13790

Коррозия титана — позиции Call of Duty уже не кажутся незыблемыми

 
Call of  Duty является одной из величайших франшиз игровой индустрии. Серия стартовала в 2003 году, а с 2005-го новая часть выходит каждый год. «Зов долга» совершил революцию в мультиплеере в эпоху PS3 и Xbox 360, а у его трона разлагаются десятки трупов «убийц». Многие игры не появляются в начале ноября, чтобы не попасть под каток, и лишь мастодонту Red Dead Redemption 2 в прошлом году удалось сдвинуть дату выхода очередной Call of Duty на первые числа октября.
 
Впрочем, в последнее время серия не производит впечатление вечного титана, которому нипочём любые пертурбации и который с лёгкостью поставит на колени любого конкурента.
 
 
Activision никогда не остановится в погоне за сверхприбылями и будет придумывать всё новые методы по выкачиванию денег, словно каждый доллар, потраченный человеком на другой проект, воспринимается Бобби Котиком как личная трагедия. Причём компания постоянно недовольна. Если верить Джейсону Шрейеру, то Activision не в восторге от показателей Call of Duty Black Ops 4 после релиза, а ведь меньше, чем за месяц, игра принесла миллиард долларов выручки! Для сравнения, PUBG за весь прошлый год принёс 920 миллионов, а Raindow Six Siege — миллиард за пять лет. Их создатели с гордостью докладывают об успехах, но это слёзы, по меркам Бобби Котика.
 
Из этого вытекает очевидная, с точки зрения рядовых потребителей, проблема Call of Duty — избыточная монетизация. Игры продаются за полную стоимость (60 долларов), и к ним прилагается комплект дополнений долларов за 40, включая карты. Мало того что многие издатели пересели на бесплатные обновления или обновления с бесплатными картами, так ещё обладатели платных DLC для Call of Duty оказываются в проигрыше. Когда создатели Black Ops 4 по ошибке (согласно их словам) отметили тех, кто не купил Season Pass, выяснилось, что таковых подавляющее большинство. На новых картах людей почти нет. Вскоре игру накрыла волна микротранзакций, боевых пропусков и лутбоксов.
 
Дело не только в том, что платная игра перегружена дополнительными способами для траты денег, а в том, что ситуация на рынке популярных сетевых развлечений изменилась даже на консолях, традиционной вотчине Call of Duty. Условно-бесплатные проекты и многие современные игры-сервисы великолепно чувствуют себя на консолях и создаются с прицелом на долгое развитие. Многие покупки за реальные деньги являются своего рода долгосрочной инвестицией в проект. Да, облик Джона Уика в Fortnite стоит 20 долларов — треть цены ААА-проекта! Однако покупатель знает, что в ближайшие лет пять не появится Fortnite 2. Покупатели костюмов для PUBG или Rocket League уверены в том, что сиквела ждать не стоит. Разработчики Siege не раз давали понять, что второй части не будет. Да, список товаров пополняется, но старые приобретения остаются совместимы с актуальной версией игры.
 
С такой точки зрения Call of Duty не является игрой-сервисом в полном смысле слова. Пользователи прекрасно понимают, что осенью свет увидит продолжение. Не новый сезон, не глобальное дополнение, а отдельный проект. Элементы прицела по два доллара за штуку или купленный в составе комплекта за 20 долларов молот, по сути, превратятся в мусор. Ведь ощутимо снизится поддержка игры, поскольку основные силы Activision направит на новую часть, а создателей уже вышедшей игры отправят делать продолжение. Жизненный цикл таких продуктов недолог.
 
 
Call of Duty действует методами образца прошлого поколения с взрывными продажами на старте и ставкой на попытку впихнуть товар как можно большему числу зевак за счёт мощнейшей рекламы. Что дальше? Активная поддержка около полугода, а потом подготовка нового взрыва. А вот современные игры-сервисы, особенно условно-бесплатные, работают на удержание пользователя и на то, что он будет тратить, пускай и немного, но стабильно. Сегодня эта политика благодаря Fortnite и его свежеиспечённому конкуренту Apex Legends укореняется и становится ориентиром на консолях.
 
Концепция ежегодного сериала играет злую шутку с Call of Duty. Разработчики в надежде оправдать цену проекта, как минимум до первых распродаж, меняют антураж и дорабатывают механику. Фундаментальные аспекты остаются неизменными, но, например, в Infinite Warfare случился конфуз с переизбытком способностей героев, и это не понравилось многим поклонникам. Выход? Ждать новую часть! Тем более тогда Activision вернулась ко Второй мировой войне в Call of Duty: WWII. 
 
С другой стороны, желание Activision выжать максимум из франшизы демонстрирует и то, как компания обходится с не очень удачными, но и не лишёнными позитивных сторон отступлениями. Среди подсерий развиваются ровно две: Modern Warfare и Black Ops 4. Ghosts, Advanced Warfare и InfiniteWarfare второго шанса (пока?) не получили, а наработки списали в утиль. Так, Infinite Warfare привлекала занятными находками в сюжетной кампании с кораблем-базой и выбором заданий, но игру признали провалом по меркам франшизы, и в WWII, продолжения которой, к слову, тоже ждать не приходится, нас завлекали старомодными перестрелками с аптечками вместо автоматической регенерации здоровья. Из Black Ops 4, поговаривают, разрабатываемую кампанию отменили, а ресурсы направили на «Королевскую битву».
 
 
В прошлом году, когда вышел Black Ops 4, впервые со времён релиза Call of Duty 4: Modern Warfare в 2008 году, в названии очередной части серии вновь появилась цифра «4». Причём, как видно, в прошлый раз она обозначала номер основной серии. По слухам, в этом году нас ждёт новая Call of Duty: Modern Warfare (да, именно так называется проект), причём якобы с ремейком второй части Modern Warfare в комплекте.
 
Кроме того, Шрейер сообщил, что в 2020 году появится Black Ops V, а возглавляет разработку студия Treyarch. Таким образом, Activision переходит от трёхлетнего цикла к двухлетнему и берёт самое популярное название. Если слухи подтвердятся, то можно смело утверждать, что компания превратилась в исписавшегося автора, который старается выехать на былых заслугах. Признаки этого видны уже сейчас. По слухам, в Black Ops V нам расскажут о Холодной войне, но в нынешней обстановке с обиженками на каждом углу эта страница истории в исполнении Treyarch удивит разве что потаканием борцам за социальную справедливость. Хочется ошибаться, но перспективы безрадостные.
 
То, как Call of Duty увязла в неактуальных идеях и при этом не в силах задать собственный тренд, хорошо иллюстрирует попытка серии вклиниться в гонку «королевских битв». Когда-то серия была образцом для всех, а сейчас не стесняется бегать за модой. Режим «Затмение» из Black Ops 4 выгодно смотрелся и на фоне проблемного PUBG и мультяшного Fortnite, но ему на шею повесили две гири: традиционный мультиплеер и кооперативный отстрел зомби, и продавали всё одним комплектом. Неудивительно, что некоторые люди не захотели тратить деньги на ненужные им добавки. Будь «Затмение» самостоятельным проектом, оно имело бы шансы пододвинуть конкурентов. Но Activision важнее продать товар, а не удержать публику, что не мешает компании разочаровываться в показателях проекта после релиза.
 
Call of Duty отстаёт от ведущих конкурентов и на мобильном рынке. Версии Fortnite и PUBG для смартфонов и планшетов уже доступны на iOS и Android, а Call of Duty только готовится осваивать эту аудиторию. Call of Duty Mobile со своей «королевской битвой» появится до конца этого года. Задержка может негативно повлиять на покорение новых горизонтов, поскольку правила на мобильном рынке суровые. Кто первый, тот и в дамках. 
 
 

Analysis

Если сравнивать Call of Duty с аналогичными по силе франшизами из других сфер развлечения, то на ум приходит киновселенная Marvel. Настолько мощная конструкция не развалится за пару лет, и даже череда оглушительных провалов не потопит эту посудину. Слишком значимое имя и слишком много людей тратят на новые продукты деньги только из-за узнаваемой надписи на обложке. Да и у Activision на пару с подконтрольными ей студиями не отнять умения продавать игры, в том числе за счёт хороших реализаций элементов механики.
 
Тем не менее индустрия меняется, а Call of Duty не спешит меняться вместе с ней. Может себе позволить? Безусловно, но конкуренты не дремлют. К тому же они теперь не пытаются делать бестолковые клоны флагмана с одинаковыми суровыми мужиками на обложках, а задают новые тенденции, причём как в механике, так и в монезизации, и  затягивают людей надолго. Это влияет на аудиторию Call of Duty, тем более последнюю каждый год пересаживают с одной иглы на другую. Нельзя исключать и жадность Activision, и когда по-настоящему запахнет жареным, может быть поздно для фундаментальных перемен. Ближайшее будущее Call of Duty нельзя назвать мрачным, но признаки коррозии на теле титана заметны.
 
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен 
Мы в Twitter
Пишите нам и общайтесь в Telegram!  @gametechruchat
Новостной канал в Telegram @gametechru
 
  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
2019

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.