13790

PS VITA - практическое знакомство с новым поколением

Данная статья представляет собой немного переработанный материал о практическом знакомстве с PS Vita (кодовое имя NGP), дополненная последними новостями с шоу-выставки E3-2011.

 

Сложно удивить человека, который долгое время работает в игровой индустрии. Компании так или иначе заимствуют идеи друг у друга, прорывы случаются раз в пятилетку, обещанные инновации тащат за собой неоднозначные решения. Сюрпризы если и случаются, то с неожиданной стороны. Крупные компании, как правило, не любят рисковать и делают предсказуемые шаги. Однако бывают и исключения.

Теория нового поколения

19 мая 2011 года компания Sony Computer Entertainment провела в Лондоне пресс-конференцию, посвященную портативной консоли следующего поколения и играм для нее. Нам повезло принять участие в этом мероприятии, познакомиться со многими проектами и на практике опробовать возможности нового устройства, которое носило кодовое имя NGP — Next Generation Portable.


Лондон, май

А 7 июня на шоу-выставке E3-2011 в Лос Анджелесе Sony объявила официальное название своей новой консоли, примерные сроки выхода, цену, а также представила внушительный список разработчиков и издателей, которые на данный момент вовлечены в создание более чем 80-ти игр.

Итак, на огромной сцене под светом прожекторов при многотысячной аудитории было объявлено, что консоль нового поколения от Sony Computer Entertainment отныне называется PlayStation Vita (PS Vita, от латинского слова «vita» - жизнь). И возможности ее почти безграничны, когда речь заходит о развлечениях.

Тут есть и кнопки, и два аналоговых стика, и 5'' сенсорный OLED экран относительно высокого разрешения (960х544) с технологией мультитач. В смысле, он улавливает одновременное нажатие нескольких пальцев. Помимо этого тут есть гироскопы, акселерометры, две камеры, одна из которых смотрит на пользователя, а другая — в противоположную от него сторону. Пикантности ради PS Vita оснащена сенсорной поверхностью на задней крышке консоли.

Характеристики PS Vita:

  • Процессор: четырехядерный ARM Cortex A9
  • Графический чип: SGX543MP4+
  • Длина: 182 мм
  • Ширина: 83,5 мм
  • Толщина: 18,6 мм
  • Экран: 5'' OLED, сенсорный, с технологией мультитач
  • Разрешение экрана: 960х544
  • Задняя крышка: сенсорная поверхность с технологией мультитач
  • Wi-Fi: IEEE 802.11b/g/n
  • Bluetooth: 2.1
  • Технология мобильной связи (используется для выхода в Интернет через операторов сотовой связи): 3G*
  • Датчики определения местоположения: GPS*, электронный компас
  • Датчики движения: гироскоп, акселерометр
  • Камеры: одна передняя, одна задняя
  • Стерео-система: встроенные стерео-динамики, встроенный микрофон
  • Слоты подключения:

Слот для подключения SIM-карты*
Слот для игрового картриджа
Слот для карты памяти для сохранений и загруженных материалов
Многофункциональный порт для подключения к разным устройствам (для вывода звука, передачи данных, подключения внешнего микрофона и пр.)
Разъем для подключения стерео-гарнитуры

  • Кнопки:

Кнопка вызова игрового меню «PS»
Кнопка включения/выключения устройства
Четыре кнопки «крестовины» слева от экрана: «вверх», «вниз», «вправо», «влево»
Четыре кнопки действия справа от экрана: «крест», «квадрат», «треугольник», «круг»
Две кнопки на тыльной стороне консоли справа и слева: «L» и «R»
Кнопки «Start» и «Select»
Кнопки управления звуком «+» и «-»

  • Стики:

Два аналоговых стика справа и слева от экрана

* на пресс-конференции были анонсированы две модификации PS Vita. Одна с полным набором функций, а другая, для удешевления стоимости, без технологии 3G. Соответственно у нее отсутствуют указанные «*» опции: 3G, GPS и слот для подключения SIM-карты мобильного оператора.

Главным сюрпризом стала объявленная стоимость PS Vita в США, которая оказалась даже ниже ожидаемой. Полнофункциональная модель будет стоить $300, а модель без поддержки 3G — $250. С таким экраном, с такой мощной аппаратной начинкой, которая позволяет создавать игры, графически лишь немного уступающие проектам с PS3, с полным набором онлайновых, социальных и мультимедийных функций да за такую небольшую цену PS Vita составит серьезную конкуренцию не только Nintendo 3DS, но и всяко-разным планшетам (особенно если их потенциальные потребители рассматривают портативное устройство в первую очередь для развлечений).

С предложенным набором кнопок, стиков, гироскопов и камер на PS Vita в принципе можно создать любую игру, что и было подтверждено во время демонстрации. Также технически ничто не мешает портировать на PS Vita игры с «большой» консоли PS3, что также нашло свое подтверждение.

На выставке E3 нам представили пару проектов, в которые можно играть как на PS3, так и PS Vita. При этом обе игры поддерживали cloud-сохранения, что позволяет проходить кампанию, спокойно переключаясь с одной системы на другую. Предположим, дома вы начали играть на PS3, а на улице достали из рюкзака PS Vita и продолжили ровно с того же места, где остановились.

Еще одной интересной особенностью многих показанных проектов для PS Vita стало использование набирающей популярность концепции «дополненной реальности» (Augmented Reality, далее просто AR). Данная технология позволяет встраивать виртуальных персонажей в реальный мир и взаимодействовать с ними. Камера выводит на экране телевизора изображение вроде бы самой обычной комнаты, как вдруг на полу среди детей и родителей материализуется пушистый зверек, который требует ласки и развлечений. Популярная на PS3 игра EyePet — отличный пример AR. То же самое касается и PSP, некоторые игры которой используют аналогичный подход (если, конечно, консоль оснащена камерой).

В PS Vita технология AR выходит на новый уровень, поскольку тут используются гироскопы, позволяющие точно определять положение консоли в пространстве, а две камеры и две сенсорные поверхности позволяют наладить куда более плотный контакт с виртуальными персонажами. Многие из представленных на пресс-конференции игр так или иначе использовали возможности AR.

Эксплуатация

В отличие от Nintedo 3DS с неудачным расположением некоторых кнопок и крестовины, в PS Vita все элементы находятся на своем месте.

Крестовина и левый стик располагаются примерно на одном расстоянии от большого пальца. То же самое касается стандартных для PlayStation кнопок «квадрат», «круг», «треугольник», «крест» и правого стика. Менять расположение ладони не приходится. Более того, под большими пальцами оказываются также края переднего сенсорного экрана, а под средними — заднего. Указательные пальцы привычно лежат на торцевых кнопках «L» и «R».

Для игр отдельных жанров манной небесной стало появление двух аналоговых стиков. Прежняя «пуговица» на PSP была не слишком удобна, а отсутствие второй ставило крест на традиционных шутерах и боевиках. Стики PS Vita требуют привыкания после DualShock 3, поскольку они меньше и короче, приходится точнее контролировать их наклоны. Кроме того, они не могут работать в качестве кнопок.

Но это только базовый набор способов управления. Второй открывается при использовании встроенных камер, гироскопов и акселерометров, чтобы глубже погрузиться в игровой процесс при помощи технологии AR, объединяя миры виртуальные и реальные в единую вселенную на экране консоли.

Наконец, в PS Vita имеются две сенсорные поверхности, позволяющие взаимодействовать с виртуальным пространством как спереди, так и, простите, сзади. Допустим, в каком-нибудь симуляторе бога вы на экране пальцем выдавливаете моря и океаны, а нажатиями с обратной стороны формируете горы.

Всего мы на практике познакомились с десятью играми для PS Vita.

Resistance: Retribution

Начнем мы с обещанной Sony возможности запускать на консоли нового поколения PSP-проекты, и в качестве примера рассмотрим Resistance: Retribution. Этот шутер наглядно демонстрирует преимущества новой консоли над старой. Два стика обеспечивают тот же комфорт, что и DualShock 3. Прежние мучения с «пуговицей» для маневров и кнопок для поворотов с выходом PS Vita останутся в прошлом. Картинка на OLED экране выглядит как никогда привлекательно. Игра буквально получила второе рождение.

Правда, поддержка PSP-игр гарантируется только для PSN-релизов. По словам Майкла Дэнни (Michael Denny, вице-президент Sony Computer Entertainment Worldwide Studios в Европе) UMD-диски можно будет проигрывать только на PSP, пока нет возможности как-то привязать их к учетным записям пользователей.

Во время дискуссии мы подняли тему и о том, почему большинство представленных игр для PS Vita являются ремейками, самобытных почти нет. На что Майкл Дэнни отметил, что к запуску новой игровой платформы сложно подготовить большую базу высококачественных проектов по новой интеллектуальной собственности, проще взять за основу уже существующие. При этом он подтвердил, что вскоре после запуска на PS Vita появится много уникальных для этой платформы игр, они уже находятся в разработке.


Michael Denny, вице-президент Sony Computer Entertainment Worldwide Studios в Европе

Для пользователей PS3 многие из представленных на пресс-конференции игр будут хорошо знакомы. Если не лично, то хотя бы названием: Uncharted, ModNation Racers, Wipeout, Super Stardust, Hustle Kings, Hotspot's Golf. Шесть из десяти проектов являются или ремейками, или дальнейшим развитием популярных брендов. И все они предлагают что-то новенькое.

Uncharted: Golden Abyss

На PS3 вот-вот выйдет третья часть головокружительного приключенческого боевика, одного из лучших сериалов поколения про злоключения авантюриста Натана Дрейка. Превосходная графика, великолепная постановка, драйв перестрелок, прыжки по скалам, разгадки тайн, древние проклятия — проект полюбился многим. Для PS Vita тоже готовятся новые приключения Дрейка, но уже другими руками.

Над Golden Abyss трудится SCE Bend Studio, подарившая нам Resistance: Retribution и много-много Syphon Filter, при участии гениев из Naughty Dog. Поэтому портативный Дрейк выглядит как Дрейк, двигается как Дрейк и даже испуганно крадется как Дрейк. Вся анимация и фирменные реплики остались без изменений.

Действие игры разворачивается за несколько лет до событий Drake's Fortune, самой первой части сериала. Тем не менее, авторы делают акцент на том , что это не приквел, а самостоятельная игра.

На первый взгляд, в механики мало что изменилась. Тут по-прежнему много красивых роликов (авторы обещают 2 часа видео-вставок), скалолазания, перестрелок и секретов с возможностью немного поиграть в шпиона, аккуратно сворачивая часовым шеи. Но стоит взять PS Vita в руки, и понимаешь, что игра ведет себя теперь совсем иначе.

К примеру, скалолазание выполняется необычными методами. Проводим пальцем по дорожке из камней и выступов, и Дрейк начинает по ним карабкаться. Для прыжков наклоняем консоль в нужную сторону и тычем в платформу. Чтобы поменять оружие или ударить врага, или метнуть гранату, или стряхнуть пыль с карты, вам всего-то надо нажать на появившуюся пиктограмму или провести пальцем по экрану. А чтобы раскачать Дрейка на лиане требуется наклонять консоль вперед-назад. Интуитивно, просто, элементарно.

Однако интереснее всего делать фотоснимки и стрелять из снайперской винтовки. В обоих режимах используется технологии AR. Вы поворачиваете камеру, поворачивая саму консоль, выбираете нужный ракурс также просто, как и в реальной жизни. На привыкание надо всего несколько секунд, а потом враги начинают падать штабелями, прицеливаешься чрезвычайно быстро, но рука нужна твердая.

Графически Golden Abyss старается соответствовать своему прототипу на PS3. Картинка детализированная, текстуры четкие, краски яркие, тени динамические, а вода кристально чистая и шейдерная. К сожалению, разработчики не ответили, будет ли в игре мультиплеер или какие-то кооперативные режимы.

Wipeout 2048

Уже который год SCE Studio Liverpool делает нам Wipeout, боевые гонки про лихие виражи, сверхзвуковые скорости и футуристические болиды, обменивающиеся минами и ракетами. Поклонникам это занятие не надоедает, ради дополнительного режима и пары новых трасс они с готовностью бегут в магазины за новой частью. Немудрено, что Wipeout проник и в ряды стартовых проектов для PS Vita.

На первый взгляд Wipeout 2048 ничем не отличается от Wipeout HD для PS3. На второй — тоже. На третий — тем более. Одинаковые болиды на одинаковых трассах с одинаковой графикой. Оказалось, что таким образом разработчики демонстрируют кроссплатформенный мультиплеер, позволяя всем желающим сыграть на PS Vita против оппонента на PS3.

Удивительное дело, но это и в самом деле работает! Человек рядом сжимал Dualshock 3 и, развалившись в кресле, наблюдал за происходящим на экране телевизора. Я же соревновался с ним на хорошо знакомой по Wipeout HD трассе, глядя на экран PS Vita.

Подобный подход позволяет всегда быть на связи с друзьями и партнерами по сетевым играм. В пути, в кафе, на вокзале вы сможете достать портативную консоль и зависнуть в мультиплеере. При этом аудитория не разбивается на два лагеря, в онлайне собираются как обладатели PS3, так и PS Vita. Разумно.

Wipeout 2048 является самостоятельным проектом, и общего у него с Wipeout HD только мультиплеер. Разработчики обещают будущим обладателям PS Vita 10 новых трасс, переработанную карьеру, систему апгрейдов и множество каких-то мелких дополнений.

Hustle Kings

Знаменитая «игра с блестящими шарами», лучший и красивейший симулятор бильярда, предлагающий множество самых разных режимов. На PS Vita проект переносят с небольшими изменениями. Графика аналогична тому, что можно видеть на PS3. Это все тот же бильярд с альтернативным управлением при помощи сенсорного экрана. Пальцем помечаем на шаре место удара, поворачиваем консоль, выбирая оптимальный ракурс. В качестве рисунка на столе можно использовать сделанные при помощи втроенной камеры фотографии.

Главной особенностью Hustle Kings для PS Vita, как и Wipeout 2048, является возможность онлайновых партий с пользователями PS3. Очевидно, кроссплатформенный мультиплеер будет в дальнейшем часто звучать в списке особенностей проектов для портативной консоли нового поколения.

Super Stardust Delta

Одна из самых эффектных игр для PS Vita благодаря четкой графике, ярким цветам, постоянным взрывам и крутящемуся шарику несчастной планетки, на которую падают астероиды. Нам же их приходится срочно отстреливать, испепелять обломки и периодически отбиваться от нашествий злых инопланетян.

Оригинальный Super Stardust HD появился на PS3 в 2007 году, и вот теперь на PS Vita выходит официальное продолжение с новыми режимами, врагами и способностями маленького комического кораблика. Механика осталась почти без изменений. Левый стик используется для движения, правый указывает направление атаки. Однако теперь задействован и сенсорный экран. Ткнули пальцем — и в этом месте открылась черная дыра. Щелкнули ногтем по врагу, и в его сторону посыпались ракеты.

Простая игра, но оторваться от нее оказалось очень сложно. Одна волна, другая, еще очки, новые жизни — аркадный драйв на пиротехническом фестивале.

ModNation Racers

Гоночная игра с милым детским оформлением на PS3 в свое время удивила необъятными возможностями по кастомизации собственного персонажа (можно было создать карикатурную пародию практически на кого угодно), машины и, самое главное, трасс, по которым носились смешные автомобильчики с большеголовыми человечками. Автомобильчики подхватывали бонусы, крутили трюки в воздухе и расстреливали друг друга из всяко-разных ракетниц.

На PS Vita принцип остался ровно тем же самым, изменился только подход к созданию гоночных трасс. На сенсорном экране оказывается намного проще рисовать путь, обносить его домиками и устанавливать положение солнца на небе. Взял пальцем, да передвинул, проще не бывает.

В создании рельефа принимает участие и нижняя сенсорная поверхность консоли. С ней одна и та же выбранная опция по терраформированию обретает противоположный смысл. К примеру, спереди мы пальцем выдавливаем озера и реки, а если нажать сзади, то в этом месте возникают горы.

Из интересного, все созданные пользователями трассы на PS3-версии ModNation Racers будут доступны и для PS Vita. Обратное не гарантируется. Также не будет кроссплатформенного мультиплеера (хотя тут он сам собой напрашивается).

Everybody's Golf

Японский спортивный сериал, чья история началась еще в 90-е годы прошлого века и успешно продолжается до сих пор на игровых платформах от Sony. В отличие от всех из себя таких серьезных Тайгер Вудсов Everybody's Golf не стесняется теплых красок и в качестве героев у него выступают большеголовые, лупоглазые человечки. При этом игровой процесс не сказать что проще, зато веселее и разнообразнее благодаря всяким супер-способностям и обилию разблокируемых материалов.

Версия для PS Vita с точки зрения игровой механики отличается немного от предшествовавшей части на PS3. Гольф, что с него взять. Зато возможности консоли тут используются по полной.

Осматриваем территорию лужайки как в жизни, просто поворачивая и наклоняя консоль. Переносимся с места на место, гладим пальцами траву, воду и ветви деревьев, смотрим на их реакцию на касания. Подбадриваем своего героя дружеским похлопыванием. Для усиления удара клюшкой трясем консолью.

При этом версия для PS Vita представляет собой не ремейк, а новую часть со своей карьерой и развитым онлайном (кроссплатформенного мультиплеера не предусмотрено).

Project Sound Shapes

Несмотря на крайне простое внешнее оформление, скупое на краски и формы, данный проект, который не имеет даже окончательного названия, стал одной из самых примечательных и увлекательных игр, показанных на меропритятии.

Project Sound Shapes — это сложное дитя от множества разных родителей. Тут есть немного психопатии Super Meat Boy, двухмерный платформер вынуждает  быстро двигаться и расчитывать действия до миллиметра. Тут чувствуется влияние LittleBigPlanet, удобный редактор позволяет легко создавать свои уровни, делиться ими с другими игроками и модернизировать чужие работы. Наконец, раскрываются возможности для музыкального творчества, ведь в качестве бонусов для героя выступают не монетки или кольца, я фрагменты мелодии. Чем больше он их соберет, тем полнее будет музыка к финалу уровня. А в том же редакторе существует отдельный раздел для создания собственных композиций.

Little Deviants

Данный проект с милой мультяшной графикой представляет собой набор из десятков самых разных мини-игр, по-разному использующих возможности PS Vita. Нам показали четыре из них.

Во-первых, это AR-шутер. На экране через камеру отображается реальное окружение, и в нем появляются маленькие виртуальные злодеи, которых надо быстро-быстро отстреливать. Злодеи настолько коварны, что плюются зеленой гадостью прямо в экран, ухудшая видимость. Приходится быстро очищать эту мазню пальцами.

Во-вторых, что-то типа крестиков-ноликов с использованием двух сенсорных поверхностей. В квадратном домике в окнах на разных этажах появляются монстрики, которых надо быстро щелкать по носам. Если смотрят на нас, то используем передний экран. Если любуются видом на внешний мир, давим их пальцами с противоположной стороны.

В-третьих, спуск на парашюте в извилистую шахту. Для управления используются гироскопы, просто наклоняем консоль вправо-влево.

В-четвертых, совсем уж необычный лабиринт, для поиска выхода их которого используется задняя сенсорная поверхность консоли. Тут надо провести ленивое создание до конца уровня, и единственный способ воздействия на него — пальцем формировать холмики, с которых рыжий обормот будет скатываться в нужном направлении.

Reality Fighter

Наконец, Reality Fighter, самая веселая, социально-ориентированная игра из представленных на пресс-конференции. Формально это файтинг, упрощенный вариант Street Fighter или Mortal Kombat, где приемы выполняются простыми комбинациями кнопок. Действие происходит в двух измерениях, двигаться можно только вперед-назад и прыгать. Классика.

Каждого бойца вы можете создать сами с нуля. Подставить камере свое лицо, скорчить гримасу пострашнее — и через несколько секунд на экране появится фигурка конкретно с вашей физиономией. Сходство карикатурное, но прототипы узнаются на раз.

Далее лепим телосложение, из огромного гардероба выбираем костюм по вкусу, определяемся с боевым стилем (в выпадающем списке их было 16, от вполне привычных боксеров и каратистов, до балетных танцоров и супер-героев) и выставляем на ринг. Затем начинается самое интересное.

AR-технология тут используется на полную. Фигурки бойцов можно выставить где угодно в реальном мире. На столе, на улице, на полу — без разницы. Чтобы проверить утверждения разработчиков, я подошел к окну и расположил драчунов на проезжей части дороги. Сработало! На разделительной полосе, среди мечущихся туда-сюда машин появились два типа в странных нарядах и начали друг друга мутузить. И никуда уже с этого места не сходили, поэтому держать их надо в кадре, не отворачивая камеру.

Для придания большей остроты онлайновым поединкам, разработчики позволили победителю забирать бойца проигравшего со всей его уникальной внешностью и нарядами.

Чтобы память о великом герое сохранилась на долгие годы, в игре есть несколько графических фильтров и самые разные позы, в которых можно фотографировать своего бойца и незамедлительно отправлять снимок на Facebook. Также Reality Fighter — единственная игра из представленных, которая использует GPS для игровых функций. Вы можете «закопать» какой-нибудь клад в родном городе (это может быть любой открытый вами предмет одежды, например) и передать координаты товарищу с PS Vita, чтобы он по карте постарался найти это место и получить ценный предмет в свою коллекцию.

 

Помимо этих игр на E3 нам представили новую часть LittleBigPlanet, разработанную специально для  PS Vita. В играх плюшевых человечков отныне участвуют и сенсорные поверхности, и гироскопы, и камеры, а редактор уровней стал еще проще в использовании.

Студия Irrational Games (создатели Bioshock и Bioshock: Infinite) анонсировала эксклюзивную для  PS Vita версию своего паранормального шутера. Стало известно о разработке игр из популярных сериалов Call of Duty, Silent Hill, Resistance, Killzone. Продемонстрировали новых Dynasty Warriors с поддержкой сенсорных способов управления, а Capcom представила портативную версию своего нового файтинга Street Fighter X Tekken с эксклюзивным персонажем - Коулом из дилогии inFamous. Издатели серьезно восприняли новую консоль от Sony и готовят к ее запуску «большие» проекты, не уступающие по качеству тому, что имеют пользователи домашних приставок.

Также стало известно, что игры для PS Vita будут иметь максимальную стоимость $40, распространяться не на дисках, а на специальных картриджах, и самое главное - они не имеют регионального кодирования. То есть на европейской консоли запросто можно будет запускать игры, купленные в США или Японии.

Analysis

Именно такой и должна быть игровая платформа следующего поколения. Компактной, легкой, обеспечивающей комфортную игру не только в помещениях, но и на улице при ярком солнечном свете. С огромным количеством самых разных интерфейсов и мощной аппаратной начинкой, развязывающих разработчикам руки и позволяющих делать практически все, что угодно. Показанные на мероприятии игры если и уступали графически проектам с PS3, то немного. К тому же первые ласточки не являются показателями возможностей платформы. На что способна PS Vita, мы увидим только через пару-тройку лет.

Но самое главное в консоли следующего поколения  - онлайн. Высокоскоростное подключение к интернету позволяет играть в мультиплеерные игры где угодно. GPS открывает новые возможности для социального взаимодействия, позволяет запросто находить партнеров по играм, назначать им встречи, устраивать соревнования, превращая реальный мир в площадку для виртуальных развлечений. Общение, серфинг в Интернете, фото, видео, музыка - PS Vita вполне сможет заменить тот же iPad, предлагая изобилие самых разных развлечений. Тем более, по такой привлекательной цене: $250 (без 3G) или $300 (с 3G).

Выход PS Vita ожидается в 2011 году, точную дату Sony скорее всего объявит на последующей  крупной европейской или японской выставке, однако представители компании сразу подтвердили, что не смогут запустить консоль одновременно во всех регионах. Некоторым странам придется подождать до марта 2012. 

  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.