13790

Dragon Age: Origins - нахлебник ролевого жанра

Оценка читателей

4.3 (68)
Авторизуйтесь для голосования
Разработчик BioWare
Издатель Electronic Arts
Издатель в России Electronic Arts
Официальный сайт http://dragonage.bioware.com/ http://www.dragonageorigins.ru
Платформы PCXbox 360PS3
Жанры Ролевая игра
Дата выхода игры 3 ноября 2009
Дата выхода игры в России 6 ноября 2009

Удивительное дело, но хвалить Dragon Age не хочется. Возвращение к истокам, ролевая игра старой школы, эпический сюжет и тонны побочных миссий, бла-бла-бла – кажется, всё в игре есть, чтобы понравиться. Болтливые персонажи, разветвленные диалоги, моральный выбор – этого добра тут полно. Ролевая и боевая системы «под AD&D», три расы, три класса с разными специализациями – о да, тут есть, где развернуться. Вот только на игру так и тянет поставить багровый штамп «халтура» и поставить в уголок позора Bioware – к дьяблоидному выкидышу NeverWinter Nights. По крайней мере, поначалу.

Доклад Серого стража Виталия

Поначалу игра вызывает отторжение. «Старая школа» во всей своей пыльной красе с дежурным набором миссий, обыском комнат на глазах добродушных хозяев, неподвижными то ли жителями, то ли статуями «городов» размером этак в три-четыре дома. Махонькие локации и скучный дизайн быстрее скандальной прессы убивают веру в светлое будущее. Вяло раскручивается сюжетная линия про нашествие адских сил на мирное и глупое королевство, жители которого никак не желают выступить вместе, чтобы обломать рога Архидемону. По старой традиции только мы способны уговорить гномов, эльфов, магов и людей объединиться перед смертельной угрозой. Вот вам и «нелинейность» – выбираем последовательность прохождения и начинаем топтать глобальную карту в поисках лучшей жизни. Сначала к тем, затем к этим. Ну, а теперь совместными усилиями можно и вломить врагу палицей по чешуйчатому лбу.

Трейлер Dragon Age под зажигательную песенку This Is The New Shit за авторством Marilyn Manson

В целом, если вам хотелось не просто «классической», а конкретно устаревшей игровой механики с фирменным набором клише, то вам точно сюда. Средневековье, зубастые «орки», рогатые драконы, прямая сюжетная линия, неизменно ведущая к торжеству добра над невнятным злом. И когда, зевая, уже собираешься отбрасывать этот штамп в конец очереди на прохождение, неожиданно просыпается интерес. Спустя каких-то 30 часов…

Доклад Серого стража Александра

Открываем дверь в новый мир и встречаемся с предустановленным лицом альтер-эго. Текстуры не радуют, впрочем, мы сами в четыре ночи после бдений в World of Warcraft выглядим не лучше. Человеки, гномы и эльфы. Любители поджарить оппонента молниями, высоколобые поклонники тяжелых железяк и герои народного фольклора с ловкими пальцами – дежурный набор любой фентезийной ролевой игры. Обширный список способностей и навыков с намеками на непростой выбор будущей специализации. Навороченный редактор создания собственной физиономии и даже ее выражения на иконке (последнее не включено в консольную версию игры). Плюс (весьма немаловажный), вы можете выбрать свою биографию, что в кои-то веки не просто добавит вам очков к характеристикам (типа, вы выросли в семье заклинателей змей, получите нездоровое пристрастие к чешуйчатым созданиям и +15% сопротивляемости к ядам), но и решит, как вы проведёте первые несколько часов в мире Ферелдена. А также пару раз аукнется далее по сюжету в виде тёмных личностей и нерешенных проблем.

Первая вещь, которая удивляет, а потом и просто обижает – это жутко стеснительный главный герой с сильно развитой, но от этого не менее смешной мимикой. Не важно, кто у вас получился в ходе генерации: суровый северный мачо в рубцах и татуировках, знойная женщина-вамп с глубокими черными глазами или очень нетрадиционно ориентированный любитель низкорослых бородатых карликов эльфийского происхождения. В пылу боя герой забывает о своих комплексах и беспрерывно вопит всякое (в русской версии – на разные голоса), но стоит ему спрятать орудие убийства в ножны и взглянуть в глаза миролюбивому собеседнику, как язык тут же немеет, тело дервенеет.

Но, короля делает свита, а героя Dragon Age – команда. 98% разговоров в игре выглядят так: впереди, расправив плечи (или выпятив грудь) стоит герой, перед ним собеседник, а сзади и с боков наши соратники, которые как раз не прочь поболтать и кинуть фразу, другую. Нам же остается просто выбирать варианты ответов. Так что полезность главгероя на этом празднике остроумия где-то между старой трибуной и манекеном с красивой, блестящей броней. Крайне похоже на игры 90-х, и совсем не напоминает Mass Effect.

Доклад Серого стража Виталия

Вовсе не обязательно, возвращаясь «к истокам», отказываться от своих же удачных наработок. Диалоговая система Mass Effect  с анимацией, мимикой и голосом героя – лучшее, что случилось с ролевыми играми за последние годы. Также, что совсем не привычно для игр от Bioware, в Dragon Age совсем отсутствует понятие морали – когда тяга к плохим или хорошим поступкам в итоге оказывает влияние на персонажа: появляются ли у него новые способности, или возникают/испаряются опции в диалогах.

Ну, да ладно, простительно. Тем более, что количество диалогов и вообще текста в Dragon Age настолько огромно, словно сценаристы практиковали спиритические ритуалы по вызову духа Толкина. Истории гномов, эльфов и людей. Летописи древних войн. Непростые характеры персонажей и хитро закрученные интриги. На «бумаге» мир Ферелдена проработан дотошно: даже какой-нибудь безногий калека-нищий охотно поделится с вами своей длинной и грустной историей, а к каждому уникальному клинку обязательно прикладывается свиток с легендой о его происхождении. Выбил кинжал из рук главаря бандитской шайки, хмыкнув, оценил его скромные характеристики, и быстро-быстро переходишь в «журнал», где появилась новая сказка. Собрать их отдельно, проиллюстрировать, так точно получится увесистый томик «Преданий мира Dragon Age».

Жаль, что качество русского перевода не позволяет по достоинству оценить эту интерактивную книгу. Актеров, хорошо справившихся со своей работой, можно по пальцам левой руки Альтаира пересчитать. Иногда персонажи говорят на разные голоса. Иногда путается пол. Иногда реплики в одном диалоге идут с разной громкостью или вовсе не озвучены. Хорошо хоть, что текст переведен почти идеально. Есть мелкие ошибки, но по отношению к огромному объему они ничтожны.

Доклад Серого стража Александра

Даже при том, что мы в диалогах исполняем роль немой статуи, нам всё равно приходится постоянно «фильтровать базар», поскольку сильно уставшие от роли суфлёров и переводчиков боевые друзья и подруги имеют свои строгие, бескомпромиссные взгляды на жизнь в целом и конкретный разговор в частности. Если вы ненароком что-нибудь ляпните, противоречащее их высоким идеалам, с вас тут же снимут несколько очков симпатии. И поэтому, друзья, если вы планируете истребить колонию белых, пушистых созданий, проживающих на солнечной полянке, не берите с собой в отряд никого из носителей Добра, Света, Справедливости и прочих проржавевших изнутри идеалов. Наберите убийц, некромантов или просто бессловесных тварей, иначе у ранее перечисленных Воинов Добра случится в худшем случае душевный приступ, а в лучшем они совершат массовое сэппуку. Такая челночная политика.

Ведьмочка Морриган даже по внешнему виду тянет не просто на стерву, а прямо-таки на ходячий эталон, богиню для всех брошенных и обманутых, а потому разочаровавшихся в жизненных идеалах в целом, и в мужчинах в частности, женщин. Что не мешает ей сладко таять от ваших двусмысленных комплиментов. По контрасту с ней, воровка Лелианна мила, радушна, обладает гибкой психикой, отчего с равной страстью отвечает на ласки как сильного пола, так и более умного. Страж Алистер затыкает собой нишу нытика и размазни, поэтому любой игрок начинает чувствовать себя прожженным воякой и несгибаемым паладином, защитником сирых, убогих и низкоуровневых. Эльф Зевран говорит загадками и вообще поначалу здорово раздражает язвительными ремарками и гомосексуальными намеками. Гном Огрен периодически заливает липкий и пахучий гномский эль себе за воротник и другие части гардероба, суетится по поводу супруги, но остаётся на удивление приятным (хоть и постоянно пукающим) персонажем. Вообще, про напарников можно говорить долго. По пути нам попадется аж десять субъектов, желающих по той или иной причине примкнуть к партии спасителей мира, и каждый (кроме собаки) имеет выводок тараканов в голове и собственное мнение о происходящих событиях.

Впрочем, мы всегда можем отыграться на наших подопечных за все их колкие реплики и капризы перед лицом опасности, надеть стерильные резиновые перчатки и глубоко залезть им в душу. Фигурально выражаясь, конечно же. Мы хитростью и лестью выманим у них имя их первого возлюбленного, узнаем о травмах юности и долго будем выжимать мокрую насквозь жилетку. Мы увидим их с другой стороны, вдоволь подёргаем за ниточки и подумаем «зачем?».

А действительно, зачем нам это? Во-первых, иногда растроганные нашим участием товарищи лезут в сверхсекретное отделение своего рюкзака или сумочки и достают оттуда знатный инструмент контроля за рождаемостью – отменное оружие. На вопросы «Какого…?» и «Почему во время последней схватки с боссом не вытащил?!» скромно молчат и красными, всё ещё влажными глазами смотрят вдаль.

Во-вторых, долгие разговоры с ними могут нас порадовать несколькими интересными миссиями, что для настоящего ролевика приравнивается к разгадыванию особо заковыристой головоломки. В-третьих, наши маленькие читатели, наконец, смогут узнать, что происходит между дядей и тётей (или тётей и тётей, или двумя дядями, собаки, к счастью, в списке нет), когда они «хотят бэйби», или просто количество гормонов и алкоголя в крови превысило норму. Почему только маленькие? Потому что любой человек старше 12 вряд ли назовёт происходящий фарс «сексом». Смешно, товарищи. Раз уж такой высокий рейтинг, кровь, ругань, насилие, так сделайте вы уже хоть что-то приближенное к реальности.

Ну, и, в-четвертых, если вы вдруг всей душой прикипите к компаньону и действительно захотите узнать его биографию. Есть ещё такие люди.

Доклад Серого стража Виталия

Первоначальное впечатление от Dragon Age сильно зависит от того, какой город вы решите посетить после получений регалий Серого стража, спасителя мира с привилегиями с ноги распахивать двери королевских опочивален и призывать народ к действию. Гордо расправив плечи от сознания собственной важности, топаем к гномам и натыкаемся на подземную столицу из нескольких махоньких локаций, собираем у истуканов охапку заданий и надолго, на три-четыре часа отправляемся в катакомбы, громить чертей и любоваться бурыми коридорами за авторством гигантского дождевого червя. «От создателей NeverWinter Nights!», - сплевываем сквозь зубы и отправляемся к эльфам. Одна локация столицы, охапка заданий, и двухчасовая кишка смертоубийств до финального босса.

Складывается впечатление, что сотрудники Bioware, работающие над продуктом намного более высокого качества (Mass Effect 2), наняли студентов-энтузиастов, выдали им инструментарий своего нового движка Eclipse, талмуд с описанием мира и наказали сварганить что-нибудь в духе старины глубокой. Дизайн сер и невзрачен, величие гномьего государства разбивается о нагромождение кубиков, а чаща эльфийского леса распадается на насаждения корявых деревьев. Персонажи нарисованы кое-как, еще хуже анимированы, а плаксивые выражения на мужских физиономиях заранее намекают на готовность страстно присосаться к губам героя. Странно, что в игре, где доступны все виды половых и межрасовых сношений, обошлось без зоо- и некрофилии. Будет, чем удивить в последующих дополнениях.

Но стоит уйти подальше от натянутых гномо-эльфийских проблем, как начинается настоящий Dragon Age. Хитрозакрученный лабиринт у магов. Страшное проклятие с набором очень непростых моральных выборов в Рэдклифе. И, наконец, человеческая столица Денерим, которую и в самом деле можно назвать городом с кучей самых разных, грязных и не очень поручений, сложных решений. Когда игра окончательно отказывается от «типа-нелинейности» в пользу прямого коридора к финальному здоровяку, становится совсем интересно.

Доклад Серого стража Александра

В общем, остаётся стойкий вкус блюда, приготовленного десятком разных поваров – от самоучек до дряхлых тибетских мастеров. А как творцы из BioWare сделали боевую систему… Неординарно. Из плюсов отметим простоту в освоении, удобство и зрелищность. Наконец-то мы видим, что герои действительно наслаждаются происходящим, красиво отделяют сосуд с мыслями от тела и дробят кости, а также очень долго не смывают с себя брызги вражеской крови, долго щеголяя ими, брызгами, перед собеседниками. Под контролем находится вся партия из четырех членов, пауза позволяет внимательно оглядеться, определиться с целями и выбрать наиболее циничный способ устранения.

Чтобы с другой стороны монитора в сторону AI-управляемых подопечных не неслись ругательства, нам в руки дали тонкий инструмент по настройке поведения компаньонов в бою. Настолько тонкий, что можно задать что-нибудь в духе: «Когда враг повернётся на 75 градусов к вам спиной, пните его с силой N ньютонов в район копчика». И ведь работает, зараза. Вот только количество команд очень ограничено, и приходится мучительно выбирать между эффективностью и собственным разыгравшимся воображением.

На компьютере управлять боем комфортно. На паузе отдаем приказы всем подчиненным, вид с потолка позволяет легко оценить картину боя, в то время, как на консолях доступен обзор только от третьего лица: поди тут сразу разгляди, за какой кочкой притаился особо опасный маг. Пауза есть, но только для выбора одной конкретной команды у одного конкретного персонажа. Но и уровень сложности меньше.

Доклад Серого стража Виталия

Пусть бы его, классический подход. Больше всего мешает полюбить Dragon Age именно боевая механика. Сражений тьма, и когда одна составляющая игры исполнена кое-как, сложно получить удовольствие от сыплющихся килограммов текста.

На первый взгляд может показаться, что бои тут – суть калька с системы AD&D. Свободный подбор членов партии и гибкая прокачка позволяют создавать диковинных гибридов с воистину ядовитыми способностями. Можно было бы уже радоваться, но, во-первых, в местных сражениях нет такого понятия, как «ход» или «фаза», все действия проходят в реальном времени, заклинания можно бомбить без перерыва, и единственный ограничивающий фактор – это время «перезагрузки» спец-способности. Соответственно, приходится после каждой команды мгновенно шмякать на «паузу», чтобы контролировать поведение подчиненных, охочих на всевозможные глупости. Возможность задавать «тактики» немного помогает, но частенько оказываешься в ситуации анекдотичного хирурга с практикантами: «Сегодня у нас операция по ампутации правой ноги…. Я сказал правой!... Я сказал ноги!!!».

Во-вторых, ролевая система Dragon Age не прозрачна. Что будет при повышении той или иной характеристики хорошо описано на словах, но как оно на деле отражается на математике боя – не понять. Враги и боссы в игре автоматически подстраиваются под уровень игрока, поэтому серьезных боев в игре совсем немного, и большей частью приходится вырезать однообразное мясо по одной простой схеме, пока не окажемся на арене с каким-нибудь матерым злодеем, на которого, вот сюрприз, вдруг перестают действовать статус-эффекты. Остается грубая сила без намека на тактическое превосходство. И так от начала до конца с финальным недоразумением перед красивым роликом.

Броня, оружие, серёжки – разнообразия очень мало, а хороших вещей, еще меньше. Может статься, что в одной экипировке придется проходить большую часть игры. Исследование подземелий премирует всяким мусором, но никак не вознаграждает пытливых неожиданными (и полезными!) находками. Достойные вещи выпадают из боссов и их меньших братьев, но загружаемый контент позволяет получить не менее интересные предметы практически в самом начале пути. К слову, вышедшее дополнение (платное, естественно) «Крепость стражей» несет еще один небольшой бонус: вместе с ним поставляется сундук, куда можно скидывать наборы красивой брони и именное оружие. Выкидывать и продавать такие сокровища жалко, а выхода другого нет – в наплечный рюкзачок помещается очень мало предметов.

Доклад Серого стража Александра

Вспоминая приснопамятный Oblivion (тьфу-тьфу-тьфу) и его крестьян в даэдрических доспехах, хочется написать петицию в Bioware, состоящую из нелестных сравнений. Будем прямолинейны: суть ролевых игр в том, что в начале ты никто, а при должных стараниях и усердии превращаешься в полубога. Отдельные личности могут поспорить насчёт постоянного подогрева интереса к боям, но хроническая скудость приёмов и потеря смысла в прокачке наводят на унылые мысли о всемирном заговоре игроделов.

Также интересен подход к игрокам на PC и консолях. Обладатели тяжеловесных железных друзей могут задирать камеру высоко в небеса, пуская ностальгическую слезу по Baldur's Gate и иже с ним. Графика на компьютере несомненно лучше, управление гибче, а доступ к любительским модификациям может превратить игру в совершенно другую историю.

На консолях этого богатства нет. Остается постоянно глазеть на крепкую спину героя и через радиальное меню прорываться к нужным командам во время боя. Но это совсем не помешает увидеть финальные титры и после них в открытом мире искать ответы на нерешенные во время прохождения вопросы.

Различие в графике между PS3 и Xbox 360 получилось существенным – и не в пользу последней консоли. Отсутствие анизотропной фильтрации, меньшая дальность прорисовки, возникновение объектов чуть ли не под носом при движении, отсутствие вертикальной синхронизации, из-за чего кадры иногда «рвутся» при горизонтальном повороте камеры. Правда, взамен этого владельцам PS3 приходится мириться с низкой частотой кадров. Игра не то, чтобы тормозит, но, кажется, еще чуть-чуть, и будет слайд-шоу.

Зато на всех платформах во второй половине игры даже простая потасовка с лесными братьями банды им. Робина Г. превращается в шоу с трассирующими зарядами отрицательной энергии, боевыми воплями впадающих в ярость берсерков и пританцовывающих на месте вражескими магами, которым в лодыжку вцепился милый, обаятельный пёсик весом в добрый центнер.

Diagnosis

Возможно, вам показалось, что мы были слишком суровы к игре. Возможно. Но чем амбициознее проект, и чем больше нам обещают, тем обиднее ощущать, что где-то нас обманули. Широко разрекламированная нелинейность всего лишь дает нам выбор из шести вариантов начала, да позволяет несколько раз (по количеству городов) встать на сторону одной из группировок. Dragon Age: Origins отличная, интересная игра. В ней хватает и долгих диалогов, и изнуряющих битв. Вы пройдете её с удовольствием и возможно даже будете спустя десять лет рассказывать: «Вот, какие раньше были игры». За небольшую плату вы сможете скачивать новые приключения и ещё раз ухватиться за шершавые рукояти клинков в поисках справедливости, опыта и новых доспехов. Вот только это не качественный скачок в жанре, как было с Mass Effect, и совсем не наследник и, тем более, не продолжатель дела Baldur’s Gate. Скорее, нахлебник.

Pro:

  • Продуманный и глубокий мир, сочетающий в себе черты многих популярных вселенных
  • Живые и интересные напарники со своими тараканами и скелетами в шкафу
  • Отличная актерская работа (в английской версии игры)
  • Многовариантные, разветвленные диалоги
  • Зрелищные сражения
  • Обилие крови, острых выражений и лёгкий налёт эротики

Contra:

  • Далеко не самая современная графика
  • По большей части унылый, безвкусный дизайн локаций
  • Зачастую слишком большие временные промежутки между социальными заданиями и битвами
  • Натянутость и детская наивность отдельных историй и заданий
  • Очень неравномерный сценарий, полный ролевых штампов
  • Неудачная боевая система, очень мало интересных сражений и боссов
  • Неудовлетворительная русская версия игры

Над материалом работали:
Александр Тутевич
Виталий Казунов

  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
2010

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.