли вывести повествование на новый уровень. Продолжительные и эмоциональные диалоги, умопомрачительная по меркам тех лет постановка сюжетных сцен сделали из этого «тактического шпионского боевика» (Tactical Espionage Action) одну из лучших игр того поколения консолей. Кодзима смог в полной мере раскрыть свой талант писателя и режиссера.

Впоследствии Metal Gear Solid вырос в сериал. Кодзима же небезосновательно стал одним из самых авторитетных и почитаемых разработчиков. Секрет популярности скрывался не только в качестве подачи материала и в количестве эффектных роликов. Кодзима зарекомендовал себя как мастер по умению ломать так называемую «четвертую стену». Он не боялся демонстративно насмехаться над пользователями.

Его сюжеты были показательно драматичными, но стоило копнуть чуть глубже, и перед тобой возникала едкая сатира, высмеивание штампов и глупостей жанра боевиков. Игры серии Metal Gear Solid заставляли плакать, смеяться, впадать в гнев после очередного обмана со стороны создателей и восхищаться откровенными странностями. Любой фанат назовет не один десяток запомнившихся ему моментов, будь то представление Райдена в MGS2, реакция одного из боссов MGS 4 на возвращение вибрации в контроллере PS3, необходимость подключать «основной» геймпад к разъему для «дополнительного» в первом MGS, чтобы босс не мог «читать мысли» протагониста.

Разумеется, Кодзима соорудил такую конструкцию не один. Но фраза «A Hideo Kojima Game» превратилась в знак качества. Сложно точно оценить вклад Кодзимы в успех франшизы. Но нельзя отрицать, что сегодня Metal Gear Solid занимает почетное место среди величайших игр за всю историю индустрии. Каждая номерная часть серии — это великолепная антивоенная трагикомедия, вдохновленная культовыми фильмами. Они навсегда останутся в сердцах как поклонников стелс-боевиков, так и любителей неординарных рассказов.

Достойна или нет находиться с ними рядом Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, мы узнаем 1 сентября (на РС — 15 сентября), когда «последняя» часть серии поступит в продажу. Стоит напомнить, что «последними» частями по заявлениям Кодзимы были Metal Gear Solid, Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, Metal Gear Solid 3: Snake Eater и Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. В этот раз, похоже, никаких шуток. Именитый автор и ключевые сотрудники студии Kojima Production, согласно слухам, покинут компанию после завершения работ над The Phantom Pain.

Недавно японский актер Акио Оцука, озвучивавший Солида Снейка, Биг Босса и Солидуса Снейка в японских изданиях серии Metal Gear Solid, сказал, что Kojima Productions распустили. Издательство Konami убрало надпись A Hideo Kojima Game с финальной версии обложки Metal Gear Solid V. Все идет к тому, что информация о «разводе» является правдой.

Точные причины этого неизвестны. Поговаривают, руководители Konami хотят сконцентрироваться на мобильных играх и не желают вкладывать серьезные деньги в развитие серии. Риски, дескать, слишком велики. Они буквально вынуждают сотрудников увольняться, создавая нечеловеческие условия труда. Однако высокопоставленный представитель Konami не так давно уверял всех, что компания «еще верит в консоли». В сети появлялись вакансии для работников, имеющих опыт в создании ААА-проектов. В любом случае боссы Konami сами роют себе яму.

Отсутствие слов «A Hideo Kojima Game», новые авторы и неизбежное недовольство фанатов являются самыми незначительными проблемами потенциального сиквела. Серия лишится главного идеолога (идеологов) и вдохновителя. Кодзима и его товарищи работали с тонкой материей — едкой сатирой, необычными образами и неординарной вселенной. Трудно поверить в то, что «опытные разработчики ААА-проектов» со стороны повторят идеи предшественников или придумают что-то сопоставимое по уровню сумасбродства.

Metal Gear Solid — не ежегодный сериал с четкой основой и беспроигрышными достоинствами, как тот же Call of Duty с мультиплеером или Assassin Creed с историческими декорациями. Это система со сложнейшими и оригинальными составляющими. Сломай одну деталь, убери авторский взгляд на привычные вещи, и все рухнет, похоронив под собой будущее франшизы.

Даже в японском сегменте индустрии есть свежие и не очень примеры серий, зачахших без «отцов-основателей». Без Синдзи Миками издательство Capcom чуть не угробило Resident Evil, и сейчас за счет переизданий и бюджетных проектов «под классику» восстанавливает репутацию франшизы. Devil May Cry без Хидеки Камия чувствует себя не лучшим образом. После развала Team Silent сериал Silent Hill скатился в бездну, а проект Silent Hills от Kojima Productions умер не родившись. При этом некоторые творцы продолжают заниматься любимым делом в других компаниях и радуют поклонников отличными играми вроде The Evil Within и Bayonetta.

В этой связи не стоит переживать за будущее Хидэо Кодзимы и ключевых работников Kojima productions. Они при желании договорятся с другим крупным издательством и запустят новый сериал. Может быть, взорвут Kickstarter со своеобразной игрой, где во главу угла будет поставлен сюжет. Тем более в 80-х и 90-х годах Кодзима руководил разработкой замечательных приключенческих игр Snatcher и Policenauts, причем вторая официально не вышла за пределами Японии.

Куда бы ни занесла судьба Хидэо Кодзиму, за ним будут пристально следить миллионы почитателей его многогранного таланта. Хочется надеяться, что он еще сделает не одну игру, а заодно заставит бывших руководителей кусать локти.


Сейчас на главной

Публикации

Во что поиграть в мае. Работа в цехах, безумие, кислотные цвета, электронная музыка и не только

Итоги 03 мая 11:07 0

Такой концентрации необычных, в чем-то психоделических, проектов не было давно. В этом мае отличилась даже AAA-индустрия. Фанаты Xbox дождались релиза сумасшедшей Senua’s Saga: Hellblade II, а градус безумия поддерживают: триллер с лазерами из глаз, скоростной боевик в стилистике аниме 90-х и психоделический ритм-шутер. На этом фоне «Игра престолов» в стиле Dwarf Fortress и Factorio, от Paradox Interactive, выглядят совсем невинно, а F1 от EA слишком обыденно.

Прекрасный слэшер красивой героиней не испортишь. «Некстген» пришёл? Обзор Stellar Blade

Обзоры 02 мая 10:10 0

В этом мире есть всего три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, как Microsoft пытается продать вам Xbox и как героиня Stellar Blade Ева лазает по лестницам. Если же отбросить шутки в сторону, то новый экшен от корейской студии SHIFT UP может предложить игрокам куда больше, чем просто эффектную героиню — это один из лучших представителей жанра слэшер сегодня!

«Мир! Труд! Май!» — подборка игр, в которых можно попробовать необычные профессии

Статьи 01 мая 10:00 0

Первого мая во многих странах отмечают международный день солидарности трудящихся. Некоторые игры предлагают интересный взгляд на трудовые будни различных профессий. Предлагаем вам ознакомиться с подборкой проектов, где можно прочувствовать на себе тонкости самых разных работ и призваний — в том числе, не всегда обычных.

Во что поиграть на смартфоне. Отчаянный картофель, таинственные шкатулки, тактика для олдов, хэдшоты для зомби

Итоги 30 апреля 11:00 0

Крупные релизы обошли мобильные платформы в апреле стороной. Но это не означает, что интересных игр не было. Помимо традиционных для смартфонов головоломок, разработчики порадовали играми в духе старой школы, а новый шутер от первого лица оказался не королевской битвой — и в нем есть даже одиночная кампания.

Крах Embracer Group. Как шведский холдинг пришёл к печальному исходу

Статьи 29 апреля 10:00 0

Шведский холдинг Embracer Group в последние годы был одним из ведущих участников игровой индустрии. Они скупали студии пачками, пытаясь выстроить империю. Но эта стратегия не принесла им успеха — весь холдинг, словно легендарный «Титаник», пошёл ко дну.