Обзор Civilization IV: Beyond the Sword

Рафинированный мирок «Цивилизации» постепенно приводят к реалиям большой политики и геополитических противостояний. Конечно, местечковый шпионаж еще не дорос до изощренности спецслужб, а корпорации едва ли подобны настоящим финансовым акулам, но такое движение вперед с изменением механики игры гораздо лучше очередного набора солдатиков и строений.

Pro:
  • допнабор новых цивилизаций-чудес-лидеров
  • шпионаж и экономические меры воздействия
  • более гибкая внешняя и внутренняя политика
  • катаклизмы и случайные события оживили игру
  • небольшие изменения в балансе и технологиях
  • «быстрый старт» для многопользовательской игры

Contra:
  • странный набор сценариев

Cтандартная «гонка к звездам» в Civilization IV от дедушки Сида Меера всегда имела один недостаток. Гремучую смесь из агрессивного насаждения религии, культурной экспансии, завоевательных походов ближе к веку ХХ заменяли безвкусной толерантностью, дипломатическими разговорами ни о чем, а руки игроку связывали разного рода условностями. Новое дополнение Beyond the Sword возвращает игроков к более привычной ежедневной новостной ленте: закулисные интриги сильных мира сего, природные катаклизмы, упадок нравов и поголовная вера в великую денежку.

Герои нового дополнения не прославились завоеванием континентов, но ворота крепостей нередко открывались именно их умением, а не храбростью воинов или талантом великих полководцев. Разведчики и шпионы, ранее просто присутствовавшие в стандартном наборе солдатиков, теперь обрели подлинную силу. Саботаж на стройках, народные возмущения по графику, воровство и травля населения – специалисты вредной профессии неплохо портят жизнь городам противника. В когорте великих людей, рождавшихся для завоеваний и открытий, закономерно появился новичок – великий шпион (Great Spy), серьезно усиливающий безопасность государства.

Некоторый дисбаланс с появлением такой увесистой гирьки в общем раскладе сил компенсируется не cтолько усилиями контрразведки, сколько появлением нового ресурса – очков шпионажа, которые требуются мастерам плаща и кинжала на каждое действие. Система накопления подобна развитию культуры и науки. Государь волен регулярно выделять часть национальных доходов или переложить задачу на плечи подданных. Дворцы, замки, суды и тюрьмы, Скотланд-Ярд и Кремль генерируют очки шпионажа, а свободные горожане могут попробовать себя не только как артистов, священников, ученых, но и в качестве сотрудников спецслужб. Большей частью накоплений ведает новый советник, который самостоятельно собирает информацию о состоянии дел у наших конкурентов. Игрок же расставляет приоритеты по усилению шпионажа в отношении ближайших соседей, что снижает стоимость и повышает эффективность будущих операций.

Следом за профессионалами необъявленных войн на игровой сцене появились представители транснациональных корпораций. Основать одну из семи компаний, которая вскоре опутает своими щупальцами весь мир, способен только великий торговец, ученый, строитель или артист. Дальше в дело вступают менеджеры корпораций, как проповедники, распространяющие влияние финансовых империй далеко за пределы штаб-квартиры. В их хищные лапки утекают финансовые потоки и стратегические ресурсы. Взамен возвращают альтернативное топливо, полезные ископаемые, предметы роскоши, повышается производительность труда в городах и на шахтах, налаживаются поставки продуктов питания. Естественно, часть экономики подчиняется влиянию корпораций, что особенно ощутимо при присутствии иностранных концессий. Заслон акулам империализма поставит госсобственность, а здоровый меркантилизм сограждан исключит корпорации соседей с внутреннего рынка. Впрочем, кейс, набитый пачками денег, не единственный способ экономического противостояния. Блокада портов теперь такое же нормальное явление в большой политике, как и пиратство.

Новые цивилизации не сложно заметить в исторических атласах, но сегодня их тяжело обнаружить на политической карте мира. Условно новичков можно разделить на два лагеря – первый представляют народы, снискавшие славу торговлей, шпионажем и дипломатией. Португальцы, голландцы, византийцы, шумеры, вавилоняне были когда-то настоящими лисами большой политики. Второй «этнический» блок представляют коренные американцы, индейцы мая, эфиопы и кхмеры. Ведут своих колоритных подданных к победе такие выдающиеся личности как Сидящий Бык, Карл Великий, Гильгамеш, Хаммурапи, Юстиниан и другие, с талантами настоящих организаторов, но грезящие о великих империях и неудержимой экспансии. Прежние цивилизации получили харизматичных лидеров, прекрасно разбирающихся в дипломатии и философии: Линкольна, де Голля, Перикла, Дария I.

Во время заигрываний с мировыми религиями разработчики постарались убрать любые намеки на религиозное противостояние. Даже соответствующий повод для объявления войны используется крайне редко. Брешь в истории, лишенной крестовых походов и джихадов, теперь подлатали решения Апостольского дворца. Новое Чудо Света объединяет лидеров наций по религиозному принципу. Кто первым построил, тот и приглашает к себе братьев по вере вершить судьбы мира. Коллегиальные решения по эмбарго и объявлению войны отдельным странам вполне тянут на недостающие «крестовые походы».

Второе весьма полезное новшество – Статуя Христа Спасителя сводящее на нет любую анархию в стране, возникающую из-за изменения формы правления или общественного устройства. Удивительно, но классические Чудеса Света – Мавзолей и Статуя Зевса – добрались до четвертой Civilization только со вторым дополнением.

После агрессивного нашествия воинственных варваров и прочих завоевателей мира в прошлом дополнении генералам и мирным строителям перепало очень мало новых солдат и строений. Федеральные бюро и агентства национальной безопасности готовят своих и ловят чужих шпионов. В портовых городах завели таможню. В речных – строят набережные и укрепляют берега. Общественный транспорт снижает количество вредных выбросов, а индустриальный парк не только экологичнее, но и эффективнее угольных фабрик.

В призыве 2007 большая часть обычного пополнения влилась в военно-морские и военно-воздушные силы. Наземным частям достались: противотанковое и противовоздушное подразделения да самоходный миномет. Остальные войска – уникальные воины новых цивилизаций. Если не считать мобильную артиллерию кхмеров, поставивших на слонов баллисты, все остальные катафракты, ландскнехты, разукрашенные индейцы – суть те же рыцари, копейщики и мечники, одетые в колоритные этнические костюмы и получившие по одной дополнительной характеристике.

Подготовка к запуску космического корабля теперь отображается трехмерной моделью. После завершения строительства отдельных компонентов, игрок получает возможность выбрать внешний вид детали. Вернулось и старое правило – не обязательно отправлять в космос 100% завершенный корабль, но и полет такой экспедиции может прерваться в любой момент.

Вассалитет, появившийся в предыдущем дополнении Warlords, теперь не только последняя надежда слабых и почти уничтоженных. Непомерные расходы на инфраструктуру далеких от столицы городов и тамошних чиновников теперь легко сокращаются в обмен на определенную свободу. Достаточно сделать простой жест доброй воли и рядом возникнет сопредельная невероятно дружелюбная нация, самостоятельно решающая вопросы внутренней политики и общественно-политического устройства, все ресурсы которой продолжают поступать на склады империи.

Приправляют все нововведения цепочки случайных событий и природных катаклизмов. Лесные и городские пожары, землетрясения, цунами, извержения вулканов, эпидемии – выстраивать экономику городов приходится заново. Природный форс-мажор предотвратить невозможно, другое дело – восстания рабов, свадьбы монархов, появление первых фаст-фуд закусочных, строительство метро и рождение патриотических народных песен. Эти события можно принять как данность и смирится, а можно усилить положительный эффект или снизить отрицательный. Деньги для записи целого альбома увеличат культурное влияние молодого таланта. Браки укрепляют связь наций, а гуманитарная помощь вернется серьезными дивидендами. Прислушались к генералам и поставили под ружье почти десяток отрядов – получите внеочередную военную технологию.

Дополнительные сценарии и моды заслужено вызывают усмешку у бывалых цивиломанов, с сарказмом наблюдающих деловую хватку Firaxis Games. Большая часть создается фанатами игры, бесплатно раздающими свои творения по всемирной сети. Например, итальянец Rhye и его модификация Fall of Civilization, предлагающая конкретные исторические реалии расцвета и гибели великих цивилизаций. Или Fall from Heaven: Age of Ice, буквально взорвавшая общество цивиломанов своими уникальными героями и фэнтезийным сюжетом. Сами сотрудники Firaxis Games делают нечто непонятное, вроде мрачного Afterworld, где взвод игрока должен уцелеть среди слабоватой толпы зомбяков. Будущее представлено в трех больших сценариях: в космической опере (Final Frontier), на полях сражений новой мировой войны (Next War), и в мечте всех завистников и клеветников России – распаде великой страны на уездные княжества (Broken Star). Собирать земли центральной Европы предлагают и в сценарии по строительству Священной Римской империи (Charlemagne). Пока Османская империя не погрузила мусульманский мир в сон, встряхните торговлю XIV века (Crossroads of the World).

Обыграны и новые возможности игры. Раз в события уже вмешались силы природы, так почему бы ни обожествить стихию и не молится ей? Древние Боги готовы вмешаться в привычный расклад сил в сценарии Gods of Old. Попробовать весь шпионский арсенал в условиях Второй мировой войны можно как в Европе, так и в Тихоокеанском бассейне на трех картах мода World War II: Road to War.

Естественно, что изменения, принесенные новым дополнением, ярче всего видны в многопользовательской игре, где для быстрого развертывания игрокам теперь предлагается специальный режим – Advanced Start. За определенную сумму золотых монет выбираются стартовые технологии, закладываются города, строятся дороги, фермы и шахты, нанимаются солдаты и рабочие. Начальное ускорение практически полностью заменяет первые десять ходов игры, экономя для игроков толику времени. А для сценария Defense быстрый старт - практически единственная возможность создать хоть какую-то оборону перед надвигающейся ордой варваров.

Diagnosis

Рафинированный мирок «Цивилизации» постепенно приводят к реалиям большой политики и геополитических противостояний. Конечно, местечковый шпионаж еще не дорос до изощренности спецслужб, а корпорации едва ли подобны настоящим финансовым акулам, но такое движение вперед с изменением механики игры гораздо лучше очередного набора солдатиков и строений.

Сейчас на главной

Публикации

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Обзоры 23 апреля 16:48 0

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.

Наконец-то покер перестал быть... Покером? Запоздалый обзор Balatro

Обзоры 22 апреля 08:53 0

Разработчик LocalThunk взял карточную игру «Покер», добавил туда новых правил и красивые шкурки — из азартной игры на деньги получился креативный декбилдер, а результат получил огромную популярность. Заслуживает ли её Balatro? Сейчас расскажем.

Fallout: Хроники создания легендарной саги. Если хочется почитать про вселенную и разработку серии

Обзоры 21 апреля 11:12 0

Хорошие экранизации игровых серий — редкое явление, отчего выход сериала Fallout стал сродни землетрясению. За ним последовали внезапные «афтершоки»: старые фанаты обращаются к играм, чтобы провести в этом мире ещё немного времени, а споры, какая игра лучше, разгораются с новой силой. Новички тоже не отстают и уже делают первые неуверенные шажки из Убежища. Но если поиграть нет возможности, а сериал просмотрен — рекомендуем что почитать, если вы любите вселенную Fallout или хотите больше узнать о ней.

Исторично, познавательно и увлекательно — в отличие от «Смуты»! Подборка историчных игр разной степени реалистичности

Статьи 19 апреля 12:16 0

«Смута» гордо определяет себя как игра, которая может научить истории. Нельзя не признать, что разработчики старались – очень симпатичное слайд-шоу получилось. Вот только прохождение «Смуты» вызывает желание забыть всё увиденное, а не запомнить. Поэтому мы составили подборку игр с историческим уклоном, которые могут похвастаться красивой картинкой, увлекательным геймплеем, грамотной подачей сюжета — эти аспекты необходимы для поддержания интереса игрока, даже в «историчных» играх.

Инди-игры марта: наследники WarCraft III и Divinity Original Sin, боевые космонавты, управление башней некроманта и не только

Итоги 18 апреля 15:00 0

Небольшие независимые студии порой способны замахнуться на легендарные имена. В марте увидели свет сразу два наследника Divinity Original Sin, которая когда-то проложила Larian дорогу к Baldurs Gate 3. В том же месяце появилась необычная стратегия в реальном времени — её даже сравнивают с легендарной WarCraft III! Конечно, совсем без пиксельных рогаликов не обошлось, как и без боевых платформеров-метроидваний. Но среди необычных продуктов затесались менеджмент башни некроманта и уютные посиделки за постройкой домов.