Например

Особое мнение: о расизме и провале Watch Dogs 2

 
 
Судя по данным из Великобритании, Watch Dogs 2 продаётся из рук вон плохо. Игра только-только поступила в продажу, а уже рискует вылететь из десятки. И это несмотря на то, что общее качество сиквела значительно лучше того безобразия, что мы наблюдали в первой части, продажи которой составили внушительные 9 млн копий. 
 
Подробности о Watch Dogs 2 вы можете узнать из нашего обзора, не о них речь. Сейчас стоит поговорить о фундаментальной ошибке Ubisoft. Неверный выбор протагониста во многом объясняет плохие продажи.
 
Начнём с простой аксиомы: американская индустрия развлечений пропитана расизмом. Зритель голосует рублём за то, что он хочет видеть на экране. Не получается угодить всем и сразу, поэтому есть разные жанры: мелодрамы, триллеры, хорроры, боевики, детективы и т. д. Но в качестве ориентира выбирается усреднённый образ, с которым большая часть зрителей себя хочет ассоциировать. Чаще всего это белый мужчина средних лет. Или белая девочка, которая мечется между двумя влюблёнными в неё мальчиками. Или компания ребят, где первую скрипку играют белые. Один из них на всякий случай может оказаться геем. Так должно быть, если создатель хочет, чтобы его продукт принес максимальную прибыль, но его не обвинили в расизме или нетерпимости к меньшинствам.
 
«Титаник» провалился бы в прокате, если бы вместо Леонардо Ди Каприо с Кейт Уинслет зажигал чёрный парень. Это касается и «Аватара», и «Гарри Поттера», и «Пиратов Карибского моря». Никто бы не поверил в чёрного Бэтмена или Железного человека, Тора или Гэндальфа.
 
Если проследить цепочку самых кассовых фильмов, то герои или команды героев создаются примерно по одному шаблону: белые ребята с чёрными на подхвате. Даже если доходит до абсурда. Даже если это исторический фильм про Средневековую Европу. Чёрные есть везде, но всегда на вторых ролях. И подобные шаги только подчёркивают американские социальные проблемы. Именно американские, поскольку у остальной части света нет глубинного комплекса вины перед неграми.
 
 
Премию «Оскар» давно обвиняют в расизме. Чёрные актеры в номинациях появляются крайне редко, поскольку основная масса высокобюджетных фильмов делается по вышеописанному принципу: максимальное количество зрителей должно себя ассоциировать с протагонистом, который воплощает их фантазии. Герой-любовник, безбашенный задира, социопат-извращенец — люди любят, когда человек на экране претворяет их тайные желания. 
 
Да, протагонист может быть теоретически любой расы — но только если это оправдано сценарием и укладывается в простую формулу расовых стереотипов. Азиаты владеют боевыми искусствами. Чёрные боксируют на ринге или играют в баскетбол. Иногда появляются русские как отдельная дикая раса, представители которой рождаются в тельняшках и валенках. За голливудскими фильмами порой смешно наблюдать: насколько их характер зависит от желания заработать. Когда прокат в Китае начал приносить сотни миллионов долларов, сильно изменилось и отношение к нему в блокбастерах. 
 
Несмотря на то, что количество чернокожих актеров велико, из них единицы узнаваемы, и ещё меньше получают главную роль. Конечно, если это не тематическая картина, посвящённая расовым проблемам или высмеивающая стереотипы о неграх. Исключением из всех правил является Уилл Смит — один из самых высокооплачиваемых голливудских актёров, невероятно обаятельный, которому повезло унаследовать от отца очень необычный разрез глаз. 
 
 
Отсюда мы переходим к Watch Dogs 2, поскольку игровая и киноиндустрия исповедуют, на самом деле, идентичный принцип, когда речь заходит о выборе протагониста. Правда, создатели игр обладают куда большей свободой, поскольку могут предложить пользователям возможность самим вылепить своего героя, какой угодно расы, внешности и даже сексуальной ориентации.
 
Возможность выбора убирает рамки. Ваш герой может быть белым, чёрным, да хоть серо-буро-малиновым с розовыми ушами. Он может быть натуралом или содомитом, маньяком или миролюбивым парнем. Вы отыгрываете ту роль, какая вам ближе, и не чувствуете дискомфорта от неприятных вам поступков. Да, во многих играх от Bioware протагониста можно сделать геем, но узнают об этом лишь те, кто целенаправленно идёт в объятия мускулистых качков. Да, в играх от Ubisoft систематически мелькают разнообразные сексуальные меньшинства, включая трансгендеров, но никто не принуждает ассасинов к более тесным знакомствам с тамплиерами. 
 
Если создание героя невозможно, то разработчики предпочитают или не показывать нам лицо протагониста (Half-Life, DOOM, Halo), или идут по пути Голливуда, превращая его в белого крутого парня (или в белую крутую девушку). Если мы будем вспоминать самых известных героев в игровой индустрии, то это Гордон Фриман (Half-Life), Кратос (God of War), Натан Дрейк (Uncharted), Маркус Феникс (Gears of War), Солид Снейк (Metal Gear Solid), Лара Крофт (Tomb Raider), Сэм Фишер (Splinter Cell) и прочие, и прочие. 
 
В истории игровой индустрии лишь один раз за всё время был чернокожий протагонист, и игра при этом получила всемирную известность — Grand Theft Auto: San Andreas. Но там выбор героя был обусловлен заданной темой. Нам показывали чёрное гетто, странную и чуждую многим субкультуру, причём с немалой долей сатиры и иронии. Это было очень интересно. 
 
 
К сожалению для всех толерантных романтиков, которые пытаются пропагандировать доброе, светлое, вечное, люди мыслят стереотипами. В качестве примера можно затронуть больную для США тему, когда полицейские убивают чёрных лишь за то, что они чёрные, вне зависимости от их возраста и социального положения. Исследования на эту тему утверждают: люди могут говорить что угодно по поводу равенства и братства, но когда на принятие решения отводятся доли секунды, когда в дело вступает подсознание, люди видят в неграх угрозу.
 
Пример Watch Dogs 2 показывает, что не следует бороться с течением и делать вид, что проблемы не существует. Когда вы создаёте игру, то должны нарисовать тот образ, который понравится большинству. Ещё лучше — дайте людям несколько героев (как в Grand Theft Auto V) или редактор в руки, пусть они сами себе нарисуют что-нибудь по вкусу (как в играх серии Saints Row). 
 
К сюжету и героям в играх следует относиться так же щепетильно, как в киноиндустрии, где люди рискуют десятками и сотнями миллионов долларов. Когда на кону стоят такие деньги, на первый план выходит холодный расчёт. Приходится объяснять, что вы хотите сказать, какую тему раскрыть, зачем вам именно такой герой, а не иной, почему он обладает именно этим набором черт, как сделать его запоминающимся. 
 
К примеру, в Mafia III у нас тоже чернокожий протагонист, но он чётко соответствует своему образу. Это злой негр, тренированный убийца, а вокруг него — Америка 60-х с её расовыми проблемами. Тема интересная. Жаль, что игра ерундовая.
 
Зато Watch Dogs 2 — игра хорошая. Но здесь чёрный хакер присутствует лишь для того, чтобы показать, что хакер может быть чёрным. Весь посыл. Точка.
 
И это не работает.
 
 

Герой в играх должен быть:

  • 41%
  • 2%
  • 3%
  • 24%
  • 1%
  • 20%
  • 8%
  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
2016

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.