E3 2012: пресс-конференция Nintendo - хорошо забытое старое

Выступления Nintendo - это всегда как порталы в прошлое, в беззаботное детство. Но эта пресс-конференция была особенной.

Выступления Nintendo - это всегда как порталы в прошлое, в беззаботное детство. Веселые люди не от мира сего показывают трехцветные платформеры и гоночки, через слово поминают Марио и вызывают бурные овации очередным ремейком очередного ремейка. Но эта пресс-конференция была особенной. Nintendo представляла консоль нового поколения. В прошлом году нам показывали впечатляющие технодемки, поэтому в этом как минимум ожидалась демонстрация игры, которая бы заставила считать дни до появления Wii U в продаже. Красивой, эффектной, современной игры, ознаменовавшей начало нового поколения. Nintendo показала.

И публика ахнула.

Потом пресс-конференция закончилась, и повисло молчание.

Сложно понять, как Nintendo могла так опростоволоситься. У нее на руках все козыри. Новая консоль, профессиональные студии, отличные игровые сериалы. Если бы компания показала (или хотя бы анонсировала) новые части The Legend of Zelda или Metroid Prime с современной графикой. Если бы они выкатили Super Mario Galaxy или Super Smash Bros. с четкими текстурами и в HD-разрешении, ситуация могла бы сложиться иначе. Но Nintendo показала то, что с трудом описывается цензурной лексикой. Пройдемся по анонсированным играм. Это... Pikmin 3, добрая стратегия, в которой отряды крохотных гринписовцев выполняют поставленные задачи. Игра поддерживает управление при помощи Wii Remote и Wii Nunchuk. Курсором указываем цели, а человечки с ними разбираются на манер гоблинов из сериала Overlord.

Родной геймпад для Wii U выводит на свой экран карту локации, через него указаниями пальцев можно контролировать процесс. Графика страшная. Идем дальше. Недальновидность Nintendo проявила себя и в момент анонса New Super Mario Bros. U. Словно компания разучилась делать вообще что-то кроме двухмерных платформеров. Внешне игра идентична тому, что было на Wii (теперь в HD), поддерживает кооперативное прохождение, светится яркими красками, подбадривает веселыми криками и аплодисментами.

Вне всякого сомнения, дети от такой потехи будут в восторге. Наверняка к ним присоединятся их родители. Быть может даже бабушки и дедушки, поскольку игровой процесс столь же прост, как 25 лет назад. Но этой игрой Wii U не демонстрирует превосходство (или хотя бы равенство) с PS3 и Xbox 360. Отличия от проектов на Wii едва заметны, и заключаются они, похоже, только в разрешении. Смысл выпускать такое на старте? Последняя игра от Nintendo для Wii U (да, третья и последняя) - это сборник мини-игр Nintendo Land. В него войдут несколько развлечений: The Legend of Zelda Battle Quest, Animal Crossing Sweet Day, Luigi’s Ghost Mansion, Ninja Castle, Donkey Kong’s Crash Course и пр. Как видно, почти все они посвящены героям из популярных сериалов Nintendo. Одна другой проще.

К примеру, Ninja Castle - это такой тир, в котором надо метать звездочки в выскакивающих фанерных ниндзя. Геймпад Wii U кладется на одну ладонь, а второй рукой пальцами по экрану необходимо брать и бросать вперед звездочки. Все бы ничего но геймпад весит 500 грамм. Долго с ним не побалуешься. Потом нас постарались удивить мультиплеерным Luigi’s Ghost Mansion. Четыре игрока с Wii Remote бродят по лабиринту с фонариками в поисках призрака. Пятый, с Wii U, исполняет роль дружелюбного привидения, видит на своем экране всех, убегает и старается их по одному напугать до смерти. Вот и все игры от Nintendo. Ремейк (новый вид пикминов!), ремейк (пятый игрок с геймпадом Wii U сможет выдвигать платфомы для других!) и сомнительный сборник (не забудьте прихватить четырех друзей с контроллерами от Wii!). Хиленький повод для покупки новой консоли. Для альтернативной аудитории, взахлеб читающей специализированные журналы по скоростному вышиванию крестиком, Nintendo припасла “другие игры”. Ими стали фитнес-тренажер Wii Fit U (полукилограммовый геймпад Wii U в некоторых занятиях используется вместо гантели) и каракое с рабочим названием Sing. В рекламном ролике девочка перед толпой подружек читала песни с экрана геймпада Wii U. Те в ответ оргазмически радовались и танцевали.

Да, Sony и Microsoft тоже грешили рекламными роликами на тему фитнеса и танцев. Но у Nintendo что ни сценка, то больной восторг взрослых вроде бы людей по поводу какой-нибудь глупости. Словно им не в стотысячный раз подсовывают хорошо знакомого Марио, а сообщают, что они выиграли миллион долларов. Позитив на грани фола, до приторной сладости. Так и ждешь, что сейчас хорошо поставленный мужской голос воскликнет: “Спешите! Предложение ограничено! Если вы позвоните прямо сейчас, то вам в подарок достанется защитная пленка на экран и салфетка!”. Нехитрый прием воздействия на легко внушаемых людей. Ладно, если сама Nintendo так небрежно подошла к формированию своей стартовой линейки, быть может сторонние издатели и разработчики приготовили бомбу? Нет. Основная масса готовящихся проектов - это либо переиздания давно вышедших игр, либо мультиплатформа. На конференции мелькали ролики Mass Effect 3, Tekken Tag Tournament 2, Ninja Gaiden 3, Aliens: Colonial Marines, Darksiders II, Assassin’s Creed III, Rayman Legends, Trine 2 и Batman: Arkham City. Во все эти игры добавлены уникальные функции, связанные с возможностями Wii U. И как бы разработчики не старались, у них не получалось ничего кроме усложнения элементарных функций. Они помещали на экран контроллера карту местности, позволяли с его помощью копаться в инвентаре, сканировать локации и управлять полетом снарядов. В общем, все то, что обычно доступно из игрового меню без необходимости отвлекаться от телевизора и сверяться с “показаниями приборов”.

Чтобы стало понятнее, представьте, если тактическая карта в Starcraft II (Call of Duty, Battlefield и пр.) находится не в уголке экрана, а лежит у вас на коленях. Или что использование оптического прицела ставит действие на телевизоре на паузу и вынуждает наводиться на цель через окошко контроллера. Та еще радость. Единственная игра из представленных на конференции, которая адекватно использовала возможности геймпада Wii U, это Scribblenauts Unlimited. Немудрено, поскольку эта нестандартная головоломка зародилась на двухэкранной Nintendo DS.

В Scribblenauts Unlimited любое написанное слово превращается в объект, с которым затем можно взаимодействовать (или который начинает жить собственной жизнью). Вызов Ктулху не поможет, когда надо достать с дерева котенка, не правда ли? Раньше многообразие решений ограничивалось базой данных разработчиков. В Unlimited пользователи сами смогут создавать-рисовать объекты и обмениваться ими друг с другом. Поэтому сенсорный экран и стилус приходятся очень кстати. Помимо казуальных фитнесов, танцевалок и сборников мини-игр стоит упомянуть анонс LEGO City Undercover (очередную часть LEGO от Traveller's Tales), пародийный криминальный боевик, где роли крутых полицейских и бандитов играют пластиковые человечки. Единственным экслюзивом, ориентированным на аудиторию с тестостероном в крови, стал зомби-киллер ZombiU от Ubisoft. В нем привычный процесс отстрела тупоголовых мертвецов разбавлен необходимостью сканировать предметы, вводить коды и перетряхивать инвентарь при помощи сенсорного экрана.

Изюминкой этого шутера от первого лица является то, что у игрока всего одна жизнь. После смерти надо создавать нового протагониста и начинать все сначала. Кроме того, смерть наступает после одного-единственного удара зомби. Поэтому тут на первый план выходят осторожность, необходимость сканировать пространство на наличие подозрительной активности. Патронов немного. Выглядит игра достойно, вполне на уровне современных консольных проектов. Про саму консоль Wii U Nintendo расказывала неохотно. Не были объявлены ни точная дата выхода, ни цена. О том, что геймпад работает всего от 3 до 5 часов и заряжается 2,5 часа стало известно уже после. Резистивный экран с плохими углами обзора. Объявили о том, что на одной консоли можно будет играть с двумя геймпадами Wii U. Забыли сообщить, что при этом частота кадров в играх падает почти в два раза. Зато долго рассказывали, как изменился геймпад с момента предыдущего показа, указали на более удобное расположение кнопок, аналоговые стики (вместо своих Circle-Pad), камеры, микрофон и гироскопы. В общем, получился такой дешевый клон PS Vita в форм-факторе китайской развивающей игрушки фабрики “Чё-За-Байда”. В век сверхтонких планшетов и смартфонов такая бандура смотрится пришельцем из 90-х, когда в моде были массивные пейджеры.

Как это сейчас принято, консоль будет включать поддержку видео-сервисов типа Youtube, Hulu и Netflix. Чтобы обеспечить социальное взаимодействие игроков, Nintendo придумала Miiverce. При запуске Wii U пользователь попадает на экран с иконками установленных игр. Под этим экраном тусуются Mii-аватары людей со всей планеты, которые обмениваются сообщениями, рисунками и скриншотами. Чтобы площадь не превратилась в помойку с матом через слово и нарисованными пенисами, сообщения модерируются, поэтому публикации идут с задержкой. Nintendo по всем признакам все еще придерживается японской политики изоляции, не допуская иностранного влияния на свое развитие. Поэтому в стороне остались видеочаты, голосовое общение, возможность собираться в группы, ставить купленным играм оценки и сравнивать трофеи. Возможно это в какой-то форме и будет реализовано. Но пока пользователям Wii U остается уповать на то, что Miiverce окажется хоть немножко полезной затеей.

Когда дошла очередь до 3DS, стало немного бодрее. Nintendo представила три новые игры, посвященные Марио и его семейке: New Super Mario Bros. 2, Paper Mario Sticker Star и Luigi’s Mansion: Dark Moon. Игры совершенно разных жанров, связанные одним именем, порадуют поклонников усатого водопроводчика.

Для людей с другими вкусами стараются сторонние издатели и разработчики. На конференции промелькнули ролики Castlevania: Lords of Shadow - Mirror of Fate, Epic Mickey: Power of Illusion и Kingdom Hearts 3D: Dream Drop Distance. До конца 2012 года обладателям 3DS будет, чем заняться. Стоит отметить, что это не порты со старших консолей, а самостоятельные проекты с уникальным игровым процессом.

Analysis

Перед тем, как перейти к анализу пресс-конференции, стоит немного вернуться в прошлое. В период PlayStation компания Nintendo из лидера стала аутсайдером. Волшебство имени Марио и портативный бизнес помогли им оставаться на плаву. Ни одна из хитовых игр для GameCube не смогла поколебать позиции PS2. Гениальные Metriod Prime, The Legend of Zelda, Super Mario и прочие Picmin’ы не помогли Nintendo завоевать популярность среди хардкорной аудитории. Нет предпосылок, что они окажут заметное влияние на продажи консоли нового поколения и теперь. Успех Wii объясняется только тем, что Nintendo заняла совершенно новую нишу, на которую до этого и внимания никто не обращал: не верилось, что можно получать серьезную прибыль с людей, которые в принципе не увлекаются играми. Nintendo предложила интуитивный, понятный и простой способ управления. Nintendo установила доступную цену, ниже чем у PS3 и Xbox 360 на тот момент. И Nintendo выбросила на рынок спортивные фитнес-тренажеры, танцевальные игры, сборники мини-игр. Всем хотелось попробовать что-то новое. Консоль забрасывалась на пыльную полку после месяца использования, но первая неделя - это период ярких впечатлений. Не забывала Nintendo и про детей. Для них выходили замечательные платформеры (с именем Марио), приключения (с именем Зельды и Самус Аран). Сторонние издатели пытались выпускать самостоятельные проекты (шутеры, боевики) для хардкорных игроков, и почти все из них демонстрировали мизерные продажи. Поэтому конце жизни Wii  представляла собой жалкое зрелище: платфома на которую выпускает игры только платформодержатель (за редким исключением).

Сторонние издатели набили много шишек с Wii. Поэтому их отношение к новой консоли Wii U описывается двумя словами: “недоверие” и “неуверенность”. Поэтому стартовая линейка Wii U выглядит так пусто. От Activision - ноль. И это в период выхода нового Call of Duty. От Electronic Arts - только Mass Effect 3. И это странно, учитывая будущие FIFA 13, Madden NFL 13 и Medal of Honor. Остальные издатели в массе своей решили еще раз продать на Wii U уже вышедшие игры (или те, которые вскоре появятся на полках магазинов). Соответственно, аудитория PS3 и Xbox 360 хотела бы, но не получила ни единого повода покупать Wii U этой осенью. Единственным издателем, который приготовил для Wii U серьезный эксклюзив с хорошим бюджетом, стала Ubisoft. Но одного зомби-киллера мало для запуска. Nintendo оказалась не такой рисковой. Поэтому все, что предлагает компания - это двухмерный платформер, караоке, фитнес и набор мини-игр. В следующем году может и подтянутся ударные экслюзивы, но тогда удивлять будет поздно. Ожидается демонстрация игр для настоящего "нового поколения" от Microsoft и Sony.

Эту конференцию сложнее всего анализировать. Чтобы делать какие-то выводы, надо хоть какое-то понимание бизнес-стратегии Nintendo. А этого нет. Wii была большим риском, новая концепция выстрелила, но могла и раствориться в пучине непонимания. Wii U отрицает предыдущий опыт, пытается сейчас казаться “своей” для хардкорных игроков, но безрезультатно. У нее нет ни взрослых эксклюзивных игр, ни лучшей графики, ничего не известно про организацию мультиплеера. Дикий геймпад с экраном оказывается вовсе не такой удобной и востребованной штукой, какой его пытается представить компания. Казуальная аудитория, привыкшая к интуитивному управлению, посмотрит на этот  раздувшийся планшет с кучей кнопок, пожмет плечами и пойдет дальше, в сторону iPad или Kinect. Вариантов для развлечений у них теперь множество. И самое грустное для Nintendo, что компании теперь не удастся даже провести аферу, которая позволила 3DS остаться на плаву. Цену на Wii U ниже Xbox 360 и PS3 не установишь. И тем более не объяснишь, чем эта консоль лучше других. Вот чем хуже - это запросто.


Сейчас на главной

Публикации

(18+) Руки на органы управления! Подборка игр для взрослых, где геймплей важнее всего остального

Игры для взрослых удивительны — в большинстве из них игроку нужно активно поддаваться врагам, чтобы получить доступ к «главному контенту». Однако есть и такие, что заставят забыть обо всём кроме победы. Проекты из этой подборки удивляют своим необычным геймплеем — и мы собрали их для вас в одном месте.

Стильно, нудно, криво, мало. Обзор No Rest for the Wicked [ранний доступ]

Обзоры 23 апреля 16:48 0

Создатели дилогии Ori, в преддверии появления No Rest for the Wicked в программе раннего доступа, не раз говорили, что со своей новой игрой они собираются вывести жанр action-RPG на новый уровень. Получилось ли у них? Ответ будет, скорее, положительным, но нюансов и раздражающих мелочей у проекта хватает.

Наконец-то покер перестал быть... Покером? Запоздалый обзор Balatro

Обзоры 22 апреля 08:53 0

Разработчик LocalThunk взял карточную игру «Покер», добавил туда новых правил и красивые шкурки — из азартной игры на деньги получился креативный декбилдер, а результат получил огромную популярность. Заслуживает ли её Balatro? Сейчас расскажем.

Fallout: Хроники создания легендарной саги. Если хочется почитать про вселенную и разработку серии

Обзоры 21 апреля 11:12 0

Хорошие экранизации игровых серий — редкое явление, отчего выход сериала Fallout стал сродни землетрясению. За ним последовали внезапные «афтершоки»: старые фанаты обращаются к играм, чтобы провести в этом мире ещё немного времени, а споры, какая игра лучше, разгораются с новой силой. Новички тоже не отстают и уже делают первые неуверенные шажки из Убежища. Но если поиграть нет возможности, а сериал просмотрен — рекомендуем что почитать, если вы любите вселенную Fallout или хотите больше узнать о ней.

Исторично, познавательно и увлекательно — в отличие от «Смуты»! Подборка историчных игр разной степени реалистичности

Статьи 19 апреля 12:16 0

«Смута» гордо определяет себя как игра, которая может научить истории. Нельзя не признать, что разработчики старались – очень симпатичное слайд-шоу получилось. Вот только прохождение «Смуты» вызывает желание забыть всё увиденное, а не запомнить. Поэтому мы составили подборку игр с историческим уклоном, которые могут похвастаться красивой картинкой, увлекательным геймплеем, грамотной подачей сюжета — эти аспекты необходимы для поддержания интереса игрока, даже в «историчных» играх.