Observer: бегущий сквозь воспоминания

Быть вторичным — не значит быть посредственным. Разработчики Observer великолепно воплотили это утверждение в жизнь. Они взяли знакомые поклонникам киберпанка идеи, но не стали бездумно их эксплуатировать.

Если подходить к оценке Observer со всей строгостью, то к игре легко предъявить немало претензий, начиная от простой механики и стелса сомнительной ценности и заканчивая заимствованиями у произведений прошлого. Однако перед нами классический пример того, как великолепная стилистика и мастерская реализация важных составляющих затмевают недочёты.

Мир Observer пережил эпидемию чумы, уничтожившей множество кибернетически улучшенных людей, и ещё одну разрушительную войну между Западом и Востоком. В 2084 году в Пятой Польской Республике, воздвигнутой на руинах старого государства, всем заправляет одна корпорация с собственной полицией. Среди стражей порядка есть сотрудники, способные проникать в сознания живых и мёртвых граждан с целью получить информацию. Их называют наблюдателями.

Немолодой наблюдатель Даниэль Лазарский, проживающий в городе Краков, за долгие годы службы свыкся с суровыми правилами игры и плывёт по течению. Но с героем на связь выходит его сын, с которым он давно не общался. Поиски родственника приводят его в дом, где жильцы влачат жалкое существование в захламленных квартирах.

Авторы рисуют правдоподобную картину деградации футуристического общества. Здесь не встретишь гаджетов с аккуратным дизайном. Почти все приспособления, будь то устройства для переговоров или рабочие станции, похожи на бесформенное нагромождение деталей, собранных с помощью соплей и какой-то матери. Кажется, эти конструкции развалятся от одного прикосновения. Не удивляет и наличие компьютеров с «пузатыми» мониторами, очевидно, выпущенными в двадцатом веке. Отсутствие яркого освещения и узкие проходы отлично дополняют логичные для этой реальности виды.

Депрессивности добавляют разговоры с местными жителями и дополнительные источники информации. Из диалогов и электронных писем узнаешь об исковерканных судьбах тех, кто, несмотря на былые заслуги, оказался выброшен на обочину. Некоторым повезло чуть больше, но и они показаны беззащитными винтиками в системе.

Основной сюжет не перегружен большим количеством персонажей и о них хочется узнать побольше, пробраться в их головы и раздобыть сведения, необходимые для расследования. Даниэль не только выполняет свои непосредственные обязанности, но и постепенно теряет связь с окружающей действительностью. Расследование разбавляется нотками мистики и личной драмы. Постепенно всё собирается воедино, а иной раз сложно остаться равнодушным к происходящему. История не боится быть предсказуемой. Всё равно в финале задумываешься о значении человечности, эмоций и отношениях к близким.

Нисколько не печалит и то, что герой является типичным уставшим копом. Звезда фильма «Бегущий по лезвию» Рутгер Хауэр прекрасно справился с этой ролью. Даниэль Лазарский, как и положено такому персонажу, спокойно реагирует на необъяснимые события, но не превращается в бесчувственную машину. Он пытается сохранить рассудок и не боится сделать шаг в кромешную тьму, чтобы отыскать там ответы на вопросы.

Работа сыщика не требует выдающихся навыков. Приходится с помощью специального зрения осматривать помещения и изуродованные тела, обнаруживать улики и опрашивать соседей. В Observer нет запутанных головоломок. Все выводы герой делает сам, а потом, как правило, надо лишь обнаружить квартиру в хитросплетении тёмных коридоров или подобрать код к замку.

Игра в меньшей степени полагается на сложные испытания и чаще старается восхитить жуткими образами, когда Даниэль «взламывает» сознание очередного трупа или полуживого персонажа. В эти моменты проект напоминает захватывающий аттракцион с неожиданным воплощением офисных будней, семейных конфликтов и тайных планов. Герой раз за разом попадёт в настоящий калейдоскоп реальностей, а перед его глазами проносятся периоды жизни людей, представленные в нетипичной форме. Иногда скалывается впечатление, будто попал в высокотехнологичную версию SilentHill и стал свидетелем последствий религиозных ритуалов.

Наслаждаться полётом фантазии авторов мешает их желание напугать игрока. Бывает, что экран заливает бесформенная каша из вспышек, а сопровождается это громким скрежетом. Оглушающие звуки и ослепительная светомузыка плохо вписываются в тягучую атмосферу. В такой обстановке неуютнее себя чувствуешь в процессе прогулки под проливным дождем в пустом дворе или осмотра комнаты с растерзанным трупом в углу. Не обязательно разбавлять это заимствованиями из дешёвых хорроров, да ещё и повторять их неоднократно в течение приключения.

В Observer нет и постоянного страха за жизнь Даниэля, поскольку тут отсутствуют сражения, менеджмент ресурсов, и погибнуть можно только в определённых ситуациях. За пределами несложных задачек игра принципиально не отличается от «симуляторов ходьбы» с активацией интерактивных объектов. Изредка вынуждают пробираться мимо свирепого создания, но такие отступления непродолжительны и неуместны. Благо с учётом осмотра многих углов и чтения записок титры встречаешь через пять-шесть часов после прибытия в злополучный дом. За это время кампания не успевает увязнуть в однотипных занятиях.

Diagnosis

Быть вторичным — не значит быть посредственным. Разработчики Observer великолепно воплотили это утверждение в жизнь. Они взяли знакомые поклонникам киберпанка идеи, но не стали бездумно их эксплуатировать. История заставляет с интересом осматривать великолепно оформленные комнаты и копаться в прошлом персонажей с богатой и не самой чистой биографией. Попутно узнаешь немало интересного о Даниэле, а полунамёки постепенно складываются в цельную картину. Игре не нужны сцены с претензией на хоррор и бестолковый стелс, но эти проблемы легко преодолеть, чтобы погрузиться в депрессивную атмосферу будущего.

Pro:

  • Отлично созданная атмосфера футуристической разрухи
  • Интересная, пуская и вторичная история
  • Ряд замечательно поставленных моментов с неожиданными происшествиями
  • Скрупулезный дизайн локаций

Contra:

  • Неудачные и однотипные попытки напугать
  • Примитивный стелс

Сейчас на главной

Публикации

Самый дружелюбный дьяблоид. Обзор Last Epoch

Обзоры 28 марта 17:40 0

Игровая индустрия редко выдаёт качественные дьяблоподобные проекты. Да и ниша уже занята Diablo 2: Resurrected и четвёртой частью 2023 года выпуска, Path of Exile и Grim Dawn — в каждой можно провести сотни и тысячи часов. Но небольшой команде удалось отыскать правильную формулу и перетянуть внимание на себя. Что же такого в игре, элементами которой вдохновлялась сама Blizzard?

Падение Предела или предел падения? Обзор сериала Halo (2 сезон)

Обзоры 27 марта 19:07 0

22 марта вышел заключительный эпизод второго сезона сериала Halo. Новый сезон — хороший и в то же время плохой пример того, как следует проводить работу над ошибками. Так и получилось: больше Halo — меньше Чифа, больше Чифа — меньше Halo. Что всё это значит? Разбираемся в сегодняшнем обзоре.

Постыдное прошлое «Зельды». Обзор Arzette: The Jewel of Faramore

Обзоры 26 марта 17:31 0

Разработчики из Seedy Eye Software взяли за основу знаменитую своей кривизной дилогию Zelda CD-i для платформы Philips и сделали собственную игру. Получившийся проект в жанре action-adventure только притворяется кривым. По факту — это ладно собранный, нарочито высмеивающий первоисточник и развлекающий продукт, а также одна из самых выдающихся игр 2024 года!

Как покупать игры в Steam, PlayStation и Microsoft Store, а также Nintendo eShop в 2024 году

Статьи 25 марта 18:21 0

Постоянная смена способов пополнения кошельков и покупки игр озадачивает геймеров из России и Беларуси уже несколько лет. Как продолжить уделять время любимому хобби, не сталкиваясь с проблемой оплаты и доступностью платёжных систем? Мы решили собрать самые актуальные в 2024 году способы в одном материале.

Выживать на острове с каннибалами — великолепно. Обзор Sons Of The Forest

Обзоры 24 марта 15:49 0

Сиквел к одному из самых популярных симуляторов выживания впечатлил многих игроков ещё на моменте раннего доступа. Sons Of The Forest могла похвастаться многими элементами, присущими жанру, которые были сделаны отлично и даже уникально. Вот только к моменту выхода не было наращено достаточно «мяса», чтобы игра ощущалась завершенной — при этом хуже она не стала. Почти.