«Избави нас от лукавого»: экзорцизм для чайников

Отдельные моменты сделаны хорошо и достигают цели, но двухчасовое действо от этого не превращается в интересный фильм.

Картина Deliver Us from Evil («Избави нас от лукавого» в отечественном прокате) пытается совмещать элементы мистического детектива, психологического хоррора и драмы с трансформацией рационалиста в верующего. Однако не преуспевает ни в одной из составляющих. Отдельные моменты сделаны хорошо и достигают цели, но двухчасовое действо от этого не превращается в интересный фильм.

Полицейский Ральф Сарчи (его играет Эрик Бана) разбирается с правонарушителями в Бронксе. Рядовые преступления вроде домашнего насилия чередуются со случаями, которые сложно объяснить. Мать без причин бросает своего ребенка в вольер со львами в зоопарке, семья заявляет, будто они общаются с умершими родственниками. Вскоре выясняется, что эти события связаны между собой, и в деле могут быть замешаны сверхъестественные силы. Ральф скептически относится к этому и полагает, что у некоторых жителей Нью-Йорка просто проблемы с головой.

Поначалу фильм предстает мрачным детективом-хоррором. Персонажи (вдвоем или поодиночке) бродят по темным замкнутым пространствам, озираются по сторонам и ищут что-то очень важное. Авторы грамотно нагнетают обстановку и шокируют неожиданными поступками загадочных личностей. Но методы запугивания вторичны и повторяются неприлично часто. Если пара резких наскоков из тьмы в состоянии повергнуть в ужас, то третий-четвертый не производят сильного впечатления. Тяга авторов к самоповторам удручает и делает фильм предсказуемым. Не спасают даже ироничные сценки на пару с демонстрацией распятых животных и трупов не первой свежести.

Цитата:

- Что с ним не так?

- Он — кот. Вот что с ним не так.

Впоследствии к расследованию подключается не совсем обычный иезуитский священник, и Deliver Us from Evil оборачивается психологической драмой. Падре, оказывается, не сразу стал добропорядочным служителем церкви, да и сейчас не против выпить и выкурить сигарету-другую. Этот герой старается убедить Ральфа в существовании более опасного зла, чем маньяки и преступники. Полицейский, несмотря на весь свой скептицизм, под давлением необъяснимых событий начинает сомневаться в собственной адекватности и вынужден пересматривать свои взгляды.

Постепенно выясняется, что авторы взвалили на себя слишком много и не в состоянии как следует реализовать хотя бы один аспект. Детективная часть укладывается в несколько незамысловатых ходов с надписями на латыни и разговорами о дверях. Непростая судьба Ральфа, его неоднозначные отношения к церкви и путь к вере показаны слишком схематично. Не чувствуется трагедии человека, а трансформация его мировоззрения ограничивается парой диалогов с падре и столкновением с чертовщиной. Драму призваны поддержать жена и дочь копа. Но эти герои опять же являются типовыми источниками проблем и присутствуют ради очевидного сюжетного поворота.

Тема экзорцизма также огорчает примитивизмом. То падре вещает о том, что потустороннее зло — бессмысленно и беспощадно. То авторы давят оглушающими звуками, окровавленными телами и эффектами. Но внешняя мишура не заменит обжигающих эмоций, свойственных схватке за душу человека. Для этого желательно хоть как-то раскрыть характер одержимого или обитающего внутри него демона. Но создатели предпочли образ могущественного злодея, который, похоже, раньше обитал в комиксах и каким-то образом обнаружил портал в фильм «основанный на реальных событиях».

Diagnosis

Deliver Us from Evil не назовешь безнадежно унылым. Происходят жестокие убийства, персонажи все время что-то делают, а напряженные прогулки в темноте сменяются разговорами за жизнь. Все портит общая примитивность сюжета и некая недоделанность фильма. Словно создатели брались за одну составляющую, не доводили ее до конца, переключались на другую, а потом все это кое-как склеили.

Расследование мистических происшествий огорошивает простотой, на сцены с потугой на драму смотришь с каменным лицом — настолько все банально. Мелькающие в кадре трупы, еще живые люди, коты, собаки заставляют пару раз дернуться от испуга. Но авторы не только не предлагают ничего нового, но и старые приемы затирают до дыр. В кинотеатр на это точно идти не стоит, но ночью дома посмотреть можно, если хочется незатейливых «страшилок».

Расследование с участием паранормальных сил было замечено в видеоиграх совсем недавно — в проекте Murdered: Soul Suspect. Не стоит забывать про отменный мистический детектив Deadly Premonition. Не самой плохой смесью психологической драмы и хоррора являются игры серии Silent Hill.


Сейчас на главной

Публикации

Как Sony чуть не убили самую популярную игру 2024 года, а игроки победили корпорацию. Хронология скандала вокруг Helldivers 2

Итоги 07 мая 18:07 0

Судьба Helldivers 2 воистину уникальна — за 3 месяца существования проект прошёл путь от самой востребованной до самой презираемой игры года. А сейчас, похоже, вновь вернёт себе популярность. И всё из-за самодурства компании Sony! А вот памятник стоит поставить храбрым игрокам, вставшим на защиту любимого проекта и борьбу с корпорацией самодуров.

Майский гейминг: подборка игр для слабых компьютеров и ноутбуков, которые завалялись на даче

Статьи 07 мая 11:11 0

Майские праздники — не повод отлынивать от видеоигр! Как и в литературе, в игровой индустрии полно «нестареющей классики», а импровизированные каникулы, как никогда лучше подходят для погружения в неё. Сделали для вас подборку игр, которые потянет даже слабенький компьютер, пылящийся на вашей даче.

Претенциозная «пустышка» с намёком на глубину. Обзор INDIKA

Обзоры 06 мая 17:07 0

2 мая состоялся релиз игры INDIKA от Odd Meter и 11 bit studios. Проект привлёк к себе внимание множеством различных способов, одним из которых был необычный и незаезженный сеттинг альтернативной России конца XIX века, с элементами мистики и философии. Мы отбросили все витающие вокруг проекта разговоры и погрузились в продукт, дабы оценить его как игру. Что из этого вышло — читайте в нашем обзоре.

Данный обзор «на доработке»! Мнение о Manor Lords [ранний доступ]

Обзоры 06 мая 10:00 0

Сделать видеоигру — очень сложно. Создатели Manor Lords прошли долгий путь до раннего доступа. Да, проект ждал тёплый приём, миллион проданных копий и всеобщее признание. Но есть ли за что игру хвалить в отрыве от байки, что её сделал один человек?

Во что поиграть в мае. Работа в цехах, безумие, кислотные цвета, электронная музыка и не только

Итоги 03 мая 11:07 0

Такой концентрации необычных, в чем-то психоделических, проектов не было давно. В этом мае отличилась даже AAA-индустрия. Фанаты Xbox дождались релиза сумасшедшей Senua’s Saga: Hellblade II, а градус безумия поддерживают: триллер с лазерами из глаз, скоростной боевик в стилистике аниме 90-х и психоделический ритм-шутер. На этом фоне «Игра престолов» в стиле Dwarf Fortress и Factorio, от Paradox Interactive, выглядят совсем невинно, а F1 от EA слишком обыденно.