13790

Alan Wake - Стивен Линч Лавкрафтович

Оценка читателей

4.3 (96)
Авторизуйтесь для голосования
Разработчик Remedy Ent.
Издатель Microsoft Game Studios
Издатель в России Microsoft Game Studios
Официальный сайт http://www.alanwake.com/index.html
Платформы PCXbox 360
Жанры Приключенческий боевик
Дата выхода игры 14 мая 2010
Дата выхода игры в России 18 мая 2010

Понять творческие муки легко. Достаточно сесть напротив чистого листа и постараться написать рассказ, который впоследствии прочтут тысячи людей. С чего начать? О чем поведать? Доступна ли аналогия, тонок ли юмор, интересен ли поворот? Грызешь карандаш, рисуешь слово и тут же его зачеркиваешь. Злишься на себя и всех вокруг. Мечешься из комнаты в комнату, пытаясь поймать вдохновение и в конце концов опускаешь руки.

Наверное, многие люди когда-нибудь да испытывали себя в сочинительстве. Пытались связывать рифмы, изливали на страницы дневников мысли, старались подражать мастерам. Однако, чтобы быть писателем, надо кроме таланта иметь железную задницу. Творить через «не хочу», портить черновики и упрямо перечитывать собственные строчки, выискивая в них недостатки. Не сегодня, так завтра проснется муза, и из заготовки родится стройное произведение.

Через некоторое время погружение в собственный мир рождает причудливые фантазии. Герои из набора строчек в диалогах превращаются в живые характеры. Ты пытаешься их заставить идти строго по предопределенной линии, а они противятся. События сами собой выходят из-под контроля, становятся частью твоей собственной жизни. И если в одно прекрасное утро в дверь постучится вымышленный тобой персонаж, даже не удивишься. Вот только кто ты для него? Бог? Или такой же оживший набор строчек из чужого романа?

Сюжет Alan Wake проще принять, если вы плотно знакомы с творчеством Стивена Кинга, который не раз в своих романах задавался проблемой писателя, как Творца иных миров и судеб. Собственно, Сэм Лейк, автор сценария игры, весьма точно заимствовал фирменные приемы «короля ужасов»: отдельные сюжетные повороты, дотошное внимание к второстепенным деталям, четко выписанные характеры персонажей. Даже те, кому посвящена максимум минута экранного времени, глубоко врезаются в память своими репликами и выходками.

Немало внимания уделено и внутреннему миру героя, его кошмарам и прошлому, его влиянию на других людей, с которыми он едва познакомился. Но самое главное, что Сэму в рамках игры удалось воссоздать ощущение неизбежности надвигающегося ужаса. Днем люди тебе улыбаются и охотно жмут руки. Но как только последний луч Солнца прячется за горной вершиной, приходит Тьма - не просто отсутствие света, а обладающее разумом Нечто, подчиняющее своей воле все вокруг: людей, технику, животных. Но мы немного забежали вперед.

Герой этого игрового романа - преуспевающий американский писатель Алан Уэйк. Несколько бестселлеров и небритая физиономия сделали его популярной фигурой в мире шоу-бизнеса. Приглашения на телепередачи, восторженные поклонники по всей стране, любящая супруга и приличная квартира - весь успех разом потерял значение, когда однажды Алан сел напротив чистого листа бумаги, заправленного в печатную машинку, и понял, что не в силах выцедить ни одного предложения.

Потеря творческой музы вылилась в затянувшуюся депрессию. В конечном итоге писатель решает полностью изменить стиль жизни и переезжает в уютный городок на севере США, чтобы среди высоких гор, густых лесов и прозрачных озер найти вдохновение. Естественно, ему рады. Местная публика в восторге от приезда знаменитой фигуры, да и сам Алан доволен выделенным ему домом на крохотном, живописном острове. Вот только его супруга чрезвычайно, до истерики боится темноты. И когда ночью остановился топливный генератор электроэнергии, ее худшие кошмары сбылись.

Что конкретно произошло, Алан не понимает. Похищение супруги едва помнит, сам очнулся спустя неделю в машине, зависшей на краю пропасти, и прошедшие семь дней отложились в его сознании только в виде бессмысленных вспышек. За это время изменился и сам мир. Словно открылась дыра в преисподнюю, откуда хлынула та самая Тьма, которую Создатель некогда отделил от Света. Причем, у Тьмы явно имеется сознание, и оно имеет к писателю, скажем так, претензии.

Сюжет игры будет, наверное, ближе поклонникам чтения, чем кинематографа. Приветствуется умение наблюдать и анализировать, связывать кусочки головоломки и предвосхищать события. Тут послушали разговор, здесь посмотрели телепередачу, внимательно изучили информацию об исторической достопримечательности или обратили внимание на странности в обстановке. Авторы действительно посвятили много времени проработке мелочей, из которых в итоге складывается удивительно достоверная картина. При этом способ, каким подается история, интригует намного сильнее ее довольно простой фабулы (знакомые с творчеством Стивена Кинга, в частности, с циклом «Темная башня» наверняка догадаются о сути происходящего быстрее самого Алана).

Дело в том, что по мере путешествия по извилистым лесным тропам популярный писатель находит обрывки таинственной рукописи за авторством себя любимого. При этом Алан точно уверен, что никогда не печатал подобного. Но главная странность заключается в том, что на этих вырванных из цельного произведения страницах описывается невозможное: события прошлого, настоящего и будущего, происходящие как с самим Уэйком, так и с людьми, с которыми он или уже пересекся, или встретится в скором времени.

Получается интересная картина: нам дают кусочек головоломки, чуть-чуть приоткрывают завесу тайны, и от этого идешь вперед уже с заметным напряжением. Очень редко на страницах описываются приятные вещи. И ты даже не знаешь, когда эти события произойдут. Может через пять минут. А может и в следующей главе.

Вся игра разбита на шесть глав, исполненных в стиле телевизионного сериала. Каждый эпизод имеет выраженное начало, нас вкратце знакомят с происшедшим, и потом начинается новый день. Спокойствие. Знакомство с городком и его жителями. Цель пути всегда точно обозначена на радаре, тут поболтали, сюда пробежались, послушали радиопередачу. А затем приходит ночь. Именно приходит, в реальном времени.

Вообще движок Alan Wake весьма удачно приспособлен под обработку больших, высоко детализированных уровней с динамичной сменой освещения и погодных условий. Что бы это ни было (природные ландшафты, заброшенные шахты, опустевшие улицы или интерьер какого-нибудь особняка), всегда найдется, на чем остановить взгляд. Дикая природа тут получила, наверное, одно из самых натуралистичных воплощений. Множество совершенно разных растений, буреломы и тяжелые лапы елей, вывороченные с корнем деревья и старые пеньки с пятнами бурого мха. Каждый уголок имеет свой уникальный почерк.

Мы путешествуем по этим местам глубокой ночью, но кромешной темноты нет. Яркая Луна обеспечивает прекрасную видимость, фонарик в руках позволяет как следует рассмотреть заинтересовавшую деталь (или найти указатель к тайному сундучку с запасом патронов и батареек). Мистическое очарование леса подчеркивает плотный, белый туман, а злой ветер, раскачивающий лохматые ели, является вестником скорых неприятностей.

Как уже упоминалось, Тьма умеет подчинять себе практически всё: людей и животных, технику и простые предметы. Она вязкой смолой собирается в лужи и грубым торнадо ломится сквозь лес, вырывая деревья. Игру вряд ли можно назвать «ужасом». Сомневаемся, что она вообще может кого-то напугать. Но она точно соответствует жанру «триллер»: постоянно держит в напряжении, в ожидании очередного подвоха или нападения со спины.

Атаковать Алана может в принципе все. Одержимые фермеры быстро сокращают дистанцию и швыряются своим тяжелым инструментарием. Отдельные медлительные, но здоровые. Встречаются и гиперскоростные дровосеки, за которыми при движении остается едва заметная тень. Бочки и контейнеры внезапно поднимаются в воздух, техника выбивает двери сараев, воронье собирается в стаи - и все это устремляет в сторону писателя, чтобы пнуть, задавить, выклевать глаза.

Бороться с этим ужасом, правда, очень просто. Любой источник света испепеляет Тьму, после чего предметы и птицы со вспышкой растворяются в воздухе, а одержимые люди становятся уязвимы для стрелкового оружия.

Одна проблема: патронов, батареек для фонарика, сигнальных шашек и осветительных ракет всегда мало, а количество врагов постоянно возрастает. Они нападают со всех сторон, выныривают из любой тени. Стоит запаниковать, расстрелять обойму впустую, лишить себя источника света, и в следующий раз придется только улепетывать, уклоняться от ударов и надеяться, что где-то впереди находится фонарный столб с горящей лампочкой. Пункт спасения и сохранения.

Однако игра получилась совсем не такая сложная, как хотелось бы. Достаточно выучить несколько приемов по экономии боезапаса, не пренебрегать поиском тайников, и любая схватка превращается в последовательность простых, заученных действий. Ослепил, увернулся, сжег эманацию, выстрелил - следующий. Авторы старались внести разнообразие: то отберут оружие, то выдадут напарника, то заставят бежать вперед в конусе спасительного света. Но это не помогает, поскольку большинство сюрпризов нам раскрывают еще в первой главе, а дальше их просто по разному комбинируют друг с другом. Нечем удивить.

Совсем другое дело - повторное прохождение на заблокированном изначально уровне сложности Nightmare. Во-первых, оно более познавательно с сюжетной точки зрения. Только тут вы сможете найти листы из рукописи, проясняющие многие моменты в игре. Во-вторых, эманация Тьмы сжигается медленнее, враги сильнее, ресурсов для их уничтожения требуется больше. И прежние добродушные ребята, деловито идущие по тропинке навстречу с серпами и топорами наперевес, внезапно превращаются в реальную угрозу. В барабане револьвера три патрона, одна единственная батарея в запасе для фонарика, сигнальная шашка их на время остановит, но фонарный столб находится слишком далеко, чтобы этих секунд хватило на спасение. Начинается настоящая игра на выживание.

Планировка уровней часто сама подсказывает выигрышную тактику. Отключенные генераторы, взрывоопасные бочки, погасшие прожекторы - все это можно использовать себе во благо, чтобы решить исход сражения парой простых действий. Иногда даже выдают автомобиль: давить гадов намного проще и приятнее, чем танцевать с ними танго при лунном свете.

Однако боевая часть игры страдает больше даже не от однообразия врагов и повторяемости ситуаций (особенно под конец, превратившийся с длинную полосу препятствий). А из-за подачи в стиле Max Payne. Не в том смысле, что тут сюжетные сцены представлены в виде комиксов. Просто игра четко делится на довольно продолжительные отрезки: вот вам 30 минут мирной болтовни и прогулок, а вот мы полтора часа топаем по извилистой тропинке, испепеляя одержимых соседей и взбесившиеся комбайны. Последнее неплохо разбавляется поиском тайников, легкими головоломками, найденными страницами из рукописи и отстраненным описанием Аланом своих чувств и мыслей. Однако провал настолько велик, что к финалу главы напрочь забываешь о том, что было вначале, а имена перестают что-то значить.

Впрочем, опять же, если первое прохождение генерирует кучу вопросов, то второе позволяет быстро систематизировать информацию. Намеки на раскрытие тайны, оказываются, даются еще в самом начале, в обучении! Вот только далеко не всем понравится такой способ преподнесения сюжета. Особенно в игре, где боевая часть откровенно затянута, где герой не умеет идти по прямой, где всегда приходится топать окольными путями.

Вот честно, треть сражений лучше всего было бы просто вырезать, чтобы посвятить время более важным вещам. Например, отвратительной лицевой анимации, которая тут выжигает те эмоции, которыми хотели наделить бесстрастных кукол актеры. Последние, к слову, со своей задачей справились великолепно. Да и музыка в игре просится в радиоэфир, чтобы забить пресловутый «Топ 10». Да и саунд-дизайн со звуками ночного леса, тревожными шорохами и криками птиц позволяет снова окунуться в счастливое детство с туристическими походами в дикую Карелию. Только без противного комариного писка.

Графика Alan Wake, несмотря на происки экспертов о разрешении 540p, на самом деле производит крайне положительное впечатление. Да, если рассматривать частности, тщательно исследовать текстуры и модели персонажей, то видно, что разработчикам пришлось пойти на множество компромиссов, загоняя игру в рамки аппаратных возможностей Xbox 360.

Днем картинка кажется совсем блеклой, выставляя напоказ недостатки и грубые тени. Но когда наступает ночь, начинают свою завораживающую игру световые эффекты и приходит понимание истинных размеров уровней, проникаешься настоящим уважением к разработчикам из Remedy, создавших одну из красивейших игр для Xbox 360. Даже несмотря на то, что Алан Уэйк двигается совсем как Макс Пейн и имеет ту же самую дурную привычку открывать двери собственным носом.

Diagnosis

Знаете, Alan Wake относится к той категории проектов, которых слишком любят создатели. Без сомнения, вы найдете тут глубокую историю с необычной формой подачи, увидите прекрасные пейзажи и под звуки ночного леса легко поддадитесь очарованию его мистической атмосферы. Сражения с порождениями Тьмы вас будут постоянно держать в напряжении, а знакомство с героями захочется растянуть еще минимум на пару сезонов. Однако, посвятив внимание проработке деталей, авторы слишком мало времени уделили общей картине. В итоге многие моменты получились затянутыми, сюжет размазан и перегружен намеками, а истинное лицо боевой механики становится видно только при повторном прохождении на уровне сложности Nightmare.

Поэтому мы не будем рекомендовать игру тем, кто ждет яркого, насыщенного событиями приключения. А вот тех, кому нравятся триллеры, кому интересно исследовать и сопоставлять, кому небезразличен «Твин Пикс» и объемные книги Стивена Кинга - тех милости просим в таинственный городок. На 12 часов вам предоставится возможность почувствовать себя героем подобного романа.

Pro:

  • Огромное внимание к мелочам и второстепенным деталям: как в сюжете, так и в дизайне игровых локаций
  • Рваный, но интересный и интригующий способ подачи истории
  • Множество ярких персонажей
  • Поклонники Стивена Кинга будут довольны множеством заимствований из работ «короля ужасов»
  • Прекрасное исполнение живой природы, смены времени суток и погодных условий
  • Отличная реализация световых эффектов и динамических теней в ночное время суток
  • Большие уровни при весьма аккуратном, детальном и разнообразном дизайне
  • Проработанная боевая механика с постоянным дефицитом патронов и источников света
  • Профессиональная актерская игра, атмосферный звуковой дизайн
  • Великолепная музыка
  • Огромное количество секретов и тайников

Contra:

  • Цветовые гаммы игры и роликов слегка различаются
  • Лицевая анимация ужасна
  • Малое разнообразие врагов и оружия, повторяемость ситуаций
  • Затянутость боевых эпизодов
  • Для понимания сюжета приходится проходить игру два раза
  • Самый правильный уровень сложности Nightmare изначально заблокирован
  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
2010

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.