XCOM: Enemy Unknown (PC, Xbox 360, PS3) - ксеноцид

Давно забытое сочетание глобальной стратегической части и умелой тактики. О лучшем возрождении сериала нельзя было и мечтать.

Игра UFO: Enemy Unknown (также известная как X-COM: UFO Defense и X-COM: Enemy Unknown) в середине 90-ых попала точно в струю повсеместного увлечения уфологией на пике популярности сериала "Секретные материалы" (X-Files). Лаборатории, исследования инопланетных технологий, мудрая тактика сражений -  игра легко переходила с глобального слоя (управление организацией, раскинувшей свою сеть по всему земному шару) до столкновений с инопланетянами в почти домашней обстановке с возможностью эту самую обстановку расколошматить. До сих пор памятно изумление, когда снаряд из базуки пролетел мимо пришельца и разворотил половину дома. Для 95-го года это было в диковинку. 

Каждого бойца знал поименно, потери в отряде воспринимались личной трагедией и сопровождались скупыми, но все еще мужскими слезами. Однако это было давно. Слишком. С тех пор ничего подобного не выходило, даже сам сериал X-COM в итоге выродился в нечто, вызывающее нервный тик у фанатов. 

Вебкаст-превью

Впрочем, лучшим раздражителем выступил издатель 2К Games, решивший спустя 10 лет воскресить сериал... в виде шутера от первого лица. Но небеса отреагировали на миллионы проклятий, молния попала в кого надо, и ХСОМ снова стал тактической стратегией с привычным видом сверху. Отрадно, что теперь его разработчиками выступает студия Firaxis Games, которая вопреки всему и Call of Duty продолжает делать сложные, глубокие проекты. 

XCOM: Enemy Unknown выйдет сразу на PC, Xbox 360, PS3, однако это не повлияло на игру. Она не стала проще, не стремится быть лучшей подружкой всех и каждого, забивая экран подсказками и советами. Она осталась четкой, математически выверенной тактической стратегией, в которой инопланетяне больно наказывают за ошибки уже на нормальном уровне сложности. Влияние консолей заметно только по крупным иконкам в интерфейсе и в стремлении сделать сражения как можно более зрелищными. Поэтому перестрелки тут сопровождаются эффектными разворотами камеры с демонстрацией, как плечистые коммандос жахают из огромных пушек.

За превью-версией мы провели около 15 часов, и это очень мало. Кажется, только-только сел в кресло руководителя тайной организации, чьей обязанностью является защита планеты от инопланетян, как сказка закончилась. Много всего осталось неизведанным. Столько технологий не раскрыто, оружия не изобретено... Так что расскажем вкратце о том, что видели. 

Одиночная кампания бережно вводит нас в курс дела, аккуратно знакомит новичков с интерфейсом и принципами игровой механики, а также с сюжетом. Все чаще человечество сталкивается с недружелюбными инопланетянами. Они убивают людей, разрушают города, проводят жуткие эксперименты, превращая подопытных в агрессивных зомби. 

Самое страшное, что нападает на нас не один вид. Кажется, вся галактика ополчилась против человечества! Поэтому правительства разных стран создают сверхсекретную организацию XCOM, последний рубеж защиты. И именно нам выпадает честь стать у ее руля. В качестве поддержки выступают руководители отделов научно-военно-производственной базы, которые в роликах общаются, помогают советами и восхищаются нашим гением.

База скрывается глубоко под землей. В ней управляешь буквально всем. Указываешь рабочим, куда копать и где строить новые шахты лифтов, лаборатории, мастерские, энергетические станции и пр. Комплекс со временем превращается в огромный муравейник в разрезе. Как если бы муравьи имели привычку стаскивать в норы странные гудящие механизмы и ходили в белых халатах. 

Мы разворачиваем сеть спутникового слежения по всему миру, строим аэродромы в разных странах, покупаем истребители и проводим необходимые модернизации, чтобы обеспечить успех обнаружения и перехвата летающих тарелок. А на них уж полно объектов для научных изысканий. 

Для проведения изыскательских работ, вскрытия инопланетян и исследования их технологий требуются ученые. Количество их ограничено, рук всегда не хватает. Дополнительных сотрудников нам выделяют по результатам ежемесячных отчетов, а также после некоторых успешно проведенных операций. Так что приходится следить за репутацией, делать все на совесть. 

Деньги в фонд поступают тоненьким ручейком. Если правительства разных стран не видят вашей поддержки, то прекращают финансирование. Поэтому надо бережно распределять ресурсы, следить за уровнем недовольства населения во всех точках земного шара, вовремя предотвращать панику. Делать это непросто, поскольку почти всегда на радаре загорается несколько атакуемых инопланетянами городов. А успеваешь помочь только одному. 

К счастью, проблему с нехваткой денег решает Черный рынок. Там всегда пользуются спросом трупы инопланетян, бортовые компьютеры летающих тарелок и куски внеземного оружия.Также периодически поступают специфические заказы со стороны заинтересованных лиц. Они просят предоставить им то тела для исследований, то несколько лазерных винтовок. Не безвозмездно, естественно. Самый выгодный и быстрый способ пополнить бюджет. 

Эта стадия игры - глобальная, экономическая, политическая, исследовательская, производственная - лишь небольшая составляющая XCOM: Enemy Unknown. Самое интересное разворачивается на поле боя. Когда команда ваших обученных и тренированных солдат сталкивается с чудовищами со звезд.

Разработчики Firaxis Games сохранили всё: и многоэтажные уровни, и разрушаемость зданий, и деление поля боя на строгие квадраты, и, самое важное, пошаговую тактику. Сначала ходят люди, а затем инопланетяне заставляют беспомощно грызть ногти, наблюдая за их ответными действиями, и рвать волосы на голове, осознавая допущенные ошибки. Кого-то оставил без прикрытия, и боец попал под прямой огонь. Пару спрятавшихся снайперов накрыли кислотным облаком. Лихие парни с дробовиками разорваны на куски жуками-переростками... Загружаемся заново и теперь внимательно просчитываем каждый шаг, не полагаясь на слепой случай или кретинизм искусственного разума. Он тут как раз выдающийся.

Сюрпризы возможны даже после перезагрузки. То инопланетяне перебираются через забор и накрывают солдат огнем на подавление. То уже отступают, заманивают отряд к другой группе. То разбегаются, зажимают с двух сторон, обходят с флангов. И это все в рамках одного и того же хода! Так что нельзя рассчитывать на то, что противник в следующий раз отреагирует идентично. 

Также приходится учитывать особенности разных видов пришельцев. Классические головастые серые человечки ментально усиливают друг друга. Худощавые “люди в черном” высоко прыгают, плюются ядом и метко стреляют из бластеров. Роботизированные твари на джетпаках зависают воздухе или переносятся в любую точку уровня. И работают они все вместе. Крайне редко на миссии попадаются пришельцы одного вида. Причем перечисленные - далеко не самые страшные.

Задания далеко не всегда сводятся к простой зачистке территории. То научному отделу требуется взять инопланетянина живьем. То надо спасать гражданских или найти важного человека и довести его в целости и сохранности до места эвакуации. То пришельцы развлекаются терроризмом, и надо поспешно разминировать все заряды. Однако самые интересные миссии начинаются после того, как истребители сбивают летающую тарелку, и отряд выдвигается на штурм вражеского корабля, чтобы подивиться на энергетические барьеры и голографические приборные панели.

Каждый член отряда со временем становится чуть ли не членом семьи, поэтому стоит внимательно относится к его внешнему виду, имени и служебной, так сказать, карьере. Новобранец приобретает специализацию, а с каждым новым званием - способность на выбор. Поскольку в сражениях XCOM: Enemy Unknown важную роль играет позиционная тактика, то вооружать и снаряжать отряд надо, отталкиваясь от возможностей каждого солдата. Снайперам пригодятся кошки, чтобы быстро занять высоту и оттуда прикрывать членов отряда. Парням с дробовиками важна мощная броня. Медики, в свою очередь, должны быстро передвигаться и иметь в запасе не только аптечки, но и дымовые гранаты. 

Солдаты получают ранения и долго отлеживаются в госпитале после операции. Их могут убить. Поэтому всегда важно иметь людей на замену, прокачивать не только свою любимую “великолепную шестерку”, но стараться задействовать всех бойцов в армии наемников. Впрочем, научный отдел со временем преподносит замечательный подарок - военного дроида на гусеницах с крупнокалиберной пушкой. Человека он не заменит, но после нескольких дорогостоящих апгрейдов превратится в убедительную силу.

И чем дальше развивается сюжет, тем больше возможностей открывается перед командующим. Играть становится интереснее. Вперед толкают секреты инопланетных технологий, желание испробовать все виды оружия, превратить солдат в терминаторов, накрыть Землю непроницаемой для летающих тарелок сетью и зачистить все вражеские базы. Никаких переговоров. Только ксеноцид!

Analysis

Ценность XCOM: Enemy Unknown не только в том, что это выдающаяся игра. Это первая высокобюджетная пошаговая тактическая стратегия за очень, очень долгое время. Замечательная графика и стиль (сразу и не скажешь, что это Unreal Engine), ненавязчивая подача сюжета через переговоры руководителей подразделений XCOM, давно забытое сочетание глобальной стратегической части и умелой тактики. О лучшем возрождении сериала нельзя было и мечтать.


Сейчас на главной

Публикации

Во что поиграть, если вас вдохновил сериал «Сёгун»: путь самурая, история через призму мифов, борьба за честь и не только

Статьи 14 мая 13:21 0

Издавна страна восходящего солнца манила своими тайнами людей «с запада». Совсем недавно завершился показ сериала «Сёгун» по одноимённому роману Джеймса Клавелла. Не желая прощаться с атмосферой феодальной Японии, мы отправились в путешествие по игровым мирам, наполненным восточной философией, мистикой и духом самураев. Приглашаем и вас в путешествие по миру современных самурайских боевиков.

2024 год как соревнование — кто из игровых издателей наломает больше дров? Провалы и ошибки крупных студий

Итоги 13 мая 12:22 0

Майские праздники в 2024 году для игровой индустрии оказались необычными — многие игровые компании словно сговорившись, решили устроить дружественное соревнование по принятию наиглупейших решений. Мы на майские не прохлаждались, а пристально следили за решениями крупных корпораций — и собрали все их промахи в одном материале.

Обзор Amazing Digital Circus 2: как инди-сериал показал опасность игр под управлением искусственного интеллекта

Статьи 12 мая 13:06 0

Amazing Digital Circus — чудо, что приковало внимание миллионов людей со всего мира. Это анимационный сериал отличного качества, с забавными шутками и постоянным ощущением зловещей долины. Вторая серия показала с интересной стороны взгляд искусственного интеллекта на создание игр.

Страшно много контента. Обзор Withering Rooms

Обзоры 10 мая 16:53 0

Сначала думаешь, что Withering Rooms не представляет собой ничего особенного — это, в конце концов, не единственный 2.5D-хоррор на рынке. Но чем дольше играешь, тем больше обнаруживаешь удивительных деталей и механик. Механик, что придутся по вкусу многим и позволят проходить проект уникальными способами.

С играми на дачу! Подборка дешёвых и компактных консолей, чтобы взять с собой за город

Статьи 09 мая 15:02 0

Начало мая всегда сопровождается двумя вещами — праздниками и открытием дачного сезона. В это время, многие собирают вещи и отправляются за город, чтобы отдохнуть от городской суеты и насладиться первыми тёплыми деньками в году. Но это отнюдь не значит, что нужно отдыхать и от любимого хобби — видеоигр! Сегодня мы подобрали для вас список консолей, которые можно взять с собой на дачу, где есть только старенький телевизор с тюльпанами. Но не бойтесь — есть решение и для тех, у кого нет и такого агрегата.