Столкновение платформ: итоги 2014 года

Новое поколение игровых консолей оживило рынок. Аналитики даже не предполагали, что показатели продаж будут настолько хорошими. Но не только PS4 и Xbox One заявили о себе.

Новое поколение игровых консолей оживило рынок. Аналитики даже не предполагали, что показатели продаж будут настолько хорошими. Но не только PS4 и Xbox One заявили о себе.

Игры от независимых разработчиков стали главным сюрпризом года. В условиях малого количества крупнобюджетных игр и бесконечных переизданий именно они предлагали уникальные в своем роде идеи, привлекшие аудиторию. За внимание независимых разработчиков всерьез борются и Sony, и Microsoft, и Nintendo. Однако последние в массе своей в качестве платформы по-прежнему предпочитают персональные компьютеры и устройства на базе iOS и Android. 

Мобильный рынок развивается сумасшедшими темпами. Смартфоны и планшеты становятся все мощнее. В течение одного года Nvidia представила сначала топовую однокристальную систему Tegra K1 для мобильных устройств, а потом закрепила успех, анонсировав в разы более производительную Tegra X1, простая архитектура которой позволит разработчикам без проблем переносить PC-игры на мобильные устройства. 

Анонс Tegra X1 является логичным продолжением политики Nvidia. Несмотря на взятие новых рубежей в тестовых бенчмарках, мощности смартфонов не используются по максимуму. Разработчики не поспевают за железом.

Поэтому Nvidia старается привлекать на мобильный рынок PC-разработчиков и PC-игроков с их повышенными требованиями к качеству изображения. На Nvidia Shield были портированы Half-Life 2 и Portal для демонстрации того, что мобильные устройства могут предложить знакомые игры. Отдельные студии сейчас занимаются переносом классических PC-игр на планшеты. Многие разработчики делают игры с прицелом одновременно и на PC, и на мобильные платформы. А Nvidia делает все, чтобы упростить им жизнь и тем самым привлечь новые команды и увеличить библиотеку Android-игр. Причем не за счет казуальных «тыкалок» и условно-бесплатных проектов. Этого добра там и так полно. 

Что касается iOS, там давно все хорошо. Аудитория Apple с готовностью тратит деньги, поэтому iPhone и iPad являются сейчас куда более привлекательными игровыми устройствами, чем любые портативные консоли. Библиотека игр в Apple App Store велика и разнообразна. 

Немудрено, что в 2014 году производители, кому не лень, начали предлагать геймпады для смартфонов и планшетов. Нужны они или нет, пользуются ли успехом — вопрос открытый. Тем не менее предложения идут со всех сторон, значит, спрос есть.

Следующее явление на игровом рынке оказалось вполне закономерным. Были анонсированы и поступили продажу телеприставки от ведущих производителей с ориентацией на игры, в смысле сами производители к ним прилагают геймпады. Razer Forge TV и  Nvidia Shield даже позволяют транслировать игровой процесс с домашнего PC на экран телевизора, тем самым значительно расширяя набор доступных игр.

Amazon решительно выступила со своей телеприставкой Fire TV. До кучи компания основала Amazon Game Studios, приобрела разработчика Double Helix Games и за 970 млн долларов стала хозяйкой Twitch, популярнейшего сервиса для стриминга игрового видео и киберспортивных турниров. 

Решения от других производителей, включая Google Nexus Player, ничем особенным не выделяются, но они также поддерживают геймпады, голосовое управление, предлагают игры из магазина Google Play Market и стоят около 100 долларов. Вполне возможно, через пару лет эти миниатюрные дешевые коробочки смогут оттянуть часть аудитории от современных игровых консолей. 

Стоит вспомнить, что в свое время одним из самых успешных Kickstarter-проектов стала Android-консоль OUYA. Благодаря удивительной близорукости создателей, проект в итоге провалился, но идея была хорошая, привлекла множество людей и, самое важное, разработчиков. Теперь же готовую нишу пытаются заполнить крупные производители. 

Выйти на рынок телеприставок попробовала и компания Sony. Портативная консоль PS Vita медленно, но верно умирает. Несмотря на отличную аппаратную часть, симпатичный дизайн и удобные органы управления, она не снискала популярности. В условиях конкуренции со смартфонами и планшетами выжить могут только экстремально дешевые портативные консоли с максимально привлекательными, уникальными в своем роде играми. Nintendo в свое время это поняла, поэтому продажи 3DS демонстрируют уверенный рост, эксклюзивные игры постоянно мелькают в топах продаж.

А вот PS Vita остается дорогим устройством (если учитывать необходимость покупки дорогостоящей карты памяти специального формата). Количество эксклюзивных игр для нее со временем сошло на нет, зато появилось много недорогих проектов от независимых разработчиков. А этого добра на смартфонах и планшетах полно, причем по более привлекательным ценам.

Последние крупные мероприятия, проведенные Sony (E3-2014, Gamescom-2014, PlayStation Experience), показали, что компания оставила PS Vita качаться на волнах без поддержки.

Впрочем, Sony не стала отказываться от этого проекта и анонсировала телеприставку PS TV — микроконсоль на базе архитектуры PS Vita. Интерфейс, набор функций и игры аналогичные. Правда, из-за особенностей управления не все игры доступны, мультимедийные функции практически на нуле, сторонние приложения (интернет-браузер, календарь, клиенты Facebook и Twitter) не отличаются удобством. 

PS TV стала очевидной демонстрацией непонимания Sony рынка. Бессмысленное устройство, особенно если сравнивать его с телеприставками на базе Android, обладающих куда большим набором функций и игр. Немудрено, что PS TV провалилась вскоре после выхода. Магазины были вынуждены значительно сбросить на нее цены, чтобы освободить склады. 

Что касается главной игровой консоли Sony, PS4, то она на протяжении 2014 года пользовалась огромным успехом. На сегодня продано более 18,5 миллионов PS4.

Sony угадала со всем: и с форм-фактором, и с ценой, и с мощной, но простой архитектурой. Не стоит забывать про активную поддержку независимых разработчиков, в ответ заполонивших PS4 своими проектами. Кроме того, Sony запустила в США сервис стриминга игр PS Now. Богатая библиотека развлечений для семейства PlayStation пока доступна только на PS4, но в скором времени сервис обещают запустить на других устройствах, включая «умные» телевизоры. Так что данная инициатива вполне может оказаться весьма прибыльной для Sony. 

А вот ближайший конкурент PS4, Xbox One компании Microsoft, начал забег в 2014 году с лупоглазой обезьяной на плечах. Другими словами, с контроллером движений Kinect 2.0 в комплекте. Microsoft переоценила значимость данного устройства. Оно оказалось бесполезным в большинстве игр, а как его задействовать, чтобы показать преимущество, разработчики не догадались. Зато оно серьезно увеличило стоимость Xbox One, и это не могло не отразиться на продажах. 

Sony на старте нового поколения получила огромное преимущество и расслабилась. А вот Microsoft, вслед за сменой руководства и реструктуризацией компании, начала решительно наверстывать упущенное время.

Создавая и продвигая Xbox One, Microsoft словно специально старалась утопить проект. Консоль не выдерживала конкуренции с PS4 ни по одному из пунктов. Та была дешевле, компактнее, мощнее, с уникальным контроллером и полезными функциями, упрощающими эксплуатацию устройства и усиливающими социальное взаимодействие между пользователями.

После смены руководства Microsoft начала исправлять ошибки. Первым делом из комплекта убрали бесполезный Kinect 2.0, тем самым снизив стоимость консоли с 500 сразу до 400 долларов. Улучшили интерфейс системы, внесли множество полезных нововведений, добавили поддержку многих актуальных сервисов, в том числе востребованный игроками Twitch. 

Активная работа со сторонними издателями вылилась в несколько эксклюзивных предложений, касающихся главных игр года. Эксклюзивные игры от самой Microsoft выделялись отменным качеством. А к концу года официальная цена на Xbox One была снижена до 350 долларов. 

Итог несложно предсказать. Из кандидата в провалы (в начале 2014 года ходили слухи о закрытии подразделения Xbox) Xbox One стал продаваться лучше PS4 в США, на ключевом рынке. Скорее всего, лидерство сохранится, поскольку Microsoft решила оставить цену в 350 долларов, а уже заявленная линейка эксклюзивов на 2015 год как минимум не уступает предложениям от Sony (речь о Quantum Break, Forza Motosport 6, Rise of the Tomb Raider и Halo 5). Помимо этого, Microsoft выкупила у Epic Games права на сериал Gears of War.

Еще одно решение Microsoft имеет трудно прогнозируемые последствия. Компания приобрела студию Mojang за баснословные 2,5 млрд долларов, тем самым став хозяином сверхпопулярной игры Minecraft. Что она собирается с ней делать, чтобы отбить указанную сумму, не известно. Но какой-то план у Microsoft точно есть. 

Кроме того, была анонсирована операционная система Windows 10 с новым DirectX 12, в котором обещается множество приятных нововведений для разработчиков игр. Интересно, что данная операционная система заявлена не только для персональных компьютеров, но и для планшетов, смартфонов, а также Xbox One.

В обзоре Xbox One я писал: «У Microsoft есть уникальная возможность. Компания совершила все ошибки, какие только можно было совершить. Осталось их исправить». Удивительно, но за короткий период Microsoft сделала почти все, что от нее требовалось. Осталось лишь предложить более компактную версию, желательно с встроенным блоком питания, сохранить цену в 350 долларов, и тогда у нее получится сравняться или даже обойти PS4. Sony не умеет быстро реагировать в сложных условиях. Она по привычке воспринимает борьбу Xbox и PlayStation как затяжной марафон. А вот Microsoft относится к этому как к боксерскому поединку. Пропустив несколько ударов в начале первого раунда, редмондская компания отдышалась и начала атаковать с удвоенной силой. 

Пока Sony и Microsoft выясняют отношения друг с другом, третий крупнейших платформодержатель по привычке стоял в стороне и решал свои собственные проблемы. 

Спрос на Wii U в разы ниже изначально ожидаемого уровня, а некоторые сторонние издательства открыто заявили, что данная консоль им не интересна. Несмотря на это, Nintendo продолжает ее поддерживать. За 2014 год вышло несколько крупных эксклюзивов, продемонстрировавших неплохие продажи. Анонсирована неплохая линейка на 2015 год. Появились коллекционные фигурки amiibo. Но уже ясно, что Wii U недолго осталось, и Nintendo готовит ей преемника. 

Известно, что новая игровая консоль от Nintendo будет основана на системе производства AMD, и в ней каким-то образом будут задействованы уникальные дисплеи произвольной формы компании Sharp. Анонс запланирован на 2016 год, если все пойдет по плану.  

Похоже, что Nintendo снова собирается всех удивить, сыграв на уникальности новой консоли. Вполне возможно, она взлетит, как это однажды случилось с Wii. Но пример Wii U показывает, что компания также способна совершать грубые ошибки. 

В случае с Wii U Nintendo сделала ставку на геймпад со встроенным сенсорным экраном и прогадала. Он оказался невостребованным, единичные проекты используют его особенности. Консоль не отличается простой архитектурой (если сравнивать с Xbox One и PS4), по мощности находится где-то на уровне Xbox 360 (или даже ниже). Чтобы получить доступ к коллекции представленных игр, требуется несколько разных контроллеров, каждый из которых стоит немалых денег. 

Что касается 3DS, то эта портативная консоль, стартовавшая очень плохо, после снижения цены и появления новых моделей (с большим экраном и доработанным форм-фактором) стала пользоваться большой популярностью. Более того, Nintendo решилась на неординарный шаг. Компания анонсировала не просто новую модификацию, а новое поколение портативной консоли, сохранившее полную совместимость с 3DS. Данное устройство отличается более мощным процессором, улучшенным экраном, наличием дополнительных кнопок и второго стика. Игры, разработанные специально для New 3DS, будут несовместимы с 3DS.

Тройка платформодержателей зависла в непростом положении. PS4 демонстрирует великолепные продажи, но Sony не удастся удержать лидерство, если она не отреагирует на активные действия Microsoft. Nintendo, как и в прошлом поколении, предпочла не ввязываться в конкурентную борьбу, предлагает свои уникальные решения и игры, однако на рынках США и Европы ее душат набирающие популярность устройства на базе Android и iOS. Плюс, рынок начали заполонять компактные и дешевые телеприставки с игровыми функциями, что станет проблемой для будущей домашней консоли от Nintendo, учитывая ее казуальную направленность. 

Телеприставки также поставили в неудобное положение компанию Valve с ее инициативой Steam Machines. Устройства, которые позиционируются в качестве «компьютера для гостиной», уже не актуальны. Если в доме есть персональный компьютер, телеприставки способны с него транслировать игровой процесс на экран телевизора. Кроме того, в их основе лежит отлаженная операционная система Android с огромным количеством приложений на любой вкус, а не Steam OS, которая только-только начала развиваться. Немаловажно отметить цену, поскольку заявленные Steam Machines от разных производителей стоят примерно столько же, сколько современный игровой компьютер. Другими словами, немало. 

Valve долго экспериментировала с игровым контроллером, пытаясь создать устройство, на котором было бы комфортно играть во все жанры, включая стратегии. Первый прототип в корне отличался от современных геймпадов. Однако время шло, дизайн менялся, и сегодня Steam Controller напоминает привычный геймпад с тачпадом. А могли бы просто подтвердить поддержку DualShock 4 и не выдумывать его заново. 

Напоследок стоит вспомнить о еще одном классе устройств, ставшем весьма популярным в 2014 году. Речь о шлемах виртуальной реальности. Все началось с успешного Kickstarter-проекта компании Oculus VR, предложившей дешевый шлем виртуальной реальности Oculus Rift. Проект получил сильную поддержку со стороны пользователей и разработчиков. Туда ушел небезызвестный Джон Кармак, один из основателей легендарной id Software. Потом компания Facebook приобрела Oculus VR за 2 млрд долларов. А затем со всех сторон посыпались аналогичные предложения со стороны как крупных производителей (Samsung и Razer), так и энтузиастов (через Kickstarter и IndieGoGo). 

Шлемы виртуальной реальности пока интересны очень узкой аудитории, однако у них есть шансы стать массовым явлением, если разработчики сделают из них устройства виртуального присутствия: для просмотра фильмов, концертов, туризма в каком-то смысле. Samsung уже предложила свое видение данного направления. В любой точке мира устанавливается специальное устройство, оборудованное множеством камер, с выводом изображения на шлем виртуальной реальности. И через него можно любоваться достопримечательностями в реальном времени.

Analysis

Не стоит недооценивать смартфоны, планшеты и теперь уже телеприставки. Мобильные устройства на базе iOS и Android уже пришли на смену портативным консолям, Nintendo небезуспешно с ними сражается, но они не стоят на месте, совершенствуются и привлекают разработчиков. Конечно, телеприставки не заменят стационарные консоли и компьютеры в силу объективных причин (некоторые игры занимают 40-50 ГБ), но вполне способны переманить казуальную часть аудитории.

Соперничество между Xbox One и PS4 перешло в острую стадию. Microsoft после смены руководства оживилась и пошла в атаку, исправив большинство допущенных ошибок. Sony пока не реагирует, ее вполне устраивают текущие темпы продаж, но в условиях затяжного внутреннего кризиса (убытки компании оцениваются в миллиарды долларов) у неt не так много пространства для маневров, в то время как Microsoft может себе позволить что угодно, даже покупку Minecraft за 2,5 миллиарда непонятно зачем.

Остается открытым вопрос по поводу Steam Machines и шлемов виртуальной реальности. Эти устройства до сих пор пребывают в состоянии прототипов. Но в их разработке принимают участие крупные компании и энтузиасты-одиночки, так что в 2015 году они вполне могут удивить. Или разочаровать, лопнув мыльными пузырями.


Сейчас на главной

Публикации

Метроидвания «для чайников». Обзор Tales of Kenzera: ZAU

Легенды народов Африки редко находят отражение в современной художественной культуре. Дебютный проект от Surgent Studios берёт за основу мифологию народов Банту и классические элементы боевых платформеров. Всё для того, чтобы рассказать историю личного горя. Каким получился путь шамана и стоит ли идти этой дорогой — разбираемся в обзоре Tales of Kenzera: ZAU.

«Наш» правильный Skull & Bones? Точно нет. Впечатления от Age of Water (ранний доступ)

Статьи 26 апреля 13:03 0

Февраль обещал стать «пиратским» месяцем, однако один из главных релизов о кораблях и матросах был перенесён на апрель. И вот он добрался до нас — Age of Water вышла в Steam в рамках «раннего доступа». Правда, не всё прошло гладко: не все волны разбились о корабль разработчиков, а даже пробили пару дыр в корпусе.

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Статьи 24 апреля 16:43 0

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Обзоры 23 апреля 16:48 0

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.