Жизнь, смерть и возрождение PlayStation Vita

19:00 03 марта 2021 Максим Драган 21

Иронично, что консоль с названием «жизнь» так быстро умерла в руках компании Sony. На протяжении пяти лет активной поддержки японцы делали вид, что PS Vita – нежеланный ребёнок. К счастью, за дело взялись энтузиасты и начали реанимировать почти ушедшую в небытие консоль.

PlayStation Vita – портативная консоль от компании Sony. Японцы выпустили для неё множество эксклюзивных игр, а также портировали большое количество классики времён PlayStation 1 и PlayStation 2. PS Vita имеет обратную совместимость с некоторыми PSP-играми, что делает её идеальной системой для фанатов японской компании.

Рождение и светлое будущее

В 2009 году поползли первые слухи: Sony хочет заменить PlayStation Portable портативной консолью нового поколения! В тот момент возбудились все любители «карманного гейминга», да и удивительного в этом ничего не было – PSP уже устарела, а управление всего лишь одним стиком и слабая графика не вызывали восторга.

В начале 2011 года Sony представила консоль NGP или Next Gen Portable, что можно перевести как «Портативка следующего поколения». Игры с поддержкой двух аналоговых стиков, две камеры для игр в дополненной реальности, четырёхядерный процессор, OLED-экран с диагональю пять дюймов – фанаты были в шоке и трепетали. Казуо Хирая, тогда ещё глава Sony Computer Entertainment, рассказывал о светлом будущем и вере японской компании в карманные консоли.

Сенсорный экран и тач-панель на обратной стороне консоли должны были только усилить эффект погружения в игры с дополненной реальностью. Это было просто удобно: выбирать пальцами нужную игру, листать браузер или каталог PlayStation Store. Поддержка 3G и Wi-Fi для взаимодействия с другими пользователями и игры по сети. На какое-то мгновение игроки даже забыли о главном конкуренте Sony – Nintendo с её портативной 3DS.

Об этом противостоянии стоит упомянуть отдельно. Ещё во времена борьбы PSP и Nintendo DS, японские компании старались перепрыгнуть через голову друг друга, добавляя всё новые и новые возможности в грядущие ревизии консолей. Эта конкуренция была большей частью бессмысленной — приставки продавались почти поровну: 90 миллионов PSP против 120 миллионов NDS. Но Sony, как истинные самураи, не хотели ни на шаг отставать от врага. Так появилась ужасная PSP Go с множеством ненужных никому особенностей: звонки по видео и еле-еле работающий браузер – об этом хочется забыть. 

Именно с мыслью уничтожить Nintendo, Sony входила в новое поколение и объявила название своей консоли официально на Е3 2011 – PlayStation Vita. Цена Wi-Fi-версии составляла 25 тысяч йен/250 долларов, а 3G/Wi-Fi-версии – 30 тысяч йен/300 долларов. В Японии выход состоялся в декабре 2011 года, а на Западе — только в феврале 2012 года. И, несмотря на всеобщую заинтересованность, фурора не произошло. За первую неделю продаж в Японии было реализовано почти 400 тысяч консолей, а на Западе за первый месяц — 200 тысяч. Затем продажи упали до смешных 4 тысяч экземпляров в месяц.

Ошибки, допущенные японцами

Факторов не самого выдающегося старта было достаточно. Хотя Sony и обещала «новое поколение портативок», но не все фанаты оценили подход японской компании. Основными проблемами до сих пор считаются:

Цена

250 долларов в США за Wi-Fi-версию и 300 за 3G/Wi-Fi, при том, что на момент выхода PS Vita можно было купить новенькую Nintendo 3DS всего за 170 долларов. Sony просто не могла выдержать конкуренции и не могла дать отпор крутым фишкам, вроде двойного экрана с поддержкой 3D-изображения, и уже создавшейся базе эксклюзивных проектов для приставки Nintendo.

Память

На самом деле, цена была выше 250-300 долларов, только Sony об этом умалчивала. Игры для PS Vita распространялись на специальных картриджах, которые вставлялись в слот в верхней части консоли. При этом встроенная память в PS Vita просто отсутствовала и появилась только в Slim-версии – целый 1 гигабайт данных можно было сохранить на приставке! Этого не хватало для скачивания большинства стартовых проектов: вес Uncharted Golden Abyss, например, составлял 3,5 гигабайта.

Но было решение! Проприетарные флэш-накопители от компании Sony, размером от 4 до 16 ГБ, чуть позже линейку расширили и появились карты памяти размерами 32 и 64 ГБ. MicroSD накопители консоль не поддерживала. За память размером 64 гигабайта просили 200 долларов – почти столько же, сколько стоила Wi-Fi-версия PS Vita!

Неудачное окно выхода

Выйдя по всему миру в 2012 году, с неплохой базой эксклюзивов и грядущих проектов, PS Vita была интересной, хоть и дорогой платформой. Однако Sony даже не подозревала, как она сама убьёт свою портативную консоль, выпустив полноценную PlayStation 4 с рекомендуемой ценой в 400 долларов. Выбор для игроков был очевиден. Покупать портативный вариант для десятка добротных эксклюзивов и портов с PS2 за 300 долларов, а также картой памяти за 100-200 долларов, было просто невыгодно. За эти же деньги можно было взять консоль нового поколения с геймпадом DualShock 4, встроенной памятью 500 гигабайт и великолепной графикой. Позже PS Vita будет позиционироваться как устройство для дистанционной игры в проекты с PlayStation 4.

Бесполезные особенности

Дополненная реальность с помощью двух камер, тач-панель на крышке консоли, гироскоп – звучит интересно, но вот использовали все эти функции два с половиной эксклюзива, хотя реализация была очень крутой. «Сорванец» предлагал с помощью тач-панели уничтожать врагов, а передняя камера показывала лицо игрока главному герою – это погружало с головой в бумажный мирок, но привыкать к местному управлению приходилось долго. Gravity Rush использовала гироскоп PS Vita, однако полётом героини Кэт было ужасно неудобно направлять, ведь она то и дело пролетала нужные платформы. Реализация очень хромала. Позже тач-панель использовалась просто для замены кнопок R2/L2 и R3/L3 в портах. Про гироскоп и дополненную реальность просто забыли.

Пациент скорее мёртв, чем жив

Вот такой была PS Vita до 2019 года. Вектор с «полноценного карманного гейминга» начал смещаться в сторону инди-проектов, портов и удовлетворения японского рынка. Не способствовала выходу полноценных AAA-игр и сама Sony. Видя продажи Nintendo 3DS, компания будто перестала сопротивляться и просто пустила всё на самотёк, отдав приоритет популярной PlayStation 4. Она даже не снизила цену на PlayStation Vita спустя год откровенно слабых продаж, в отличии от той же Nintendo.

Сюхей Юсида, президент Sony Computer Entertainment, стал рассказывать о том, что смартфоны совершили огромный скачок в производительности и именно это стало решающим фактором для многих игроков. Однако, правдой это было лишь отчасти. Откровенно слабые ответвления основных серий Sony, вроде Uncharted Golden Abyss и Resistance: Burning Skies, а также эксклюзивы вроде Assassin’s Creed Liberation никак не содействовали росту игровой базы.

Полная поддержка со стороны Sony прекратилась в 2019 году, когда консоль сняли с производства в Японии, а игры для PlayStation Vita перестали появляться в ежемесячной подборке PlayStation Plus. Хотя, инди-сцена всё ещё помнит про портативку: 22 апреля 2021 года ожидается выход пиксельного платформера с элементами рогалика ScourgeBringer.

Реанимация от энтузиастов

В 2016 году, чувствуя неладное, фанатское сообщество начало самостоятельно поддерживать загибающуюся PlayStation Vita. Вышла первая версия неофициальной прошивки для портативной консоли Sony. Она была совершенно бесплатной и давала карт-бланш разработчикам программного обеспечения. Ни о каком пиратстве речи не идёт — фанатская прошивка никак не изменяет заложенные в PS Vita функции. Она позволяет скачивать легально купленные игры из PS Store и использовать купленные картриджи, а основной её целью является предоставление удобства для людей, которые купили консоль и потеряли поддержку со стороны Sony.

К 2020 году появилось множество полезнейших плагинов, которые помогли раскрыться PlayStation Vita как одной из лучших портативных консолей: возможность разгона, калибровка стиков и даже подключение геймпадов DualShock 3 и DualShock 4 для удобства игры. Всего не перечислить, но фанатское сообщество оживилось. Настолько, что в 2021 году у обладателей консолей есть возможность сыграть в Half-Life, Diablo, Wolfenstein, Doom, Heroes of Might & Magic 2 и множество других классических проектов.

Энтузиасты TheFlow и Rinnergatamante в начале 2021 года портировали сразу несколько игр Rockstar на PlayStation Vita: Max Payne, Grand Theft Auto 3, Grand Theft Auto: Vice City. Энтузиасты также рассказали о том, что появилась возможность переносить Android-игры, что они и доказали, выпустив Grand Theft Auto: San Andreas с улучшениями из PS2-версии и изменённым, специально для PS Vita, управлением. Каждый из этих проектов требует наличие лицензионной купленной версии игры в Steam или Google Play.

Diagnosis

Родившаяся в муках, с множеством бесполезных фишек и огромной ценой, PlayStation Vita была гадким утёнком. Да, у неё были преимущества в виде обратной совместимости с PSOne и PSP, десятка хороших эксклюзивов и OLED-экрана, но даже Slim-версия не спасла положение. Рекламировать консоль Sony перестала, громкими ААА-проектами даже и не пахло, а в 2019 году компания и вовсе сняла консоль с производства. Смерть наступила внезапно.

Но приставка с названием «Жизнь» не хотела умирать, и спасли её энтузиасты, которые по сей день продолжают поддерживать любимую платформу. Улучшение производительности, полноценные порты и множество созданных для удобства пользователей возможностей – фанаты собственными силами пытаются создать лучшую платформу.

Sony, как многомиллиардной компании, должно быть стыдно, что она бросила своё детище почти что в начале своего пути, как будто даже не попытавшись исправить собственные ошибки. Но история PlayStation Vita всё ещё не закончена. Справедливость? Карма? Или просто волшебное название сделало своё дело? Остаётся только наблюдать за развитием событий.

19:00 03 марта 2021 Максим Драган 21