Final Fantasy XV — четыре мажора и собака

Создателям словно плевать на мир и на его обитателей. Они даже не пытаются заставить нас полюбить их. Вишенкой на торте идёт плохое техническое исполнение. Словно в глаз что-то попало и надо проморгаться, чтобы картинка обрела чёткость, но — не помогает.

Final Fantasy XV — это игра-долгострой, которую начали делать ещё на заре эпохи PlayStation 3, почти 10 лет назад. Когда-то мы знали её под именем Final Fantasy Versus XIII. Когда-то она была эксклюзивом PS3. Нас интриговали стильными CG-роликами, но складывалось впечатление, что кроме них ничего не разрабатывалось. Компания Square Enix переживала тяжёлые времена, грустно смотрела на неудовлетворительные продажи Final Fantasy XIII и её продолжений, не верила в успех нового поколения консолей и делала ставку на мобильный рынок. Если бы не удачное приобретение компании Eidos Interactive с охапкой популярных брендов (Tomb Raider, Deus Ex, Hitman), кто бы сейчас помнил про существование этого японского издателя? Одними переизданиями старых игр серии Final Fantasy сыт не будешь. 

Final Fantasy XV — трудное дитя. Из-за долгих и мучительных родов проект страдает всеми типичными для долгостроя болезнями. Куски игры сшиты невпопад, динамика повествования не выверена, сюжет переписывали несколько раз, пока не оставили выхолощенную историю про героя-идеалиста и злодея-мизантропа. Отдельные локации вполне симпатичны, другие же просто уродливы.

История этого мира, потенциально интересного, не раскрывается. Персонажи вызывают раздражение одним свои видом: замысловатые прически от Сережи Зверева, наряды для диско-вечеринки, туфли-лабутены с красными подошвами, расхлябанные движения, свойственные больше девочкам на беговой дорожке, а не тренированным парням. И да, эти четыре физиономии постоянно с вами — менять напарников нельзя. 

Игра разочаровывает дёшево поданным сюжетом, совсем не на уровне предыдущих частей. Если для вас Final Fantasy — это яркие CG-ролики, то здесь вместо них — нелепые сценки на движке, где персонажи не играют, а кривляются на камеру. Или стоят столбами напротив друг друга и невпопад шевелят ртами. Или просто шевелят губами — иногда фразы заканчиваются раньше или начинаются позже. За всю игру было, кажется, пять небольших CG-роликов, и самые яркие из них нам показали от начала до конца в рамках рекламной кампании игры.

Наши герои в процессе никак не раскрываются. Они много болтают, этого не отнять, но говорят о погоде, дороге, деревьях, машинах. Словно у них не было долгих лет дружбы. Словно им нечего вспомнить. Даже анекдот не услышишь. 

Когда им надо ненадолго отделиться от группы, чтобы освободить место в партии проводнику, они делают это настолько безыдейно, что диву даешься. «Мне надо ненадолго покинуть группу», — и это всё объяснение. Эй, приятель, куда тебе надо?! У нас тут дела государственной важности, принц ищет невесту, страна захвачена, короля убили, помощь нужна! Увы, в партии есть место только для четверых, а в Square Enix нет хорошего сценариста. Из-за этого главы истории порой связываются не демонстрацией прошедших событий, а их… описанием в три строчки текста с пояснением, куда и зачем теперь двигаются герои.

Жители этого мира будто не замечают великих потрясений. Подумаешь, кто-то кого-то захватил, по дорогам вышагивают роботы-рыцари, беглый принц с друзьями приехал на крутой тачке. Слова сочувствия? Предложения помощи? Организуем ячейки сопротивления?! Нет! 

Поймай мне лягушек, принц!

Сфотографируй мне красивую панораму, принц!

Найди мне свечи зажигания, принеси фрукты из фургона, убей скорпионов, принц!

На количество дополнительных заданий жаловаться не приходится, но их адекватность происходящему — нулевая. Все такие из себя позитивные, а наш герой — этакий бесхребетный нытик. Никому не возражает, собирает миссии охапкой, послушно их исполняет или… забывает об их существовании. 

Печально, но этой игре не нужны ни дополнительные миссии, ни открытый мир. Это всё — бессмысленный балласт, призванный растянуть приключение на десяток-другой часов. Задания формата сходи-убей, поди-принеси, быстро набивают оскомину, поскольку не подкрепляются ни интересными историями, ни достойными наградами.

Заниматься дополнительными заданиями ради денег, оружия, опыта, наконец? Не имеет смысла, поскольку сюжетная кампания проходится влёт часов за 20 и не требует отвлекаться на сторонние приключения. Враги и сюжетные боссы складываются без особого напряжения, тем более битвы с некоторыми из них выполнены в формате мини-игр.

Помимо того, миссии в открытом мире отнимают прорву времени. До точки исполнения надо ещё добежать-доехать, а путешествие нарочито сделано медленным, неудобным. Наши герои путешествуют на машине, но свободы не имеют. Автомобиль медленно тянется по кишке дороги, накручивая километры. Если оставить вождение автопилоту, тот доставит нас до точки назначения за несколько минут, в течение которых слушаешь лишь музыку и пустые диалоги. Можно остановиться, чтобы… Чтобы что? Это не The Witcher III: Wild Hunt, не The Elder Scrolls V: Skyrim и даже не Fallout 4, где создатели каждый уголок наполняли интересными деталями, жителями, событиями, подземельями, спонтанными заданиями. Здесь перед тобой просто поле. Если нет заказа на миссию, то делать там нечего. 

И смотреть там не на что, поскольку разработчики выбрали неудачный графический движок для игры. На куклах персонажей много деталей, герои удивляют торчащими в разные стороны прядями волос, но всё это при небольшом отдалении превращается в мазню. Сглаживание отвратительно работает, фильтрации текстур нет в принципе, тени рисуются чуть ли не под ногами. Сравнительно неплохо вылепленные лица можно рассмотреть, лишь когда их показывают крупным планом. За день до этого я играл на консоли в The Witcher III — не просто пропасть, а бездна лежит между техническим исполнением проектов. Кроме того, Final Fantasy XV вызывает боль длинными и долгими загрузками в случае смерти или перемещения по глобальной карте. 

Не только графический движок плох, но и дизайн. Можно сказать, вкусовщина, но дело как раз в том, что здешний мир лишен свойственной Final Fantasy вычурной помпезности. Он слишком обычный и схематичный. Лишь один город более-менее интересен, а в остальном даже сюжетные локации разочаровывают неказистой простотой. Просто серые коридоры, просто пустые комнаты. Если бы не карта, легко можно было бы заблудиться в этом однообразии. И так до самого финала! За всю игру выделяются от силы три-четыре локации. 

Структура кампании вызывает вопросы не только реализацией безжизненного открытого мира, наполненного клонированными заданиями. Не только видом здешних городов из трёх улочек и местными жителями с интеллектом заводных роботов (как прелестно они тыкаются носами!). Открытый мир и все завоёванные в нём достижения сгорают в пепле, когда история вступает на твёрдые рельсы, с которых уже не сойти. Начинается восьмая глава? Всё, вы попали в капкан. Правда, не рассчитывайте, что плотность событий возрастёт или изменится состав противников. Приходится по-прежнему бегать из одного конца в другой в серых, безликих коридорах, дёргать за рычаги, искать ключи, нажимать кнопки, сражаться со знакомыми монстрами. Кстати, даже на сюжетных локациях они возрождаются, так что беготня туда-сюда напоминает такой себе день сурка. 

Отдельного упоминания заслуживает местный стелс-уровень — с неудобным управлением, в очень узких коридорах, требующий тратить долгие минуты на прохождение нескольких метров, прячась из ниши в нишу, не получая взамен ни кусочка истории, ни красивых декораций.

Система развития почти вся состоит из пассивных параметров. Она выглядит красиво (мы зажигаем звёзды в созвездиях, открывая доступ к лучшим навыкам), но мало что получаем взамен, поскольку способности героя зависят в основном от оружия в его руках. Более того, уровни героев и врагов мало на что влияют: 20-уровневые парни могут легко разложить 50-уровневого робота и сложиться при встрече с парой 24-уровневых монстров. Получаемый опыт не соответствует приложенным усилиям. Немудрено, что игру легко можно пройти, совсем не обращая внимания на побочные миссии. Денег более чем достаточно для покупки эликсиров, ценные вещи лежат чуть ли не во всех тупиках в подземельях.

Помимо беготни, поездок на машине и птичках чокобо, в Final Fantasy XV приходится много сражаться в формате боевика в реальном времени с уклонениями и сериями ударов (можно ставить на паузу, но смысла особого нет). Это неплохо построенный боевик, быстрый и яркий, но с очень бестолковой камерой, из-за чего сражениями не получается наслаждаться. 

Камера живёт сама по себе, ныряет в текстуры и листву деревьев, решает вдруг крупным планом показать нашего героя, а не врага, который бежит на него с топором. В тесных помещениях просто не понять, кто, куда и откуда. Набивается в комнатёнку десять гоблинов, среди них танцуют управляемые недалёким ИИ напарники, ты сам ловко машешь мечом, уклоняешься, а камера мечется, не знает, на ком остановиться.

Значок захвата цели способен полностью закрыть небольших противников, скрывая их действия. В хаосе поди догадайся, куда девался враг и с какой стороны идёт атака. Надо бы прикончить смертельно раненного монстра, да куда там — герой фиксируется на его здоровых напарниках. А на переключение цели времени нет, уже надо отступать, отпрыгивать, телепортироваться в безопасное место, камера снова сбивается. Да что за?!... 

Нашего героя можно экипировать четырьмя видами оружия, среди которого есть как простые мечи и копья, так и волшебные. Магия как отдельная дисциплина тут превратилась в гранаты, которые ты сам делаешь между сражениями, заполняя и смешивая энергию в специальных сосудах. О принадлежности к Final Fantasy напоминают лишь «саммоны» — вызов богов, которые делают больно сразу толпе монстров. 

К сожалению, боевую систему портит хаос, творящийся на поле боя. Герой бьет мимо двигающейся цели, даже если зафиксировал на ней внимание. Прерывать цепочки ударов ради уклонения не получается. Кувырок не спасает, если тебя атакует сразу пять гоблинов — один промахнётся, четыре достанут. Управлять напарниками нельзя. Можно лишь указывать им, какие зелья пить, да активировать их спецспособности (в бой можно взять по одной на каждого) после заполнения специальной шкалы. 

В Final Fantasy XV есть и другие составляющие, о которых можно было бы рассказать. Ночью демоны вылезают на поверхность. Перед сном надо как следует покушать, и приготовленное блюдо ненадолго повышает характеристики. Наш принц любит порыбачить, а один его юркий напарник всюду бегает с фотоаппаратом и делает снимки. Можно было бы об этом рассказать подробно, если бы в этом был хоть какой-то смысл. Учитывая линейность финальной части, все эти рецепты, циклы дня-ночи, рыбалка и фотографии отправляются в утиль. А там, после победы, можно вернуться к изучению мира, чтобы доделать задания, если к этому будет ещё хоть какой-то интерес.

[небольшой спойлер по поводу фотографий]

В конце можно взять с собой одну фотографию из альбома, на память, так сказать. Я выбрал изображение грудастой хозяйки бензоколонки и тем самым полностью испортил торжественность финальной сцены. Вместо слёз был дикий хохот. Так что будьте осторожны!

Diagnosis

Хотелось написать что-нибудь обидное про японскую игровую индустрию, но не получается, учитывая прекрасные Xenoblade Chonicles X, Bloodborne и Dark Souls III. Вскоре нас непременно порадуют Nier: Automata и Persona 5, есть надежды на Scalebound и Nioh. 

В Final Fantasy XV есть хорошо настроенная боевая система, однако её одной не хватает, чтобы полюбить игру. Открытый мир и череда однотипных заданий призваны лишь растянуть коротенькое, по меркам ролевых игр, приключение (коротенькое, но затянутое, учитывая вялую динамику финальных глав). Персонажи появляются и исчезают без объяснений, герои не вызывают симпатии, диалогов и постановочных сцен совсем мало, зато чего много, так это унылых серых коридоров и сражений с повторяющимися противниками.

Увы, здесь нет того, что ищут поклонники Final Fantasy, — интересного сюжета, красиво поданного, с неожиданными поворотами и яркими персонажами. Здесь четыре плоских типа выступают против столь же убедительного злодея, который хочет уничтожить мир, потому что утром встал не с той ноги. Мотивации нет, внятного объяснения происходящему — тоже. Создателям словно плевать на мир и на его обитателей. Они даже не пытаются заставить нас полюбить их. Вишенкой на торте идёт плохое техническое исполнение. Словно в глаз что-то попало и надо проморгаться, чтобы картинка обрела чёткость, но — не помогает. 

Разработчики попробовали идти в ногу со временем, отказались от характерных для японских ролевых игр элементов и стремились сделать увлекательный боевик в открытом мире, как это сейчас модно. Старались 10 лет, но у них ничего не получилось.

Pro:

  • Хорошая боевая система
  • Красивый вызов «саммонов»
  • Разносторонний саундтрек

Contra:

  • Плоские, несимпатичные герои и злодеи
  • Нельзя подбирать партию
  • Пустой сюжет, безжизненный мир
  • Нет типичного для Fanal Fantasy наполнения CG-роликами или хотя бы красиво поставленными роликами на движке
  • Ужасное поведение камеры в сражениях
  • Плохой графический движок
  • Многие локации, в том числе сюжетные, представляют собой лишь цепь серых, безликих коридоров
  • Открытый мир и однотипные задания нужны лишь для того, чтобы растянуть приключение

Сейчас на главной

Публикации

Инди-игры марта: наследники WarCraft III и Divinity Original Sin, боевые космонавты, управление башней некроманта и не только

Итоги 18 апреля 15:00 0

Небольшие независимые студии порой способны замахнуться на легендарные имена. В марте увидели свет сразу два наследника Divinity Original Sin, которая когда-то проложила Larian дорогу к Baldurs Gate 3. В том же месяце появилась необычная стратегия в реальном времени — её даже сравнивают с легендарной WarCraft III! Конечно, совсем без пиксельных рогаликов не обошлось, как и без боевых платформеров-метроидваний. Но среди необычных продуктов затесались менеджмент башни некроманта и уютные посиделки за постройкой домов.

Когда дергаешь судьбу за спусковой крючок дробовика. Обзор Buckshot Roulette

Обзоры 18 апреля 09:00 0

Buckshot Roulette заставляет адреналин зашкаливать — она испытывает ум игрока, его расчетливость и удачу. Наградой храбрым служит денежное вознаграждение и сохранённая в опасной игре жизнь.

Падение НКР, предыстория Волт-Боя, кто сбросил бомбы на Америку. Отсылки, пасхалки и теории из нового сериала по Fallout

Статьи 17 апреля 12:50 0

Сериал от компании Amazon получился отличным — это подтверждают как отзывы пользователей, так и критиков. Да, несоответствия с видеоиграми могли проскакивать, но придираться к мелочам сегодня мы не будем. Наоборот — рассмотрим их под фанатским микроскопом! Все интересные «пасхальные яйца», отсылки к играм, подтверждение или опровержение фанатских теорий — в нашем новом материале.

Необычно пострелять. Подборка нетипичных и крутых шутеров со Steam FPS Fest, доступных в России

Статьи 16 апреля 19:39 0

С 15 по 22 апреля в Steam проходит фестиваль шутеров от первого лица — Steam FPS Fest. В рамках фестиваля пользователи могут опробовать демоверсии грядущих проектов в жанре, а также Valve подготовила порцию скидок на уже вышедшие игры. Перед вам подборка необычных шутеров, которые вы могли пропустить — все они сейчас продаются с хорошей скидкой в российском Steam.

Продолжение «Фоллаута», которое мы заслужили. Обзор сериала Fallout

Обзоры 15 апреля 18:25 0

Война. Война никогда не меняется. 11 апреля свет увидел сериал по вселенной Fallout. И повсюду тлеют пожары — фанатское сообщество вновь разделилось. Одни костерят сериал за надругательство над каноном, который заложили «отцы-основатели». Другие называют его лучшей экранизацией видеоигры. Все они по-своему правы: сериал Fallout — яркое приключение с лёгким налетом британского абсурдизма, созданное для фанатов «новой волны» Тодда Говарда. Итак, каким получился «Fallout 5» от Джонатана Нолана и Amazon?