13790

Ярость разрушения или симфония смерти

Оценка читателей

Недостаточно голосов
Авторизуйтесь для голосования
Издатель Electronic Arts
Издатель в России Soft Club
Платформы PS2
Жанры Шутер
Дата выхода игры 28 февраля 2006
Дата выхода игры в России неизвестно
    Когда играешь в FPS, то в последнюю очередь задаешься вопросом о целесообразности происходящего. Все внимание сконцентрировано на том, чтобы стрелять, двигаться, маневрировать. Чуть позже хочется смены декораций, нового оружия и более совершенного искуственного интеллекта. А если еще и сюжетом удивят - вовсе хорошо. Хит всех времен, очереди у магазинов и многомиллионная аудитория поклонников. Долгожданный шутер Black от авторов чумовой аркады Burnout, прямолинейно следует простому шутерному правилу, выпестованному на заре зарождения жанра. Пустой пиф-паф. Но какова подача!
 
ЦРУ, ФБР, АНБ - берите выше, мы служим в Black Ops! Мы - настоящие профессионалы! Мы подчищаем всю грязь за этими мальчиками в чистых костюмчиках! Мы не подчиняемся никому и нам плевать на договора, границы, частную собственность! Лицензия на убийство? Обломись, Джеймс Бонд, у нас бессрочный абонемент. Звездно-полосатые герои? Нет, просто люди, которые делают порученную грязную работенку. Люди, сдавшие свое «облико морале» при приеме на работу.

    Black operation - 1) термин, означающий военную, диверсионную или разведывательную операцию, участники которой для достижения конечной цели нарушают закон и мораль, используют запрещенные виды вооружений. Фактически легализованный терроризм. В случае провала агентов, государственные службы не берут на себя никакой ответственности, ненужные свидетели уничтожаются. 2) Black Ops - подразделение, предназначенное для выполнения подобных операций.

Главного героя и героем-то не назовешь - убийца он и есть убийца. Все сведения о биографии Джека Келлера (Jack Keller) узнаем из небольших видеофрагментов допроса, растянутого на несколько часов игры. Впрочем, свой рассказ мерзавец начал не из-за мук совести, он-то давно уже привык к насилию и убийствам. «Горячие точки» приучили его к другому - спасению собственной шкуры в любой ситуации. Его откровения - последний шанс избежать смертного приговора и оправдать собственные поступки.
   
Началось все в далекие 70-е и 80-е годы, когда в Пакистане и Афганистане, как грибы после дождя, строились лагеря моджахедов. Работали с будущими воинами сотрудники одной непопулярной нынче американской спецслужбы. Лекции читали, тренировали, знакомили подопечных с современным вооружением и снаряжением, водили на стрельбы. Вот только политзанятия проводили местные «преподаватели», принимавшие у себя особо достойных и ценных гяуров (тур. яз - «варвар»). Кое-кто из «белых» слушателей проникся идеями радикальных учений и решил проявить самостоятельность в борьбе за правое дело. Центр до поры до времени смотрел на это сквозь пальцы... Пока бывшие сотрудники не устроили пару терактов против «горячо любимой» родины. Страна победившего гамбургера в таких случаях категорична - добраться до отступников любой ценой, найти и обезвредить метким выстрелом в голову. Цели определены, средства - по собственному усмотрению.

    Black - 1) проф. сленг «темная лошадка», сотрудник разведки, отказавшийся подчиняться приказам, проявивший самостоятельность, начавший собственную игру или перешедший на сторону врага; 2) человек - цель для ликвидации, официально уже мертвый или пропавший без вести.

Охота за бывшим инструктором ЦРУ Ленноксом, а ныне мозгом и руководителем террористической группы «Седьмая волна», превращает спецназовца Джеймса Келлера в настоящего зверя. Как говориться, с волками жить - по-волчьи выть. А головушку главного злыдня мало того, что еще найти надо, так и охраняют ее сотни, нет, тысячи бойцов. Вот и приходится идти по трупам, зачищая здания и взрывая препятствия.

Искать вражину и его прихвостней предстоит не где-нибудь, а в мятежной республике Российской Федерации. Здесь у «Седьмой волны» настоящее террористическое гнездо. Ребята категорично подошли к делу и помимо повышения боеготовности уделяют серьезное внимание бывшим работодателям и конкурентам. Тонны компрометирующих документов и материалов на руководство США, фотографии химического оружия Саддама Хусейна, чертежи иранских ракет и кое-что о ядерной программе Северной Кореи - все эти «сверхсекретные секреты» можно обнаружить и, по желанию, уничтожить в обычных домах, караульных помещениях, подвалах больницы и заводских мастерских.
 
Впрочем, сама игра не перегружена смыслом, а все вышенаписанное удалось собрать вместе и кое-как скомпановать лишь при повторном прохождении. Не сюжетной частью силен Black. Здесь смотрят на бесмыссленное, но шикарное зрелище, способное поразить не только адептов PS2, но даже прожженных всевозможными DOOM3 и F.E.A.R. поклонников ПК шутеров.

«Блура много не бывает», - говорят разработчики и дополнительно вываливают на нас призрачный лунный свет и сырой утренний туман, потоки пыли в ярком дневном солнце и густой пороховой дым. Замывает очи и эффект приближения (фокусировка зрения) при перезарядке оружия, когда особенно четко видна великолепная детализация всех рычажков, зарубок и царапин каждого «ствола». Ватные движения, дрожание налитых свинцом рук - это нас почти убили, и персонаж, покачиваясь и харкаясь невидимой кровью, едва-едва ползет в красивом slo-mo.

Калейдоскоп светофильтров меняет картинку до неузнаваемости: яркий свет бьет по глазам и слепит, лунный - смягчает и добавляет таинственности. Через грязное стекло видно хуже, чем через разбитое. Мешает столб света прожектора - уничтожьте его.

Световые эффекты объемны в полном смысле этого слова. Прорастающие «грибы» от крупных взрывов оглушают игрока, оставляя его контуженного и беззащитного перед свежими бойцами противника. Бросок «лимонки», выстрел из подствольного гранатомета - уверенная наглая свора солдатиков рассыпается по укрытиям, но подключается физика и взрывная волна разбрасывает смертоносные осколки.

Виртуальные бойцы вообще любят изображать кипучую деятельность. Замечают любое движение и «слышат» хруст щебенки и веток под нашими ногами. Открывают заградительный огонь, забрасывают гранатами, ретируются за подмогой. Тем не менее, ребята ущербны. Каждый способен на два-три действия из перечисленного, и главная опасность для игрока исходит только от метких гранатометчиков.

Командировка секретного американского подразделения на четыре дня в кипящий ад чеченской войны - это вам не шутки. Пересечение границы, бои в городе, дуэль снайперов, уничтожение завода по производству оружия и боеприпасов, поиск нужных свидетелей и постоянная стрельба и взрывы. Напряжение не спадает до самого финала, после которого чувствуешь себя настолько вымотанным, как будто сам отбегал по горам в полной выкладке.

Дизайн локаций любопытен. Нет, уровни «закрытые» с единственным маршрутом следования, но огромный размер позволяет применять небольшие тактические приемы и военные хитрости. Обойти противника с тыла или занять удобную высоту, вырезать снайперов или тихо вырубить часового. В городе это позволяют делать сквозные проходы и закоулки. В лесном массиве вообще никто нас не ограничивает - гуляй не хочу. Но использование пещер и горных тропинок приветствуется и поощряется. По качеству прорисовки деревьев, игры света и текстур природные пейзажи вполне могли бы поспорить с FarCry Instincts на Xbox.

Все уголки Чечни, от пограничного КПП, маленького аула, больницы до районов Грозного и лагеря заключенных, носят отпечаток военных действий. Разрушенные здания, сгоревшие остовы автомобилей, баррикады, окопы в полный рост, разобранные БМП и сбитые истребители - все намешано небольшими лабиринтами в логичных аппликациях-композициях.

Большинство игровых объектов разрушаются частично или полностью. Помогают деструкции стандартные, повсеместно расставленные и под конец порядком поднадоевшие «прибабахи» - бочки с бензином и баллоны с газом, которым иногда помогают автомобили, ящики тротила и амуниции. Взрывать их легко, весело, эффектно, но к тритысячасорокпервому разу уже как-то и не интересно.

Двери здесь принято выбивать ударом приклада или мощным залпом из дробовика. Нет прохода в стене? Сделай сам! Автомат или пистолет-пулемет лучше отбойного молотка и дрели справятся с этой задачей. Разбитое стекло с громким звоном осыпается, штукатурка отлетает, бетон - крошиться, дерево - разваливается на мелкие кусочки, пули рикошетируют от железных предметов. Все эти «летающие» стройматериалы могут причинить серьезный урон нашему или чужому здоровью. Пыль от взрывов и разрушений оседает не сразу, а постепенно, затрудняя прицеливание нам и нашим врагам. Удивительно, но в кои-то веки немного внимания уделили и предметам интерьера, они высокополигональны и покрыты неплохими текстурами.

Как в хорошем боевике, тела террористов трясет от попаданий, каски слетают от «хеадшота». После точного и фатального попадания боец, засевший на верхотуре, выронит автомат, эффектно раскинет руки, перегнется через перила и с истеричным воплем рухнет вниз. После демонстрации неплохой анимации пытаемся разглядеть как прорисован и детализован поверженный воин. И что мы видим? Лицо закрывает рекомендуемая к постоянному ношению черная маска, под «броником» камуфляж или спортивный костюм, пальцы рук «склеены» между собой. Экипировка у всех практически одинакова: навесные карманы, бронежилеты, каски, оружие. Наши бессловесные напарники выглядят уже лучше и живее.

Оружие - ты царствуешь здесь и задаешь тон всей игре. Ты - самостоятельный актер шпионско-военной драмы. Свинцовый дождь оседает латунными гильзами на покрытую шарп-текстурами поверхность. Пули выбивают победную дробь, разносят в щепки любое дерево, а кирпичи и штукатурку крошат на осколки. Вибромоторы джойпада подхватывают отдачу от выстрелов, стволы в агонии задираются вверх. Кайф!

Пистолеты (DC3 Elite, Glock), помповые ружья (Remington, SPAS 12), штурмовые винтовки и автоматы (AK-47, G35C, M16, Colt Commando, M16 A2), пистолеты-пулеметы (MAC 10, MP 5, P 90, Uzi), гранатометы, и настоящий подарок для снайпера - Walther 2000. Переключение режимов стрельбы (одиночными, очередь из трех выстрелов, полный автомат), настоящая перезарядка и тактико-технические характеристики, звуковая дорожка и визуальные эффекты (вспышки M16 или АК-47 узнаешь на любом расстоянии) уникальны для каждого. Оружие не просто так нарисовано, а присутствует полноценной физической моделью. Пуля или камешек, случайно попавшие в винтовку, рикошетом отлетят от ствола, а меткий выстрел в боеприпас гранатометчика или в противопехотную мину приведет к детонации.

Дозволено тащить на себе два любых ствола и определенное количество боезапаса. Как правило, выбор игрока варьируется в зависимости от полевых условий и убойной мощности. По этим критериям штурмовые винтовки выглядят, чуть ли не идеальным вариантом, причем с М16 воевать комфортнее. Еще одна несуразность - звук выстрела из чужого орудия убийства. Сначала мы слышим, как стреляют, затем наблюдаем полет снаряда или рикошет меткого снайпера. Нет, подобная дружелюбность к игроку и пренебрежение законами физики спасает уйму времени и сил, но «присесть» под пулю почему-то нельзя.

В опере принято кричать браво, на концерте - хлопать, орать, свистеть и топать ногами. Будем последовательны. Симфонической эпохальной музыке - браво. Хотя бы за то, что это не-бондиана. Хотя бы за уместные атмосферные мелодии, напрягающие и нервирующие игрока в самый ответственный момент. Хотя бы за качество звучания. Любая наша благодарность к звукорежиссеру утонет в какофонии звуков, голосов и спецэффектов. Звуковую дорожку как будто писали на полигоне. Человек, не далекий от мира военных, легко отличит на слух уверенное постукивание «калаша», нервный визг Узи, глухое ворчание помпового ружья, категоричность гранатомета, хлесткие пощечины снайперки и уловит ту самую американскую деловитость М 16.

Через треск радиопомех в наушнике периодически слышим новые указания, разъяснения и приказы. Комментируют ситуацию на поле боя русские и чеченские парни, много и громко говорящие на великом и могучем в полном объеме (матом кроют, но в меру).

Diagnosis

Теперь у нас есть собственный F.E.A.R.! Боевик в лучших традициях, с красивой пейзажной картинкой, логичным дизайном локаций, разрушаемыми декорациями, потрясающими спецэффектами, злыми врагами, приличным арсеналом... и непробиваемым однообразием процесса. Печально, что Criterion не хватило нормального сценариста. Глядишь, еще чуть-чуть и игру можно было бы обносить рамочкой и вешать на почетное место в галерее шутеров.
Pro:

  •     отличная работа со светом
  •     физика и разрушение предметов
  •     ураганный всепоглощающий бой
  •     спецэффекты и анимация
  •     звуки для оружия и симфоническая музыка

Contra:

  •     слабый AI
  •     невнятный сюжет
  •     отсутствие мультиплеера
  •     повторение одних и тех же элементов в дизайне
  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.