No Man’s Sky: пустышка собирательного жанра

Здесь нет мультиплеера, подводного мира, сражений в атмосфере, крупных поселений, потерпевших крушение крейсеров, планет-пустынь с гигантскими червями. Игроки ругаются, пишут гневные отзывы… Но предварительно они заплатили большие деньги за право почувствовать себя обманутыми. А большего разработчикам, судя по всему, и не требуется.

«Как, как у них это получилось?!», — маркетологи всего мира заходятся в истерике, силясь понять, почему невзрачный, продаваемый за полную стоимость инди-проект пользуется огромным успехом. Коммерческим, конечно же. Продажи отличные (далеко не каждая высокобюджетная игра может такими похвастаться), несмотря на прохладные обзоры в прессе и негативные в целом отзывы игроков.

No Man’s Sky двигали в массы как игру невероятных масштабов, и она на самом деле такая. Бесчисленное количество звёздных систем, ещё больше планет. На любую из них можно приземлиться и гулять себе, наматывать километры, восхищаться красотами.

Само собой, всю эту галактику разработчики создавали не вручную. Ландшафты планет, флора и фауна, скопления полезных ископаемых сгенерированы компьютером. Бывает, попадаешь в райские кущи, где по зеленой травке под тёплым солнцем ходят милые кракозябры. А бывает, что оказываешься под токсичным ливнем, где топчутся фантастические уродцы, от которых испуганно отшатнулся бы даже великий Сальвадор Дали. Нелепая морда, отвисшее брюхо, вытянутые конечности и рудиментарные крылышки — руки так и тянутся пристрелить эту ошибку природы, накормив её углеродом на прощание. Да, животных тут можно кормить, и вкусовые предпочтения у них весьма странные. Кто и кусок железа сожрёт с благодарным урчанием.

Но чудеса быстро заканчиваются, когда приходит понимание, что единственным фактором, привносящим разнообразие в путешествие, является смена планет. Всё остальное одинаковое. Это печалит и нагоняет тоску, переходящую в беззвучные рыдания. Безумно жалко времени, которое тратишь, выполняя одни и те же (одни и те же, одни и те же, одни и те же…) действия. Именно поэтому прошу данную статью не рассматривать в качестве обзора. Я просто сломался, до центра галактики мне добраться не судьба. Через тернии сейчас мужественно продирается Михаил Шкредов, так что пожелайте ему удачи.

Сюжета в No Man’s Sky нет. Мы врываемся в этот мир внезапно, без объяснений. Рост нашего немого и беспамятного героя невелик, зрение хуже некуда (судя по тому, что объекты на средней дистанции постоянно подгружаются). Перед ним стоит задача починить сломанный звездолёт. Если повезёт, то ты начнёшь на красивой планете с багровыми закатами, буйной растительностью и морем неподалеку. Однако поскольку точку старта игра выбирает случайно, вполне вероятно, что это будет каменистое образование серо-бурого цвета, что вкупе с отвратительной графикой превращает первое знакомство с игрой в пытку. Ты не хочешь это видеть, не хочешь здесь быть и начинаешь как проклятый выполнять первые миссии: чинить корабль и добывать топливо, чтобы побыстрее убраться с этой планеты. 

Набрав нужное количество железа, плутония, цинка и углерода, ты открываешь игровое меню и начинаешь материться. Инвентарь крохотный, место заканчивается быстро. Более того, гаджеты, апгрейды и защитные системы не вешаются аккуратно на «куклу» героя, которой здесь просто нет. Они все занимают место в инвентаре! Чтобы понять масштаб катастрофы, представьте себе тот же Diablo II, где активные броня, оружие, камни и руны для них лежат в сумке, отдельно друг от друга.

Места всегда не хватает, из-за чего начинаешь остервенело летать над поверхностью планеты, искать специальные станции, где можно на единичку увеличить размер инвентаря. Он ведь заполняется не только добытыми ископаемыми; в него падает и всяко-разный хлам, который спускаешь торговцам или меняешь у них на что-нибудь полезное. 

Корабль мог стать спасением. Своего рода сундук, куда мы телепортируем ненужные до поры до времени вещи, на каком бы расстоянии он не находился. Вот только в нём тоже мало места! Так нас стимулируют искать и чинить разбившиеся на планетах корабли или покупать новые за огромные деньги. То же самое относится и мультитулу в руке, играющему роль лазерного бура для добычи ископаемых, автомата и гранатомета для борьбы с патрульными дронами. Мультитул тоже приходится менять, чтобы увеличить количество доступных слотов, куда устанавливаются апгрейды для повышения огневой мощи.

Собственно, первые шаги в No Man’s Sky посвящены тому, чтобы избавиться от устроенного разработчиками геморроя. Ты не чувствуешь прогресса, не восторгаешься свободой. Ты уныло пашешь, чтобы расширить место в инвентаре и начать наконец-то использовать найденные в процессе прохождения схемы. С их помощью, если хватает материалов, создаёшь апгрейды для оружия, реактивного ранца, защитного костюма, корабельных орудий и пр. 

Так проходят первые 10 часов. 

А потом ещё 10.

И ещё.

На всех планетах приходится заниматься одним и тем же: добывать ископаемые, сканировать поверхность, путешествовать от одной появившейся на радаре точки до другой, находить там одинаковые домики с одинаковыми инопланетянами, сбрасывать в магазинах лишние вещи, коллекционировать схемы и участвовать в словесных мини-играх.

Существа, обслуживающие станции, говорят на непонятном языке, и ты его постепенно слово за словом изучаешь, активируя камни знаний у древних монолитов. Существа задают вопросы, и ты должен на них отвечать. На первых порах ответ выбираешь вслепую, но постепенно, когда проясняется смысл вопросов, отвечаешь осмысленно и получаешь подарки, среди которых могут быть материалы и схемы.

Это всё. Вся игра. Ты летаешь от планеты к планете, повторяешь знакомые действия, приближаешься к центу галактики, где находится таинственное Нечто. Более того, можешь вообще никуда не лететь! Если повезло, материнская планета богата ресурсами, то можно «прокачаться» прямо на ней, благо пространства огромны, а станции разбросаны равномерно. Этому мешает только один нюанс. В игре, посвященной исследованию планет, нет карты! Поэтому вернуться к нужной точке (если не хватило денег для покупки нужного предмета, например) очень проблематично. 

Несмотря на то, что авторы стремились сделать планеты разными, по сути, они все одинаковые. Если отбросить в сторону текстуры, внешний вид животных, погодные условия и прочую мишуру, то мы каждый раз имеем дело с одинаковым набором одинаковых домиков, монолитов и ископаемых.

Если вы мечтали о научной фантастике в открытом космосе, то внемлите универсальному совету короля лемуров: узбагойтесь. Авторы игры имеют весьма смутное представление о том, что собой представляют металлы, минералы и как они добываются. Медь у них содержится в огромных глыбах, парящих нах землёй; алюминий торчит из земли острым кристаллическим образованием; колонны из золота возносятся в небо; жёлтые цветы наполнены цинком, их мы просто собираем. 

Каждая звёздная система представляет собой удивительно компактное образование. Солнце висит где-то вдалеке. Планеты болтаются друг возле друга. Лун у них нет, колец тоже, разделений на климатические зоны не наблюдается. И не спрашивайте про газовые гиганты, астероидные пояса, перепады сверхнизких и сверхвысоких температур. Все планеты пригодны для жизни, правда, ни на одной нет цивилизации. Соответственно, нет и противоборствующих фракций, грузоперевозок, контрактов на торговлю, охрану, уничтожение пиратов. Нет ничего, чего подспудно ждёшь от игры, где капитан космического корабля путешествует между мирами.

Также здесь нет ни соревновательного мультиплеера, ни кооперативного. Общаться приходится лишь с прибитыми к земле существами. Иногда на посадку спешат другие корабли, но из них никто не выходит — так себе «симуляция жизни». Один раз за 24 часа на хвост сели космические пираты, постреляли и отвалились. 

Не чувствуется сопротивления. Нет ощущения выживания в далёком космосе, как нет и исследовательского азарта, поскольку все планеты предлагают один и тот же набор развлечений. Умереть здесь можно, но для этого приходится прилагать усилия: нападать на патрульных дронов, смиренно стоять под обстрелом и ждать смерти, поглядывая на часы. Давайте скорее! 

Analysis

Я даже не буду пытаться оправдывать No Man’s Sky. Не стану писать толерантный пассаж о том, кому игра может понравиться, кому лучше держаться от неё подальше. Это не обзор, это личное мнение глубоко разочарованного и порядком обозлённого человека, который потратил 24 часа жизни на бессмысленную не-игру. 

Авторы No Man’s Sky создали хороший генератор разнообразных (внешне) планет. Иногда в самом деле красиво, но чаще или никак, или уродливо, за что, конечно, ответственна отсталая графика. Разработчики не продумали игровой процесс, интерфейс, инвентарь. Здесь всё сводится к собирательству одинаковых материалов, поиску схем и слов, к путешествию между идентичными домиками и монолитами на разных планетах. Где бы ни оказался, везде одно и то же. Сколько бы апгрейдов ни установил, заниматься приходится тем же самым.

А вот что стоит похвалить, так это вирусный маркетинг No Man’s Sky. Соблазнительные обещания при минимуме конкретной информации до выхода игры и лавина новостей после хорошо разогрели публику. Критические обзоры удалось придержать на несколько дней. На форуме Steam живут только темы, созданные разработчиками, без «неудобных» комментариев. Молодцы. Видна организованная, чёткая стратегия. Не удивлюсь, если подобный способ продвижения игр вскоре возьмут на вооружение другие студии.

Конечно, игроки ругаются. Конечно, они подсчитывают количество несбывшихся обещаний разработчиков, поносят лживые трейлеры, даже близко не отображающие реальное положение дел. Здесь вы не увидите графику и симуляцию жизни, представленную в трейлере 2014 года. Здесь нет мультиплеера, подводного мира, сражений в атмосфере, крупных поселений, потерпевших крушение крейсеров, планет-пустынь с гигантскими червями. Игроки ругаются, пишут гневные отзывы… Но предварительно они заплатили большие деньги за право почувствовать себя обманутыми. А большего разработчикам, судя по всему, и не требуется.

P.S. На момент выхода многие пользователи PC жаловались на разнообразные технические проблемы. К чести разработчиков, недавние обновления устранили большинство недочётов. К производительности теперь претензий нет. Внезапные подтормаживания исчезли.

Редакция выражает благодарность Еве (Icy)

за помощь в борьбе за чистоту русского языка


Сейчас на главной

Публикации

Наконец-то покер перестал быть... Покером? Запоздалый обзор Balatro

Обзоры 22 апреля 08:53 0

Разработчик LocalThunk взял карточную игру «Покер», добавил туда новых правил и красивые шкурки — из азартной игры на деньги получился креативный декбилдер, а результат получил огромную популярность. Заслуживает ли её Balatro? Сейчас расскажем.

Fallout: Хроники создания легендарной саги. Если хочется почитать про вселенную и разработку серии

Обзоры 21 апреля 11:12 0

Хорошие экранизации игровых серий — редкое явление, отчего выход сериала Fallout стал сродни землетрясению. За ним последовали внезапные «афтершоки»: старые фанаты обращаются к играм, чтобы провести в этом мире ещё немного времени, а споры, какая игра лучше, разгораются с новой силой. Новички тоже не отстают и уже делают первые неуверенные шажки из Убежища. Но если поиграть нет возможности, а сериал просмотрен — рекомендуем что почитать, если вы любите вселенную Fallout или хотите больше узнать о ней.

Исторично, познавательно и увлекательно — в отличие от «Смуты»! Подборка историчных игр разной степени реалистичности

Статьи 19 апреля 12:16 0

«Смута» гордо определяет себя как игра, которая может научить истории. Нельзя не признать, что разработчики старались – очень симпатичное слайд-шоу получилось. Вот только прохождение «Смуты» вызывает желание забыть всё увиденное, а не запомнить. Поэтому мы составили подборку игр с историческим уклоном, которые могут похвастаться красивой картинкой, увлекательным геймплеем, грамотной подачей сюжета — эти аспекты необходимы для поддержания интереса игрока, даже в «историчных» играх.

Инди-игры марта: наследники WarCraft III и Divinity Original Sin, боевые космонавты, управление башней некроманта и не только

Итоги 18 апреля 15:00 0

Небольшие независимые студии порой способны замахнуться на легендарные имена. В марте увидели свет сразу два наследника Divinity Original Sin, которая когда-то проложила Larian дорогу к Baldurs Gate 3. В том же месяце появилась необычная стратегия в реальном времени — её даже сравнивают с легендарной WarCraft III! Конечно, совсем без пиксельных рогаликов не обошлось, как и без боевых платформеров-метроидваний. Но среди необычных продуктов затесались менеджмент башни некроманта и уютные посиделки за постройкой домов.

Когда дергаешь судьбу за спусковой крючок дробовика. Обзор Buckshot Roulette

Обзоры 18 апреля 09:00 0

Buckshot Roulette заставляет адреналин зашкаливать — она испытывает ум игрока, его расчетливость и удачу. Наградой храбрым служит денежное вознаграждение и сохранённая в опасной игре жизнь.