Шутеры: мертвый жанр

Шутеры давно умерли, и никто этого не заметил только лишь потому, что им на смену пришли изобретательные гибриды. «Похитители тел» наяву.

Последний выпуск нашего «Судного дня» оставил неоднозначное впечатление. В качестве видеоряда, когда мы обсуждали тему апгрейда компьютера, я решил взять нарезку прохождения DOOM 3: BFG Edition. Для этого его пришлось установить, запустить и хорошенько так поиграть. В процессе я поймал себя на мысли, что уже давно, несколько лет точно, не видел шутеров, в которых был бы настолько грамотно реализован процесс стрельбы: все имеющееся оружие имеет смысл, враги постоянно держат на взводе, приходится беспрерывно маневрировать. Здоровье-то само не восстанавливается. За ящиком не отсидишься. А потом я понял, что шутеры давно умерли, и никто этого не заметил только лишь потому, что им на смену пришли изобретательные гибриды. «Похитители тел» наяву.

Обсудить эту тему я решил с Михаилом Шкредовым, и беседа получилась достаточно интересной. Мы проследили, что происходило с шутерами в последние годы, как они развивались и почему разработчики все дальше и дальше отходят от классической схемы. С данным подкастом (весьма продолжительным) вы можете познакомиться ниже:

Аудиоверсия (скачать MP3-файл):

Кому недосуг смотреть и слушать, выделим несколько тезисов. 2008 год был переломным для жанра шутеров. Уже тогда было видно, что студии пытаются или нащупывать новые направления, или бесхитростно подражают Call of Duty. Эту тему я достаточно подробно разобрал в статье «Шутеры 2008 года — равнение на Call of Duty», отмечая основные тенденции: создание линейной и зрелищной кампании, развитие кооперативной составляющей, обязательный мультиплеер, интеграция ролевой системы развития или приключенческих элементов.

Итогом этого направления, венцом эволюции, так сказать, стал шутер Destiny, который вобрал в себя сразу все элементы, превратившись по сути в массовую онлайновую ролевую игру. Тут есть разные классы, прокачка, охота за оружием и броней, ежедневные и еженедельные миссии, большой мир, в котором бегают игроки и сражаются с возрождающимися монстрами. Кооперативные и соревновательные режимы грамотно встроены в конструкцию и не навязываются. По этим же лекалам сделан шутер The Division, который мы вскоре увидим на прилавках. Правда, он совсем уж далеко отошел жанровой принадлежности, и ролевой элемент в нем довлеет над стрельбой. 

Что касается других шутеров, то они четко идут по двум направлениям. Во-первых, это чистый мультиплеер, с привязкой к DLC и микротранзакциям — в этом плане 2015 год был показательным. Вышло сразу три крупнобюджетных проекта — Evolve, Rainbow Six: Siege, Star Wars: Battlefront. И в них не было даже намека на кампанию. 

Ну а второе направление развития шутеров превратило их по сути в другой жанр. Помнится, наши читатели когда-то возмущались, что мы переносим такие игры, как Wolfenstein: The New Order или Far Cry 3, в категорию «приключенческих боевиков». Но это на самом деле уже никакие не шутеры. Это игры, которые предлагают многовариантное прохождение, систему развития, а стрельба в них является далеко не самым важным элементом. Часто их интереснее проходить в стелс-режиме. Логично, что разработчики Far Cry в конечном итоге решили сделать подарок любителям ножей и стрел — добро пожаловать в Каменный век в новом Far Cry: Primal! 

Чистокровных шутеров совсем не осталось. Вымерли. И вымерли они совсем не из-за того, что устарели. Это легко опровергнуть, запустив тот же DOOM 3, Painkiller или F.E.A.R. Играть интересно до сих пор, а уж процесс стрельбы в них сам по себе доставляет огромное удовольствие. Интересное оружие, разнообразные враги, сочное мясо, обилие секретов. 

Забавно, но устарел как раз другой поджанр, так называемый «постановочный тир» — игры в стиле старых Call of Duty с примитивной механикой стрельбы, но с обилием разнообразных аттракционов. Даже разработчиков Black Ops III переклинило на модную ныне тему прокачки протагониста и кооперативное прохождение, из-за чего сильно пострадала компоновка одиночной кампании. 

Благодаря Kickstarter расцветают такие некогда забытые жанры, как стратегии, тактики, ролевые и приключенческие игры. Однако вряд ли стоит рассчитывать на инди-разработчиков, когда речь идет о шутерах, поскольку этот жанр — один из самых дорогих в производстве. Хочешь не хочешь, а должен красиво и тщательно нарисовать уровни, обеспечить стилистическое разнообразие. Желательны и современные графические технологии, и хорошая анимация, и много типов врагов, и грамотный баланс оружия.

Что касается крупных издателей и подконтрольных им разработчиков, то вкладываться в создание классического шутера они не будут по прагматичным мотивам. Число ААА-проектов уменьшается, и каждый их них создатели хотят превратить в платформу для будущих DLC и микротранзакций. Как продавать контент для мультиплеерных игр — есть понимание. Как можно в дальнейшем зарабатывать на простом линейном шутере, который проходится за 5-8 часов, — никакого.

Поэтому прав Клифф Блезински, когда говорит, что на создание кампании в шутерах обычно уходит до 75% бюджета, и эти деньги просто вылетают в трубу, поскольку покупатель проходит одиночную составляющую игры за пару вечеров и потом проваливается в мультиплеер. 

Причина, из-за которой вымерли классические шутеры, заключается в том, что издателям сейчас не интересно выпустить просто хорошую игру и просто зарабатывать на ее продажах. Условно-бесплатный сектор индустрии в этом плане оказал на нее самое негативное влияние. Сейчас бизнес-модель развития игры превалирует над геймдизайном. Все для того, чтобы выкачивать деньги из игроков, продавая им пустячки. Ведь нет ничего приятнее, чем превращать воздух в доллары. 

Мне очень нравится DOOM 3, и я очень жду DOOM 4. Поэтому очень боюсь разочароваться. Разочароваться в первую очередь в том, создатели отступят от классической формулы и привнесут слишком много современных элементов. Боюсь того, что в новом DOOM мне придется ездить на машинках, решать головоломки, таскать ящики, прокачивать протагониста, терпеть рядом назойливых напарников, прятаться от демонов. Боюсь, что вместо шутера в очередной раз получится странный гибрид неопределенной ориентации и умрут все надежды на реанимацию отличного жанра, который оказался за бортом современной бизнес-стратегии.


Сейчас на главной

Публикации

Как Sony чуть не убили самую популярную игру 2024 года, а игроки победили корпорацию. Хронология скандала вокруг Helldivers 2

Итоги 07 мая 18:07 0

Судьба Helldivers 2 воистину уникальна — за 3 месяца существования проект прошёл путь от самой востребованной до самой презираемой игры года. А сейчас, похоже, вновь вернёт себе популярность. И всё из-за самодурства компании Sony! А вот памятник стоит поставить храбрым игрокам, вставшим на защиту любимого проекта и борьбу с корпорацией самодуров.

Майский гейминг: подборка игр для слабых компьютеров и ноутбуков, которые завалялись на даче

Статьи 07 мая 11:11 0

Майские праздники — не повод отлынивать от видеоигр! Как и в литературе, в игровой индустрии полно «нестареющей классики», а импровизированные каникулы, как никогда лучше подходят для погружения в неё. Сделали для вас подборку игр, которые потянет даже слабенький компьютер, пылящийся на вашей даче.

Претенциозная «пустышка» с намёком на глубину. Обзор INDIKA

Обзоры 06 мая 17:07 0

2 мая состоялся релиз игры INDIKA от Odd Meter и 11 bit studios. Проект привлёк к себе внимание множеством различных способов, одним из которых был необычный и незаезженный сеттинг альтернативной России конца XIX века, с элементами мистики и философии. Мы отбросили все витающие вокруг проекта разговоры и погрузились в продукт, дабы оценить его как игру. Что из этого вышло — читайте в нашем обзоре.

Данный обзор «на доработке»! Мнение о Manor Lords [ранний доступ]

Обзоры 06 мая 10:00 0

Сделать видеоигру — очень сложно. Создатели Manor Lords прошли долгий путь до раннего доступа. Да, проект ждал тёплый приём, миллион проданных копий и всеобщее признание. Но есть ли за что игру хвалить в отрыве от байки, что её сделал один человек?

Во что поиграть в мае. Работа в цехах, безумие, кислотные цвета, электронная музыка и не только

Итоги 03 мая 11:07 0

Такой концентрации необычных, в чем-то психоделических, проектов не было давно. В этом мае отличилась даже AAA-индустрия. Фанаты Xbox дождались релиза сумасшедшей Senua’s Saga: Hellblade II, а градус безумия поддерживают: триллер с лазерами из глаз, скоростной боевик в стилистике аниме 90-х и психоделический ритм-шутер. На этом фоне «Игра престолов» в стиле Dwarf Fortress и Factorio, от Paradox Interactive, выглядят совсем невинно, а F1 от EA слишком обыденно.