SpellForce 3 — коктейль с горчинкой

SpellForce 3 выделяется на фоне многих проектов, но в завершающей части кампании трещит по швам из-за повторений. Это вкупе с ожидаемыми компромиссами приводит к тому, что на плечи самого факта объединения командной ролевой игры и стратегии в одном проекте ложится большая ответственность.

SpellForce 3 выделяется на фоне многих игр, но в завершающей части кампании трещит по швам из-за повторений. Это приводит к тому, что на плечи проекта, объединяющего ролевую игру и стратегию, ложится большая ответственность.

Не успел мир Эо оправиться от восстания магов, как его жители начали гибнуть от странной болезни. Эпидемия охватила эльфов, орков, гномов, людей, а лучшие алхимики не в силах придумать лекарство. Отыскать причину появления недуга поручают главному герою (или героине) Тахару, чему способствует его необычное прошлое. Правда, потенциальный спаситель должен собирать союзников без помощи властей.

Авторы грамотно используют оттенки серого для создания картин, посвящённых социальной несправедливости, ненависти по отношению к чародеям, борьбе за власть и готовности любыми средствами отстаивать свои убеждения. Многообещающее происхождение Тахара напоминает о себе, а основной сюжет не сводится к беготне за лекарством. На многих образах заметен налёт хрестоматийности, а иные размышления о целях и средствах вплотную приближаются к банальности. Впрочем, это не мешает вчитываться в продолжительные разговоры в надежде узнать что-то интересное о вселенной и её обитателях.

Оговорки распространяются не только на сценарий. SpellForce 3, располагаясь на границе двух жанров, в большей степени выезжает на комбинировании занятостей, нежели на качестве их проработки. Перед нами терпимая боевая ролевая игра и стратегия без выдающихся решений по отдельности, но нескучное приключение в целом.

Отряд в составе до четырёх бойцов зачищает леса и болота от монстров, спускается в подземелья и расправляется с нежитью, инвентарь пополняется бронёй и оружием, а герои растут в уровнях. Постепенно к Тахару присоединяются колдуны и мастера ближнего боя, так что вариантов расправы над противниками достаточно, а у персонажей в распоряжении несколько веток с умениями.

На пути экспериментов встаёт далёкий от удобства интерфейс на пару с необходимостью переключать навыки между наборами по три штуки в каждом. Если вы хотите выйти за пределы трёх любимых способностей для одного персонажа, то постоянных манипуляций, растягивающих поединки, не избежать. Да и простая система развития вынуждает выбирать между прокачкой небольшой подборки умений и пассивных бонусов или не очень сильным универсалом.

Бывает, что четвёрке могущественных героев не справиться с напастями своими силами. Надо строить базу, добывать ресурсы и собирать армию. Разобраться в руководстве поселением и небольшом списке построек легко. Зато в SpellForce 3 следует захватывать аванпосты, расставленные по округе, поскольку не все нужные для создания элитных воинов минералы находятся возле штаба, а без контроля территории строительство запрещено. Не стоит забывать про оборону, но количество рабочих ограничено, и именно они отвечают за возведение и функционирование лесопилки, казармы или дозорной вышки. Прямого управления рабочими нет, разрешено лишь назначать их в те или иные строения.

Огорчает то, что внятной организации транспортировки ресурсов между укреплениями не наблюдается, иногда можно долго ждать пока поданные соизволят доделать в отдалённом регионе казарму или башню. Это не единственная проблема полководца за пределами внезапных манёвров врага. На локациях, даже сделанных специально для масштабных боёв, немало узких проходов и преград. Туповатые подопечные зачастую не в состоянии адекватно оценить обстановку и без тщательного контроля высока вероятность наткнуться на злодеев и понести серьёзные потери. В пылу ожесточенной схватки войска Тахара тоже своевольничают.

На лёгкой и стандартной сложностях противников стираешь с лица земли без ухищрений. Реально быстро собрать армию и при поддержке героев выполнить задачу. К тому же для победы просят уничтожить цитадель или убить ключевого персонажа, а не вычищать всю карту от рядовых солдат и рабочих. Однако любителям трудностей предстоит в полной мере освоить микроконтроль.

Обращает на себя внимание примитивизм определённых элементов. Хотя Тахар может возглавить три расы, без пристального рассмотрения трудно заметить разницу между войсками фракций. Уникальные воины в наличии, но они теряются среди разных на вид, но одинаковых по сути кавалеристов, рыцарей и лучников. От игры не ждёшь глубины StarCraft, но местные орки, люди и эльфы слишком похожи друг на друга с точки зрения механики.

Обходят SpellForce 3 стороной и моральные дилеммы с глобальными последствиями. Соратники и значимые персонажи любят поговорить. В их рассказах воедино сплетаются жестокие ритуалы, заговоры, несчастная любовь (в том числе однополая! между гномами!), конфликты группировок и личные трагедии. Увы, выбор одной из двух-трёх реакций на пламенные речи, как правило, влияет на ничего не означающие для сюжета реплики. 

Однако разгрома игра не заслуживает. Причина очевидна: отсутствие унылого однообразия. Не успеваешь разозлиться на бои с участием героев без поддержки армии и устать от применения одних и тех же умений, как заставляют возиться с десятками рыцарей и думать, как с первого раза разрушить базу врага, чтобы избавить себя от хлопот с борьбой за аванпосты. В перерывах Тахар общается с товарищами и собирает второстепенные миссии. Последние восхищают, например, встречами с гигантскими монстрами.

На протяжении большей части приключения игра не утомляет. Одни недостатки сменяются другими, но по такому же принципу работают и достоинства. Выверенная схема сбоит под занавес представления. Ты успеваешь расспросить обо всём друзей, проникнуться их историями, прокачать полезные в рамках избранной тактики навыки и освоить особенности рас, но титров всё нет и нет. Тахара отправляют в изученные ранее регионы. В сценарии появляются подгнившие фэнтейзийные штампы. Доходит до смешного: в финале ждёшь эффектного аккорда, а отряд гоняют из одного угла карты в другой.

Авторы будто старались показать красоты мира со всех ракурсов, чтобы путешественники не упустили ни единой мелочи. Густые леса, мрачные своды древних построек, шумные улицы городов и даже пустыня с редкими оазисами впечатляют проработкой деталей. К сожалению, приятные эмоции вытесняются раздражением от созерцания знакомых декораций.

После массы обновлений SpellForce 3 не избавлена от багов. Пришли в указанную точку? Не факт, что событие активируется и миссия продолжится. Бывает, что Тахар отказывается прощаться с персонажем — соответствующей реплики нет среди ответов, хорошо, что позволяют просто отойти от собеседника. Справедливости ради, кампания к версии 1.22 обходится без критических ошибок, «ломающих» прохождение (мы с такими не столкнулись).

В мультиплеерных сражениях даёт о себе знать далёкий от совершенства сетевой код и то, что фракции очень похожи. Возможность дать бой искусственному интеллекту и поддержка локальной сети становятся слабым утешением.

Diagnosis

SpellForce 3 есть что предложить, помимо смешения воедино двух жанров: стратегии и ролевой игры. Наш герой не только становится полководцем или лидером команды, готовой драться с любым чудищем. Перед его глазами оживают удивительные истории, пускай и в текстовом формате, рассказы соратников вызывают целый спектр эмоций, а декорации балуют красивыми видами. Увы, этих достоинств мало для того, чтобы скрыть шероховатости во всех составляющих, самоповторы и технические надоработки. SpellForce 3 при всём своеобразии остаётся типичным бюджетным проектом, где на каждый позитивный момент приходится пара недостатков.

Pro:

  • Постоянное чередование стратегических и ролевых моментов в кампании
  • Неплохая история, интересные рассказы компаньонов
  • Ряд хорошо проработанных побочных заданий
  • Отличный дизайн мира, приятная музыка

Contra:

  • Неудобный интерфейс и простая система развития загоняют героев в ограниченные рамки
  • Плохо проработанный искусственный интеллект соратников
  • Похожие друг на друга расы
  • Неудачные попытки растянуть кампанию
  • Раздражающие баги

Сейчас на главной

Публикации

Инди-игры марта: наследники WarCraft III и Divinity Original Sin, боевые космонавты, управление башней некроманта и не только

Итоги 18 апреля 15:00 0

Небольшие независимые студии порой способны замахнуться на легендарные имена. В марте увидели свет сразу два наследника Divinity Original Sin, которая когда-то проложила Larian дорогу к Baldurs Gate 3. В том же месяце появилась необычная стратегия в реальном времени — её даже сравнивают с легендарной WarCraft III! Конечно, совсем без пиксельных рогаликов не обошлось, как и без боевых платформеров-метроидваний. Но среди необычных продуктов затесались менеджмент башни некроманта и уютные посиделки за постройкой домов.

Когда дергаешь судьбу за спусковой крючок дробовика. Обзор Buckshot Roulette

Обзоры 18 апреля 09:00 0

Buckshot Roulette заставляет адреналин зашкаливать — она испытывает ум игрока, его расчетливость и удачу. Наградой храбрым служит денежное вознаграждение и сохранённая в опасной игре жизнь.

Падение НКР, предыстория Волт-Боя, кто сбросил бомбы на Америку. Отсылки, пасхалки и теории из нового сериала по Fallout

Статьи 17 апреля 12:50 0

Сериал от компании Amazon получился отличным — это подтверждают как отзывы пользователей, так и критиков. Да, несоответствия с видеоиграми могли проскакивать, но придираться к мелочам сегодня мы не будем. Наоборот — рассмотрим их под фанатским микроскопом! Все интересные «пасхальные яйца», отсылки к играм, подтверждение или опровержение фанатских теорий — в нашем новом материале.

Необычно пострелять. Подборка нетипичных и крутых шутеров со Steam FPS Fest, доступных в России

Статьи 16 апреля 19:39 0

С 15 по 22 апреля в Steam проходит фестиваль шутеров от первого лица — Steam FPS Fest. В рамках фестиваля пользователи могут опробовать демоверсии грядущих проектов в жанре, а также Valve подготовила порцию скидок на уже вышедшие игры. Перед вам подборка необычных шутеров, которые вы могли пропустить — все они сейчас продаются с хорошей скидкой в российском Steam.

Продолжение «Фоллаута», которое мы заслужили. Обзор сериала Fallout

Обзоры 15 апреля 18:25 0

Война. Война никогда не меняется. 11 апреля свет увидел сериал по вселенной Fallout. И повсюду тлеют пожары — фанатское сообщество вновь разделилось. Одни костерят сериал за надругательство над каноном, который заложили «отцы-основатели». Другие называют его лучшей экранизацией видеоигры. Все они по-своему правы: сериал Fallout — яркое приключение с лёгким налетом британского абсурдизма, созданное для фанатов «новой волны» Тодда Говарда. Итак, каким получился «Fallout 5» от Джонатана Нолана и Amazon?