Disgaea: Afternoon of Darkness - настоящий хардкор

Игра с непостижимой глубиной. Не слишком дружелюбная к начинающим, она обладает массой достоинств: стильными, яркими персонажами, эксцентричным чувством юмора, многоступенчатой игровой механикой, и совершенно неприличными возможностями к многократным переигровкам.

В 2007 году свое присутствие на PSP отметили настоящие столпы жанра тактических игр. Final Fantasy Tactics: The War of The Lions запомнилась классической ролевой системой и эпическим сюжетом. Jeanne D'Arc оказалась идеально сбалансированной тактикой с приятной внешностью и отточенным интерфейсом. А недавно вышла и третья игра - Disgaea: Afternoon of Darkness, переметнувшаяся прямиком с доживающей свой век PS2… Забегая вперед, признаемся – эта игра умеет удивлять.

Королевство Нижнего Мира (Netherworld) осталось без своего правителя. Король Кричевской, поддерживающий порядок в государстве на протяжении многих лет, умер, оставив после себя лишь спящего наследника. С тех пор прошло два года, в течение которых трон занял самозванец, а королевство пришло в упадок. Принц Лахарл, законный наследник престола, пробуждается в фамильном гробу от долгого сна. Причина, по которой его «чуткий» сон был нарушен, обнаруживается рядом – демонической наружности девушка по имени Этна представляется «преданным вассалом его величества». Быстро введя принца в курс происходящих в королевстве событий, Этна присоединяется к Лахарлу, решившему вернуть свой престол, во что бы то ни стало.


Такая вот официальная предыстория не дает ровным счетом никакого представления о том, с чем предстоит столкнуться игроку, впервые запустившему Disgaea. Вся игра выполнена в единой аниме-стилистике. Причем, в той ее разновидности, которая не отличается серьезным подходом к повествованию. Все ключевые персонажи представлены настолько экзальтированными личностями, что наблюдать без смеха за их ужимками просто невозможно. Лахарл в каждом диалоге пытается показать свою значимость, отчего вещает низким голосом, который совершенно не вяжется с его внешностью. Этна демонстрирует острый язычок и наигранную учтивость. Лже-правитель говорит с таким количеством пафоса в голосе, что его хватило бы на десять предвыборных кампаний. Даже второстепенные персонажи обладают яркой, чрезмерной индивидуальностью, которую не стесняются демонстрировать при каждом удобном случае. А когда дело доходит до словесных перепалок, на ошарашенного игрока выливается такое количество специфического юмора, что вся надуманная серьезность испаряется, так толком и не зародившись. Тонкие, ироничные шутки наполняют каждый диалог под завязку. Начиная с фривольных высказываний в адрес представителей противоположного пола, и заканчивая мыслями вслух насчет своего предназначения: диапазон очень широк. Слушая все это, поневоле хочется расслабиться, и приятно провести время в компании ярких, остроумных персонажей… Тем страшнее следующий удар, который наносит Disgaea.

Несмотря на всю комичность персонажей и искрометный юмор, на деле Disgaea оказывается самой хардкорной пошаговой тактикой на PSP. Начинающим игрокам, ни разу доселе не игравшим в подобные игры, мы бы рекомендовали начать с чего-то более дружелюбного к пользователю – например, с той же «Жанны Д’Арк». Потому что, запустив Disgaea, вы рискуете заработать вывих головного мозга в попытках разобраться во всех тонкостях игровой механики.

Поначалу все выглядит довольно стандартно. Игра делится на главы, которые состоят из подпунктов-заданий. Список сюжетных поручений довольно разнообразен - например «победить и ограбить богатого монстра, после чего разорить его дворец», «прорваться с боем сквозь вражескую засаду» и так далее. Но - ничего из ряда вон выходящего. Однако, какими бы не были конечные условия победы, в итоге все сводится к череде «многоэтажных» боев, в которых проявляются самые сильные стороны Disgaea.


На первый взгляд, игра предлагает классическую схему поединков. Две враждующие стороны встречаются на поле боя, поделенном на квадраты. За ход каждый из членов команды выполняет доступные ему действия (атакует, перемещается, использует предметы инвентаря или взаимодействует с окружением), после чего право хода отдается соперникам. В большинстве случаев для победы достаточно истребить всех оппонентов, сохранив при этом максимальное количество собственных бойцов.

Так же, как в других играх жанра, методика эффективного боя подразумевает использование разнообразных тактических приемов: своевременное применение спецударов и магических заклинаний, грамотное размещение «дистанционных» бойцов на поле боя и т.д. Все это оказывает непосредственное влияние на результаты поединков. К примеру, стоящие рядом бойцы отряда (особенно – одного типа), усиливают атаки друг друга, позволяя проводить зрелищные комбо-связки в стиле «а ну-ка, парни, навались!». Оглушительные комбинации – вообще залог успеха любой потасовки.

Но Disgaea идет гораздо дальше этого стандартного набора, предлагая по-настоящему инновационные решения. Во-первых, герои гуманоидного типа (к ним относятся и ключевые персонажи), обладают редчайшим умением… подсаживать других бойцов себе на плечи и кидать их на довольно большие расстояния! Представьте себе ситуацию, когда противник располагается на расстоянии большем, чем то, на которое может переместиться герой игрока. Выход из ситуации очевиден: передвинуть героя максимально близко, и отправить к нему одного из соратников. Герой подсадит на плечи «добровольца» и закинет его еще на несколько клеток вперед, подведя прямиком к врагу и подарив таким образом возможность атаки. Если учесть, что в «лесенку» можно выстроить нескольких героев, понятие «недостижимая дистанция» теряет свой смысл – перекидывая членов команды с одной позиции на другую, можно за один ход добраться едва ли не к противоположному краю карты. Единственный минус ноу-хау состоит в том, что бросок приравнивается к активному действию, поэтому несколько раз за ход выкинуть подобный трюк не получится.

Данная возможность буквально открывает новое измерение в тактическом рисунке боя, усложняя и без того нелегкую схему сражения. А ведь нужно учитывать еще и второстепенные факторы. Так, некоторые типы монстров (их тоже можно нанимать в отряд) вполне могут заменить собой мортиру, поскольку взрываются при броске, повреждая всех окружающих. А некоторые игровые классы умеют швыряться напарниками дальше, чем остальные. В конце концов, врагов тоже никто не мешает «пробрасывать», вот только реагируют на броски они несколько иначе. Швырнув оппонента на клетку, занятую другим неприятелем, можно «сплавить» их воедино. Плюс такого решения – одной «пешкой» на поле боя становится меньше. Минус – «сплав» получает более высокий уровень, и как следствие – более высокие показатели атаки/защиты.


Второе, не менее интересное нововведение игры – гео-символы. Дело в том, что большинство игровых арен имеют разнородную поверхность. Скажем, команда героя стартует на половине поля, окрашенной в синий цвет, в то время как враги располагаются на красной территории. А где-то посередине поля вполне может находиться область, выкрашенная в желтый, и т.д.  Гео-символы, представляют собой пирамидки разных цветов (в соответствии с тем, на какой поверхности они расположены), которые оказывают на «подконтрольную» территорию некий эффект. Причем эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Применительно к описанному выше примеру, может существовать красный гео-символ, удваивающий силу атаки врагов, в то время как синий позволит каждый ход регенерировать здоровье союзников. И подобных эффектов в игре – тьма: увеличение получаемого опыта, повышение уровня защиты или возможности нанести критический удар и т.д.

Одно только присутствие гео-символов заставляет игрока планировать каждый свой ход более тщательно. Вот эту точку нужно занять, пока до нее не добрался враг – на ней он получит преимущество. Атаку лучше производить вот с этого квадратика – он находится под символом, усиливающим урон. А вот сюда лучше отступить после атаки – здоровье восстановить… Чтобы еще больше усложнить ситуацию, разработчики ввели возможность поднимать гео-символы, и швырять их – точно так же, как и членов отряда. В конце концов, пирамидку можно просто разрушить. В таком случае, по клеткам поля данного цвета пойдет цепная реакция, которая может здорово насолить врагам, находящимся в данный момент на этих позициях. Суммируя все вышеописанное, напрашивается вполне очевидный вывод: даже если инновационной системе бросков не удастся «подпортить» играющему жизнь – это сделают гео-символы. Бой с равноценным соперником, с учетом всех имеющихся возможностей, превращается в задачку, по сравнению с которой шахматная партия покажется отдыхом.

Однако и на этом нововведения не заканчиваются. Между битвами игроку, так или иначе, придется вернуться в замок: подлечить отряды, прикупить в магазине оружие помощней, сохраниться, в конце концов. И тут его встречают несколько интересных местечек. Темная Ассамблея, расположенная в самом сердце родового замка принца, позволяет игроку набирать в партию персонажей, которых можно создать собственноручно, на основе одной из десятков доступных моделей. На создание персонажей тратится редкая мана, которую игрок добывает в боях, поэтому к выбору подопечных нужно подходить обдуманно. Да и лимит отряда в 10 существ не располагает к скоропалительным решениям. Темная Ассамблея позволяет нанимать рекрутов самых разных типов, классов и специальностей: тут вам и воры, и лучники, и стрелки (в игре имеется огнестрельное оружие!), мастера кулачного боя, маги нескольких стихийных школ, и т.д. А, ведь нужно еще учитывать, что по мере прогресса добавляются новые классы. Добавляет «перчику» к этой возможности система «мастер-ученик». В таком случае нанимающий становится мастером, а рекруты – его учениками. Между учителем и подопечными существует неразрывная связь, позволяющая эффективнее действовать в бою, перенимать заклинания друг друга и т.д.


На определенном уровне игрок захочет сменить класс одного или нескольких персонажей. Для этого предусмотрена трансмиграция – «пластическая» операция по смене класса. Сделано здесь это весьма своеобразно: уровень персонажа обнуляется, и создается новый, которого (для большей эффективности) необходимо прокачать хотя бы до уровня предыдущего персонажа. При этом умения и характеристики персонажа перераспределяются на новый класс, и в результате позволяют создать ощутимо более мощного бойца. Количество трансмиграций весьма велико – лепить по кусочку воина мечты можно очень долго, раз за разом одевая его в костюмы новых способностей.

Темная Ассамблея – это еще и политическое заведение. Здесь постоянно заседают сенаторы, которые принимают важные игровые решения. Скажем, игрок может попросить у них разрешения на расширение ассортимента магазина. Или поклянчить для отряда способность перемещаться на одну клетку дальше. Или еще что-нибудь, не менее полезное. В таком случае сенаторы будут голосовать. Если отношение к принцу лояльное – просьбу удовлетворят. Подвох в том, что само по себе лояльное отношение таковым не станет. Для этого нужно «умасливать» сенаторов, причем – в соответствии с их желаниями. Нежелательный «подарок» может только усугубить положение. Впрочем, если коррупция вам противна в принципе – смело вызывайте сенатора на бой и добивайтесь его благосклонности силой. На конечном результате это особо не отразится.

Если и этого покажется мало – к вашим услугам Item World, который полностью отражает суть своего названия. Дело в том, что каждый игровой предмет, имеет определенное количество «посадочных мест» (читай – слотов), оккупированных резидентами. Резиденты – это своеобразные существа, которые и придают вещи определенные характеристики.  В любой игровой предмет, будь то оружие или амулет, можно проникнуть и сразиться с разнообразными типами монстров, его населяющих. Наградой послужит более высокий уровень вещи, который дается за счет подселения новых, порабощенных резидентов. Часть из них можно будет использовать в дальнейшем при переносе в новое «жилище». Более того - резидентов одного типа дозволяется комбинировать друг с другом, освобождая место для новых. Поскольку вещей в игре несчитанное количество, то и Item World открыт для посещения всегда – было бы время.


Если, прочитав все написанное, у вас сложилось ощущение того, что Disgaea – крайне разносторонняя и хардкорная игра – то вы недалеки от истины. Здесь тьма-тьмущая самых разнообразных характеристик, деталей и нюансов, которые придутся по вкусу истинным любителям JRPG, но могут отпугнуть рядовых игроков. С другой стороны, если выбирать развлечение по принципу «чтоб хватило надолго», Disgaea – идеальный кандидат. Во-первых, у игры несколько концовок, для открытия которых требуется многократное прохождение. Во-вторых, после окончания становится доступным «мод», позволяющий взглянуть на происходящие события глазами Этны. В конце концов, в игре масса секретных карт, заданий и боссов, многие из которых окажутся по зубам лишь тем, кто будет развивать партию неделями и месяцами. И не стоит улыбаться, увидев столь значительные временные интервалы: персонаж в Disgaea может совершенствоваться до невероятной отметки в 9999 уровней.

Впрочем, не все так страшно. Игра позволяет каждому собственноручно выбрать уровень погружения в процесс. Если есть желание познать все тонкости управления резидентами оружия, нюансов голосования и методов мультиклассовых персонажей –придется убить не один час на изучение подробностей. Но можно поступить и проще – равномерно развивать всех доступных персонажей, многократно проходя уже освоенные плацдармы. Или направить игру в «прокачку» главных персонажей, постепенно превращая их в оружие массового уничтожения. Заметно и то, что разработчики пытались угодить простым игрокам. Двигаясь строго по сюжетной линии, и не впутываясь в побочные сценарные дрязги, время прохождения вполне сопоставимо с той же «Жанной Д’Арк» - 40-45 часов.

Многопользовательский режим способен продлить пребывание в обществе Disgaea на еще более долгий срок. Хотя кооперативного режима прохождения не предлагается, мультиплеер позволит игрокам торговать вещами друг с другом, сойтись «нос-к-носу» или принять участие в поединках в стиле «победи лидера». Карты многопользовательских баталий можно настраивать в широком диапазоне – начиная с условий победы и заканчивая предметами, которые будут находиться на поле боя.


Как и любой проект, обладающий столь грандиозными масштабами, Disgaea не удалось избежать недостатков. Первый из них – камера,  которая зафиксирована под углом около 45 градусов к горизонтальной плоскости, и вращается по сторонам с шагом в 90 градусов. Поскольку архитектура карт неидеальна, это приводит к тому, что время от времени персонажи пропадают из виду, скрываясь за какими-то углами и стенами. Второй камешек в огород – система сохранений. Возвращаться каждый раз в замок только для того, чтобы сохраниться и «почистить перышки» - далеко не так удобно, как это кажется разработчикам. Ну и третий, относительный недостаток - движение курсора. Будучи привязанным к изометрическому виду камеры, он доставляет массу неудобств начинающему игроку, поскольку и сам двигается по диагонали. Привыкать к такой подаче управления придется долго.

Совмещение 3D-карт с детализированными спрайтовыми персонажами, выдает бодрую картинку. Буквально каждый бой сопровождается буйством красок, великолепно анимированными комбо-атаками и обжигающими сетчатку глаз спецэффектами. Не откровение – но упрекнуть не за что. К тому же игра заметно выиграла от переноса на портативную платформу: были устранены мелкие, но досадные подтормаживания, а также увеличена скорость загрузки. Ну и, конечно – широкоформатный экран гораздо лучше приспособлен для местных сражений.

Diagnosis

Xардкор, игра с непостижимой глубиной. Не слишком дружелюбная к начинающим, она обладает массой достоинств: стильными, яркими персонажами, эксцентричным чувством юмора, многоступенчатой игровой механикой, и совершенно неприличными возможностями к многократным переигровкам. Если понравится, то Disageia сможет стать единственным развлечением для PSP на долгие месяцы, а то и годы.

Pro:
  • Уникальная, многоступенчатая игровая механика
  • Яркие запоминающиеся персонажи
  • Фирменный юмор
  • Отличное звуковое сопровождение
  • Огромные возможности для последующих прохождений

Contra:
  • Сложна в освоении
  • Неудобная камера
  • Мелкие недоработки в интерфейсе

Сейчас на главной

Публикации

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Статьи 24 апреля 16:43 0

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Обзоры 23 апреля 16:48 0

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.

Наконец-то покер перестал быть... Покером? Запоздалый обзор Balatro

Обзоры 22 апреля 08:53 0

Разработчик LocalThunk взял карточную игру «Покер», добавил туда новых правил и красивые шкурки — из азартной игры на деньги получился креативный декбилдер, а результат получил огромную популярность. Заслуживает ли её Balatro? Сейчас расскажем.