Ghost of Tsushima против реальной истории. Исторический контекст

Бережное отношение к японской культуре и истории – вот главный ингредиент успеха Ghost of Tsushima. Постараемся разобраться, во всём ли была исторически достоверна «Призрак Цусимы», и углубимся в историю Японии той эпохи.

Бережное отношение к японской культуре и истории – вот главный ингредиент успеха Ghost of Tsushima. Постараемся разобраться, во всём ли была исторически достоверна «Призрак Цусимы», и углубимся в историю Японии той эпохи.

Проект Sucker Punch, поступивший в продажу 17 июля, стремительно бьёт все рекорды и заслуженно занимает первые места в чартах. В Японии меньше чем через неделю закончились дисковые версии Ghost of Tsushima, и компании Sony пришлось их как можно скорее допечатывать. Что вызвало такой ажиотаж в Стране восходящего солнца? Почему японские разработчики видеоигр сокрушаются над тем, что не они создали эту игру? 

Первое монгольское вторжение в Японию. Падение Цусимы

Хан Хубилай, внук Чингисхана, к 1274 году завоевал территории от Днепра до Кореи и Китая. Следующей его целью была Япония, в которую в 1266 году он отправил своего посла с письмом императору Камэяма. В нём были выдвинуты следующие требования: либо острова сдаются Хубилаю, платят дань и он становится их вассалом, либо начнётся полномасштабное сражение. 

Хан не знал того, что императорская персона хоть и почиталась прилюдно, но на деле была просто публичной фигурой, а правил Японией сёгунат Камакура во главе с сёгуном Ходзё Токимуне. Он держал послов на острове почти полгода, а после прогнал прочь, сказав, что Япония не подчинится требованиям Хубилая и будет сражаться. Это было большое оскорбление для хана, поэтому он начал собирать свои войска. Изгнанные послы за время пребывания в Киото смогли разузнать больше о культуре японцев, их вооружении и тактике ведения боя. В будущем это даст свои плоды во время экспансии монголов. 

К 1274 году Хубилай-хан отправил в Японию через Корейский пролив 900 кораблей, а по сохранившимся свиткам армия вторжения составляла 30 тысяч воинов. Первым препятствием на его пути были острова Цусима и Икисима. Но сёгунат Камакура не послал из столицы воинов на защиту собственных территорий – они бы просто не успели прийти вовремя. Потому самураи Цусимы были вынуждены самостоятельно сдерживать натиск монгольской армии. Как можно догадаться, у них ничего не вышло. Буси, которые привыкли сражаться в битвах лицом к лицу, были ошарашены тем, как вели себя захватчики. 

Выслав самого смелого воина на берег Комода, куда высадились монголы, самураи увидели, что лучники хана открыли по нему огонь, а не выслали своего сильнейшего воина в ответ, как было заведено. Армия Хубилая была дисциплинированной, сражалась под управлением полководца и действовала сообща, в отличие от самураев, которые чтили только личные заслуги и не дрались плечом к плечу.

В первой атаке японские солдаты потерпели сокрушительную неудачу, и из ста человек вернулся всего один. Они не смогли пробить защиту монгольской армии из своих луков, а китайские воины в числе армии Хубилая закидывали их взрывными снарядами и расстреливали ядовитыми дротиками. В итоге нападения на Цусиму захватчики потеряли приблизительно 1000 человек, сломили дух защитников и прошлись по всему острову, вырезав около 6000 душ гражданского населения. 

Идентичную картину можно наблюдать и в начале сюжета Ghost of Tsushima, так что можно с уверенностью сказать, что разработчики ответственно подошли к этому аспекту истории. Даже главный протагонист Дзин Сакай гипотетически мог существовать в реальной Цусиме 1274 года, поднимая собственный народ на восстание против монгольского захватчика, но об этом «свитки монгольского вторжения» умалчивают. Да и вряд ли бы он делал это методами, которые показаны в игре.

Реальные самураи, какие они были. Важна ли была «честь»

Изначально они носили название моно-но-фу, дословно – «человек с предметом», а в случае «буси» воинов – это были люди с оружием. Слово самурай дословно переводится как «несущий службу». Они не были ни земледельцами, ни крестьянами – это были профессиональные военные, которые зарабатывали на хлеб именно своим мастерством. Нанимали в их ряды аристократов и сынов влиятельных личностей, а также опытных наездников и конных лучников. Титул «самурай» также передавался по наследству.

С образом, который сложился о самураях, благодаря фильмам и массовой культуре, реальный воин того времени не имел ничего общего. Это были конные наездники, ведь аристократам не пристало ходить пешком. Вооружены они были луками юми, длина которых достигала 2,5 метров. Клинок для них был оружием «последнего шанса», а обычно они использовали нагинаты – односторонние изогнутые клинки с длинными рукоятями, больше похожие на глефы.

В Ghost of Tsushima есть самурай, который в первую очередь полагается на свой лук, – сэнсэй Исикава. Он покинул службу из-за некого «инцидента» с его прошлым учеником, и именно у него Дзин учится обращению с луком. Но в остальных случаях Sucker Punch представляют самураев в привычном для массовой аудитории виде, а нагинаты и вовсе никто не использует.

В «Призраке Тсусимы» можно встретить и женщину-самурая, госпожу Масако, прототипом которой является реальный исторический персонаж Ходзё Масако. Правда, она не имела такой трагедии в жизни, как в игре, и умерла в 1225 году.

Женщина-воин – это не дань моде или продвижение «сильных и независимых» героинь, как может подумать игрок. «Онна-бугэйся», «женщина, владеющая боевыми искусствами», существовали в реальной феодальной Японии. Они, как и мужчины, были из знатного рода и обычно обучались фехтованию или базовым приёмам рукопашного боя, чтобы хоть как-то защитить себя в случае нападения. Если мужья уходили на войну, онна-бугэйся оставались единственными защитниками родного дома и очага. 

Но играла ли какую-то роль честь в жизни самураев? В Ghost of Tsushima сюжетная линия Дзина Сакая – это путь от бесстрашного воина, который принимает бой с врагом лицом к лицу, до бесчестного и наносящего удар в спину Призрака. Пропагандировали ли самураи честность и храбрость в открытом бою? Действительно ли было зазорно бить исподтишка или же это даже поощрялось?

По некоторым данным, самураи чтили кодекс «Бусидо», или в переводе «Путь воина», однако учёные расходятся во мнениях, существовал ли он на самом деле. Как и «Кюба-но мити», или «Путь лука и скакуна», это был свод неписаных правил. Путь воина зародился в 12-13 веках и окончательно сформировался только в 15-16 веках. 

В «Бусидо» есть некоторые догматы насчёт чести и храбрости, из них можно узнать, что: 

  • храбрость, честность и преданность – главные добродетели самурая;
  • если воин умирает, он должен встретить смерть с улыбкой на лице и именем господина на устах;
  • каждое слово самурая – чистая правда, и ему даже не нужно приносить клятв, а если он не уверен в своих словах, то должен молчать;
  • самурай должен помнить – смерть всегда рядом, а значит принять её он должен с честью.

Перед боем армий всегда выезжал самый смелый воин, который долго перечислял свою родословную и подвиги своих предков, вызывая на бой самого сильного самурая из стана врага. Такие сражения могли продолжаться по нескольку часов, ведь победивший солдат мог вызвать на бой кого-то ещё или отказаться от него вовсе, и тогда вместо него выходил новый самурай. Именно эта традиция сыграла с японцами злую шутку во время атаки монголов на Цусиму – они просто не ожидали, что армия Хубилая не будет соблюдать обычаи.

Однако, несмотря на почитание честности и храбрости, ничего зазорного в том, чтобы нанести удар в спину не было. Позором было умереть от удара в спину – значит, воин убегал с поля боя. А ещё у самураев был специальный стиль боя – иайдзюцу, который практиковал неожиданный удар клинком прямо из ножен. Похожую технику можно видеть во время мини-игры «Противоборство» в проекте Sucker Punch. Правда, Дзин Сакай делает это лицом к лицу со своими противниками, перед этим вызывая их на бой, но и мучений от убийства монголов в спину он не должен был испытывать.

Кто такие ронины?

Были среди самураев и те, кто покидал своего господина и клан с позором. Их называли ронинами, что в переводе означает «человек-волна», в том смысле что они были свободны как вода и «перетекали» с места на место. 

Такие воины могли быть уволены и разжалованы из «самураев» за какой-то проступок или могли уйти из армии по собственному желанию. Если первые старались заслужить прощение своего клана или господина, то вторые старались занимать полувоенные должности или становились преступниками. Некоторые ронины, так как были умелыми воинами, могли брать себе учеников, и на деньги, полученные с обучения, существовали. Другие же становились телохранителями у купцов или головорезами в крупных городах, где их нанимали для «грязной» работы. 

Самураи презирали ронинов и очень редко нанимали их в свои ряды. Хотя некоторые из них добровольно покидали службу и становились отступниками, чтобы совершить какой-то дерзкий или рискованный поступок и не запятнать честь клана, а после возвращались к своему господину или домой. 

Однако в глазах простолюдинов ронины были героями. Самураи, которые могли делать с крестьянами, что им было угодно, погибали от клинков странствующих воинов, а значит их гнёт и влияние постепенно угасали.

В Ghost of Tsushima ронины показаны как банда «Соломенные шляпы». Они были какое-то время на службе у дяди главного героя, господина Симуры, дзито (смотрящим) Цусимы, но это было до монгольского вторжения. Под руководством друга Дзина Сакая, Рюдзо, «Соломенные шляпы» пытались выжить после атаки захватчиков и найти себе хоть какое-то пропитание. Их дальнейшая судьба не даёт усомниться в том, что ронины не просто так презирались самураями, но это уже территория спойлеров.

Исторично ли снаряжение Дзина Сакая

Как уже было сказано выше, самурай – это в первую очередь конный лучник, а не боец ближнего боя. Это подтверждают не только исторические источники, но и вид защиты, который использовали японские воины в бою. 

О-ёрои – самурайские доспехи, которые во время эпохи правления сёгуната Камакуры уже бесчисленное количество раз улучшались и переделывались. Самый известные и привычные массовому зрителю, они постоянно изменялись, чтобы обеспечивать эффективную защиту от… стрел. 

Большая часть доспеха была плетёной, и выпущенный из лука снаряд мог попросту не пробить его. На шлемах были специальные «ушки», которые могли отпружинить стрелы или удар мечом, метящие в голову. Даже плетёные пластины, которые весят на плечах самурая, нужны для защиты во время стрельбы из лука. Когда лучник прицеливается, одна пластина уходит за спину, защищая хозяина сзади, а вторая защищает руку с луком и часть лица, обеспечивая безопасное ведение боя. 

В Ghost of Tsushima большое количество доспехов, но именно о-ёрои использовались в то время самураями. И Sucker Punch очень умело воспроизвели образ воина, проработав защитное облачение Дзина Сакая. 

Не обошлось и без фантазии, ведь при улучшении родового доспеха клана Сакай на плечах героя появляются железные рукава, выглядящие как чешуя, железный нагрудник и железный шлем. Данный металл в эпоху сёгуната Камакуры был роскошью, а потому таких доспехов у клана Сакай быть не могло. Хотя самая стандартная версия брони отца Дзина выглядит реалистично: железный нагрудник с плетёными пластинами, закрывающими ноги, и маска, которая прикрывала лоб, виски и щёки. Такое снаряжение глава клана мог себе позволить.

С оружием разработчики поступили иначе, чтобы сохранить привычный образ самурая и развязать себе руки во время проработки боевой системы.

Дзин Сакай не использует нагинату, хотя и владеет как длинным, так и коротким луком. Вместо неё главный герой носит привычные «дайсё», или «пару мечей»: катану и танто. Проблема в том, что такого вида меча, как «катана», в 1274 году ещё не существовало. Самураи в ту эпоху использовали более изогнутые «тати», подвешенные на специальных верёвочках с левой стороны лезвием вниз. Катана же появилась только в 15 веке, имела меньший угол изгиба клинка и носилась острой частью лезвия вверх, за поясом, и не в паре с танто, а вместе с вакидзаси – мечом поменьше.

В Ghost of Tsushima помимо основного вооружения присутствует ещё и вспомогательное, такое как дымовые и пороховые бомбы и кунаи. В 1274 году японцы знать не знали ни о кунаи, ни о бомбах, которые они впервые увидели как раз у монголов, и те их страшно напугали. Присутствие этих предметов в игре обосновано образом синоби, который впоследствии обретёт Дзин Сакай, став Призраком Цусимы. Какой же может быть ниндзя без кунаи и дымовых шашек?

Достоверно ли показан остров Цусима 

В обзоре на Ghost of Tsushima я написал об острове такие слова: «игровой его прототип включает в себя всю Японию тех времен, будто являясь вертикальным срезом». Настоящая Цусима не имеет ни заснеженных гор, ни огромных городов посреди топи, ни золотых лесов. Однако в игре есть места, которые существуют и по сей день на острове.

Например, Золотой храм, представленный в «Призраке Цусимы», — это храм Бансё из восточной части Цусимы. Он имеет такие же большие и длинные ступени, однако архитектура в нём намного более скромная, чем показано в игре. Храм находится в смешанном лесу, но на золотой он совсем не похож. А ещё его построили только в 1615 году и во времена монгольского вторжения до его возведения оставалось 300 лет.

Ещё одно знаменитое место – пляж Комоды. Именно там происходила битва между монголами и сотней самураев в реальном 1274 году. Сейчас на пляже даже стоит специальный монумент, который посвящён той самой битве за Цусиму. 

В одной из миссий «История древних героев», игрок должен найти расположение святилища по пути из фиолетовых цветов, в окружении которых медитировал древний лучник Тадаёри. Они росли большим ковром по части локации, и это реальное явление на острове. Хризантемы расцветают в конце марта и держат свой цвет до середины апреля, раскидываясь по каменистой береговой линии. А ещё это символ и одна из известнейших достопримечательностей Цусимы. 

Были ли представители нетрадиционной ориентации в Японии/Цусиме

В современной Японии мужеложство считается табу, однако так было не всегда. В Ghost of Tsushima присутствуют несколько человек с нетрадиционной ориентацией, а их чувства и гомосексуальность завуалирована в паре диалогов. Но могли ли они существовать на самом деле?

С приходом буддизма в религиозную жизнь японцев были переняты многие традиции у Китая. Воздержание от половой жизни поощрялось у последователей буддизма, но секс не был запрещён. Более того, связь между мужчинами считалась просто «потерей контроля над собой», а вот половая связь с женщиной была более осуждаемой.

Одним из обычаев стала связь между мужчинами – учителем и учеником. Она имеет название «сюдо» и начала практиковаться с 15 века. Юноши достигали 10-20 летнего возраста и обучались у самураев, были их помощниками, оруженосцами или слугами. Но в то же время между ними были отношения, чтобы воспитывать в молодых людях самоотверженность и храбрость, ведь они безрассудно бросались на защиту своего сэнсея из-за их связи. Половая жизнь с женщинами не возбранялась, но отношения между мужчинами были чем-то более благородным. 

Имела ли место связь между женщинами – определить сложнее. Однако эротические поэмы гомосексуального содержания сохранились: их писали японские девушки для своих «партнёрш», и это никак не порицалось. Из этого факта можно сделать вывод, что нетрадиционные отношения между женщинами всё же были, но насколько они были открытыми – неясно.    

Atogaki

Sucker Punch скрупулёзно изучили японскую историю времён Камакурского сёгуната, проанализировали её и сделали проект, который бережно относится к реальным событиям, но и не боится использовать штампы. Именно баланс между этими двумя вещами сделал Ghost of Tsushima такой популярной не только в Японии, но и во всём мире. 

При создании этого текста использовались разнообразные источники, но выделить хочется книгу Мацуо Курэ «Самураи. Иллюстрированная история». Опираясь на неё, проверялись ресурсы, из которых бралась информация для этого анализа, но многие факты взяты из книги господина Курэ. Если вам интересна история Японии от самого зарождения самурайского сословия и до его конца – это будет идеальный вариант, чтобы начать знакомство или углубить знания о ней.


Сейчас на главной

Публикации

Assassin's Creed Shadows — всё, что известно об игре на данный момент

Статьи 17 мая 12:55 0

Анонс Assassin's Creed Shadows вызвал бурю эмоций у фанатов серии и обычных геймеров. Не в том ключе, правда, в каком ожидала Ubisoft — начались новые скандалы вокруг разработчиков из отделения в Квебеке, японцы возненавидели чернокожего самурая Ясукэ, а также акции компании начали терять позиции. Однако сегодняшний материал не об этом: мы хотели собрать всю известную информацию об игре, не касаясь ругани и скандалов.

Адреналиновое удовольствие. Обзор мобильной королевской битвы Blood-Strike

Обзоры 16 мая 16:23 0

Blood Strike еще до релиза получила известность как Call of Duty Warzone от китайцев. В реальности от Call of Duty взяли не очень много. А у других проектов и того меньше. Но в итоге — коктейль получился забористым.

Инди-игры апреля. Яблоки на Марсе, восстание в королевстве, мордобой в лесу и уютные приключения краба-хардкорщика

Итоги 15 мая 13:09 0

Мордобой в лесу и уютные приключения могут соседствовать, если это подборка игр независимых студий, вышедших за прошлый месяц. А еще в этих играх можно заняться терраформированием далекой планеты, выживать в средние века и играть в Souls-like с веселой атмосферой токсичных болот.

Во что поиграть, если вас вдохновил сериал «Сёгун»: путь самурая, история через призму мифов, борьба за честь и не только

Статьи 14 мая 13:21 0

Издавна страна восходящего солнца манила своими тайнами людей «с запада». Совсем недавно завершился показ сериала «Сёгун» по одноимённому роману Джеймса Клавелла. Не желая прощаться с атмосферой феодальной Японии, мы отправились в путешествие по игровым мирам, наполненным восточной философией, мистикой и духом самураев. Приглашаем и вас в путешествие по миру современных самурайских боевиков.

2024 год как соревнование — кто из игровых издателей наломает больше дров? Провалы и ошибки крупных студий

Итоги 13 мая 12:22 0

Майские праздники в 2024 году для игровой индустрии оказались необычными — многие игровые компании словно сговорившись, решили устроить дружественное соревнование по принятию наиглупейших решений. Мы на майские не прохлаждались, а пристально следили за решениями крупных корпораций — и собрали все их промахи в одном материале.