Например

Брутальный и киберспортивный 2016 год

Закончился 2016 год, подаривший поклонникам виртуальных развлечений массу эмоций, приятных и не очень. Пришла пора вспомнить наиболее интересные, на наш взгляд, события и тенденции.
 
В прошлом году из спячки вернулись кровавые шутеры с акцентом на боевой механике, сражениях и продолжительной кампании. В мае id Software даже без Джона Кармака удачно перезапустила DOOM. Осенью студия The Coalition выдала хорошее продолжение Gears of War. Поляки из Flying Wild Hog мастерски скрестили «мясной» боевик и погоню за крутым оружием в проекте Shadow Warrior 2.
 
У этих игр есть ряд общих черт. Везде герои буквально вгрызаются в толпы противников и не задумываются о возможностях избежать битвы или разобраться с угрозой бесшумно. Только постоянное движение на аренах в окружении монстров и эффектное насилие. Кооперативное прохождение если и присутствует, то представляет собой уместное дополнение. Ничего не мешает наслаждаться уничтожением отродий в одиночку. Забавно, но во всех трёх играх повествовательная часть посредственна, что не является проблемой. 
 
 
По версии SteamSpy, на РС перезапуск DOOM купило 1,6 миллиона человек. По данным VG Chartz (ресурс сомнительной надежности, но другого нет), на PS4 продано почти 1,5 миллиона дисковых копий игры, а на Xbox One — 760 тысяч. Итого — около 3,86 миллионов копий. Данные о цифровых продаж на консолях VG Chartz не публикует. Сложно говорить о финансовом успехе игры без официальной информации о бюджете. Тем не менее такой проект привлёк немало людей. Хочется верить, что другие издательства обратят свой взор на линейные шутеры с увлекательной кампанией.
 
Пока же крупные компании решили в 2016 году не перегружать жанр боевиков в открытом мире. «Песочниц» стало чуть меньше по сравнению с 2015 годом. Причём неоднозначных и несовершенных проектов хватало. Одни игры напоминали бледную тень своих предшественников (Far Cry: Primal), другим открытый мир мешал (Mafia III), а третьи не предлагали ничего принципиально нового (Dead Rising 4). Сериал Assassin’s Creed, один из лидеров жанра с точки зрения известности и продаж, взял отпуск, а Watch Dogs 2 при всех улучшениях не сумел стать его заменой. Засилья таких проектов уже не ощущается.
 
По традиции внимание значительной части пользователей было приковано к сетевым шутерам. В этот раз Electronic Arts навязала борьбу Activision. Авторы Battlefield 1 из DICE угадали с антуражем и позволили принять участие в массовых сражениях времён Первой мировой войны — девственного, по меркам игровой индустрии, сеттинга. А вот создатели Call of Duty: Infinite Warfare из Infinity Ward напортачили с мультиплеерной частью. Смешно сказать, но главными достоинствами Infinite Warfare многие почитатели серии назвали сюжетную кампанию со сражениями на боевых истребителях и наличие ремейка первой части Modern Warfare в комплекте с «премиальными» изданиями.
 
 
Трон под Call of Duty не рассыпался, но зашатался. Об этом свидетельствует, в частности, заявление представителя Treyarch с обещанием выпустить новый контент для предыдущей Call of Duty: Black Ops 3, куда вернулись поклонники сериала, в 2017 году. Несвойственный для Activision шаг.
 
Впрочем, особых причин для паники у Activision Blizzard нет. Недостаточно хорошие по меркам франшизы показатели Infinite Warfare компенсируются успехом Overwatch от Blizzard. Анонс этого сетевого боевика можно считать одним из знаковых событий прошлого года. Вышел он в конце мая, а к началу октября к нему приобщилось более 20 миллионов человек. Выдающийся результат, подкреплённый почти 600 миллионами долларов дохода только на РС (по данным аналитиков).
 
Собранный на останках отменённой онлайновой ролевой игры Titan, Overwatch предлагал знакомые идеи Team Fortress 2. Командным боевиком с разнообразными героями нынче не удивить. К тому же Overwatch продавался за полную стоимость и не баловал большим количеством контента на старте. В игре даже не было сюжетной кампании, а в качестве компенсации на YouTube изредка появляются красочные ролики, рассказывающие о персонажах. Но Blizzard не в первый раз утёрла нос скептикам.
 
Overwatch отличалась стабильной работой серверов на момент релиза, а также отсутствием проблем с производительностью на всех платформах и невысокими системными требованиями на РС при стильной графике. Механика впечатляла проработкой, а среди персонажей не встречалось несимпатичных личностей. Незадолго до поступления в продажу состоялся открытый бета-тест. Пользователям на время предоставили весь контент из финальной версии. Потом Blizzard проводила тематические мероприятия с забавными призами. Все дополнения бесплатны. Казалось бы, составляющие успеха лежат на поверхности. Однако мало кому удаётся реализовать их на должном уровне. Blizzard удалось.
 
 
Помимо почитателей у Overwatch есть и ненавистники. Некоторые видят в Overwatch чуть ли не предвестника гибели игр для одиночного прохождения. Понятно, что появление чрезвычайно популярного проекта порождает череду клонов. Понятно, что ряд студий попробует свои силы в этом направлении. Однако отпевать одиночные проекты не стоит. Очевидно, рынок мультиплеерных игр не резиновый (из бездны передаёт привет Battleborn). Студии, мечтающие нажиться на модной тенденции, найдутся всегда. Но всегда будут компании, которые сосредотачиваются на том, что у них получается лучше всего. 
 
Игры для одиночного прохождения, в свою очередь, не торопились восхищать постановкой сюжетных сцен. На ум сразу приходит Uncharted 4: A Thief’s End. Но это главный эксклюзив PS4 в прошлом году, лицо платформы и заключительная часть серии от Naughty Dog. Разработчики вывели подачу материала и внимание к мелочам на новый уровень. При этом игра восхищала погонями и акробатикой под аккомпанемент взрывов и разрушений. Непревзойдённое зрелище.
 
Впрочем, Uncharted 4 стал императором без империи. Другие проекты в вопросе постановки и её качества остались очень далеко позади. Разве что на горизонте виднеется силуэт Mafia III. Идея разбавить боевик бюджетным сериалом с живыми актёрами в Quantum Break не претендует на широкое распространение. 
 
 
Сейчас мало кто ставит во главу угла подачу сюжета. Это слишком дорого. Многие современные одиночные проекты вроде Dishonored 2, перезапуска Hitman, Deus Ex: Mankind Divided, а заодно кампании в вышеупомянутых DOOM, Shadow Warrior 2 и Gears of War 4 делались с расчётом на то, что пользователи будут снова и снова возвращаться с целью пройти игру на высоком уровне сложности, выполнить дополнительные испытания или просто насладиться процессом. История тут мешает, отвлекает от действа. Неудивительно, что эта составляющая отодвигается на второй план.
 
Что касается сегмента независимых студий, то в 2016 году было мало значимых кампаний по сбору средств в Kickstarter и ему подобных сервисах. Чуть ли не главным событием Kickstarter стало появление в этом сервисе проекта от Джона Ромеро. Правда, печально известный создатель Daikatana не показал игровой процесс «старомодного» шутера Blackroom для РС, ограничившись роликом с собой любимым в главной роли. Мало кто удивился, когда Kickstarter-кампанию приостановили. Ромеро обещал вернуться с адекватной презентацией игры. Студия InXile предпочла собирать деньги на Wasteland 3 в сервисе Fig.
 
Отсутствие громких новостей с Kickstarter обусловлено тем, что на эту площадку не выходили знаменитые в прошлом авторы, за исключением Ромеро. Кроме того, ситуация вокруг Mighty No.9 от Кэйдзи Инафунэ едва ли способствовала желанию пользователей регулярно перечислять на счета именитых разработчиков огромные суммы денег. На создание Mighty No.9 было собрано около 3,8 миллионов долларов (один из лучших результатов в сегменте видеоигр за всю историю Kickstarter). Вот только релиз «духовного наследника» Mega Man неоднократно переносили, а в итоге на свет появился посредственный боевой платформер с кучей недоработок и проблемами технического плана при невыразительной графике.
 
 
Люди сейчас охотнее расстаются с деньгами в Kickstarter и аналогичных сервисах, когда им показывают внятные материалы по игре. Красивым обещаниям и ярким вывескам верит всё меньше игроков, что не может не радовать. Создатели ремейка System Shock, к примеру, перед стартом Kickstarter-кампании показали ролик с игровым процессом, а не ограничились громким именем. В итоге они собрали 1,3 миллиона долларов.
 
Нельзя не отметить и очередную попытку популяризировать устройства виртуальной реальности. В 2016 году появилось сразу три VR-шлема, но все они столкнулись с трудностями, которые уже не раз были озвучены. Стоимость устройств ещё достаточно высока, процесс использования сопряжён с неудобствами, а для виртуальной реальности в её нынешнем виде подходит мало жанров. Выбирать приходится из рельсовых тиров, простеньких хорроров, «симуляторов» работы и просто сомнительных развлечений.
 
Локомотивом VR-революции мог стать шлем PlayStation VR для PS4. Он стоит «всего» 400 долларов в США и не требует мощного РС, как более дорогие Oculus Rift (600 долларов) и HTC Vive (800 долларов). Да, для работы PSVR требуется PS-камера и контролеры PS Move для определённых игр. Но даже с оговорками этот шлем смотрелся привлекательно. Увы, продажи PSVR оказались далеки от выдающихся. Даже излишне оптимистичные аналитики снизили прогнозы по продажам PSVR за 2016 год с 2,6 миллионов устройств до 750 тысяч.
 
 
PSVR в каком-то смысле стал заложником политики Sony и сложившейся на консольном рынке ситуации. Компания Sony запускала консоль PS4 Pro и была вынуждена конкурировать с набравшим обороты Xbox One. «Хуан» после появления ревизии Xbox One S начал навёрстывать упущенное с пугающей скоростью. Sony сделала ставку на расширение пользовательской базы PS4 и продвижение PS4 Pro, а не на попытки продать владельцам своих консолей новое периферийное устройство. Шаг логичный и понятный. Всё-таки война с Xbox One не закончена.
 
Вопрос насчёт будущего PSVR остаётся открытым. Если Sony представит выгодные предложения для крупных торговых сетей и комплекты со шлемом виртуальной реальности по привлекательным ценам, будет выпускать качественные и интересные игры для него, то у устройства появится шанс на светлое будущее. Однако Sony может пустить перспективную наработку в свободное плавание и не обеспечивать её должной поддержкой. Без крепкой опоры в лице платформордержателя и стабильного притока пользователей PSVR рискует превратиться в «инди-болото» с проектами сомнительной ценности.
 
Опыт закапывания замечательных начинаний у Sony, увы, имеется. В 2016 году про PS Vita вспомнили лишь на PlayStation Experience в декабре. В рамках мероприятия было представлено несколько проектов для этой консоли. Эксклюзивов, способных продать платформу, среди них не наблюдается. 
 
Microsoft не только вернулась в консольную гонку, но и небезуспешно продвигает идею объединения Windows 10 и Xbox в цельную экосистему. Не все версии игр от Microsoft для Windows 10 отличаются хорошей оптимизацией (Forza Horizon 3, Gears of War: Ultimate Edition). Правда, есть и положительные примеры в лице Forza 6 Apex и Gears of War 4. Стоит помнить, что Microsoft находится в начале пути и ещё много предстоит сделать.
 
 
Nintendo не лезла в разборки «старших братьев» и небезуспешно дебютировала на мобильном рынке с Super Mario Run для iOS (версия для Android появится позже). До этого был феномен Pokemon GO, но к этому проекту Nintendo имеет опосредованное отношение. Nintendo владеет около 33% акций The Pokemon Company, которая занималась Pokemon GO совместно с Niantic. Пока бренды Nintendo и её партнёров прекрасно себя чувствуют в этом сегменте.
 
Новая консоль от Nintendo не собирается напрямую конкурировать с PS4 и Xbox One. Switch является одновременно попыткой сделать достойного наследника 3DS и неплохую домашнюю консоль для проектов Nintendo. В новинке нет «инновационных» способов управления. Это достаточно простое решение, способное заинтересовать широкую аудиторию. 
 
 

Analysis

Прошедший год определённо порадовал. Из небытия вернулись кровавые шутеры. Нет ощущения переизбытка «песочниц», а издатели чаще вспоминают про грамотно выстроенные линейные приключения. Компании Techland (Dying Light: The Following) и CD Project Red (The Witcher 3: Blood and Wine) доказали, что не только Blizzard умеет делать великолепные дополнения. Независимые студии не перестают удивлять и стараются с умом пользоваться возможностями Kickstarter. Мультиплеерные боевики по-прежнему находятся в фаворе. 
 
Не все жанры радуют изобилием. Файтинги и гоночные игры представлены скудно (Street Fighter V и Forza Horizon 3 — вот и всё). Кинематографичная постановка в играх теряет актуальность. При этом далеко не все разработчики в состоянии сделать увлекательную механику, что оборачивается появлением унылых и невзрачных проектов. Такова современная индустрия: на каждую позитивную подвижку приходится неприятная оговорка.
 
На «железном» фронте не случилось прорыва в виртуальную реальность. В новое измерение отправилась только сравнительно небольшая группа энтузиастов. Они готовы заплатить за VR-устройство, а потом смириться с его недостатками, ограничениями и скудным жанровым разнообразием.
 
Во второй половине 2016 года с новой силой разгорелось противостояние между Xbox One и PS4. Microsoft предложила дешёвую и компактную консоль Xbox One S, а Sony — производительную PS4 Pro. В 2017 году ожидается появление Xbox Scorpio, что Sony вряд ли оставит без внимания. Битва обещает быть жаркой. На этом фоне интересно наблюдать за Nintendo, избегающей прямой конфронтации с другими платформодержателями.
 

Какая игра (за последние 5 лет) НА САМОМ деле заслуживает 10/10?

  • 3%
  • 3%
  • 2%
  • 9%
  • 15%
  • 5%
  • 1%
  • 2%
  • 43%
  • 2%
  • 16%
  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
2017

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.