Отпетые манипуляторы. Обзор Candy Crush Saga

Миллиарды скачиваний и сотни миллионов долларов. Это результат не AAA-блокбастера, а мобильной и браузерной игры Candy Crush Saga.

В 2022 году Candy Crash Saga будет праздновать юбилей. Десять лет — почтенный для игр возраст даже в жанре три-в-ряд. Молодые и агрессивные российские конкуренты из Playrix потеснили американцев на европейском рынке, но в США Candy Crash прочно прописалась в смартфонах и крепко вцепилась в кошельки игроков, удерживая второе место по выручке, пропустив вперед только Genshin Impact на Android и Roblox на iOS.  

Рецепт успеха прост — дать возможность играть. Пусть и с оговорками.

Candy Crush Saga ничего нового в игровые механики не добавляет. Все они уже реализованы в Bejeweled 3. Разработчики из King внесли незначительные изменения, отказавшись от квадратного поля, создали отдельные уровни, а разнообразия достигли не игровыми режимами, как это было в Bejeweled 3, а типами уровней. 

В Candy Crash Saga реализованы такие типы уровней: 

  • Набрать заданное количество очков.
  • Очистить игровое поле от желе.
  • Довести ингредиент до точки сбора.
  • Собрать заданное количество нужных конфет.
  • Собрать заданное количество радужных конфет.
  • Смешанный уровень, где сочетаются два или три типа.

На всех типах уровней количество ходов ограничено.  

Пусть вас не обманывает кажущееся разнообразие и количество. По мере прохождения мало что меняется, но сам геймплей хорош. Приходится учитывать конфигурацию уровня, количество оставшихся ходов, условия, необходимые для успешного прохождения.  

«Сложные» уровни на карте помечаются цветом и специальным значком. Как правило, сложность заключается в том, что начальное игровое поле захламлено препятствиями, а количество ходов сильно ограничено. На расчистку завалов требуется затратить значительное их количество, что скажется на поздних этапах. Если же ходов не хватит, можно их докупить. Провал на уровне отнимет одну из пяти жизней. Потеря жизней обернется для игрока ожидаем из восстановления или покупкой новых за внутриигровую валюту.  

Но сложные уровни окажутся легко проходимы, достаточно купить усилители-бустеры, благодаря которым завалы «волшебным» образом испарятся, а игровое поле расчищено. Бустеры, естественно, не бесконечны. Заработать новые можно, выполняя задания, побеждая в гонках на скорость прохождения уровней и, естественно, приобретя в местном магазине.  

Типовая для современных условно-бесплатных головоломок система монетизации была новаторской в момент выхода на рынок Candy Crush Saga в 2012 году. Собственно, именно эта игра сформировала существующий рынок условно-бесплатных головоломок в этом жанре.  

Благодаря проекту King манипулятивные методы монетизации стали нормой. Разработчики сознательно повышают сложность прохождения уровней, вынуждая игроков использовать платные бустеры и покупать дополнительные жизни или ходы. Те, кто не готов платить реальные деньги, вынуждены раз за разом пытаться пройти сложные уровни, чтобы продвинуться дальше, делая перерывы на пополнение запаса жизней.

В отличие от конкурентов, монетизация в Candy Crush Saga настроена менее агрессивно. Игрок имеет возможность вернуться к понравившемуся уровню, чтобы пройти его для удовольствия. Бонусов от повторного прохождения будет немного. Но разработчики из King не лишают пользователей собственно игры, как это делают в проектах, где игроки вынуждены биться как рыба об лед, в безуспешных попытках продвинуться дальше и без возможности сыграть на легком уровне, чтобы приятно провести время.  

Цены на внутриигровые покупки в Candy Crush не кусаются, поэтому первый донат кошелек не опустошит. А там уж если коготок увяз — всей птичке пропасть. Милые персонажи зовут игрока на новые приключения, дополнительные бонусы за беспроигрышную серию вынуждают на сложных уровнях в обязательном порядке использовать бустеры, соревнование с друзьями и гонки по уровням за призы вовлекают.  

В King проделали филигранную работу по настройке монетизации, которая в Candy Crush Saga вызывает стойкую ассоциацию со слабительным из анекдота, которое слабит мягко, не нарушая сна. Не удивительно, что Candy Crush Saga разошлась миллиардными тиражами и приносит King и их боссам из Activizion Blizzard баснословные прибыли, перекачивая деньги из карманов игроков в карманы директоров корпораций и инвесторов.

Технически Candy Crash Saga выполнена на высоком уровне. За неполные десять лет игру отполировали до идеального состояния. Приятная, пусть и чуть устаревшая по современным меркам графика. Хорошее звуковое и музыкальное сопровождение. Впрочем, иного от King ждать не приходится.  

Diagnosis  

Candy Crush Saga — отличная во многих отношениях игра, от которой слабым духом или кошельком игрокам следует держаться подальше. В King не скрывают, что целевая аудитория игры — женщины, преимущественно молодого и среднего возраста. У них есть деньги, немного свободного времени, и эта игра дает им возможность расслабиться и отдохнуть. Спотыкаться на сложностях в такой ситуации мало кто захочет. Проще занести копеечку.  

Игра «не заламывает руки», вымогая деньги. King, с очарованием героев комедии «Отпетые мошенники», продает приятный геймплей маленькими кусочками, хитро подмигивая игрокам, а игроки этому и рады. 

Многочисленные клоны Candy Crush, позаимствовав подобные методы и доведя их до крайности, не добились такого успеха, за редким исключением (Playrix). В который раз повторим: жадность — это плохо. Так что, выбирая «бесплатный сыр» в этом жанре на мобильных платформах, лучше остановится на Candy Crush Saga. На ПК или Xbox лучше купите бессмертный и прекрасный Bejeweled 3.  

Pro  

  • Классический геймплей в жанре «три-в-ряд»  
  • Приятная атмосфера  
  • Хорошее техническое исполнение  
  • Отсутствие агрессивной монетизации  

Contra  

  • Манипулятивные методы монетизации  
  • Плати-чтобы-побеждать

Сейчас на главной

Публикации

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.

Наконец-то покер перестал быть... Покером? Запоздалый обзор Balatro

Обзоры 22 апреля 08:53 0

Разработчик LocalThunk взял карточную игру «Покер», добавил туда новых правил и красивые шкурки — из азартной игры на деньги получился креативный декбилдер, а результат получил огромную популярность. Заслуживает ли её Balatro? Сейчас расскажем.

Fallout: Хроники создания легендарной саги. Если хочется почитать про вселенную и разработку серии

Обзоры 21 апреля 11:12 0

Хорошие экранизации игровых серий — редкое явление, отчего выход сериала Fallout стал сродни землетрясению. За ним последовали внезапные «афтершоки»: старые фанаты обращаются к играм, чтобы провести в этом мире ещё немного времени, а споры, какая игра лучше, разгораются с новой силой. Новички тоже не отстают и уже делают первые неуверенные шажки из Убежища. Но если поиграть нет возможности, а сериал просмотрен — рекомендуем что почитать, если вы любите вселенную Fallout или хотите больше узнать о ней.

Исторично, познавательно и увлекательно — в отличие от «Смуты»! Подборка историчных игр разной степени реалистичности

Статьи 19 апреля 12:16 0

«Смута» гордо определяет себя как игра, которая может научить истории. Нельзя не признать, что разработчики старались – очень симпатичное слайд-шоу получилось. Вот только прохождение «Смуты» вызывает желание забыть всё увиденное, а не запомнить. Поэтому мы составили подборку игр с историческим уклоном, которые могут похвастаться красивой картинкой, увлекательным геймплеем, грамотной подачей сюжета — эти аспекты необходимы для поддержания интереса игрока, даже в «историчных» играх.

Инди-игры марта: наследники WarCraft III и Divinity Original Sin, боевые космонавты, управление башней некроманта и не только

Итоги 18 апреля 15:00 0

Небольшие независимые студии порой способны замахнуться на легендарные имена. В марте увидели свет сразу два наследника Divinity Original Sin, которая когда-то проложила Larian дорогу к Baldurs Gate 3. В том же месяце появилась необычная стратегия в реальном времени — её даже сравнивают с легендарной WarCraft III! Конечно, совсем без пиксельных рогаликов не обошлось, как и без боевых платформеров-метроидваний. Но среди необычных продуктов затесались менеджмент башни некроманта и уютные посиделки за постройкой домов.