Особое мнение: хейт оправдывает средства

Интернет открыл для нас безграничные возможности для нытья по любому поводу и осуждению кого попало.

Слишком многие приходят на огонь, но не все из них хорошие люди. Убийцы, мародеры, каннибалы. Я успел повидать многих.

Алексей Пехов, «Синее пламя» 

Интернет открыл для нас безграничные возможности для нытья по любому поводу и осуждению кого попало. Подобное поведение особенно заметно среди любителей компьютерных игр, которые делают шаг от любви до ненависти так быстро, что несчастные разработчики уже вдохнуть лишний раз бояться, чтобы никого ненароком не обидеть действием или, ещё страшнее, бездействием. И, самое страшное, они часто прислушиваются к тем людям, мнение которых не имеет вообще никакого значения. Угождая им, не удастся ни повысить продажи игры, ни расширить аудиторию.

Речь идёт о буйствующих феминистах, ЛГБТ-активистах и прочих организациях, которые перепутали точку приложения своих усилий. Зачем-то обрушиваются на игры, вместо того, чтобы с плакатами ходить по арабской пустыне и требовать повсеместного равноправия и легализации наркотиков до кучи.

Самое неприятное, что именно их почему-то лучше всего слышат крупные издатели и превращают свои игры в кунсткамеры, после прохождения которых долго ещё просыпаешься с криком в ночи. Перед глазами стоят картины секса с уродливыми инопланетянами, жуткие лица и гримасы местных женщин, верный друг и надёжный товарищ, внезапно предложивший разделить с ним постель.

О да, сейчас модно делать акценты на том, что совсем не требует пояснений. Люди решают развлечься, покупают красивый фантастический боевик, а оттуда на них начинают вываливаться «социально значимые проблемы». У игры Mass Effect: Andromeda огромное количество недостатков, связанных, в первую очередь, с бездарным сюжетом и однообразным игровым процессом. Но больше всего новостей после выхода игры было по поводу того, что разработчики собираются переделать персонажа-трансгендера, поскольку он-де поверхностно проработан. Очевидно, что разработчики вообще не понимают, для кого и для чего они создавали игру. 

Акценты делаются не на том, что действительно важно, а на том, чтобы угодить небольшой группе нытиков. Людям нужна просто хорошая игра, а разработчики, следуя примеру недалёких коллег из Голливуда, начинают подбирать персонажей, согласно негласному «золотому стандарту», где представлены все расы и сексуальные ориентации. И если игра не соответствует лекалам, то начинают подниматься тупые вопросы. Показателен комичный скандал, когда разработчиков The Witcher III обвинили в том, что в их игре почему-то отсутствуют чернокожие славяне.

Активисты вскипают от мысли, что девушки в играх предстают в виде сексуальных объектов, и начинают изливать свои претензии разработчикам. И те, перепугавшись, создают так называемых «сильных и независимых женщин». Вот только этот образ, к сожалению, не работает. Дерзкие японцы, которые из года в год делают ставку на банальную сексуальность, создают ярких и запоминающихся героинь, в то время как от западных студий в лучшем случае мы получаем нечто вроде вечно страдающей Лары Крофт. И то, этот образ стал популярным задолго до того, как Square Enix заполучила права на серию.

Как ни крути, герои в играх, как и в фильмах Майкла Бея, воспринимаются публикой поверхностно, и касается это не только женских персонажей, но и мужских. Красивую девушку, видите ли, рисовать оскорбительно, а мужика с мускулами шарами — вполне приемлемо? Девушек раздражают ослепительные блондинки в голливудских фильмах, а парней разве не должна беспокоить популярность Дуэйна «Скалы» Джонсона? Но активисты упрямо не хотят видеть этих нестыковок и продолжают провоцировать скандалы. Активистов мало, но вой стоит такой, что компаниям приходится понемногу прогибаться. Дошло до того, что некоторые из них уже всерьёз озаботились «проблемой», что среди сотрудников слишком мало женщин и геев. Надо срочно исправлять ситуацию!

Однако в последние месяцы разработчики столкнулись с новой неприятностью: оказалось, что гнев большинства гораздо неприятнее сказывается на репутации игры, чем выступления маргинальных групп. Пользователи PC открыли для себя удивительный инструмент — возможность моментально влиять на рейтинги в Steam. 

Инструмент этот опасный. Сообщество консолидируется и обрушивает рейтинги игр, создатели которых или не реализовали заявленные возможности (No Man’s Sky), или спустя рукава отнеслись к оптимизации (Batman: Arkham Knight), или вдруг решили лишить поклонников важной составляющей, например, модификаций (Grand Theft Auto V). Недавними жертвами «steam-атак» стали замечательные игры Dishonored: Death of the Outsider и Divinity: Original Sin 2. В первом случае китайские пользователи столкнулись с невозможностью запустить игру, во втором — студия Larian решила задержать выпуск русской, немецкой и французской локализаций (острая реакция сообщества в итоге вынудила их выпустить незаконченные переводы).

Рейтинг в Steam — самый эффективный для пользователей способ обратной связи с разработчиками. Игровых форумов много, но у них ограниченное количество участников. Не факт, что даже через общение на официальном сайте получится достучаться до руководства студии; проще удалить неудобное сообщение, чем отвечать на него. А вот Steam, который является не просто магазином, но также социальной сетью, где сидят собственно покупатели игр, нельзя игнорировать. Компания Valve оказала компаниям медвежью услугу, когда позволила пользователям высказываться, обсуждать игры и ставить им оценки, которые тут же появляются на главной странице «товара». Sony и Microsoft по очевидным причинам стесняются представить своим клиентам такую свободу. 

В Steam достаточно малой искры, чтобы вспыхнуло пламя. Игра может быть сколько угодно хороша. Она может обладать отличным сюжетом или впечатляющим визуальным рядом, интересной механикой и дарить многие часы прохождения. Она может быть самим идеалом! Однако если она будет плохо оптимизирована или разработчики решат выпустить локализацию немного позже — пиши пропало. За подобные «прегрешения» профильная пресса оценки если и снижает, то ненамного, поскольку учитывается общий масштаб и качество проделанной работы. Пользователи же безжалостны в своих оценках.

Недавно мы столкнулись с ещё одним поводом для «наказания» разработчиков — если они в реальной жизни позволяют высказывания или действия, идущие вразрез с мнением большинства, начинается травля игры в Steam. Показательным примером является катастрофическое падение рейтинга выдающейся игры Firewatch (с 85% до 47%). Шон Ванаман, один из её создателей, остро отреагировал на расистское высказывание шведского блогера PewDiePie, запретил ему транслировать свои игры и отправил жалобу руководству YouTube. Справедливо он поступил или нет — в данном случае не имеет значения. А вот то, что Steam моментально наполнился отрицательными и оскорбительным отзывами в адрес Firewatch — вот это уже проблема.

Многие люди, имеющие отношение к развлекательной индустрии, не выставляют напоказ свои политические взгляды и не лезут в конфликты, чтобы не попадать в подобные ловушки. Скандалы могут развернуться против человека, разрушить его карьеру и даже жизнь. Лучше обойти минное поле, чем идти напрямки, со взором горящим, ради защиты каких-то там идеалов. Правдолюбы хороши лишь тогда, когда их мнение отражает «линию партии». В остальных случаях их начинают травить, как прокаженных.

Представители игровой индустрии стараются не лезть в подобные конфликты и поддерживают лишь те начинания, которые совершенно точно одобряются обществом. Сейчас модно бороться за права женщин и геев? Хорошо, мы с вами! Надо осуждать расизм? Да не вопрос, перекрасим протагониста, покажем, как это для нас важно! 

Но в случае с Firewatch система дала сбой. Вместо того, чтобы присоединиться к осуждению PewDiePie, публика начала освистывать того, кто решил бороться с проявлениями расизма со стороны популярного блогера. Почему? А потому что данный скандал к расизму не имеет никакого отношения. Написав жалобу в YouTube, Шон Ванаман показал, что разработчик может легко оказать давление на блогера и заткнуть ему рот. Несколько таких жалоб могут привести к блокировке канала, и простой человек этому уже ничего не сможет противопоставить. 

Цензура проявила своё безобразное лицо, пользователям это не понравилось, и они отреагировали, как могли.

Метод борьбы пользователей с разработчиками через обрушение рейтингов в Steam — неправильный, однако, как уже отмечалось выше, самый эффективный. Пользователи всегда будут остро реагировать на попытки ограничить свободу слова, также как на обманы разработчиков. Если игра плоха или «на любителя» — это одно, но если вы что-то обещали, то выньте да положите на стол заявленную функциональность, иначе вас накроет волна гнева. 


Сейчас на главной

Публикации

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.

Наконец-то покер перестал быть... Покером? Запоздалый обзор Balatro

Обзоры 22 апреля 08:53 0

Разработчик LocalThunk взял карточную игру «Покер», добавил туда новых правил и красивые шкурки — из азартной игры на деньги получился креативный декбилдер, а результат получил огромную популярность. Заслуживает ли её Balatro? Сейчас расскажем.

Fallout: Хроники создания легендарной саги. Если хочется почитать про вселенную и разработку серии

Обзоры 21 апреля 11:12 0

Хорошие экранизации игровых серий — редкое явление, отчего выход сериала Fallout стал сродни землетрясению. За ним последовали внезапные «афтершоки»: старые фанаты обращаются к играм, чтобы провести в этом мире ещё немного времени, а споры, какая игра лучше, разгораются с новой силой. Новички тоже не отстают и уже делают первые неуверенные шажки из Убежища. Но если поиграть нет возможности, а сериал просмотрен — рекомендуем что почитать, если вы любите вселенную Fallout или хотите больше узнать о ней.

Исторично, познавательно и увлекательно — в отличие от «Смуты»! Подборка историчных игр разной степени реалистичности

Статьи 19 апреля 12:16 0

«Смута» гордо определяет себя как игра, которая может научить истории. Нельзя не признать, что разработчики старались – очень симпатичное слайд-шоу получилось. Вот только прохождение «Смуты» вызывает желание забыть всё увиденное, а не запомнить. Поэтому мы составили подборку игр с историческим уклоном, которые могут похвастаться красивой картинкой, увлекательным геймплеем, грамотной подачей сюжета — эти аспекты необходимы для поддержания интереса игрока, даже в «историчных» играх.

Инди-игры марта: наследники WarCraft III и Divinity Original Sin, боевые космонавты, управление башней некроманта и не только

Итоги 18 апреля 15:00 0

Небольшие независимые студии порой способны замахнуться на легендарные имена. В марте увидели свет сразу два наследника Divinity Original Sin, которая когда-то проложила Larian дорогу к Baldurs Gate 3. В том же месяце появилась необычная стратегия в реальном времени — её даже сравнивают с легендарной WarCraft III! Конечно, совсем без пиксельных рогаликов не обошлось, как и без боевых платформеров-метроидваний. Но среди необычных продуктов затесались менеджмент башни некроманта и уютные посиделки за постройкой домов.