Mount & Blade – средневековая вольница

Настоящий подарок для всех поклонников средневековья с его постоянными войнами, массовыми сечами, лихими конницами и опьяняющей свободой. Уникальные, свежие ощущения — а это дорого стоит.

Mount & Blade – жутко калорийный продукт, простое, но необычное блюдо, приготовленное турецким шеф поваром Армаганом Явизом (Armagan Yavuz) с поварятами-энтузиастами. У него масса достоинств: это и стратегия, и ролевая игра, и великолепный боевик. Также верно и то, что игра абсолютно не соответствует современным поп-тенденциям, что делает ее в какой-то степени живым памятником творчеству независимых разработчиков.

Описать Mount & Blade в двух словах трудно. Самым близким синонимом является определение «средневековый боевик в стратегической обертке с элементами ролевой игры».

После создания своей игровой личности и распределения начальных навыков, вы оказываетесь на карте средневекового мира. На ней представлено несколько вымышленных королевств, с аналогами славянских, римских, монгольских и прочих государств. Как и в популярном сериале Heroes of Might & Magic, вы передвигаетесь по карте в пошаговом режиме. Только здесь синхронно с ходом игрока движется вся окружающая его вселенная – грабят караваны, воюют между собой лорды, осаждаются замки, беднеют или богатеют города. Кому служить и как строить взаимоотношения с фракциями – решать только вам. На скудные деньги в ближайшем селении нанимаем добровольцев, и пускаемся в странствия.


Подчиненные набираются опыта, совершенствуют свои умения. Нанимаемые в тавернах офицеры помогают солдатам в сражениях своими характеристиками, которые складываются с вашими командирскими умениями. Более того – у персонажей есть своя мораль и характер, так что святоша никогда не будет служить с мерзавцем и обязательно закапризничает, если вы начнете грабить деревни и убивать крестьян. В городах и замках встречаем новых людей, берем задания, участвуем в турнирах или просто исследуем окрестности. Если вначале игры еще можно расслаблено играть, выполняя банальные миссии и прокачивая армию новобранцев, то далее события закручиваются все сильнее и сильнее. Например, поднятие мятежа в королевстве требует колоссальных средств, как политических, так и военных. В игру уходишь с головой.

В Mount & Blade сочетаются несколько стихий – стратегия управления, элементы ролевой игры и высококачественный «симулятор средневекового всадника». При всем своем жанровом различии, все это посвящено одной теме, а поэтому удачно дополняет друг друга, приумножая получаемое удовольствие.

Кропотливый менеджмент и торговля позволяют сформировать армию и «золотой запас», личные характеристики помогают быстро «прокачать» солдат, превратив их из новобранцев в ветеранов. А непосредственно поле боя дает уже наглядно прочувствовать мощь своего войска, насладиться победой или вкусить горечь поражения.

Такого еще не было нигде. И речь не о графике – об ощущениях. Кавалерийский удар копьем или саблей сделаны так, словно Армаган Явиз полжизни провел в седле, развлекаясь ратными подвигами. А тонко настроенная игровая механика превращает массовые побоища в удивительно натуральное и реалистичное действо.


Плотно сомкнутый отряд пеших воинов способен оказать сопротивление легкой коннице, тогда как выстроенные в линию солдаты почти моментально гибнут под ударами пролетающих мимо всадников. На поле боя приходится внимательно отслеживать и оценивать силы противников, подмечая их сильные и слабые стороны, придумывая наиболее безболезненный способ отразить атаку и хорошенько наподдать с тыла. Тут учитывается тип оружия, скорость всадников. Универсального воина не существует: даже рыцарь в полной, тяжелой броне не выдержит удара хорошо разогнавшегося копейщика и шлепнется на землю.

Великолепно проработаны лошади, отлично чувствуется разница между быстрыми, легкими рысаками воинов степей и закованными в броню, мощными конями северян. Непарнокопытные имеют свое «здоровье», и во время атаки запросто сносят щуплое сопротивление одной своей массой. Не если напоролись на копье — кульбит всадника через голову гарантирован. Придется биться пешим.

Система фехтования не таит особых изысков, но выполнена, как минимум, оригинально. Направление удара задается «мышкой», а помимо области попадания необходимо учитывать и скорость оружия. Атака с кавалерийского наскока срубает практически любого, а рыцарский удар копьем воистину страшен. Естественно, кроме скорости, на силу влияет развитость необходимого навыка у воина.


Битвы выполнены эффектно (еще бы, на экране одновременно присутствует несколько сотен солдат!) и легки в освоении. Здесь нет каких-то сложных построений и прочих премудростей тактических игр. Военачальник может давать только простые команды («держать позицию», «за мной», «в атаку», «не стрелять», «развернуть строй»), переключаясь между типами войск. Но этого достаточно, учитывая, что он является полноправным участником событий и сражается на равных со своими подчиненными.

Стратегическая часть игры с картой мира, таблицами характеристик и инвентарем оформлена просто и без изысков. Боевая выглядит много лучше благодаря неплохому трехмерному движку, но страдает от явной бюджетности проекта — людям, привыкших к сложному, эффектному дизайну и современным эффектам, придется долго привыкать к невзрачному оформлению. Впрочем, творящееся на экране столпотворение легко смывает этот неприятный осадок. Главное, что упоение яростью реального боя сохраняется в полном объеме.

Основным и явным недостатком является полное отсутствие сюжета. Вы просто появляетесь на карте и вольны делать все, что захочется. Мир живет по своим правилам, и ему абсолютно плевать на вас. Нет заботливо заглядывающих в глаза персонажей, страшных злодеев, несчастных принцесс и прочих игровых рельс. Процесс ради процесса — и такой подход сложно назвать здравым, когда у игрока нет минимальной мотивации ставить перед собой задачи и, тем более, их решать.


Этот подход опасен еще тем, что рано или поздно все представленные возможности игры будут изучены, ключевые войны выиграны, и интерес существенно снизится. Впрочем, все это компенсируется воистину бесконечной реиграбельностью, так как представленные в игре фракции серьезно отличаются и требуют особых хитростей управления в бою.

Благодаря серьезной работе с игровым сообществом, здесь очень сильны модификации. Стоить их поставить, и вашему вниманию предстанут равнины Средиземья, сумбурная Европа времен Столетней войны или просто чьи-то придирчивые правки баланса. Это интересно и увлекает не меньше оригинала.

Diagnosis

Mount & Blade чем-то похожа на сухофрукт. Она сморщена и иссушена явной бюджетностью и сроками разработки, но вкусна идеями и решениями, которые за долгое время становления проекта заложили в игру энтузиасты-авторы. Настоящий подарок для всех поклонников средневековья с его постоянными войнами, массовыми сечами, лихими конницами и опьяняющей свободой. Уникальные, свежие ощущения — а это дорого стоит.

Pro:
  • Великолепно проработанная система боя рыцаря-всадника
  • Массовые побоища
  • Минимум игровых ограничений
  • Большое количество возможностей
  • Отличная система развития персонажа
  • Неисчерпаемая реиграбельность
Contra:
  • Сюжета просто нет
  • Простенькая графика
  • Малое разнообразие заданий

Сейчас на главной

Публикации

Хочется получать удовольствие, но не получается. Обзор Necrosmith 2

Обзоры 25 апреля 18:39 0

Necrosmith 2 — симулятор некроманта, который собирает прислужников из запчастей. Игровой процесс напоминает Vampire Survivors, только с возможностью создавать войска и управлять ими. Однако странная реализация игровых механик делает процесс прохождения спорным.

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Статьи 24 апреля 16:43 0

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Обзоры 23 апреля 16:48 0

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.

Наконец-то покер перестал быть... Покером? Запоздалый обзор Balatro

Обзоры 22 апреля 08:53 0

Разработчик LocalThunk взял карточную игру «Покер», добавил туда новых правил и красивые шкурки — из азартной игры на деньги получился креативный декбилдер, а результат получил огромную популярность. Заслуживает ли её Balatro? Сейчас расскажем.

Fallout: Хроники создания легендарной саги. Если хочется почитать про вселенную и разработку серии

Обзоры 21 апреля 11:12 0

Хорошие экранизации игровых серий — редкое явление, отчего выход сериала Fallout стал сродни землетрясению. За ним последовали внезапные «афтершоки»: старые фанаты обращаются к играм, чтобы провести в этом мире ещё немного времени, а споры, какая игра лучше, разгораются с новой силой. Новички тоже не отстают и уже делают первые неуверенные шажки из Убежища. Но если поиграть нет возможности, а сериал просмотрен — рекомендуем что почитать, если вы любите вселенную Fallout или хотите больше узнать о ней.