Sony на E3 — победа бездействием

Состоявшаяся пресс-конференция Sony на E3 показала, что компания извлекла урок из неудачного запуска PS3 и сконцентрировалась на создании сбалансированного, недорогого, но мощного игрового устройства, простого для разработчиков и удобного для пользователей.

Sony красиво анонсировала PS4 в феврале 2013 года. Нам показали новый необычный контроллер DualShock 4 и первые игры следующего поколения, устроили демонстрацию технологических возможностей и рассказали о простой архитектуре устройства, представили инициативу, направленную на поддержку инди-разработчиков. Впечатление в целом было положительное, поскольку мероприятие посвящалось играм и только им. Однако внешний вид PS4 остался тайной. Решили сохранить интригу до E3 2013. 

Состоявшаяся пресс-конференция Sony на E3 показала, что компания извлекла урок из неудачного запуска PS3 и сконцентрировалась на создании сбалансированного, недорогого, но мощного игрового устройства, простого для разработчиков и удобного для пользователей.

PS4 оправдала почти все ожидания. Приятно удивила цена, 400 долларов (или 400 евро в Европе). 8 лет назад именно с этой отметки стартовала старшая модель Xbox 360, которая стоила в полтора раза дешевле PS3 (60 ГБ), что автоматически обеспечило ей лучшие продажи. 

Именно на PS4 проводились демонстрации самых технологичных мультиплатформенных игр (не факт, что они будут столь же эффектно смотреться на Xbox One). Ubisoft на своем мероприятии представила потрясающую визуализацией и анимацией онлайновую ролевую игру The Division (создается для PS4 и Xbox One). Действительно проект следующего поколения. Постапокалиптический, заснеженный, открытый для исследований Нью-Йорк смотрится на голову технологичнее мира из вышедшего на днях боевика The Last of Us, который предлагает схожий сеттинг и является одним из самых красивых проектов текущего поколения. 

Нам продемонстрировали саму PS4. По размерам она оказалась даже меньше, чем современная PS3 Slim. Дизайн простой, однако не без изюминки. Боковые грани имеют форму параллелограммов, глубокая выемка делит консоль пополам, а вентиляционные отверстия находятся сзади, что одновременно подчеркивает легкость конструкции, ее монолитность и строгий характер. Словно гигантская мужская бритва с двумя лезвиями, которая, впрочем, смотрится крохой, если рядом поставить Xbox One. 

Сложилось впечатление, что Sony разрабатывала стратегию своего выступления на E3 2013, исходя из ошибок Microsoft, открыто подтрунивая над ее решениями. Обычные для этого поколения функции подавались с таким апломбом, словно компания как минимум раздавала купоны на манну небесную. Аудитория в ответ рукоплескала.

Нет обязательной привязки к онлайну; можно свободно обмениваться подержанными играми и самостоятельно заменять жесткий диск; отсутствует региональное кодирование; нет принудительного подключения всевидящей камеры (без которой консоль не включится): «Ура! Ура! Ура!» — многие хлопали стоя. 

Один из тех примеров когда непопулярные действия конкурента дают повод гордиться собственным бездействием. Зато новость о том, что на PS4 будет платный мультиплеер, компания подала завуалированно. Мол, платный сервис PS Plus продолжит свое существование, обеспечивая пользователям бесплатный доступ к избранным играм, а также… к мультиплееру.

Еще одним спорным решением Sony стала новая политика касательно издания игр. Microsoft туго закручивает гайки, вынуждает разработчиков искать покровительства у издательств и проходить долгую процедуру сертификации продуктов. А Sony позволяет разработчикам самим публиковать игры в PS Store.

Таким образом, PS4 становится открытой платформой. Немудрено, что количество анонсированных для PS4 «консольных эксклюзивов» (то есть тех, что не выйдут больше ни на одной другой консоли, но скорее всего посетят PC) уже чуть ли не в полтора раза превосходит число эксклюзивов для Xbox One. И дальше их число будет расти, поскольку архитектура консоли максимально приближена к игровому компьютеру. Отсюда и нездоровое количество анонсов условно-бесплатных игр и оригинальных проектов от инди-разработчиков. 

Учитывая, что под своим крылом Sony и без того собрала десятки талантливых студий, ассортимент игр для PS4 будет крайне широк и разнообразен. Другое дело, что такая постоянно растущая база игр требует хорошую каталогизацию и навигацию, а это не про PS Store. По крайней мере, в его текущем громоздком и неповоротливом виде. И не помешает фильтровать контент, чтобы магазин в итоге не превратился в помойку по образу и подобию Play Market на устройствах под управлением Android.

Пока публика рукоплещет Sony, ее акции растут, как и прогнозы по продажам PS4, стоит отметить, что компания не анонсировала ни одного изменения в политике распространения игрового контента. Диски можно свободно перепродавать — это хорошо. А что делать с купленными в онлайновом магазине играми? У Microsoft, например, есть ответ на этот вопрос — игры можно будет раздавать членам «семьи» (до десяти человек). 

Вот если бы Sony анонсировала сервис, который позволил бы пользователям продавать или обмениваться купленными в онлайновом магазине играми (пусть для этого требуется отдельная подписка, пусть за определенную плату, пусть удерживая процент с продаж), тогда можно было бы рукоплескать. А так... нам навязали платный мультиплеер, ничего не предложили взамен, и только благодаря запретительной политике Microsoft эти новости воспринимаются как хорошие. 

Что касается представленных на пресс-конференции игр, то Sony тут тоже гордиться не чем. Все эксклюзивы от внутренних студий находятся в тени проектов от независимых издателей. Причем это касается как визуального исполнения, так и оригинальности.

Вполне возможно, что очередные Killzone и inFamous окажутся добротными играми, не хуже оригиналов. Вполне вероятно, что DriveClub от создателей великолепной трилогии Motorstorm станет чем-то большим, чем условно-бесплатная доилка с миллионом DLC (эта социальная гоночная игра «бесплатно» предоставляется всем абонентам платного сервиса PS Plus). Вполне возможно, что странноватый мультяшный боевик Knack сможет хорошо развлечь взрослых и детей. Но это все не то.

Пресс-конференции не хватило шокера, гарантии светлого будущего, анонса, хотя бы номинального, продолжения популярного сериала с многомиллионной армией поклонников (как Microsoft пообещала новый Halo или Nintendo — The Legend of Zelda; когда они еще выйдут; главное, что разрабатываются). Такого как LittleBigPlanet, Uncharted или God of War. Хотелось бы увидеть Gran Turismo следующего поколения или анонс новой игры от Quantic Dream на PS4, но эти бонусы почему-то получит PS3. 

Понятно, что внутренние студии Sony что-то разрабатывают, но что именно — тот еще вопрос, учитывая, как легко компания забывает и закапывает собственные бренды. 

Да, нам показали красивый CGI-ролик новой игры от студии Ready at Dawn под названием The Order: 1886. Альтернативная история, наводненный монстрами Лондон, энергетическое оружие и кареты — очень интересно, но что это такое, непонятно. К слову, Ready at Dawn до этого занималась созданием игр для PSP.

Остаток пресс-конференции отдали на откуп сторонним издателям и разработчикам. Хотя студия Quantic Dream порадовала технологической демонстрацией возможностей PS4 на примере фентезийного спектакля The Dark Sorcerer. Увлекательно, красиво и весело. 

Известные инди-разработчики представили для PS4 множество своих проектов. Среди них особенно стоит выделить удивительный Transistor от создателей Bastion, ремейк PSOne-классики Abe's Oddysee: New'n'Tasty и, обязательно, интригующе-непостижимое приключение в открытом мире, наводненном загадками, The Witness от Джонатана Блоу, автора Braid. 

Потом пошла демонстрация мультиплатформенных игр, большая часть которых предложит обладателям PS4 некий «эксклюзивный контент». Потрясло возвращение Kingdom Hearts – наконец-то номерная игра знаменитой серии, а не какое-то ответвление. Final Fantasy Versus XIII превратилась в Final Fantasy XV под аккомпанемент динамичного трейлера с умопомрачительными боевыми сценами. Нам показали новый эпизод из Watch Dogs и впервые — демонстрацию игрового процесса Assassin's Creed IV. Также напомнили про существование консольной версии Diablo III, показали дебютный CGI-трейлер игры Mad Max

Главным украшением пресс-конференции стала длинная демонстрация игрового процесса нового кооперативного шутера студии Bungie (создателей сериала Halo) — Destiny. Поразительная атмосфера постапокалиптичного будущего, необычный художественный стиль, технологичная графика и динамичные перестрелки — похоже, что эта игра имеет все шансы стать «Call of Duty следующего поколения». Самое яркое впечатление выставки. Вдвойне приятно, что она появится на PS3, PS4, Xbox 360 и Xbox One. Впрочем, как и многие другие показанные на мероприятии мультиплатформенные игры.

Несмотря на скупое количество показанных эксклюзивов, Sony продемонстрировала главное — умение договариваться. Компания наладила хорошие отношения с Ubisoft и в кои-то веки с Activision. Сильнейшим шагом стало выступление студии Bungie, которая когда-то подарила Xbox «лицо» Мастера Чифа. Продолжения популярных сериалов от Square Enix поспособствуют хорошем продажам PS4 как минимум в Японии (этот рынок и в следующем поколении будут делить между собой Nintendo и Sony, Microsoft там обречена заранее). 

PS Vita и PS3 на пресс-коференции уделили совсем мало внимания, к сожалению. А ведь для этих платформ как раз было, что показывать и о чем рассказывать. 

Так, на PS3 в этом году выходят Gran Turismo 6, Beyond: Two Souls, Puppeteer, Rain и тьма мультиплатформы, во главе с, конечно же, Grand Theft Auto V. Обласканному критиками боевику The Last of Us тоже не помешало бы уделить чуть больше внимания. Красивая и большая презентация Gran Turismo 6 стала бы хорошим стратегическим ходом, чтобы отвлечь внимание аудитории от главного эксклюзива Microsoft в 2013 году — Forza Motorsport 5. Но ее не было. 

PS Vita уделили совсем мало времени, привычно пообещав, что она «находится в начале своего жизненного пути». Второй год на рынке, а все еще в начале, да.

Тем не менее, для PS Vita в 2013 году выходит шутер от первого лица Killzone: Mercenary, уморительный платформер Rayman: Legends, необычная приключенческая игра Tearway от авторов LittleBigPlanet, отдельная часть Batman: Arkham Origins Blackgate (мордобой, вид сбоку), порт зомби-киллера Dead Nation с PS3, кооперативная ролевая игра Dragon's Crown, переиздания God of War 1 и 2, Final Fantasy X и X-2, трилогии Jak & Daxter. На консоли также появится одна из лучших игр прошлого года — The Walking Dead, включая дополнительный эпизод 400 Days. Наконец, выйдут инди-хиты Frozen Synapse Tactics, Hotline Miami и Lone Survivor. 

Конечно, смущает количество переизданий и мало количество эксклюзивных проектов, но уже хоть что-то. 

Analysis

Не станем месить те же мысли, что были отражены в статье «Microsoft на E3». Да, этот раунд целиком остался за Sony, которая предложила более удачное игровое устройство, если отталкиваться от удобства, цены и сервисов. Учитывая, что демонстрации самых технологичных мультиплатформенных игр следующего поколения проводились на PS4, можно высказать предположение, что консоль будет также мощнее Xbox One, единственными конкурентными преимуществами которого на данный момент являются Skype и Kinect

Поэтому в заключение хотелось бы сказать не о Sony, а вспомнить Nintendo, которая сейчас находится в очень интересном положении.

Несмотря на то, что компания отказалась от проведения пресс-конфеенции на E3 2013, она единственная из платформодержателей представила мощнейшую линейку эксклюзивных проектов. Если бы Nintendo подождала год до запуска Wii U, не спешила с системным ПО, подготовила игры, тщательно продумала цену и комплектацию, то консоль выстрелила бы на E3, причем громче и успешнее Sony и Microsoft вместе взятых.

Судите сами: консоль совсем крохотная и отличается низким энергопотреблением, мультиплеер бесплатный, обратная совместимость есть, дисками можно свободно обмениваться, а игры, купленные в онлайне, привязываются к Wii U. Это странное решение, которое нуждается в доработке, но пользователь в итоге оказывается полноправным хозяином купленных игр, с возможностью потом продать свою коллекцию, пусть и в составе консоли.

На Wii U выходят те же самые Assassin's Creed IV и Watch Dogs. Готовящиеся эксклюзивы, в частности, Project X, Bayonetta 2, Pikmin 3,  Mario Kart 8, Super Smash Bros. и Super Mario 3D World вызывают гораздо больше интереса, чем Killzone и inFamous, Killer Instinct и Forza Motorsport. Сейчас компании надо всего лишь встряхнуться, убрать с полок модель Wii U с 8 ГБ, снизить цену на модель с 32 ГБ и атаковать рынок дружной сборной своих плюшевых, нестареющих и неустаревающих героев. 

Очень хочется, чтобы компания Nintendo вернулась на рынок и напомнила расслабившимся Microsoft и Sony, что такое игровые консоли. Пока же следующее поколение в исполнении PS4 и Xbox One больше всего напоминает специализированные персональные компьютеры с платным мультиплеером, без обратной совместимости и фактически с тем же самым набором игр, который предлагает сервис Steam.


Сейчас на главной

Публикации

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Обзоры 23 апреля 16:48 0

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.

Наконец-то покер перестал быть... Покером? Запоздалый обзор Balatro

Обзоры 22 апреля 08:53 0

Разработчик LocalThunk взял карточную игру «Покер», добавил туда новых правил и красивые шкурки — из азартной игры на деньги получился креативный декбилдер, а результат получил огромную популярность. Заслуживает ли её Balatro? Сейчас расскажем.

Fallout: Хроники создания легендарной саги. Если хочется почитать про вселенную и разработку серии

Обзоры 21 апреля 11:12 0

Хорошие экранизации игровых серий — редкое явление, отчего выход сериала Fallout стал сродни землетрясению. За ним последовали внезапные «афтершоки»: старые фанаты обращаются к играм, чтобы провести в этом мире ещё немного времени, а споры, какая игра лучше, разгораются с новой силой. Новички тоже не отстают и уже делают первые неуверенные шажки из Убежища. Но если поиграть нет возможности, а сериал просмотрен — рекомендуем что почитать, если вы любите вселенную Fallout или хотите больше узнать о ней.

Исторично, познавательно и увлекательно — в отличие от «Смуты»! Подборка историчных игр разной степени реалистичности

Статьи 19 апреля 12:16 0

«Смута» гордо определяет себя как игра, которая может научить истории. Нельзя не признать, что разработчики старались – очень симпатичное слайд-шоу получилось. Вот только прохождение «Смуты» вызывает желание забыть всё увиденное, а не запомнить. Поэтому мы составили подборку игр с историческим уклоном, которые могут похвастаться красивой картинкой, увлекательным геймплеем, грамотной подачей сюжета — эти аспекты необходимы для поддержания интереса игрока, даже в «историчных» играх.