Гений, миллиардер, холостяк, спорщик. История Тима Суини и становление Epic Games


Тим Суини во многом обычный человек средних лет, который обожает компьютеры, походы, диетическую колу, жареную курочку и споры в твиттере. С другой стороны – это новатор и генеральный директор одной из влиятельнейших игровых компаний, создавшей популярнейшую Fortnite.

После релиза последней он быстро превратился из долларового миллионера во владельца 9-миллиардного состояния. Многие знают Суини, как владельца противоречивого магазина Epic Games Store и создателя передового в индустрии движка Unreal. Но этому предшествовал долгий путь.

Тим Суини родился в 1970 году в небольшом городке Потомак, штат Мэрилэнд. Его отец работал в картографическом агентстве Министерства обороны Defense Mapping Agency, а мать растила троих сыновей – Тима, Пэта (старше на 10 лет) и Стива (старше на 16 лет).

В раннем детстве Тим познакомился с видеоиграми. Сначала это были аркадные автоматы с Pac-Man, Defender, Space Firebird, а затем в возрасте восьми лет у него появилась консоль Atari 2600, которая не произвела настолько же яркого впечатления. Ему запомнился лишь один проект – Adventure. В отличие от сверстников, мальчик хотел не играть, а возиться с созданием игр. Позже Суини вспомнит, что в более зрелом возрасте точно прошёл Doom и Portal, а до этого пробовал игры, чтобы понять, как они работают. Десятилетнему мальчику казалось, что перспективная технология начинается захватывать мир и прыгнул в тронувшийся поезд.

В одиннадцать Тим посетил компанию старшего брата, увидел IBM PC и начал учиться программировать на BASIC. Вскоре отец получил в подарок на день рождения Apple II, который и перехватил подросток, чтобы пытаться делать игры. К пятнадцати годам, по мнению Суини, он был уже достаточно хорошим программистом.

После окончания школы молодой человек поступает в Мэрилендский университет, где изучает машиностроение и продолжает увлекаться компьютером. Поэтому отец дарит ему IBM PC XT 286. Тогда и возникает идея строить бизнес по созданию игр.

Первая игра, ZZT, была написана на Турбо Паскале за девять месяцев и выпущена в 1991 году в собственной компании Potomac Computer Systems. Компанию Тим создал за 4 тысячи долларов и базировался в гараже у родителей. ZZT – приключенческая головоломка, где персонаж перемещается по лабиринту, ищет ключи и отбивается от врагов. Главной здесь была не графика из символов и смайликов, а игровой процесс и наличие редактора уровней. Игра была настолько продуманной, захватывающей и заставляющей пошевелить мозгами, что до сих пор считается культовой. Общие продажи ZZT оценивают в 4-5 тысячи копий.

Он уже не учился в университете, так как недобрал один балл, а планировал заниматься консультированием, связанным с компьютерами, работал в хозяйственном магазине и стриг газоны. Успех ZZT сподвиг на разработку второй игры, платформера Jill of the Jungle в стиле игр Nintendo. Название Potomac Computer Systems сменили на Epic MegaGames. Суини считает громкое имя собственной аферой, чтобы пускать пыль в глаза клиентам и производить впечатление крупной компании. В 1999 году слово «Mega» выбросили.

Для Jill of the Jungle была собрана команда из четырёх человек, так как Суини не умел рисовать и писать музыку. Сразу после релиза разработчики начали получать от 20 до 30 заказов в день, тогда как ZZT в среднем покупали 3-4 раза в день. Это были первые большие деньги компании.

После успеха новинки Суини начал приглашать в студию талантливых художников и программистов, среди которых оказался 17-летний Клифф Блезински, будущий геймдизайнер Gears of War. Он и создал концепт и дизайн следующей игры компании.

С 1993 до конца 1994 года глава Epic только продюсировал и занимался программированием. В это же время Блезински занимается динамичным платформером Jazz Jackrabbit, Джеймс Шмальц (будущий глава Digital Extrimes, студии создавшей Warframe) космическим шутером Solar Winds, также делались файтинг One Must Fall, аркада Zone 66 и другие игры.

В 30 лет Суини становится очень богатым и покупает шикарные спортивные авто Ferrari и Lamborghini, но продолжает жить в многоквартирном доме. 

«Люди, которые меня встречали, думали, что я, должно быть, наркоторговец».

До 2003 года в студии работало около 25 человек. Продажами и маркетингом занимался бывший сотрудник id Марк Рейн. Блезински был дизайнером, продюсером и менеджером творческих личностей, а владелец компании помогал техническим специалистам.

Успех шутеров Wolfenstein 3D и Doom от id впечатлили команду Epic Games. Это были не сайдскроллеры, а трёхмерные игры. Было решено готовить свой ответ. В конце 1995 году стартовал проект Unreal. Движок Unreal Engine полностью создавался Суини в течение 2,5 лет и это, возможно, главный труд всей жизни талантливого программиста. Первую игру серии Unreal запустили в 1998 году.

«Я посмотрел на Doom и Quake, и попытался создать значительно более качественный графический рендерер, уделяя гораздо больше внимания освещению, качеству текстур и другим подобным параметрам. Мы стремились использовать карты текстур, которые получили в 2-4 раза большее разрешение, чем текстуры Doom. Совместно с художественными работами Джеймса Шмальца, - это был проект нового уровня».

Unreal Engine стал современной версией ZZT. Суини говорит, что целью разработки первого UE было желание «создание отличного редактор для создания отличной игры», так как множество разработчиков теряли время, делая игры плохими инструментами. Движок планировался, как простой в использовании.

На тот момент Unreal Engine великолепно выглядел и был рассчитан на несколько продуктов, так как изменять его для каждой новой игры, как это было принято в id, Суини считал дорогим удовольствием. В компанию начали поступать звонки с просьбой использовать технологию в проектах других коллективов. Epic начала заключать лицензионные сделки.

Epic также выпускала инструменты модификаций, позволявшие пробовать свои силы в дизайне простым игрокам и художникам, которые не знали программирования. Движок стал основой будущего бизнеса Epic.

В начале 1999 года офис Epic Games переезжает в Кэри, штат Северная Королина, где базируется и до сих пор. К 2024 году его собираются превратить в глобальную штаб-квартиру.

Суини не работал над Unreal Engine 2 и «почти не кодировал» Unreal Engine 3, графическое «сердце» игр для Xbox 360 и PlayStation 3, на котором создавались хиты Mass Effect и Batman: Arkham Asylum. 

В 2006 году для Xbox 360 выходит Gear of War от Epic, которую называют одной из самых красивых, продуманных, динамичных и кровавых игр. Ведущим разработчиком и дизайнером выступал Клифф Блезински. Первая Gears продана тиражом в 22 миллиона копий и принесла более 1 миллиарда долларов. В 2008 году выходят вторая, а в 2011 году третья части Gear of War и в 2014 году корпорация Microsoft приобретает интеллектуальную собственность за неизвестную сумму.

Epic Games вскоре выпустит ещё два боевика на UE3 – Shadow Complex и Infinity Blade для iOS.

В 2011 году представили выживание Fortnite. Изначально, это игра с мультяшной графикой, гораздо меньшего масштаба, чем блокбастер Gears of War. Запуск состоялся через шесть лет в раннем доступе и сообщалось о продажах в миллион копий.

В 2013 году китайская технологическая компания Tencent инвестировала в компанию 330 миллионов долларов и стала владельцем 40% акций. Данная сделка вызвала опасения из-за недоверия к китайским корпорациям. Проще говоря, игроки боялись, что сведения украдут, но компания заявила, что не предоставляет их правительству Китая. Суини неоднократно говорил, что лично владеет контрольным пакетом акций.

В 2015 году Epic Games делает движок Unreal бесплатным, если заработок на приложениях на его основе не превышает 3000 долларов в год. Один из самых красивых и мощных инструментов на рынке упрощает разработку игр для новичков и самопопуляризируется.

В марте 2016 года в раннем доступе была запущена трёхмерная MOBA Paragon. Игра наращивала фанатскую базу, но темпы развития были низкими.

Для достаточно скромной по меркам индустрии компании всё изменилось в сентябре 2017 года, когда вышла бесплатная ранняя версия «королевской битвы» в Fortnite. Успешный режим подсмотрели в набиравшей популярность PlayerUnknown’s Battlegrounds, но со своими особенностями: сбором ресурсов и быстрой постройкой объектов. Fortnite мгновенно стала феноменом и вышла на всех популярных платформах. Заработок в ней ведётся за счёт продаж виртуальных товаров, которые не дают игрового преимущества: костюмы и облики персонажей, боевые пропуска, симпатичные предметы и так далее.

Впрочем, Суини не скрывает непричастность к проекту и говорит, что лишь создал компанию, которая делала Fortnite, а проектированием и развитием игры занимались сотрудники. Но релиз сделал Суини миллиардером.

После взрыва популярности Fortnite, Epic решила не распаляться и закрыла Paragon из-за небольшой базы игроков. Большинство ресурсов игры выложили в открытый доступ. Также ничего неизвестно о судьбе следующей части сетевого шутера Unreal Tournament. Проект просто заморозили. 

В декабре 2018 года стартовал Epic Games Store. Случилось это после рекрутирования в компанию владельца портала SteamSpy Сергея Галёнкина. Долгие годы он собирал данные платформы Valve и владеет статистикой работы Steam. Для успешного входа на рынок была выбрана стратегия с покупкой эксклюзивных игр, а также привлечение аудитории через раздачу игр и подарочных купонов со скидками. Магазин показывает рост пользовательской базы, но убыточен.

В августе 2020 года Epic Games пошла на резкий шаг и выпустила обновление для Fortnite на устройствах Apple и Android, которое позволило игрокам обходить цифровые платежные системы компании. Выплаты шли напрямую к разработчику. Обе корпорации быстро удалили Fortnite из своих магазинов приложений. На iOS, из-за закрытости платформы, поиграть в королевскую битву нельзя.

В ответ Суини решил привлечь Apple, компанию с оборотом в 2 триллиона долларов, в суд. Эксперты называют разбирательство в Окленде, штат Калифорния, крупнейшим антимонопольным судебным процессом в истории технологий. До этого глава Epic годами выступал против цифровых витрин Apple и Google как «монополистов» и критиковал 30%-ный налог с доходов студий в твиттере и прессе. Если владельцы Fortnite победят, не исключено, что Apple придется изменить правила и рекомендации App Store, что может поколебать её бизнес-модель. 

Сейчас глава Epic тратит миллионы на природоохранные мероприятия в Северной Каролине. Он купил 193 акра в округе Аламанс и пожертвовал 15 миллионов долларов на защиту 7000 акров в западной части штата.

Совладелец компании Марк Рейн описывает Суини как упрямого и волевого человека, который обычно оказывается прав и быстро говорит о том, что ему нравится или, что он ненавидит. 

Суини в 2019 году о себе говорил:

«Я одинок, не женат, детей нет. Так что я веду довольно простую жизнь. Я люблю идти по следу и находить вещи, которые, я думаю, никто никогда раньше не видел».

В 2017 году Тим Суини получил награду на церемонии GDC 2017 за вклад в игровую индустрию. В 2019 – специальную награду за успех Unreal Engine от Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA. Вряд ли кто-то сомневается, что миллиардер внёс огромный вклад в индустрию, создав один из самых значимых движков современности. Но отношение со стороны игроков к главе Epic противоречивое.

Fortnite – успешный игровой продукт, который вывел Epic Games на новый уровень. В то же время, компания отказалась от создания технологичных игр. А ведь Unreal Tournament от самых авторов движка мог бы стать самым продвинутым и красивым продуктом современности. 

В разные годы Суини выступал против различных платформ и впоследствии мог менять мнение. Он не просто транслирует события своей жизни в твиттере, но и зачастую выдвигает спорные теории и препирается с читателями. Например, в 2008 году он заявлял, что ПК не подходит для игр, в 2016-ом критиковал Universal Windows Platform, а в 2019-ом признавался в любви к продуктам Microsoft.

Тим Суини – один из главных деятелей индустрии. Он достаточно молод, амбициозен и не утратил желания идти против течения и менять мир игр. И сражение с могущественнейшей корпорацией – яркое тому подтверждение. Его компания находится на пике своего развития и владеет успешнейшей игрой и отличным движком. За долгие годы существования у Epic Games были взлёты и падения. В какие-то моменты компания подсматривала и следовала за тенденциями индустрии, в другие сама диктовала тренды и показывала, как надо делать.

С одним спорить сложно – Epic Games постоянно на слуху. Она в центре игровой индустрии, связаны ли новости с инновациями, скандалами, расследованиями или анонсами. А началось всё более 40 лет назад, когда мальчик Тим из многодетной семьи, проживавшей в мелком американском городке, просто увлёкся видеоиграми.

История Тима Суини и Epic Games в формате видео: