13790

PlayStation Move - долгая лекция об основах и подробностях

Запаситесь терпением и сухарями. Лекция будет долгой

Компанию Nintendo можно любить за Марио или проклинать за раболепную угодливость перед скучающими домохозяйками, но недооценивать ее влияние на индустрию нельзя. Именно Nintendo в этом поколении консолей поставила инновационное управление, а не графические технологии на первое место. Именно она ввела моду на интуитивные контроллеры, чей принцип работы понятен даже марсианам, впервые взявшим в руки пресловутые «вимот» и «нунчак» для приставки Wii. Именно она обеспечила рождение нового жанра игр - аутентичного спортивного - и вернула на большие экраны тиры со световым пистолетом. И именно ей сейчас пытаются подражать другие члены «большой тройки»: Sony и Microsoft.





Инновационные сенсорные контроллеры Nintendo: Wii Remote и Nunchuk. Популяризаторы идеи альтернативного управления в играх

Что в результате получится из Kinect от Microsoft мы узнаем только в ноябре. Компания решила сделать радикальный шаг и вообще избавиться от контроллеров, превратив самого игрока (при помощи специальной камеры, снимающей движения человека) в игровой интерфейс. Шаг сомнительный, уже опробованный Sony в прошлом поколении консолей (EyeToy), и оттого еще более настораживающий, поскольку «интерфейс без кнопок» годится только на какие-нибудь прыгалки и танцевалки. Представленная стартовая линейка проектов для Kinect это подтверждает. Впрочем, подождем ноября, тогда и будем судить.

Sony же решила пойти по пути, проторенной Nintendo, предложив похожую концепцию управления при помощи специального контроллера, получившего название PlayStation Move Motion Controller (или PS Move, далее просто Move), только с существенным преимуществом - точностью и отсутствием задержки сигнала. Последние являются ахиллесовой пятой Wii, поскольку инфракрасный датчик очень приблизительно и с явным запаздыванием угадывает место и положение «вимота».

На первой презентации Move в 2009 году на выставке E3 сложно было поверить, что он работает именно с той точностью, как показывали разработчики в многочисленных демо-сценах. Возникало ощущение, что его можно запросто превратить в любой инструмент для воздействия на виртуальное пространство - хоть в хирургический скальпель для операций на сердце для тренировки хирургов - настолько хороша чувствительность. Нам показывали почти настоящую стрельбу из лука, бои на мечах, складывали кубики в башни, расстреливали мишени в тире, поражая легкостью и простотой управления.


Первая демонстрация Move на E3 2009

Дополнительный бонус от решения Sony пойти по следам Nintendo, предложив схожее, но более развитое и технологичное устройство, заключался в том, что рынок за четыре года после выхода Wii приспособился к играм с подобным управлением. Разработчики уже понимают, для каких жанров подходят сенсорные контроллеры, а для каких лучше оставить старые. Сформировалась ниша специфических проектов, преимущественно казуальной направленности, ориентированных на далеких от видеоигр людей - пустяковые развлечения для полупьяных компаний и спортивные тренажеры. Наконец, прикормленная Nintendo публика жаждет Wii HD (сама Wii выдает сегодня графику уровня PS2, и это сильно бьет по впечатлениям) - они ее получат в лице PS3.

Однако Sony учла и главную ошибку Nintendo. Интуитивный контроллер привлекает казуалов. Он привлекает их толпами. Продажи Wii бьют огульные успехи конкурирующих Xbox 360 и PS3. Но казуалы - отвратительные покупатели игр и ориентируются они на «параллельные» жанры. Соответственно, домохозяйки в восторге, всякие Wii Fit, Wii Sport и Just Dance занимают первые строчки в хитпарадах. А игры, ориентированные для хардкорную аудиторию, пропадают в безвестности и расходятся нелепыми тиражами.

Поэтому главной задачей Sony стала популяризация контроллера среди хардкорных игроков - еще бы, аудитория PS3 из них и состоит. Поэтому функционал Move внедряется в шутеры и тиры, с ним готовятся файтинги и стратегии, добавляется поддержка управления в старые проекты. Не обошлось и без подачки казуалам. Уже сейчас в продаже можно увидеть проекты с залихватскими названиями, типа Start the Party и Sport Champions. Но даже в них человек, плотно сидевший на Wii последние несколько лет, найдет для себя много нового.

Полу-навигатор

Перед тем, как мы рассмотрим дизайн Move и особенности его работы в играх, сначала обратим внимание на сопроводительное устройство - PlayStation Move Navigation Controller (далее просто Navigation).

Navigation вовсе не является частью сенсорной системы Move, несмотря на то, что их показывают все время в паре. Navigation выполняет функции левой половинки контроллера DualShock 3 и используется только играх отдельных жанров. Например, в шутерах, где Move исполняет роль «пистолета», а при помощи стика Navigation мы двигаем персонажа.


PlayStation Move Navigation Controller

Вопрос «А зачем нам нужен Navigation? Мы и с DualShock 3 управимся!» отпадает сразу, как только вы попробуете этак пол часа поиграть в Resident Evil 5: Gold Edition, удерживая на весу геймпад. Пальцы быстро затекают, кнопки «L1» и «L2» из такого специфического захвата нажимать не удобно. Можно приспособиться, человек ко всему привыкает, даже к шилу в мягком месте, но лучше сразу отложить деньги на покупку Navigation, если вы любите шутеры.

Конструкция Navigation адаптирована для того, чтобы обеспечить человеку максимальный комфорт. Он имеет обтекаемую, округлую форму, небольшой вес, изготовлен из шероховатого, матового, черного пластика. Кнопки «L1» и «L2» находятся не на передней панели, как в DualShock 3 (там mini-USB выход для подзарядки), а чуть ниже. Причем, «L2» превратилась в «курок», из-за чего нажимать кнопки удобно сразу двумя пальцами - указательным и средним.

 


Вот так половина DualShock 3 превратилась в самостоятельный контроллер Navigation

Помимо этого на Navigation имеется утопленная в корпус кнопка включения «PS» (случайно никак не нажать), а также кнопки «Х» и «О», которые отсутствуют на левой половинке DualShock 3 и дублируются на Move.

Поначалу это решение вызывает вопросы, зачем одни и те же кнопки в контроллерах, используемых только в паре? Когда дело доходит для практики, понимаешь, что Move отвратительно приспособлен для навигации по меню системы XMB, а Navigation с этим справляется отлично. Плюс, кнопки «Х» и «О» обычно используются в шутерах для прыжков и приседаний. Вполне логично, что контроллер, отвечающий за передвижения персонажа, возьмет на себя и эти функции.

Главное блюдо

Однако «звездой шоу» является все-таки игровой контроллер Move. Поразительное устройство.

Задолго до официального поступления Move в продажу сплетники окрестили контроллер обидным словом «дилдо» (сиречь, фаллоимитатором). Когда открываешь коробку Starter Pack'а, куда в том числе входит старая знакомая цифровая камера PlayStation Eye (далее просто Eye) и Starter Disk, где записаны демо-версии игр с поддержкой Move (абсолютно бесполезная добавка, все они доступны для скачивания в PSN), неожиданно ловишь себя на мысли, что сравнение очень верное. Размер подходящий, формы приблизительно такие же. Еще есть кнопочки и горящий шарик на конце, но какие только игрушки не продаются в секс-шопах... А еще Move вибрирует.

Изготовлен Move из крепкого, шероховатого, черного пластика. Когда берешь его в руку, сразу возникает ощущение надежности сборки, все детали плотно подогнаны, ничего не скрипит. Вес одновременно невелик, и в то же время достаточный, чтобы не возникало ощущение дешевой китайской игрушки, как это было с SIXAXIS, с первым контроллером для PS3.

Move удобно лежит в руке, не скользит, все функциональные кнопки находятся под пальцами, доступ к ним обеспечивается мгновенно. Но из всякого правила есть исключения. Так, кнопка включения «PS» утоплена глубоко в корпус, никак случайно не нажать, только если специально надавить на нее большим пальцем. Кнопки «Select» и «Start», используемые обычно для вывода игрового меню, также вне зоны досягаемости, расположены, соответственно, слева и справа от кнопки «Т» (так в Move называется «курок»). Чтобы их нажать, приходится менять привычный хват ладони.

Кнопка «Т» (курок) расположена в ожидаемом для нее месте, снизу под указательным пальцем. Она имеет характерную вогнутую форму, но сделана так хитро, что сила нажатия направлена не вверх, а вдоль корпуса контроллера, чтобы ни в коем случае не сбивать прицел во время стрельбы.

Под большим пальцем находится сразу пять кнопок. Самая большая, овальной формы, так и называется «Move», а вокруг нее расположены четыре стандартные - «X», «O», «квадрат», «треугольник». По фотографиям хорошо видно, что они выходят из корпуса параллельно друг другу, чтобы быть строго перпендикулярно подушечке пальца. Все они легко доступны и удобно нажимаются.

Однако главная особенность Move - это светящийся шарик. Чтобы избежать травматических ситуаций, он выполнен из полупрозрачного, мягкого силикона, так, что лампочка внутри обеспечивает равномерное сияние всей поверхности сферы. Хотите, можете спокойно мять шарик в руках, он сразу восстанавливает свою форму.

Камера Eye, расположенная над или под телевизором, регистрирует именно положение шарика, что обеспечивает феноменальную точность управления и при свете дня, и в кромешной темноте. Вопреки опасениям, ночью свет шарика не раздражает глаза, поскольку экран телевизора светится ярче.

Цвет шарика выбирается приложением, вы никак не можете на это повлиять. Обычно это сиреневый, но есть игры, где он принимает синий, зеленый или желтый оттенок. В случае, если играть сразу двумя контроллерами, их цвета по понятным причинам всегда разные. Так камера легко может определить, где какой находится.

Однако шарик - это основа, но не вся сенсорная система Move, куда также входят акселлерометр для измерения ускорения движения и гироскопы, отслеживающие положение контроллера в пространстве.

Сразу после синхронизации Move с системой PS3 (выполняется это простым подключением контроллера к приставке через mini-USB) необходимо провести калибровку. Для этого надо следовать указаниям: зафиксировать шарик приблизительно в центре экрана и по стрелочкам-подсказкам крутить вокруг него ручку Move. Очень важный процесс, так настраиваются гироскопы.

Благодаря этому Move используется не просто для управления точкой на экране, не как лазерная указка, а как настоящий инструмент для взаимодействия с трехмерным виртуальным пространством. Вы можете превратить его в теннисную ракетку, легкими поворотами кисти менять наклон, рукой двигать ее ближе к сетке или дальше - на экране будет отражена ровно та же картинка в тот же момент времени.

Точно также элементарно взаимодействовать с грудой разбросанных предметов, строить домики из кубиков, подбирая их с земли, поворачивая нужной стороной и осторожно подкладывая в уже сформированную конструкцию.

Хотите, и Move превращается в холодное оружие, и вы наконец-то примите участие в самом достоверном симуляторе гладиаторских боев, где герой на экране с точностью повторяет ваши движения.

Сложно представить, в какой инструмент Move нельзя превратить. Его функционал несколько велик, что использовать его в качестве лазерной указки в шутерах - все равно, что забивать гвозди микроскопом. Запросто, но это примитивнейшее назначение из потенциально возможных.


Моментальное фото, полученное в игре Sports Champions. Лук в руке автора накладывается в реальном времени на изображение и жестко привязан к контроллеру Move, точно повторяя все движения


Аналогично предыдущему фото, только на этот раз в руке трофейная катана

Справедливости ради отметим для самых привередливых, что едва уловимое запаздывание реакции контроллера все же имеется. Заметно, если бешено болтать прицелом из стороны в сторону в шутере. Но объясняется это одним фактором - камера Eye не мгновенно проецирует на экран ваше изображение, не со скоростью света. Быстро, но не достаточно, чтобы превратиться в зеркало.

Есть в Move и один объективный недостаток. Калибровку контроллера надо проводить каждый раз при запуске игры. Причем, она иногда может сбоить, особенно если в комнате неравномерное освещение. Скажем, яркий солнечный свет льется прямо в окна. Если калибровка в этом случае не проходит, и нет плотной шторы, то мы рекомендуем просто заслонить шарик контроллера от солнечного света ладонью. Тогда калибровка пройдет успешно.

Хотя сама калибровка очень проста и не отнимает много времени. В большинстве случаев требуют встать прямо перед телевизором, направить Move на камеру Eye и нажать соответствующую кнопку. После этого играть можно в любом положении. Хотите, сидя. Хотите, стоя на голове. Надо только, чтобы камера видела контроллер.

Практикуемся

От теории переходим к практике. Компания Sony приняла весьма простое (главное, незатратное) решение, чтобы быстро заполнить линейку проектов с поддержкой Move. Оригинальных игр приготовили совсем немного, дисковые издания в большинстве случаев представляют собой казуальные сборники для аудитории Wii. Хардкорных игроков решили потешить другим способом: патчами для уже выпущенных проектов, где добавили опциональное управление при помощи Move. Где-то получилось, где-то - не очень. Рассмотрим мы не все примеры, только самые показательные.

Поскольку в нижеследующих мини-обзорах мы рассматриваем в первую очередь управление, и только потом качество проекта, то вместо наших классических Pro et Contra идут выводы касательно реализации в игре функционала Move.

Flight Control HD

Один из лучших загружаемых из PSN проектов для Move на сегодняшний день. Нет, мы не шутим. Flight Control - одна из популярнейших игр в App Store (на сегодняшний день продано более 2 млн. экземпляров). И как никакая другая она при простой концепции использует все преимущества сенсорного управления на iPhone (iPad, iPod), которые теперь элементарно воспроизводятся на PS3 при помощи нового контроллера.

Простое, рисованное оформление. Приятная, расслабляющая музыка. Небольшая стоимость в 170 рублей. И необычная (для игр на PS3) игровая механика. На экране расположено несколько посадочных полос (каждая - для своего типа авиатранспорта). Нам же необходимо вовремя подхватывать курсором прилетающие самолеты-вертолеты и рисовать для них траектории захода на посадку так, чтобы они не столкнулись друг с другом.

Чем дольше продержитесь - тем больше очков получите. А держаться непросто, поскольку самолетов со временем становится слишком много, чтобы следить за движением каждого из них. Приходится порхать курсором по всему полю, быть одновременно в разных местах, рисовать закрученные траектории, кого-то отправлять на другой заход, кого-то отворачивать от намеченного маршрута из-за изменившейся ситуации.

Увлечение сродни тетрису, такое же заразное, способное легко сожрать не только вечер но и половину ночи. При этом Flight Control HD наглядно демонстрирует превосходство нового контроллера в данном типе игр над DualShock 3. Последним и изящные траектории рисовать не получается, и скорость передвижения курсора не позволяет мгновенное перелетать от одного конца экрана к другому. При помощи Move нам без подготовки и злого умысла удалось набрать вдвое больше очков, чем на привычном DualShock 3. Это ли не показатель?

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: привлекает точным управлением и удобством; открыто демонстрируется превосходство над стандартными контроллерами в данном типе игр
  • Недостатки: не обнаружено

 

Heavy Rain: Move Edition

Heavy Rain при всех достоинствах и густой депрессивной атмосфере не относится к тому типу игровых проектов, к которым возвращаешься время от времени. Просто потому, что во второй раз эта история уже не производит должного эффекта, и становятся только очевиднее ограничения в местной «свободе выбора» направления развития сценария. Да и сама механика выстроена вокруг идентичных мини-игр. Свыкся с ними - и идешь вперед без малейшего сопротивления.

Однако использование нового контроллера с принципиально иным управлением вполне может стать тем самым стимулом, способным заставить погрузиться в этот эмоциональный триллер во второй раз с не меньшим удовольствием, чем в первый.

Quantic Dream нельзя упрекнуть в халатном отношении. Даже больше, возникает ощущение, что ребята с самого начала делали две версии игры: одну для DualShock 3, другую - для Move, которая спокойно лежала, ждала своего часа.

Для комфортной игры в Heavy Rain: Move Edition вам потребуется Move и Navigation (последний можно заменить SIXAXIS или DualShock 3). Navigation используется для передвижения персонажа стиком, изменения положения камеры кнопкой L1, и в некоторых мини-играх надо зажимать L2. Все остальные действия производятся Move.

Чтобы постучать в дверь, поставьте Move вертикально, поднимите руку и резко выкиньте ее вперед. Внешне очень похоже на действие персонажа. Повернуть ручку, достать кошелек из кармана, отодвинуть штору у окна - все действия интуитивны и понятны. Надо только привыкнуть к не совсем очевидным пиктограммам, где приходится обращать внимание не только на то, куда двигать Move, но и в каком положении держать контроллер. Имеет огромное значение во время местных боевых сцен, где секунда промедления означает лишний фингал под глазом героя. В буквальном смысле подныриваешь под удары, отмахиваешься и ставишь блоки. Были бы сцены чуть длиннее, и запросто пошли бы вместо активной тренировки. Реплики в диалогах тоже выбираются оригинальным образом: Move превращается в «пистолет», прицелом которого необходимо попасть в необходимое слово, болтающееся у головы персонажа.

Кстати, чтобы получить Heavy Rain: Move Edition вам вовсе не обязательно покупать коробку с соответствующей отметкой на обложке. Посла последнего патча игра становится полностью совместимой с Move.

  • Надо: один Move, один Navigation (или SIXAXIS, или DualShock 3)
  • Использование контроллера: позволяет получить от игры новые ощущения; привлекает аутентичным управлением
  • Недостатки: не сразу очевидные пиктограммы требуют долгого привыкания

 

Kung Fu Rider

Наглядный пример того, как не надо делать игры с контроллерами, вроде Move. Вроде и идея хорошая: едет на офисном стуле дядя (или тетя) по неровным улочкам, сшибает подножками бандюков, запрыгивает и балансирует на перилах, тараном разбивает стены из картонных коробок и ловко подныривает под препятствия. Но реализация...

Move - точный контроллер. Очень точный, поэтому регистрирует любое ваше неловкое движение, из-за чего в Kung Fu Rider сразу возникает куча ненужных проблем. Так, чтобы ускориться, надо болтать контроллером снизу-вверх, как барабанной палочкой. Чтобы притормозить - наклонить Move вниз. Чтобы подпрыгнуть - поднять его вверх. Вы уже видите проблему? Достаточно на небольшой градус изменить наклон, и герой вместо ускорения прыгает (или тормозит)! Ужасно нервирует, что поездка превращается в дерганный хаос.

То же самое касается поворотов. Повернули контроллер в сторону, персонаж наклоняется и плавно проходит угол улицы. Но стоит повернуть с чуть большим ускорением, и его заносит. Единственные действия, которые выполняются точно и без проблем висят на кнопках: оттолкнуться в сторону, поставить подножку, проскользнуть под шлагбаумом.

Поймите правильно, это не какая-то там «игра не для всех». Это проект, где основная концепция, в чем-то даже интересная, испорчена невменяемым управлением, когда одни и те же действия - заметим, совсем разные действия - выполняются примерно одинаковыми движениями контроллера. В результате моментальные снимки игрока, сделанные при помощи камеры Eye, которые игра гордо демонстрирует после прохождения этапа, выражают что угодно, кроме радостного энтузиазма и восхищения.

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: позволяет почувствовать жгучее разочарование
  • Недостатки: кошмарная реализация управления, где за разные действия персонажа отвечают похожие движения контроллером

 

The Shoot

Несмотря на то, что Move - многофункциональное устройство, чьи способности лежат далеко за пределами так называемой «лазерной указки», именно шутеры в формате тира являются одним из основных стимулов к покупке данного контроллера. Забава, знакомая с детства, с игровых автоматов, с народной приставки Dendy, армированной световым пистолетом. На экране внезапно появляются цели, нам же их надо метко отстреливать.

Развлечение, в этом поколении доступное только на Wii, теперь спешит и к владельцам PS3 в высоком разрешении и с современной графикой. При этом точность и чувствительность контроллера Move настолько высока, что позволяет без проблем отстреливать головы выпрыгивающим на экран бандитам, сбивать цепи с плененных красавиц и летящие в голову ножи. Есть секреты, специальные испытания и супер-бонусы. Например, крутанувшись на месте ненадолго замедляем время. Или, резко выстрелив в землю, вызываем мгновенную смерть всех врагов на экране. При этом совершенно не чувствуется задержки сигнала. В самом деле, будто лазерной указкой по экрану водишь. Дополнительно контроллер Move используется для простеньких мини-игр (уклониться от пули, разогнать дрезину по рельсам), что неплохо разбавляет пальбу по мишеням.

Привыкание к управлению отнимает совсем немного времени, хотя нет гарантии, что у вас вот так сразу все получится. Главное, хорошо откалибровать контроллер перед началом игры, чтобы Move смотрел точно в прицел на экране.

Единственный недостаток, наверное, заключается в стилистике игры. Хотелось чего-то в стиле House of the Dead с отличной графикой, тучами зомби и кровушкой. Чего-то более вещественного, что ли. Тут же нашими врагами выступают фанерные декорации на съемочной площадке. Впрочем, играть от этого не менее интересно, а вместе с родителями в отстреле бандитос и инопланетян смогут принять участие и дети.
 

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: позволяет получить новый игровой опыт в первом тире для PS3 (если не считать древний Time Crisis 4); превосходная чувствительность прицела и ненавязчивые мини-игры
  • Недостатки: требуется повышенная внимательность при калибровке контроллера

 

Resident Evil 5: Gold Edition

Пора привыкнуть, что в этом поколении компания Capcom выпускает игры, скажем так, недоделанными. Стоит только проекту появиться на полках магазинов, как к нему градом сыпятся всевозможные и, конечно же, платные дополнения - будь то новые костюмы для персонажей, режимы или даже целые главы приключения.

С этим Resident Evil 5 повезло больше всего. В нем внезапно открывался мультиплеер (режим Versus); жуткая глава Lost in Nightmares, пугающая пустотой старого особняка и подозрительными шорохами за стенкой; наполненный адреналиновым драйвом эпизод Desperate Escape, где на пару героев вываливается, наверное, больше зомби, чем за все прохождение оригинальной кампании; новые костюмы, персонажи для кооперативных развлечений, всякие плюшки и бонусы на потеху коллекционерам. Немудрено, что этот внушительный набор не стали хранить в сервисах PSN и XBLA и вскоре выпустили  Resident Evil 5: Gold Edition для консолей PS3 и Xbox 360, куда вошли все вышедшие дополнения.

Но самую полную версию получили все же владельцы PS3. Специально к релизу Move и его подружки Navigation компания Capcom выпустила так называемый Resident Evil 5: Move Edition с полной поддержкой инновационных контроллеров. В «золотое издание» поддержка добавляется автоматически при запуске игры - патчем. Оригинальная версия Resident Evil 5, увы, «по техническим причинам» осталась без соответствующего обновления. Даже если вы купили все дополнения в PSN.

На всякий случай еще раз отметим, что поддержу Move получили все версии Resident Evil 5: Gold Edition, вне зависимости, имеют они голубую плямбу на обложке или нет. Простой Resident Evil 5 - не получил. Если надумаете покупать, обязательно обратите на это внимание.

Что касается самой поддержки Move, то тут японцы то ли недодумали, то ли перемудрили, не желая давать игрокам в руки такое мощное оружие против зомби. Механика Resident Evil 5 вертится вокруг простого понятия «стою, стреляю». Только остановившись герой может прицелиться и сделать выстрел. Туго поворачивается, не способен шагнуть вбок. Все это специально сделано для того, чтобы игрок постоянно испытывал напряжение от нехватки времени, свободы маневра, патронов, необходимости четко выверять момент и стараться каждый выстрел делать результативным.

Если бы тут Move работал так же, как в The Shoot - бедные были бы медлительные зомби. Поэтому японцы сделали ряд странных ограничений. Во-первых, игра вообще не производит калибровки контроллера перед запуском. Его потом можно (а чаще всего - нужно) перенастраивать, нажав кнопку Select, иначе курсор может плавать сам по себе по экрану. Во-вторых, заметна легкая инертность движений курсора, словно палочкой в воде водишь. Из-за этого «пустяка» уже не получается лихо отстреливать головы врагов на ковбойский манер. В-третьих, управление прицелом стационарных пулеметов и снайперского оружия висит не на Move, а на стике Navigation! Учитывая, что ни в одном другом шутере левый стик не отвечает за прицел, у большинства игроков гарантированно возникнут с этим проблемы.

Поддержка Move в Resident Evil 5: Gold Edition больше способствует получению новых ощущений от игры, чем делает процесс удобнее или приятнее. Да, есть свои плюсы. Удар ножом производится на автомате - достаточно резко дернуть Move в сторону. И прицеливаться получается чуть быстрее и точнее: почти все пройденные главы имеют по результативности стрельбы рейтинг «S» - максимальный. И мини-игры неплохо адаптировали. Но и недостатков хватает, главный из которых превращает ранее самый веселый эпизод погони в скрежет зубовный, а попытки совладать со снайперским оружием - в стенания жалобные.

  • Надо: один Move, один Navigation (или SIXAXIS, или DualShock 3)
  • Использование контроллера: позволяет получить от игры новые ощущения.
  • Недостатки: легкая инертность курсора, необходимость перекалибровки Move перед началом игры, Move управляет прицелом не всего огнестрельного оружия.

 

Tumble

Этот игровой проект вырос из простой демо-сцены, которую показывали публике при первой демонстрации возможностей Move на E3 2009. Разработчики, ловко оперируя контроллером, строили башни из кубиков в виртуальном пространстве. Потом, видимо, нашли это занятие настолько увлекательным, что сделали на его основе целую игру, посвященную... да, строительству башен из кубиков.

Игра получилась точно не для всех. Если вам нравятся конструкторы, и вы любите проводить время за строительством, скажем, карточных домиков, то Tumble должна занять первое место в списке ваших покупок. Не если ваш темперамент не приемлет медитативные радости, то лучше поискать более динамичную забаву.

В целом игровой процесс сводится к простому занятию: строительству пирамид. Нам выдают груду фигур всевозможных форм и размеров, из материалов, обладающих разными физическими свойствами, и вынуждают из этого хлама строить башню. Чем выше получится конструкция, тем больше шанс получить «золото». Иногда развлекают тетрисоподобным мероприятием: на платформу необходимо складывать фигурки в каком угодно порядке. Главное, поместить как можно больше предметов, чтобы они не свалились на землю. Ну, а тем, кто вместо созидания предпочитает разрушать плоды чужих трудов, предлагают взять несколько мин и взорвать башню так, чтобы она вся обвалилась, а куски разлетелись как можно дальше.

При этом Tumble является той самой игрой, которая наилучшим образом демонстрирует точность контроля Move. Кубики берешь в буквальном смысле рукой, свободно поворачиваешь движением кисти, кладешь ровно в то место, куда хотел. Процесс настолько интуитивен, что не вызывает проблем даже у маленьких детей. Для простоты от каждого объекта строго вниз падает тень с отмеченным центром масс, что позволяет комфортно ориентироваться в виртуальном пространстве.

Со временем сложность головоломок нарастает, появляются помехи, вроде двигающихся шестов или даже землетрясения, заставляющие не только грамотно, но и быстро возводить конструкции с учетом физических характеристик материала. Есть хитроумные задачи по проведению лазерного луча к цели через систему зеркал. Причем, все это можно решать и вдвоем - предусмотрен режим совместного прохождения.

При этом Tumble обладает приятным графическим оформлением и, что немаловажно, постоянно подогревает интерес, предлагая то головоломки на смекалку, то на реакцию или терпеливость. Это не просто игровая площадка с кубиками, как может показаться на первый взгляд - это хорошая игра, на 100% использующая возможности Move.

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: позволяет познакомиться с совершенно новым типом игр, на 100% задействующих возможности Move
  • Недостатки: не обнаружено

 

Echochrome II

Серия Echochrome (куда пока входит первая часть и Echoshift для PSP) отличается от великого множества игр в первую очередь концептуальной сумасшедшинкой. Легко осваиваешься, приятно проводишь время, щелкая головоломки одна за другой, но когда просят объяснить суть, остается только разводить руками и глубокомысленно мычать: «Понима-а-аешь...». Без демонстрационного ролика и поллитра просветляющего не разберешься, к чему тут эти выверты с пространством и логикой, каким образом трехмерный объект может быть одновременно двухмерным.

Echochrome II в этом плане будет проще предшественниц. Контроллер Move тут используется в качестве фонарика, который «светит» на хаотичную, на первый взгляд, сцену из трехмерных объектов. Двигая «фонарик» туда-сюда, понемногу пытаемся превратить тень на белоснежной ширме в стройную двухмерную конструкцию, по которой может спокойно пройти человечек и добраться до выхода.

Просто? Конечно. Интуитивно? Еще бы. Интересно? Любители найдутся. Разработчики обещают много уровней, конструктор собственных и возможность обмениваться работами с людьми со всего мира. Вроде бы и хорошо, но поддержка Move тут не дает никаких видимых преимуществ по сравнению с использованием любого другого контроллера. «Фонарик» двигается по двум осям, не требуется ни скорость реакции, ни точность движений - все это легко выполняется одним стиком Dualshock 3.

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: позволяет светить «фонариком»
  • Недостатки: функционал Move легко заменяется стиком Dualshock 3 без каких-то последствий для игрового процесса

 

R.U.S.E.

Необычная стратегия от Ubisoft с креативным подходом к реализации интерфейса в качестве эксперимента обзавелась поддержкой Move. Предполагалось, что для игр подобного жанра Move будет крайне востребован - еще бы, курсором управляешь с той же легкостью и точностью, что и мышкой. Но не в этот раз. Реализация подвела.

Курсор движется с заметной задержкой, и из-за такого «плавающего» эффекта сложно быстро реагировать, выделять войска и направлять их на врагов. Играть то можно, но простой контроллер с этим справляется лучше. Тем более, что обеспечить Move каким-то дополнительным функционалом разработчики постеснялись. Просто указка с кнопками.
 

  • Надо: один Move, один Navigation (или SIXAXIS, или DualShock 3)
  • Использование контроллера: позволяет почувствовать себя пьяным генералом с указкой
  • Недостатки: отвратительная чувствительность и реакция курсора на движения контроллера

 

Start the Party

Первая ласточка семейных укатаек и пьяных посиделок, где игровой процесс нарочито прост, но при этом весел. В отличие от великого множества подобных развлечений тут главный интерес строится на том, что люди видят себя на экране телевизора, а контроллер Move в руках превращается в какой-нибудь инструмент. Вроде мультяшной сабли, молотка, ракетки, зубной щетки или игрушечной жабы. Соответственно, приходится рубить, забивать, отбивать и ловить  появляющиеся на экране предметы. Набирать очки и радоваться первому месту, громко хохоча над обделенными товарищами.

Подобные игры быстро выдыхаются, покупают их обычно прикола ради, чтобы было чем занять поскучневших гостей и их детишек. Только места надо побольше, поскольку махать приходится много. Очень много и широко.

Главная же польза Start the Party (в русской интерпретиции, «Зажигай!») состоит в демонстрации возможностей Move, насколько легко человек превращается в игрового персонажа, а контроллер в руках - в инструмент для взаимодействия с виртуальным миром. Требуется привычка, поскольку изображение зеркальное, а управлять своими действиями таким образом не у всех получается. В остальном же управление Move тут реализовано безупречно, каждое движение выполняется точно и без задержек.

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: привлекает удобством и простотой освоения, позволяет получить новый игровой опыт
  • Недостатки: требуется привычка, поскольку ориентироваться приходится по зеркальному отображению на экране

 

EyePet: Move Edition

Для людей, стесненных в жилищных условиях, имеющих аллергию на животных и не желающих отягощать себя проблемами «Люди добрые, никому котята не нужны-ы-ы?», SCEE выпустила в 2009 году игру EyePet, где виртуальный питомец едва не выпрыгивал с экрана телевизора, чтобы выплеснуть на хозяев свою радость и любовь. Проблема была в управлении. Камера Eye прекрасно транслировала картинку на экран телевизора, но плохо распознавала движения, и забота об обезьянке часто превращалась в головную боль и неприличные жесты пальцами в адрес непонятливого существа.

Однако поддержка контроллера Move буквально преобразила проект: у вас появился точный способ воздействия на мир виртуального питомца. Теперь с ним можно играть, подставляя обруч, поливать водой и натирать шампунем, обдувать феном и прямо на экране рисовать ему эскизы будущих игрушек, чтобы затем управлять получившимся самолетиком все тем же Move.

Единственный пример из списка, когда добавленная в вышедшую игру поддержка Move реально себя оправдала, а не просто стала альтернативным способом управления.

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: позволяет наконец-то нормально играть и ухаживать за питомцем
  • Недостатки: движения самих людей и позиционирование питомца камера по-прежнему плохо различает

 

Hustle Kings

«Игра с блестящими шарами», лучший на сегодняшний день симулятор бильярда с прекрасной графикой, достоверной физикой, кучей режимов, тематических головоломок и онлайновым мультиплеером. Кто еще не приобщился и неравнодушен - обязательно на заметку. Но если вы хотите купить Hustle Kings ради вышедшего патча, добавившего в игру поддержку Move - не стоит.

Move для Hustle Kings, это как рыбке зонтик, собаке пятая нога или любая другая глупость. Игровой процесс строится на точном планировании действий. Устанавливаем, в какую точку шара бить. Рассчитываем траекторию столкновений. Соизмеряем силу удара и не забываем предварительно натереть кончик кия мелом.

Да, теперь все эти действия можно делать при помощи Move. Проблема в том, что ни скорости, ни точности это ни прибавило. Даже наоборот, приходится по нескольку раз переделывать прицеливание, поскольку настройка должна быть очень точная, и сложно отпустить (или нажать) кнопку, не сдвинув Move при этом ни на миллиметр. Далее, удар кием выполняется вроде бы аутентично: надо отставить руку с Move назад, а затем дернуть ее вперед с необходимым ускорением. И это даже работает, представьте себе! Очень просто соразмеривать силу, но, опять же, вмешивается фактор случайных чисел. На геймпаде можно задавать необходимую силу удара без каких-то проблем. С Move же больше оперируешь понятиями «сильно», «слабо», «средне».

Симулятор бильярда ведь не симулирует игровой процесс. Он симулирует тактику и математику бильярдных состязаний. Классических способов контроля для этого более чем достаточно. Move же не дает этой игре ни-че-го. Волшебная полочка даже близко не напоминает кий, и совсем не обеспечивает должную точность.

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: просто альтернативный способ управление игрой
  • Недостатки: в сравнении с Dualshock 3 неудобно задавать точку удара и траекторию движений, а также точно соразмерять силу

 

MAG

Самый массовый онлайновый шутер, где на одном поле боя сражаются сразу 256 человек, недавно получил второе рождение - глобальный патч 2.0, который чуть ли не полностью перестроил баланс. Этим же патчем в игру была добавлена поддержка Move.

Разработчики из Zipper Interactive потратили много времени на то, чтобы сделать управление с Move комфортным и удобным. И это у них даже получилось! Со времен беты они повысили чувствительность, так что все управление осуществляются легким движением кисти. При этом удалось избавиться от погрешностей, вызванных естественным дрожанием руки, которая продолжительное время держит на весу предмет. Также при стрельбе из Move почти отсутствует разброс пуль, прицел не сбивается. Все настройки по управлению чувствительностью прицела и поведением камеры отдали самим игрокам, так что приходится самому, потратив кучу времени на стрельбище, править данные.

Не ждите, что у вас сразу получится в прыжке отстреливать головы и валить врагов штабелями. Требуются долгие часы тренировки, пока вы привыкните к тому, что курсор уже не привязан к центру экрана, а свободно летает из угла в угол.

Прицеливаться в рамках прямоугольника на экране и впрямь получается быстро и точно. Чувствительность курсора отличная, цели кладутся элементарно, легко «вести» врага, поливая его одновременно огнем. Люди, которые так и не подружились с управлением в шутерах при помощи геймпада, воспримут поддержку Move с благодарностью. Проблемы возникают, когда бой переходит в тесные помещения и проявляется главный минус: сложности с поворотами.

При управлении Move камера поворачивается, только если поместить курсор к краю экрана. Поворачивается не достаточно быстро, и уследить за пробегающим рядом противником становится очень сложно. Он может теперь круги наматывать вокруг своей жертвы, размахивая ножом и отплясывая польку-бабочку на ваших армейских ботинках. Вы просто за ним не поспеете. Впрочем, это наименьшее из возможных зол. В остальном почти безупречно.

  • Надо: один Move, один Navigation (или SIXAXIS, или DualShock 3)
  • Использование контроллера: позволяет получить от игры новые ощущения; отличное лекарство для тех, кто так и не научился играть в шутеры с геймпадом
  • Недостатки: придется потратить много времени, подгоняя управления под себя; на близких дистанциях сложно сражаться из-за проблем с недостаточно быстрыми поворотами камеры

 

Beat Sketch!

Загружаемая игра из сервиса PSN, которая позволяет рисовать при помощи Move. Функционал примерно на уровне Paint из стандартного набора программ Windows. Позволяют выбирать форму и толщину кисти, цвет краски - для детского творчества вполне достаточно. Фоном для картинки является все, что в данный момент снимает камера, то есть сам художник и предметы обстановки в комнате.

Изюминка в том, что получается полная симуляция работы кистью, а рисунки легко сохраняются на жесткий диск консоли. Правда, сложно сказать, насколько это интересно с игровой точки зрения.

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: позволяет работать почти настоящей кистью в простом графическом редакторе
  • Недостатки: не обнаружено

 

Sport Champions

На данный момент - жемчужина коллекции игр для Move. Ожидалось, что это будет очередной «спорт» в стиле Wii, где соревнования заключаются в махании руками и неуклюжих попытках сонных Mii'шек повторить движения хозяина. Однако нет. У Sony получился настолько достоверный спорт, насколько это возможно в формате видеоигры (лучше получится, только если электроды прямо в мозг воткнуть).

В формате Sport Champions (в наших магазинах проект продается под названием «Праздник спорта») идет шесть видов спорта. Набор сразу может показаться странным. Сначала вообще кажется, что создатели задались целью представить разные концепты будущих игр для Move,  подсказать другим разработчикам, какие функции этот инновационный контролер способен выполнять. Однако после плотного знакомства понимаешь, что авторы хотели угодить всем темпераментам потенциальных игроков, но так, чтобы не перебегать дорогу схожим проектам.

Так, тут есть свой гольф, но не с клюшкой и мячиком, а с диском. Он так и называется, «Дискогольф».

Задача очень схожа с любимым развлечением Тайгера Вудса. Есть корзина, расположенная далеко и за естественными препятствиями, куда надо забросить свой диск раньше соперника. Бросаем, как в реальной жизни: подтягиваем руку к себе и резко выкидываем вперед, кистью задавая наклон и скорость вращения. На словах звучит просто, но победа зависит от полного контроля своего тела.

Далее - «Стрельба из лука». Тут даже не одно соревнование, а целое сборище мини-игр, куда входит стрельба по стационарным, движущимся мишеням, по тыквам, яблокам и подкинутым мешкам. Имеется даже забавный вариант «крестиков-ноликов» и расстрел грозного войска фанерных скелетов. Поначалу элементарно, на «бронзовом» уровне сложности рисуется траектория полета стрелы, что может быть проще? Однако потом подсказки исчезают, остается только прицел, и приходится самому просчитывать путь стрелы до цели в зависимости от расстояния. И делать это надо быстро. Выступают соперники не по очереди, а одновременно. Кто больше наберет очков, тот и победит.

Интересно, что в данном виде спорта может использоваться сразу два контроллера Move для полной симуляции стрельбы из лука. Приходится «закладывать» стрелу, «натягивать» тетиву, тщательно прицеливаться и отпускать пальцы. Однако подойдет и один контроллер. В этом случае Move используется для вытягивания стрелы из «колчана» за спиной (заносим руку назад, нажимаем курок и выпрямляем в сторону экрана) и целеуказателя. Поверьте, уже после нескольких выстрелов вы поймете, что на самом деле означает словосочетание «твердая рука», и насколько важно себя контролировать. Прицел реагирует на малейшее дрожание мышц, нетренированным людям придется туго.

Гвоздь программы - «Гладиаторские бои». Сбывшаяся мечта, самый реалистичный и продвинутый симулятор боя на холодном оружии. Вот тут понимаешь, насколько хорошо Move подходит для хардкорных игр. Сразу хочется получить патч с поддержкой контроллера для, например, Demon's Souls.

В одной руке щит, в другой - меч (хотя у персонажей в руках разное оружие, по факту оно ведет себя одинаково). Полный контроль. Блокируем удары, пытаемся пробить оборону противника обманными движениями, встречаем его замах на свое лезвие, парируем и делаем резкий выпад вперед. Щит тоже используется - оттолкнуть, оглушить врага, чтобы потом подсечь ноги, повалить его на землю и пригвоздить, напрыгнув сверху.

Маневрирование, отскоки назад, резкие уходы в сторону выполняются кнопками, только они отвечают за передвижение персонажа. Прыжок - резко дернуть Move вверх. Откатиться в сторону - помотать контроллер из стороны в сторону. Персонаж на экране точно и без промедлений повторяет малейшие движения холодным оружием. Поэтому «Гладиаторские бои» - самый в физическом смысле изматывающий вид соревнований. Руки будут ныть гарантированно, а майку придется выжимать от пота. Особенно, когда дойдет до встречи с боссом.

«Пляжный волейбол» такой же увлекательный и расслабляющий, как и его реальный аналог. Сетка, два игрока с каждой стороны. Если нет реального партнера, его роль на себя возьмет толковый AI. Отбиваем, пасуем, режем сверху в прыжке мощными ударами, ставим блоки и бросаемся пузом на горячий песок, чтобы поймать падающий мяч. Последнее действие выполняется резким выпадом контроллера в соотвествующую сторону. Остальные - как надо. К слову, благодаря этому виду спорта мы убедились, что люстра и волейбол в гостинной - вещи несовместимые. Хрясь рукой случайно, и нет осветительного прибора. Поэтому рекомендуем заранее озаботиться этой проблемой, развернуть телевизор с камерой в сторону, если над головой что-то висит.


«Бочче» - это что-то вроде странного гибрида боулинга, керлинга и бильярда. Один игрок бросается мелкий шарик (паллино) куда-нибудь в область прямоугольного поля. А потом оба начинают метать в ту сторону большие каменные шары (бочче). Цель такова, чтобы как можно больше ваших шаров оказалось поблизости от паллино.

Требуется большая точность, сосредоточенность и немного тактического планирования. Наловчившись, учишься выталкивать шары конкурента из зоны, перекрывать ему проход своими бочче, чтобы он сам двигал вас к победе. Очень интересная игра, совсем непопулярная в наших широтах.

И кумир миллионов - настольный теннис. Открытая демонстрация феноменальной точности и скорости реакции Move. Ракетка порхает над столом, повторяя малейшие движения. Рубим «свечки», посылаем «крученые», обмениваемся быстрыми сериями ударов в ожидании фатальной ошибки соперника. Поворотом кисти регулируем наклон ракетки, движением вперед ловим низкую подачу у самой сетки, отклоняемся, чтобы поймать отскок с самого края стола.

Поначалу непривычно. Поначалу даже первая подача вызывает трудности. Однако потом свыкаешься с чудаковатой физикой игры и начинаешь получать искреннее удовольствие от процесса. Если под рукой нет возможности поиграть в настоящий теннис, а очень хочется, то лучшей альтернативы не найти.

Итого, прекрасный набор игр, по-разному использующих возможности Move. Прекрасная демонстрация преимуществ контроллера над аналогичными технологиями конкурентов. Первый шаг к тому, чтобы словосочетание «спортивная игра» не ассоциировалась с казуальной махалкой с ленивыми Mii'шками, а воспринималась именно спортом - испытанием точности, ловкости, тактики и выносливости (в отдельных видах спорта приходится по-настоящему экономить силы в пределах раунда, выматывают), где выигрывает только мастерство. Ну, и замечательный повод размяться, встряхнуться, пропустить поход в спортзал в плохую погоду и сжечь лишние калории в гладиаторском поединке.

Растут уровни сложности, победа дается все сложнее. Певоначальные орешки превращаются в гранитные камушки, уже не расколоть так просто. Открываются костюмы для героев, появляются новые спортивные снаряды и специфические боссы фантастической наружности. Всего этого хватит надолго. Кстати, несмотря на то, что в половине видов спорта рекомендуется использовать два контроллера, легко можно обойтись и одним. К примеру, в «Гладиаторских боях» Move - это меч. Но если нажать «курок», то перехватывается управление щитом.

  • Надо: один Move (для некоторых видов спорта рекомендуется два)
  • Использование контроллера: позволяет получить новый игровой опыт, недоступный больше ни на одной современной игровой консоли
  • Недостатки: калибровка проводится не только перед запуском игры, но и перед запуском каждого отдельного вида спорта

 

Tiger Woods PGA Tour 11

Очередная часть знаменитого гольф-симулятора от EA Sports на этот раз имеет полную поддержку Move. Управление интуитивно настолько, насколько это вообще возможно. Вы в буквально смысле берете «клюшку», делаете широхий замах... Удар! Мимо. Или землю вспахали.

О, первоначальная тренировка съест много нервов. Если вам кажется, что тут достаточно, как в «гольфах» на Wii, просто болтать контроллером вперед-назад, то вряд ли сделаете даже один удачный удар. Мы пробовали играть одной рукой - не получилось. Дело пошло, только когда взялись за дело, как положено: стали боком к экрану, чуть согнули колени, отвели клюшку за плечи и резким ударом отправили свой первый мячик в полет.

Несмотря на то, что в данной игре отчетливо видно запаздывание движений виртуального Тайгера на наши действия, точность их просчитывается досконально. С определенными условностями, конечно. Запустить клюшкой в зрителей или ударить себя ею по лбу не получится. В игре с заранее прописанными анимациями движений такая вольность недопустима.

Отметим, что на геймпаде получается лучше управлять. Там в расчет идет только умение просчитывать траектории и нажимать на кнопки. С Move же на первое место выходит умение  игрока.

К примеру, мы в настоящий гольф никогда не играли, поэтому первый раунд без толку гоняли мячик по полю от одного края к другому. Несколько раз повторили тренировку, и в итоге удалось загнать мячик в лунку с третьего удара. Да, сложнее, чем на геймпаде, но и удовольствия несоизмеримо больше.

  • Надо: один Move
  • Использование контроллера: позволяет получить новый игровой опыт; добавляет аутентичное управление
  • Недостатки: видимое запаздывание реакции виртуального персонажа на действия игрока

Diagnosis

Эксперимент Sony с запуском нового контроллера удался. Это сверхточный инструмент для воздействия на трехмерные виртуальные миры, который может превращаться во что угодно, хоть в кирку для добычи полезных ископаемых, хоть в пистолет для отстрела неразумных голов, хоть в булавку для накалывания порхающих в воздухе мотыльков.

Представленная на данный момент коллекция игр позволяет оценить Move в разных ипостасях. Проекты от Sony в большинстве своем экспериментально-демонстрационные. Они показывают, насколько многогранным получился контроллер, какие разные функции он может выполнять, насколько он совершеннее «вимота» и «нунчака».

Проекты из третьих рук, от независимых издателей, пока не блещут. Формальная привязка нового контроллера к существующим жанрам с явными погрешностями в управлении. Странно, конечно, наблюдать, насколько по-разному ведет себя Move в играх. Где-то все идеально, как и показывали в роликах. А где-то видна явная инертность курсора и недостаточная чувствительность. Впрочем, и Рим не сразу строился, научатся еще калибровке.

Если сам контроллер Move вопросов не вызывает, мы получили ровно то, что нам обещали, то будущее игр с его применением пока неопределенно. Все зависит от того, какую стратегию изберет Sony для продвижения своего инновационного устройства.

Проблема Move заключается в том, что он вышел слишком поздно, четыре года после Wii. Рынок уже переболел сенсорной лихорадкой, независимые издатели набили шишки на ошибках и выбрали беспроигрышную тактику: клепать дешевую, казуальную дурь. Только сумасшедший сегодня соберется делать высокобюджетный, эксклюзивный проект для PS3 с использованием полного функционала Move. Вот прикручивать поддержку контроллера в вышедшие игры - это пожалуйста. Выпускать небольшие игры для PSN - возможно. Но это путь в никуда. Просто «альтернативный способ контроля». Пресловутое забивание гвоздей микроскопом.

Сама Sony тоже пока занимается осторожным прощупыванием рынка. Вскоре выходят тиры, и ряд шутеров получит поддержку Move. Уже на прилавках спортивные тренажеры и казуальные сборники. В PSN продаются небольшие игры, знакомящие нас с новыми типами игровых механик. Анонсирован ряд бюджетных проектов, в основе которых лежит инновационное управление. Но пока не видно даже призрачного намека на «большую» игру, оправдывающую покупку дорогостоящего устройства.

А оно именно дорогостоящее. Пусть вас не смущает умеренная стоимость Starter Pack'а. Один Move и камера Eye позволят вам играть во все вышедшие на данный момент игры  с поддержкой контроллера. Однако быстро приходишь к необходимости покупки Navigation, чтобы не мучать пальцы в шутерах, удерживая в них DualShock 3. А желание развлечься с друзьями и некоторые виды спорта вынудят бежать за вторым Move. Добавьте к этому стоимость хотя бы пары игр (в европейский Starter Pack добрая SCEE положила только демо-версии проектов), и получится внушительная сумма, соизмеримая со стоимостью  самой PS3. К счастью, все это добро можно покупать не сразу, а частями.

Sony боится рисковать, идет ровно по пути Nintendo, предлагая игры с названиями, похожими на бестселлеры для Wii. Будет очень обидно, если такого технологичного контроллера ждет судьба простой «лазерной указки» или «волшебной палочки» для вечеринок. Пока популярность Move набирает обороты, его потенциал может быть запросто расплющен пяткой общественных предпочтений.

Так что ждем следующего года и расстановки точек над будущим Move на E3 2011. Пока же радуемся новому игровому опыту, потеем в портивных состязаниях, развлекаемся в шутерах, строим башенки из кубиков и надеемся, что разработчики найдут, чем нас удивить.

  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.