13790

Главные события 2012 года

Этот год запомнился не только играми, но и интересными событиями. Много студий закрылось, некоторые обанкротились. Другие, напротив, сделали рывок вперед, нашли финансирование, где не ждали, сотворили нечто неожиданное и увлекательное. На консольном рынке появилась пара новых платформ. Одни издатели показали себя хорошо, ну а кто-то уронили планку. Да так, что она со всей силы ударила их по кончикам пальцев. Разочарования и сюрпризы, надежды и сомнения 2012 года — именно этому посвящается данный материал.

 

Запуск PS Vita

 
В феврале 2012 года состоялся выход портативной консоли нового поколения от Sony — PS Vita. Изумительное по характеристикам и возможностям устройство было, однако, встречено без энтузиазма. Несмотря на хорошую стартовую линейку игр. Несмотря на совместимость с системами PSP и (добавили позднее) PSOne. Даже несмотря на множество неигровых функций, которые теперь сделали консоль неплохой альтернативой планшетному компьютеру (разработчики со временем починили браузер, добавили приложения YouTube и социальные сервисы). 
 
Причиной прохладного приема стала высокая цена PS Vita (относительно конкурирующей 3DS), бедная комплектация, вынуждающая людей покупать дорогостоящие карты памяти, чтобы просто запускать игры, и недостаток самих игр. Точнее, игр как раз много, но это или японские хиты, то есть на любителя, или переосмысления проектов со старших консолей. 
 
Но компания Sony известна своей неторопливостью. Каждая новая платформа медленно набирает темп, раскручивается через силу, маркетинговый отдел беспорядочно стреляет во все стороны вместо того, чтобы сконцентрироваться на конкретной группе. Но в итоге платформа завоевывает значительную долю рынка. Так было с PSP, то же повторилось с PS3. Хочется верить, что и PS Vita в итоге удивит первыми строчками в хит-падах. Хотя бы Японии. Однако усилившаяся конкуренция со стороны смартфонов и планшетных компьютеров вполне может растереть тлеющую «жизнь» в прах.
 
 

Концовка Mass Effect 3, уход Музыки и Зищука из BioWare

 
Завершилась долгая трилогия Mass Effect, и финал этой космооперы вызвал шквал критики со стороны поклонников. Форумы были завалены гневными отзывами формата: «Нас обманули!», «Что это такое?!», «Почему всё так?!», «Разработчиков на мыло!» Да, финал действительно получился смазанным и притянутым за липкие от лапши органы. Но люди словно забыли про 30 часов замечательной игры до этого. Про эпичный размах, про отражение решений Шепарда на судьбах героев и галактики, про непростые дилеммы и многое-многое другое. Потоки желчи, ненависти и обвинения в BioWare во всех смертных грехах не умолкали даже после выхода расширенной концовки и уточняющих историю дополнений. 
 
Негатив, вылитый на BioWare, а также неприятности, связанные с онлайновой ролевой игрой Star Wars: The Old Rebublic, вынудили двух ведущих сотрудников студии уволиться. Рей Музыка (Ray Muzyka) и Грег Зищук (Greg Zeschuk), основатели BioWare, решили навсегда распрощаться с видеоиграми. 
 
 

Выход Diablo III

 
Эту игру ждали без малого 12 лет. Точнее, первые пару лет поклонники взахлеб играли в Diablo II, потом грызли сухой паек из многочисленных клонов, затем закончились и клоны, зато рынок наводнили корейские и китайские жвачки для масс и онлайна. Поэтому каждый слух о том, что Blizzard разрабатывает (или набирает людей для) Diablo III, вызывал болезненный энтузиазм у поклонников. 
 
Наконец Blizzard официально начала работы над Diablo III. Несколько лет делала, оттягивала, томила, мучила, наконец, выпустила… Ура! Но праздник длился недолго.
 
Diablo III очаровывал стилем и музыкой, предлагал все те же милые сердцу лабиринты и боссов-толстопузов. Из сундучков грудами падали шмотки, герой копил опыт, получал новые уровни, способности… И вот тут — сюрприз. Исчезло развития героя. «Прокачка» с распределением очков отсутствовала вовсе. Единственное, позволяли выбирать активные навыки и пассивные, как в каком-нибудь Call of Duty, а параметры героя зависели только от вещей, купленных на онлайновом Аукционе. Причем Аукцион со временем превращался в единственный источник хорошей брони и оружия, вынуждая игроков своими занебесными ценами утюжить знакомые уровни снова и снова, зарабатывая золото. Или они могли пройти в другой раздел Аукциона, чтобы купить там все за реальные деньги, отстегнув небольшой процент за сделку Blizzard. Несколько тысяч долларов — и вы одеты по последней моде! Только непонятно, перед кем гордиться и зачем это надо. Мультиплеера-то тут нет.
 
 

Sony и EA потеряли инициативу

 
Компания Sony в уходящем году продолжала политику «ковровой бомбардировки», выпуская игры самой разной направленности. Однако потенциально неплохие проекты пострадали от плохого позиционирования, желания сделать много и задешево, неумелого маркетинга.
 
Возрождённый Twisted Metal, а также необычный сплав стратегии и шутера Starhawk чувствовали бы себя куда увереннее в загружаемом секторе. Получились бы отличные мультиплеерные проекты, недорогие и глубокие. Но нет, к ним зачем-то пришили муторные, бессмысленные одиночные кампании, запихнули их на Blu-ray и выставили на продажу по полной стоимости. Неудивительно, что обе игры провалились. 
 
Sorcery — главный эксклюзив для контроллера PS Move на поверку оказался одноразовым пятичасовым приключением. Вот ему бы как раз дополнительный контент не помешал. Осенняя линейка игр для PS3 показала себя еще хуже, ставка на детскую аудиторию не сработала. LittleBigPlanet Karting, Wonderbook и Battle Royale, были раздавлены мощнейшими PR-машинами Black Ops 2, Halo 4 и Nintendo Wii U с ее Марио, из-за чего в период предрождественских продаж PS3 осталась без достойной поддержки. При этом все три потенциально сильных эксклюзива, которые могли бы привлечь внимание покупателей (God of War: Ascension, The Last of Us, Beyond: Two Souls), были перенесены на 2013 год.
 
Компания Electronic Arts тоже показала себя не лучшим образом. Syndicate напоминал слепленный в рекордно короткие сроки боевик на популярную тему кибер-панка. Новая часть «Медали за отвагу» из военной драмы превратилась в безликий милитаристический шутер, коротко стриженный «под Modern Warfare 3». Сериал Need For Speed тоже продолжает лихорадить. Ну не получается у Criteron Games органично соединить аркадные гонки и боевик на колёсах. Отдайте им Burnout, и пусть студия дальше делает то, что у нее лучше всего получается. Или Black 2. Black 2 даже предпочтительнее.
 
Проект Star Wars: The Old Republic не сумел составить конкуренцию World of Warcraft, несмотря на громкое имя и агрессивную рекламную кампанию. Игра стремительно теряла аудиторию, и в ноябре 2012 году издательство приняло решение перевести её на условно бесплатную основу. Это же повторилось и с другой массовой онлайновой ролевой игрой The Secret World, создателям которой вскоре после выхода тоже пришлось урезать аппетиты и отказаться от платной подписки. 
 
Стоит вспомнить и сандал вокруг концовки Mass Effect 3, а также анонс и выход дополнения, более полно раскрывающего суть трех финальных выборов. Стало ясно, что разработчикам просто не хватило времени на полировку проекта, чтобы без спешки свести все линии и ответить на важные вопросы. 
 
На этом фоне особенно заметны достижения подразделения EA Sports, возглавляемого Питером Муром. Спортивные сериалы развиваются, улучшаются и хорошо продаются. Из небытия возвращаются забытые имена – SSX, FIFA Street. Ну а отмена почти готового NBA Live! 13 говорит о том, что компания не желает тратить ресурсы на заведомо проигранный бой с NBA 2K13. 
 
По сети уже прошёл слух о том, что Питер Мур может сменить Джона Ричителло, нынешнего главу EA. Эту информацию быстро опровергли, но, как известно, дыма без огня не бывает.
 
 

Возрождение Ubisoft

 
Сюрпризом 2012 года стало издательство Ubisoft. Этому поспособствовали мощная линейка игр и исправление ошибок прошлого. Словосочетание «песочница от Ubisoft» уже не означает «красивый мир с однотипным наполнением». Assassin’s Creed 3 и Far Cry 3 предлагают увлекательный сюжет и превеликое множество побочных занятий. Ghost Recon: Future Soldier стал настоящим подарком для любителей командных тактических шутеров. Даже I am Alive нашёл своих почитателей благодаря атмосфере и удачно выбранному формату загружаемой игры. 
 
В отличие от других сторонних издателей, Ubisoft единственная поддержала эксклюзивами новые консоли. Обладатели PS Vita получили замечательные Assassin’s Creed 3: Liberation и Lumines: Electronic Symphony, а также специальную версию Rayman Origins. Для Wii U вышел инновационный (благодаря управлению) хоррор на выживание ZombiU и готовится Rayman Legends
 
Анонсированная на выставке E3-2012 игра Watch Dogs наглядно продемонстрировала, что французская компания не разучилась удивлять свежими идеями. 
 
 

Год Kickstarter

 
Многие разработчики сейчас уходят из-под контроля издателей. Называются разные причины — семья, усталость, решение заняться чем-то другим. Нас же интересует другая: желание создать что-то своё вопреки указке продюсеров. Но на это тоже нужны деньги. И неожиданно лучшим источников финансирования для небольших студий оказалась компания Kickstarter, которая позволяет выступить перед публикой со своим проектом, запросить определенную сумму денег, а потом ждать ответной реакции. 
 
В этом году игровую индустрию буквально «порвало», когда Тим Шафер из студии Double Fine через Kickstarter попросил у поклонников поддержи для создания некой приключенческой игры. Учитывая заслуги создателя Full Throttle, Grim Fandango и Psychonauts, общая сумма сбора в итоге сложилась во впечатляющие 3,3 млн. долларов. И покатилось. InXile Entertainment собрала 2,9 млн. на разработку тактической ролевой игры Wasteland 2 в духе «старой школы». Obsidian Entertainment получила 3,9 млн. долларов на Project Eternity, фентезийную ролевую игру. И много, много кому еще повезло. 
 
Но наибольшего успеха добилась компания OUYA, которой удалось получить через Kickstarter 8,6 млн. долларов на создание миниатюрной игровой консоли на базе ОС Android. 
 
Об эффективности такого способа финансирования пока говорить рано, ни один из проектов «миллионников» еще не вышел. Но, к примеру, игра FTL Faster Than Light, собравшая в Kickstarter 200 тыс. долларов, уже поступила в продажу и стала одной из лучших стратегических игр года. 
 
 
 

Неудачи с Resident Evil

 
Resident Evil получил в 2012 году сразу две пробоины. Конечно, от Operation Raccoon City не ждали ничего выдающегося и невысокое качество игры списывали на неопытных западных разработчиков, но всё равно результат получился гораздо ниже среднего. А вот полноценная шестая часть от японских мастеров стала шоком для преданных поклонников, которые вместо логичного продолжения сериала получили подобие Call of Duty с неудобным управлением, затянутыми сценами и плохонькой графикой, которая мешала рассмотреть зомби не только ночью в темноте, но даже днем при ярком свете. Не удивительно, что продажи Resident Evil 6 оказались куда ниже ожидаемых. После первоначального всплеска, интерес к игре быстро угас.
 
Кто бы мог подумать, что Resident Evil: Revelations для 3DS, выполненная в духе классики, окажется куда качественнее своих старших собратьев. Ждем переиздания на другие платформы. 
 
 

Смерть студий

 
 
За прошедший год было закрыто или реструктуризовано почти два десятка студий! Мы отметим только наиболее известные. Sony расформировала авторов сериала WipeOut (SCE Studio Liverpool). Также под сокращения попала компания Zipper Interactive, создатель SOCOM, MAG, Unit 13. Не сумели уладить финансовые проблемы авторы Kingdoms of Amalur из 38 Studious, потянувшие за собой и своих партнеров из Big Huge Games. Разработчики Bully и Max Payne 3 из Rockstar Vancouver влились в состав другого внутреннего подразделения Rockstar. Hudson, компания подарившая нам Bomberman, теперь является просто «одним из внутренних подразделений» Konami. 
 
Также закрылись Project Sora (Kid Icarus: Uprising), Eurocom (007 Legends, GoldenEye 007: Reloaded), Radical Entertainment (Prototype, Prototype 2), BigBig Studios (Pursuit Force, MotorStorm: Arctic Edge, Little Deviants), Black Hole Entertainment (Armies of Exig, Warhammer: Mark of Chaos, Might & Magic Heroes VI) и многие другие. 
 
Наконец, THQ объявила себя банкротом. Один-единственный Darksiders II не оправдал ожиданий. Успеха прошлогоднего Saints Row: The Third (5,5 млн проданных копий) и THQ Humble Bundle (акция принесла компании 5 млн. долларов) оказалось недостаточно для спасения. Сейчас судьба популярных брендов зависит от того, кто их выкупит у THQ. 
 
 

Победа Веста и Зампеллы в тяжбе с Activision

 
Один из самых резонансных конфликтов в игровой индустрии между Activision и создателями Modern Warfare 2 завершился в пользу последних. О подробностях достигнутого в суде соглашения ничего не известно. На публике каждый, как говорится, остался при своем мнении. Но Activision пришлось расплатиться с Джейсоном Вестом (Jason West), Винсом Зэмпеллой (Vince Zampella) и, возможно, ещё с кем-то из обиженных увольнением разработчиков.
 
 

Пустой Игромир 2012

 
Позапрошлогодний Игромир был хорош ровно настолько, насколько плох последний. Electronic Arts проигнорировала Игромир-2012, Sony и Microsoft выставили несколько стендов и не стали проводить пресс-конференции, 1C-СофтКлаб тоже не радовала новинками. Вообще новинок и представителей иностранных студий было мало. Кто хоть сколько-нибудь интересовался видеоиграми, тот вряд ли нашел на шоу-выставке что-то интересное для себя. Кроме Nintendo. 
 
Nintendo было много: две огромные площадки, на которых публика щупала 3DS и новую Wii U. Компания решила взяться за российский рынок всерьез: провела длинную пресс-конференцию, огласила цены, нашла еще одного дистрибутора, запустила русский eShop. Как говорится, отдувалась за всех. Если бы не Nintendo, то посетителям выставки пришлось бы ограничиться только кучей стендов с условно-бесплатными играми и кафетерием на втором этаже. 
 
Как бы ситуация не повторилась на Игромире-2013.
 
 

Epic Games покидают ведущие сотрудники

 
 
Студия Epic Games (разработчики популярного графического движка Unreal Engine, сериалов Unreal и Gears of War) столкнулись с кадровыми проблемами. Летом студию покинул исполнительный продюсер Gears of War 3 Род Фергюссон (Rod Fergusson). Осенью на вольные хлеба отправилась куда более знаковая фигура, ведущий геймдизайнер студии – Клифф Близински (Cliff Bleszinski). Вскоре свой пост покинул и президент Epic Games, Майк Каппс (Mike Capps). 
 
Клифф объяснил свой уход желанием поработать над чем-то кроме Gears of War, Майкл мотивировал решение семейной жизнью. Однако такое развитие событий можно объяснить и туманным будущим компании. 
 
В начале текущего поколения у движка Unreal Engine 3 практически не было альтернатив. Моторчик Epic Games работал на трёх разных платформах (PS3, Xbox360, PC), демонстрировал неплохую картинку и был прост в освоении. Сейчас же все крупные издатели обзавелись своими движками, которые превосходят Unreal Engine 3 практически во всем. Более того, Anvil Next, Dunia Engine 2, Frostbite 2, Cry Engine 3 гордо именуются «Next Gen Ready». Другими словами, на их основе планируется создавать игры для следующего поколения консолей. Это означает, что перспективы Unreal Engine 4, мягко говоря, не радужные.
 
Помимо прочего, в этом поколении студия в первую очередь ассоциируется с Gears of War. Попытка запустить новый сериал Bulletstorm потерпела фиаско. Unreal Tournament 3 не оправдал ожиданий поклонников. Сериал Infinity Blade для iOS и проект Shadow Complex – игры иного порядка значимости. Стоит Microsoft прекратить поддержку Gears of War, как Epic останется без собственных сильных брендов.
 
 

Steam расширяется

 
Valve Software при помощи своего сервиса цифровой дистрибуции буквально спасла загибавшийся после выхода Xbox 360 и PS3 рынок компьютерных игр. Steam стал объединяющей платформой для сотен и сотен проектов, а заодно гигантской базой данных с роликами, скриншотами и описаниями. Вскоре появились трофеи, форумы и группы по интересам. Многочисленные распродажи и гибкая ценовая политика, учитывающая региональные особенности, увеличили привлекательность Steam для игроков. Если раньше компьютерные игры пугали настройками, патчами, техническими проблемами на пустом месте, а консольные порты грешили отвратительной оптимизацией, то теперь всё изменилось, рутинные действия выполняются автоматически. Даже японские издатели стали больше внимания уделять компьютерному рынку.
 
Еще одной привлекательной особенностью Steam является его мультиплатформенность. Играть можно из-под Windows и MacOS, сейчас идет тестирование на Linux. Существуют удобные приложения для смартфонов и планшетов на базе Android и iOS, позволяющие общаться с друзьями и совершать покупки.
 
Наконец, чтобы сделать Steam привлекательнее для консольных игроков, Valve реализовала интерфейс Big Picture, адаптированный для управления геймпадом. Благодаря этому стало возможным наслаждаться процессом на большом экране телевизора, без необходимости бегать к компьютеру, чтобы переключать функции мышкой. 
 
Но похоже, что это только первые шаги в новом направлении. Valve Software обнародовала планы по созданию Steam Box — узкоспециализированного компьютера для гостиной с предустановленным сервисом Steam. Фактически, это игровая консоль, которая сохраняет при этом функции компьютера. Так что в будущей войне Sony, Microsoft и Nintendo вполне может появиться еще один неожиданный участник. И, кстати, нельзя исключать из списка OUYA. Тоже забавная консоль, дешевая и открытая для разработчиков. 
 
 

Запуск Wii U

 
На Игромире-2012 много говорилось о том, что российский рынок теперь находится в центре внимания Nintendo. Возможно так и есть, но отечественные партнеры этому препятствуют. Во-первых, выход Wii U в России перенесли почти на месяц — пришлось ждать 21 декабря, чтобы консоль «нового поколения» появилась в магазинах. Во-вторых, заявленная стоимость устройства увеличилась. Хорошо хоть ключевые игры оказались полностью переведенными на русский язык. Даже Super Mario Bros. U.
 
У запоздавшего выхода Wii U в России был только один плюс: наши люди были морально готовы столкнуться с тем, обо что уже набили шишки европейцы и американцы. Например, многочасовое обновление системы с риском получить «кирпич», если в процессе установки выключится электричество. Мучительно долгое переключение между приложениями. Не слишком-то похорошевшие мультиплатформенные игры не показывали никаких преимуществ нового геймпада со встроенным экраном по отношению к традиционным контроллерам. Игры «для взрослых» в электронном магазине eShop доступны только с 23:00 до 03:00. Ну и дальше по мелочам. 
 
Консоль продавалась, магия Nintendo работала, но старт едва ли можно назвать успешным. Слишком много странностей и досадных ограничений; мизерная функциональность (особенно если сравнивать с современными PS3, Xbox 360 и PS Vita); неубедительная стартовая линейка эксклюзивных игр, лишь одна из которых дает ответ на вопрос, зачем нужен геймпад с экраном. Такое ощущение, что Wii U целиком создавалась под нужды ZombiU, разработчики которой использовали, кажется, все возможности консоли. 
 
Сейчас у консоли неопределенное будущее. Очевидна слабая поддержка со стороны сторонних издателей. Практически все главные мультиплатформенные игры 2013 года проходят мимо Wii U. Сама Nintendo не спешит радовать анонсами нового Metroid или The Legend of Zelda. Все решит 2013 год, когда Sony и Microsoft представят наконец свои консоли нового поколения. Или не представят. Тогда Nintendo сможет спокойно выдохнуть и дальше штамповать свои сказки про Марио и Луиджи. 
 
 

Майя ошиблись, она все еще вертится

В связи с чем поздравляем с наступающими праздниками и Новым годом.
 
Над материалом работали:
Виталий Казунов
Михаил Шкредов
 
  • Анонсы Gametech.Ru через Twitter
  • База данных игр для PS3
  • Как и где покупать игры для консолей
  • Экспорт обновлений
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
2012

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.