Ubisoft: тайное становится явным

Расследование Bloomberg. Скандал принес радикальные изменения в компанию

Компанию Ubisoft Entertainment SA основали пятеро братьев в 1986 году. С тех пор разработчики пережили семь поколений игровых консолей, четыре рецессии, сделку по поглощению крупнейшего французского медиа-конгломерата и глобальную пандемию коронавируса. Ubisoft является одним из крупнейших в мире издателей видеоигр. Компания известна такими популярными франшизами, как Assassin's Creed и Far Cry, а семья Гиймо по-прежнему контролирует дела в издательстве. На этот раз Ubisoft столкнулась с новым кризисом: массовые заявления о сексуальных домогательствах в компании.

За последние несколько недель более сотни человек публично заявили о сексуальных  домогательствах и травле, которым они подвергались, работая в компании. Эти откровения стали частью движения #MeToo, распространяющегося по игровой индустрии и за ее пределами. Парижская студия стала основной целью этих обвинений. Ранее французская газета Liberation уже проводила социальный опрос и брала интервью у ста сотрудников компании. Накануне конференции Ubisoft Forward издание опубликовало две разгромных статьи, в которых прошлось по менеджерам Ubisoft. После обнародования этой информации из компании были уволены несколько топ-менеджеров, но на этом «приключения» не закончились.

Джейсон Шраер, журналист издания Bloomberg, взял интервью у более чем 30 нынешних и бывших сотрудников Ubisoft и раскрыл еще больше тайн, которые годами скрывало руководство. В некоторых случаях Ubisoft все-таки принимала меры, но по большей части жалобы сотрудников игнорировались, подтасовывались или же неправильно обрабатывались.

По словам двух сотрудников, имеющих доступ к отчетам, жалобы, поданные в отдел кадров Ubisoft, носят разный характер. Начиная от простого сексизма, заканчивая сексуальным насилием.  В интервью Bloomberg Businessweek многие сотрудники рассказали о враждебной атмосфере по отношению к женщинам и часто называли парижскую штаб-квартиру пацанским общежитием. Персонал открыто высказывал женоненавистнические или расистские комментарии в различных отделах издательства, а топ-менеджеры активно принимали в этом участие и сами могли себе позволить неуместные прикосновения или другие действия сексуального характера.

Например, весной, когда Ubisoft встала на сторону предполагаемой жертвы, компания уволила босса сотрудницы и попыталась сгладить ситуацию подарочным сертификатом в качестве компенсации.

Представители Ubisoft отказались комментировать данную ситуацию и давать по этому поводу интервью. Главный исполнительный директор Ив Гиймо пообещал принять меры и привнести в коллектив значительные изменения, которые многие сотрудники ранее считали невыполнимыми. Начало этому положила отставка Сержа Хаскойта, главного креативного директора и близкого друга семьи Гиймо на протяжении десятилетий. Были уволены другие руководители HR и канадских студий. Бывшие топ-менеджеры воздержались от комментариев.

Ив Гиймо

«Ubisoft не выполнила своего обязательства по обеспечению безопасных и инклюзивных условий на рабочем месте для своих сотрудников», - сказал Гиймо во время своего заявления 12 июля в Париже. В рамках того же выступления он объявил об отставке некоторых руководителей. «Это неприемлемо, поскольку токсичное поведение прямо противоположно ценностям, с которыми я никогда не шел на компромисс и никогда не буду мириться. Я собираюсь внести глубокие изменения во всю компанию, чтобы улучшить и укрепить нашу рабочую культуру».

Ив Гиймо, средний из пяти братьев, был генеральным директором Ubisoft с 1988 года. Все представители семьи владеют 21% акций компании и пятью местами в руководстве. Еженедельно они проводят регулярные встречи на своей яхте. Имидж Ubisoft как семейного бизнеса, процветающего на протяжении многих лет, был источником вдохновения для большого количества сотрудников. Но другие с ними не согласны и утверждают, что эта динамика способствовала формированию культуры, в которой старейшим работникам, особенно Сержу Хаскойту и его команде, давали полную свободу действий. «Есть любимчики, - говорит Синди Фицпатрик, работавшая в отделе по связям с общественностью Ubisoft с 2005 по 2009 год. - Независимо от того, что они делают, они окажутся неприкасаемыми».

Несколько сотрудников сказали, что были приятно удивлены и даже потрясены столь быстрым ответом компании на обвинения, как только они были обнародованы. Говорят, что Хаскойт долгое время считался лучшим менеджером компании, несмотря на обвинения в унижении подчиненных женщин и окружал себя мужчинами, также позволяющими себе сексистское поведение.

Другие же сотрудники выразили сомнение в том, что компания, которой руководят те же мужчины, которые ранее руководили в такой токсичной манере, может обеспечить достаточные изменения, необходимые для безопасности женщин, работающих в компании. К слову, их в Ubisoft гораздо меньше мужчин (около 1/4).

«Культура там действительно тяжелая для женщины», - говорит Эллен Ли, которая семь лет проработала в области маркетинга и рекламы в офисе Ubisoft в Сан-Франциско. «Если при этом вы не являетесь частью мальчишника и просто усердно работали в стороне».

Братья Гиймо научились бизнесу у своих родителей. Старший брат управлял сельскохозяйственным бизнесом, продавал химикаты, оборудование и, в итоге переключился на компьютеры. В условиях экономического спада в 1980 годах, его бизнес находился в упадке. С разрешения родителей дети начали продавать компьютерные игры фермерам, желающим опробовать свои новые ПК.

В 1988 году Ив Гиймо был назначен генеральным директором Ubisoft и в том же году в компании появился Серж Хаскойт. Серж начинал обычным тестировщиком видеоигр и работу получил благодаря рекламному объявлению в газете. Позже Хаскойт помог создать редакционный отдел компании, который контролирует каждую выпускаемую Ubisoft игру. Как руководитель креативного направления, он руководил разработкой таких блокбастеров, как Assassin's Creed, Far Cry и Watch Dogs .

Серж фактически являлся членом семьи. Ему были даны максимальные полномочия. Он мог отменить, обновить или пересмотреть любую игру в соответствии со своим видением. Обзоры проектов всегда проводились на собраниях, известных в Ubisoft как «врата». На таких конференциях Хаскойт был привратником.

По словам семи нынешних и бывших сотрудников, разработчики регулярно обменивались историями своих пересечений с Сержем. Они часто рассказывали о том, что об этом опыте общения, как эксцентричном и лишь иногда смягчали краски. Во время презентаций он часто стучал головой об стол, в знак того, что ему скучно и печально. Также он мог порычать (в прямом смысле) на сотрудника во время собрания или если проходил мимо человека по коридору.

Три женщины, которые работали в Ubisoft, говорят, что их предупредили, чтобы они ни в коем случае не пили с Хаскойтом и его командой. Иногда он проводил деловые встречи в стриптиз-клубах и его заместители переняли эту привычку. Сотрудники, сообщившие об этом, попросили не называть их имен, потому что все еще работают в компании и беспокоятся о том, что им прилетит. Женщины решили не посещать эти мероприятия и в итоге их карьера пострадала. Они были разочарованы, наблюдая за тем, как Хаскойт продвигает по карьерной лестнице своих друзей и собутыльников. Вся руководящая группа команды Сержа в основном состояла из одних мужчин.

Серж Хаскойт

Утверждения о том, что Хаскойт вел себя неуместно в отношении женщин, распространялись и на остальной офис. На встрече в штаб-квартире Ubisoft в Париже один из креативных директоров представлял Хаскойта и других лиц, принимающих решения в компании. Когда девушка-ведущая ушла из комнаты, чтобы воспользоваться уборной, Серж включил видео на YouTube, по словам двух присутствовавших на встрече людей. Ролик оказался французской песней, описывающей сексуальные поступки с женщиной, которая носила то же имя что и ведущая. После того, как сотрудница вернулась в помещение, Серж нажал на паузу.

Репутация Хаскойта шла впереди него. Слухи о нем ходили в течении многих десятилетий. Издание Libération сообщило о том, что Серж нередко отпускал сексуальные комментарии по поводу сотрудниц, заставлял подчиненных чрезмерно пить и раздавал коллегам пирожные с марихуаной без их ведома.

Из-за того, что жалобы в HR не возымели на Хаскойта никакого эффекта, сотрудники были вынуждены либо способ работать с ним, либо искать вакансии в других местах.

Заявления о домогательствах и сексизме простирались далеко за пределы Хаскойта и его подчиненных. В 2015 году группа сотрудников из студии в Софии, Болгария, смотрела трейлер фильма «Звездные войны: Пробуждение силы» с участием актера Джона Бойеги. По словам Фей Веркуэль, бывшего геймдизайнера, люди стали коллективно смеяться: «Эй, смотри, это макака». В то же время, в Сан-Франциско менеджер поручила другой сотруднице, Даун Ле больше улыбаться, а позже ей сказали что она будет уволена с работы в качестве специалиста по закупкам, если ее отношение к таким шуткам не улучшится. Женщина сообщала об инциденте в HR, но ее требования были отклонены и за этим не последовало никаких действий. «Вы жалуетесь на что-то и это просто накрывается ковром», - говорит Веркуэль.

Еще одна сотрудница, Нина Стюарт, работала в центре обслуживания клиентов Ubisoft в Моррисвиле, Северная Каролина. По ее словам, менеджер начал делать ей странные комментарии по поводу ее внешности. Он подробно рассказывал о других женских фигурах и делал ей уничижительные замечания. «Он делал сексистские и глупые замечания обо мне при всей моей команде», - говорит Стюарт. «Каждый раз, когда он говорил что-то отвратительное обо мне, я говорила ему, что это неуместно и мне неудобно».

Стюарт дважды обращалась в HR по поводу своего менеджера и оба раза ее отправили обсуждать этот вопрос со своим начальником лично. Только после третьего ее заявления, компания обратила внимание на ее жалобы и отстранила ее босса от руководства. «Я получила благодарственную карточку от компании», - сказала Нина. К записке прилагалась подарочная карта Visa на 200$. Стюарт покинула компанию и называет ее «мусорным работодателем».

Офис Ubisoft в Торонто был особенно проблематичным, говорят шестеро сотрудников. Студией управляли Максим Белан и его жена, Рима Брэк, а также другая супружеская пара. Брэк некоторое время занимала должность временного директора по набору персонала. Две женщины, которые сообщили о домогательствах Риме и другим представителям отдела кадров в Торонто, рассказали, что впоследствии они подверглись остракизму и были названы нарушительницами спокойствия.

Белан был доверенным лицом креативного директора. Он также был известен своим вспыльчивым характером и склонностью кричать на подчиненных во время собраний. По словам нескольких человек, работающих в этом офисе, Максим также неуместно прикасался к женщинам на корпоративах или других рабочих мероприятиях. Белан был также обвинен в удушении сотрудника на вечеринке. Последняя история регулярно оглашалась всем новым сотрудникам в Торонто, как предупреждение.

Ни Белан ни Рима Брэк не дали никаких комментариев по поводу обвинений.

Вернувшись в Парижскую студию, еще один из людей Хаскойта приобрел очень сомнительную репутацию. Томми Франсуа, проработавший в Ubisoft 13 лет, открыто флиртовал с подчиненными, мог позволить себе гомофобные шуточки и другие неприемлемые действия. Десять человек, которые были свидетелями либо объектами издевательств, рассказали что никаких действий для того чтобы это прекратилось не было предпринято. Новичкам в компании говорили что «Томми - это Томми».

Сотрудница, работавшая в штаб-квартире, говорила что ей неоднократно угрожали. Коллега прислал ей откровенное сообщение и в том числе видео порнографического содержания. Франсуа занимал более высокую должность и приглашал ее выпить несколько раз подряд. Женщина отказывалась от каждого настойчивого приглашения. Она сообщила об инциденте в отдел кадров, но ничего не произошло. Позже ей сообщили, что ей придется переехать в студию Ubisoft  в другой стране. После того, как она последовала совету HR, ей постоянно говорили о том, что она не может быть продюсером, потому что она женщина. Менее чем через год после переезда она уволилась.

Хаскойт превратил редакционные отделы в нечто вроде братства, подобного зоопарку, и тем самым допустил плохое поведение своих подчиненных. Люди, которые работали в этих отделах, описывают наличие порнографических видео на своих компьютерах, обеды с обильным возлиянием а также тонны неуместных шуток. Пятеро работников сообщали в отдел кадров о выходках Франсуа в течение нескольких лет. При чем некоторые из них обращались в HR неоднократно. Поводом служили непристойные предложения и лапанье гениталий. Один из бывших сотрудников рассказал, что несколько лет назад они написали электронное письмо генеральному директору и рассказали о проблемах с Франсуа. После этого последнего повысили в должности.

Самая крупная на текущий день франшиза Ubisoft — Assassin's Creed. В большинстве игр серии главным протагонистом является мужчина. Этот факт стал предметом спора еще в 2014 году. Тогда креативный директор компании сказал, что Assassin's Creed Unity не позволит людям играть за женщину, потому что это повлечет за собой слишком много дополнительной работы. Придется добавлять женскую анимацию и одежду в игру.

Со слов еще трех человек, работавших над проектом, в следующей игре, Assassin's Creed Syndicate, в раннем наброске сценария история между героями-близнецами, Джейкобом и Эви делился поровну. В итоге Джейкоб стал доминирующим протагонистом в игре. В свою очередь в Assassin's Creed Origins, выпущенной в 2017 году, изначально планировалось ранить или убить мужского протагониста Байека в начале истории и дать игроку контроль над его женой Айей. Но роль Айи постепенно сошла на нет в ходе разработки, и Байек стал главным героем игры.

Разработка Assassin's Creed Odyssey в 2018 году пошла по тому же пути. Игра рассказывает историю брата и сестры — Алексиуса и Кассандры. Первоначально команда предложила сделать сестру единственным играбельным персонажем, но им сказали, что это не вариант. В итоге игроки получили двух главных героев с возможностью выбора, за кого проходить игру.

Assassin's Creed Odyssey, Кассандра

Сотрудники Ubisoft уверены, что эти изменения, о которых ранее не сообщалось, являются наглядной иллюстрацией укоренившегося в компании сексизма. Все вышеперечисленные директивы поступили от отдела маркетинга Ubisoft или непосредственно от Сержа Хаскойта. Во всех случаях было сказано, что женщины-протагонисты не смогут продать игру. Это ложное восприятие широко распространено в индустрии видеоигр и насаждалось в нее десятилетиями. Опровергнуть такое заявление можно с помощью серии Raider Tomb или же Horizon Zero Dawn. Последняя продалась более 10 миллионами копий.

Разработчики рассказали, что были вынуждены пойти на большие компромиссы, чтобы избежать правок от Сержа, которые могли бы нанести ущерб их проекту или привести к его полной отмене. Например, Хаскойт открыто выражал презрение к линейному сюжету и катсценам, которые существуют для того, чтобы продвинуть повествование. По словам сотрудников, сценаристы должны были найти способ удержать внимание Сержа, и зачастую это достигалось только назначением мужского руководящего состава.

К 2019 году появились первые признаки того, что Серж Хаскойт растерял свою «творческую магию». Ubisoft выпустила сразу два провальных проекта: The Division 2, которая не оправдала ожиданий компании, несмотря на признание критиков, и Ghost Recon Breakpoint. Ubisoft  приобрела свою репутацию благодаря Хаскойту и играм с похожей стилистикой: большие открытые миры, дающие игроку список заданий, которые необходимо выполнить, аванпосты, которые необходимо зачистить и джаггернауты, усиленные противники в тяжелой броне. К концу прошлого года акции Ubisoft упали более чем на 40% по сравнению с максимальной ценой годом ранее.

Ghost Recon Breakpoint

В результате этих потерь компания произвела капитальный пересмотр своего руководящего состава, в результате чего полномочия Хаскойта были распределены среди семи вице-президентов. По словам сотрудников, цель данного отчета состояла в том, чтобы диверсифицировать полномочия Сержа и разнообразить игры. Все семеро вице-президентов были мужчинами и среди них были Белан и Франсуа.

Движение  #MeToo охватило бизнес видеоигр, а также другие отрасли медиа и технологий. За последние несколько лет Хаскойт пришел в ярость и, возможно, был озадачен наследием «геймергейта». Этим летом наступил переломный момент. Десятки женщин поделились своими историями в Twitter и других социальных сетях. Они рассказали о преследованиях и сексуальных домогательствах со стороны разработчиков и стримеров.

Белан и Франсуа стали одними из первых руководителей, обвиненных в Twitter. Ubisoft отреагировала на это очень быстро. Обоих сотрудников отправили в отпуск до выяснения подробностей. После этого Белан покинул компанию, уволен ли Франсуа, дос их пор неизвестно.

В открытых письмах сотрудникам Ив Гиймо обещал большие перемены. Он сказал, что компания наймет консалтинговую фирму для аудита и пересмотра кадровой политики. «Поскольку все мы вместе вступаем на путь, ведущий к лучшему будущему Ubisoft, я ожидаю, что руководители всей компании будут управлять своими командами с максимальным уважением», - сказал он в своем заявлении. «Я также ожидаю, что они будут работать над тем, чтобы добиться изменений, которые нам нужны. И всегда будут думать о том, что лучше для Ubisoft и всех ее сотрудников».

Watch Dogs Legion

Бывший работник команды кадров Ubisoft, который попросил не называть его имени из-за возможных юридических последствий, рассказал, что у руководства было общее недоверие к жертвам. Именно это препятствовало тому, чтобы департамент должным образом реагировал на жалобы. В последние недели сотрудники Ubisoft подавали жалобы, в которых подробно описывались неоднократные неуместные шутки со стороны коллег, нежелательные предложения сексуального характера, а также прямые сексуальные домогательства. Некоторые из сотрудников первоначально подавали аналогичные жалобы уже несколько лет назад.

12 июля Ubisoft рассказала, что креативный директор Хаскойт, глобальный руководитель HR Сесиль Корнет и управляющий менеджер Ubisoft Канада Яннис Маллат были уволены. «Недавние обвинения от некоторых сотрудников, которые всплыли недавно в Канаде, сделали для него невозможным дальнейшую работу на этой позиции.» - заявила компания о Маллате. Ubisoft, однако, все также остается семейным бизнесом. На его место на прошлой неделе пришел Кристоф Дереннс, другой сотрудник со стажем. Несколько других сотрудников заявляют, что Дереннс является кузеном Гийемо.

Ким Белэйр, ветеран-нарративный дизайнер, работавший в Ubisoft и нескольких других студиях, называет семейные компании «особенно сложным случаем» в плане культуры общения, потому что многие люди «наверху» находятся в близкородственных отношениях. «Все мышление компании должно измениться», - говорит Белэр. «Этим плохим актерам разрешили существовать в этой системе. Мы должны переделать эту систему. Мы должны понять, почему эта система вообще существует».

По словам тех, кто с ним работал, одно из любимых модных слов Хаскойта — системный. На языке индустрии это слово означает часть игрового процесса, с которой игрок может взаимодействовать и экспериментировать. По словам сотрудников, Хаскойт часто говорил разработчикам стремиться к системному опыту. Иронию ситуации подчеркивают сотрудники, которые согласились обсуждать вопросы сексуальных проступков при условии анонимности. Как сказал один из них: «По крайней мере, нам удалось где-то быть системными».

Вместо вывода

Что можно сказать по итогу? Прежде всего, была услышана лишь одна сторона, которая пострадала. Комментариев обвиняемых мы так и не увидели, а ведь полная картина может сложиться только после опроса обеих сторон конфликта. Хотя в современном инфополе, где для отмены человека достаточно лишь пары строчек в Twitter, никого не интересуют такие частности.

Я ни в коем разе не оправдываю домогательства и хамское поведение в отношении сотрудников и убежден, что недостойное поведение начальства должно быть наказано. Многие из описанных случаев звучат совершенно дико. Но не стоит забывать о том, что тот же Серж Хаскойт при всех своих спорных выходках проявил себя, по крайней мере, до недавнего времени, как профессионал своего дела. Этот человек не боялся принимать серьезные решения, брать на себя ответственность за них и часто эти решения имели успех, и, соответственно, приносили пользу компании.

Ведь ни для кого ни секрет, что корпорации превыше всего ставят прибыль, недавние действия Sony и Ubisoft это подтверждают, а вся эта «повестка» — дело десятое и перекрашивание логотипа с постами в Twitter не меняет внутренней сути.

Но вот вопрос, кто полезнее компании: профессионал, который может временами быть тем еще, скажем так, тяжелым в общении человеком, или рафинированный представитель нового культурного сообщества, продвигающий свои политические взгляды в игры, наплевав на аудиторию?

Как показывает практика, соблюдать разумную меру и не впадать в какую-либо из крайностей, удается немногим. Наша же задача доносить до вас информацию без искажений и по существу. А дальше дело за вами. Слушайте, смотрите, анализируйте и принимайте решение сами. Ведь чем больше будет думающих людей, умеющих принимать осознанные решения и делать выводы, тем больше шансов, что ситуация в индустрии начнет меняться к лучшему.

Не бойтесь высказывать свое мнение.