Симулятор чтения инструкции. Обзор ранней версии Encased.

20:29 18 авг. 2021 Максим Иванов 19

Творение российской студии Dark Crystal Games. Это тактическая ролевая игра с уклоном в научную фантастику, черпающая вдохновение из многих вселенных, включая Fallout и «Пикник на обочине» Стругацких. Полная версия игры должна выйти 7 сентября.

Encased —  это  тактическая ролевая игра, действие которой происходит в 70-е годы. В отдаленной пустыне был обнаружен некий купол. Под ним некогда существовала цивилизация, прозванная Праотцами. Плоды этой цивилизации (артефакты) обладают чудодейственными свойствами, а их назначение человечество так до конца и не осознало.

И тут случилось чудо! Капиталисты и коммунисты прекратили Холодную войну и стали выделять все силы на исследование купола. Его принцип действия имеет много схожего с барьером из Gothic: органика может зайти, но не может выйти. Зато техника и артефакты спокойно курсируют туда и обратно. Плюс, у людей внутри перестают рождаться дети. 

Поступающих под купол людей разделяют на «крылья», в соответствии с их достижениями и характеристиками.

  • Оранжевое крыло. Бывшие преступники, получившие возможность вновь стать достойными гражданами, работая под куполом. Выполняют всю грязную работу, от мытья полов, до помощи другим крыльям. Имеют привычку носить с собой заточки и наркотики. Любят воровать и склонны к насилию.
  • Синее крыло. Рабочий класс. К нему относятся водители, строители и уборщики. 
  • Черное крыло. Охранники и военные. Следят за порядком под куполом. Отстреливают агрессивную фауну и несознательных граждан. 
  • Белое крыло. Медики и ученые. Проводят эксперименты, изучают артефакты, лечат больных. 
  • Серебряное крыло. Управленцы. Работают с бумагами, отдают приказы, отправляют на суицидальные задания. 

Создав или выбрав себе персонажа, наиболее подходящего под ваши вкусы (все модели здесь мускулистые и страшные, если вы не фанат людей в форме, то их вид может оттолкнуть), вы начинаете игру и попадаете под купол.

Под куполом

Игра начинается с интересного выбора сложности. От его повышения у противников не увеличивается здоровье на 1000%, и они не начинают убивать с одного удара. Наоборот! Уменьшается количество доступных нам преимуществ над противниками, уравнивая шансы в бою.

Закончив с предварительными выборами, мы попадаем в транзитную зону. Здесь вы обнаружите огромное количество интерактивных предметов, которые можно обыскать. Будь то мусорки, горшки с растениями (в них чаще всего можно найти артефакты), контейнеры, чужие чемоданы. Обращать на это внимание и мешать вам будут редко, что позволит любому клептоману взять с локации все ценное.

Обшаривание объектов, бартер, готовка, создание предметов, использование предметов. Все это дает опыт, повышающий уровень и добавляющий очки улучшения. Очки лучше всего вкладывать в речь, особенно на первых парах. Договориться здесь можно почти с кем угодно, за исключением изначально враждебных людей и мутантов.

Также в Encased существует система перков. Они дают вам самые разные преимущества. Вроде улучшения характеристик в определенное время суток, или увеличения работоспособности под наркотическими веществами. 

Итак. Вы обшарили всю начальную локацию, и столкнулись с первой проблемой: в вашем инвентаре полно самых разнообразных предметов. Конечно, их можно обменять у ближайших персонажей на деньги, но никогда не поймешь, что из этого барахла окажется полезным.

Огнетушитель весит 5 кг, и надо бы его выкинуть, но вдруг будет пожар, а его тушить нечем? Сигареты и пиво не особенно полезны, но вдруг их удастся подарить синему или оранжевому, получив его благосклонность? Поэтому приходится таскать с собой ремонтные комплекты, зарядники для роботов, гильзы от патронов (ведь создание патронов и готовка дает опыт), порох, клей, ножницы, изоленту, мясо мутантов, аккумуляторы и т.д. И помнить про то, что они у вас просто есть! К счастью, штрафом за перевес является уменьшение инициативы в бою, а не скорости передвижения. Придется перед дракой сгружать все это добро! 

Репутация

У каждого крыла, группировки и некоторых персонажей есть шкала репутации. Изменения в ней зависят от нашего поведения. Мы можем быть добряком, помогая всем на своем пути. За это нас будут любить и охотнее делиться тайнами. Хорошая репутация поможет выйти сухим из многих конфликтных ситуаций.

Или же можем стать откровенным злодеем. Убивать стариков, торговать наркотиками, нападать на персонажей без предупреждения, сдавать черным людей за самые малые провинности. Можно уничтожить все живое под куполом. За это нас будут ненавидеть, с нами откажутся разговаривать, и даже не пускать в некоторые локации. 

Наши решения имеют последствия. Скажем, мы помогли одному серебряному зарегистрироваться. А позже окажется, что это спасло его жизнь, и теперь он нам благодарен. Или предупредили начальство о катастрофе, что позволило вовремя провести эвакуацию и спасло тысячи жизней. Каждый шаг, каждое слово имеет значение. 

Почти у всех персонажей в игре огромное количество диалогов. Они прекрасно прописаны и «звучат» как живые люди. Очень многие имеют отношение к тем или иным заданиям со скупым описанием. Поэтому, общаясь с людьми, лучше записывать детали в блокнот. Иначе потом придется бегать по локациям, ища нужные нам предметы и людей. 

Бой

Боевка в игре пошаговая, очередность персонажей зависит от их инициативы. Чем она выше, тем раньше будешь действовать. Атака, движение и использование предметов расходует очки действий. За исключением убийства, противника можно вырубить при помощи тазера, следоточивого или сонного газа.

Вот только драться совершенно не обязательно. Противников можно легко обойти в режиме маскировки, они до самого конца отказываются нас замечать. Да и их убийство требует использования большого количества патронов и аптечек, а за них дают недостаточно опыта в качестве компенсации.

На данный момент противников очень легко обмануть. Если подойти к ним в режиме маскировки, то можно сделать несколько «бесплатных» выстрелов, прежде чем бой начнется. Если рядом с врагами находится проход (труба, вход в канализацию или вентиляцию), то «ныряя» туда и обратно, вы уничтожите их по одному, не беспокоясь за ответные атаки. 

К счастью, атака одного противника не всегда поднимает на нас всю локацию. Имея достаточную огневую мощь, можно незаметно зачистить всех врагов по одному. В качестве «незаметного» оружия подойдет даже гранатомет! А вообще, противники в игре тупые. Частенько они непонятно чем занимаются, бегают как безголовые курицы. Один придурок кинул гранату в своего товарища, отбиваясь от стаи крыс. Разработчики утверждают, что боевая система будет исправлена в будущем. Будем надеяться, что они все это исправят!

Противники

Зачастую нам встречаются агрессивные зомби. А также люди. Они умеют пользоваться оружием дальнего и ближнего боя. Купол же натравливает на нас крыс, гиен, тараканов, детей-роботов и зомби. 

Мутанты атакуют элементными атаками, вроде льда или огня. Родная стихия может их вылечить, в то время как противоположная наносит дополнительный урон. Некоторые особи способны использовать психические атаки.

К сожалению, уровень противников имеет свойство повышаться вместе с вашим. Это особенно раздражает во время атак на дружественные базы: их тяжелее всего избежать, высокоуровневые противники доставляют много неудобств, и отбивают всякое желание повышать уровень. Да и выглядит это глупо, когда стая крыс уничтожает оборону хорошо охраняемого научного центра!

Оружие и расходуемые предметы

Оружия в игре достаточно: тяжелое, легкое, энергетическое, холодное и т.д. Ситуацию портит то, что любое из них можно улучшать. На это уходит очень много ценных ресурсов, а ценность всего остального уменьшается. 

Что касается предметов, то к ним относится еда и вода (к счастью, голод и жажду мы испытываем редко, да и бонусы они дают приятные), всякие предметы для починки техники, артефакты и медикаменты. 

Ко всем из них лучше читать инструкцию. Нас может поразить множество болезней и статусных эффектов, а от них помогают разные виды лекарств. Некоторые помогают от радиации или интоксикации, другие — от кровотечения. В Encased может произойти что угодно, в результате приходится таскать все, что кажется полезным.

Спутники

После выполнения специальных миссий, к нам могут присоединиться спутники. Среди них есть анимешная девочка-робот, нечистая на руку ученая, чернокожий актер, помешанный на справедливости парень, любящая подраться девица или уголовник-буддист, считающий, что просветления можно добиться, избивая других. 

К сожалению, на данный момент, их способностями можно воспользоваться только во время боя. Приходится раскачивать таланты так, чтобы стать на все руки мастером. Спутники же используются как вьючные животные для ношения груза (инвентарь общий), да дополнительный ствол в битве. В остальных случаях они бесполезны!

У каждого спутника есть отдельная шкала репутации, меняющаяся от наших поступков. Некоторые им нравятся, другие — нет. Как и у любого другого персонажа, у них есть шкала личной привязанности, повышаемая подарками. Фишка в том, что любой подарок спутнику возвращается к вам в инвентарь, что позволяет снова его отдать. 

Ха-ха.

Задабривание одного персонажа обходится очень дорого, на это уйдут все предметы, собранные с большой локации. А пользы это дает мало. Наши товарищи только расскажут немного о себе. Это все! 

Атмосфера

Игра умеет пугать, смешить, заинтересовывать. Чего только стоит наша самая первая миссия, где нас отправляют на секретный объект, с которым была потеряна связь. В начале мы совершаем вынужденную остановку на заправке «Пикник у Обочины».Там нас ждет спуск в жуткий подвал и отбитие атаки рейдеров. А еще можно собрать всех вместе на пикник, где вы будете есть, пить и делиться интересными историями.

А на объекте нас ждет зомбированный персонал. Геймерские привычки подсказывают, что сейчас придется столкнуться с ордами агрессивных тварей, но на самом деле все гораздо интереснее. Дело в том, что их разум будто находится вне тела. Они продолжают выполнять привычную работу, но делают это бессознательно, на автомате. И только некоторые из них агрессивны. Это очень жутко!

И попадаются такие задания часто. Вроде того, где нам приходится посетить радиоактивное кладбище. Там нас ждут и расхитители гробниц, и позитивный сторож, у которого из-за радиации выпали уши, нос и зубы. На надгробиях написаны забавные шутки. Присутствует и могила, которую нельзя раскапывать (об этом предупреждает надгробие, что является еще одной причиной читать инструкции!).

Есть в игре и менее заметные, но интересные детали. К примеру, игрока может смутить огромное количество детей-роботов. А потом вспоминается тот факт, что под куполом нельзя иметь детей естественным путем. Но родительский-то инстинкт остался! Или зеркало в лаборатории, в котором мы видим что-то жуткое, от чего получаем негативный эффект. Или обычный с виду грузовик, стоящий на парковке. Но главный герой замечает, что выглядит он слишком уж новым, в сравнении с другими. Да и с тенью у него что-то не так! Жутко может стать практически на пустом месте!

Analysis

Encased можно сравнить с хорошей книгой, к которой приделали геймплей. Интересные персонажи, подробно описанные события и предметы. И это описание лучше читать внимательно, иначе может случиться что-то плохое! Добавьте к этому хорошее чувство юмора и умение напугать. Все это гарантирует долгое, но очень атмосферное прохождение. Разве что музыка совсем уж фоновая, и её практически не замечаешь.

Ждем финальную версию.

Pro

  • Харизматичные персонажи
  • Визуальный стиль  
  • Описание событий
  • Разнообразие действий
  • Интересный мир

Contra

  • Корявая боевка
  • Захламленный инвентарь
  • Безмозглые союзники и враги
  • Прокачка оружия
  • Автолевелинг
  • Откровенно уродливые модели персонажей
20:29 18 авг. 2021 Максим Иванов 19